Файл: Сиразутдинов А.М. Основные показатели промышленных кондиций на руды цветных металлов.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.06.2024

Просмотров: 102

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

к р и т е р и я о п т и м а л ь н о с т и я в л я ю т с я р а в н о ­ с и л ь н ы м и и о п р е д е л е н и е о п т и м а л ь н о г о з н а ­ ч е н и я б о р т о в о г о с о д е р ж а н и я м е т а л л а в р у ­ д е п р о и з в о д и т с я п о м и н и м а л ь н о й с у м м е о т ­ к л о н е н и й к а ж д о г о и з к р и т е р и е в о т и х о п т и м а л ь н о г о з н а ч е н и я .

Для каждого из критериев оптимальные значения бор­

тового содержания

металла

в

руде

будут разными,

т. е..

аб1 Ф а б 2 Ф а б З •

 

 

 

 

 

 

 

различная,

пере­

Имея в виду, что размерность I\,

1%, h

ходим к их относительным оценкам.

Обозначим

через б/i,

672 , 67з относительные

отклонения

критериев

от

их

 

опти­

мальных значений. Тогда будем иметь

 

 

 

 

 

гч т*

^ l i ^ i m i n

л 7-

^2max

^21

;

* г

"^Зтах

^3i

 

„ о т

o 7 i = : j

 

; o i

2 = — j

 

 

°-<з= — j

 

 

 

,(137)

 

J l m i n

 

•'гшах

 

 

•'Зшах

 

 

где

In,

Izi,

I31

— значения

критериев

оптимально­

 

 

 

 

сти для любых значений бортово­

 

 

 

 

го содержания, отличных от опти­

 

 

 

 

мальных ;

 

 

 

 

 

 

 

Iimin,

72 m ax> 7зтах—значения

критериев

оптимально­

 

 

 

 

сти

для

оптимальных

значений

 

 

 

 

бортового

содержания

по

данно­

 

 

 

 

му критерию.

 

 

 

 

 

Наша

цель

состоит

в том,

чтобы

отыскать

такое

значе­

ние бортового содержания о.б, при котором было бы достиг­ нуто требование

81 =

minCSIi - f SI2 +

3I3 ).

 

(138)

Отыскание минимума суммы отклонений по всем крите­

риям заключается в построении изменения

61),

6I2, 673 на

 

 

 

 

з

графике и нахождении

суммарной

кривой

61=

^] о / ; б )^

Минимум значения 61 в стационарной точке кривой харак­ теризует оптимальное значение бортового содержания ме­ талла в руде по трем критериям.

Графический метод является простым, но он менее то­ чен, так как промежуточные значения критериев I\, 72 , h в пределах изменения бортового содержания металла в руде-

от ссб до а б берутся из графиков.

175-


Наиболее точен способ решения задачи с помощью ЭВМ. Он заключается в том, что в интервале изменения от а6 до

-

v

аб

определяются все три критерия оптимальности. Маши­

ной отыскивается каждое требуемое значение критерия (ми­ нимум и максимум). Относительно этого значения опреде­ ляется 81 по каждому критерию, затем — их сумма. По минимальной сумме отклонений по каждому критерию и выбирается оптимальное значение бортового содержания металла в руде.

Определение оптимального значения бортового содер­ жания металла в руде на основе решения по трем или более критериям оптимальности позволяет более объективно учи­ тывать различные показатели и более обоснованно прини­ мать решения по выбору оптимального варианта.

Экономико-математическая модель по коэффициенту общей экономической эффективности капитальных вложе­

ний для проверки полученных

значений

а6 представляется

в виде

 

 

 

-Коб;

ЭНОРМ 5

 

(139)

где ПТОЛ1 — годовая прибыль

при разработке

месторож­

К o 6 i '

'норм

дения, млн. руб.; общие капитальные вложения на разработку

месторождения, млн. руб.; нормативный коэффициент общей экономиче­

ской эффективности капитальных вложений, установленный для данной отрасли промыш­ ленности.

 

 

+ а

 

&1S

 

 

 

Pi

X

 

 

 

+

 

 

 

 

At

 

Ai

Ai + 0 , 0 1 a c p i ( l — щ ; o 6 i '

X

0,01ccc p j (1 —

щ | е 0 б Р . ч Д о

a9

+ ^

+ C,Ai)

+

+ (°ю +

^7 + С

ю ^ )

+

К

+ baAt)

+ (al2

+ ^ ) 0 , O l a c

p £ C M X

X f l -

£об* - £ м +

0,01 a c p i C p

 

>

Э а о р м "

( 1 4 ° )

176


Если контрольная проверка покажет, что коэффициент общей экономической эффективности капитальных вложе­ ний для оптимальных значений бортового содержания ме­ талла в руде по критериям I\, h, h будет ниже нормативно­ го, то необходимо произвести пересчет технико-экономиче­ ских показателей по новым кондициям или принять вариант, удовлетворяющий нормативному уровню, в ущерб показателям по другим критериям оптимальности.

В целом анализ исходных данных, влияющих на вели­ чину бортового содержания металла в руде, показывает, что использование математического аппарата и электронно-вы­ числительной техники позволяет увеличить число сравни­ ваемых вариантов, исключает субъективизм при выборе конечного варианта и в значительной степени ускоряет про­ изводство расчетов по определению промышленных конди­ ций.

1 2 - 1 2 1

Г Л А В А X I

УСТАНОВЛЕНИЕ ОПТИМАЛЬНОГО ЗНАЧЕНИЯ БОРТОВОГО СОДЕРЖАНИЯ МЕТАЛЛА В РУДЕ ПРИМЕНИТЕЛЬНО К МОНОМЕТАЛЛИЧЕСКОМУ И ПОЛИМЕТАЛЛИЧЕСКОМУ МЕСТОРОЖДЕНИЯМ

МЕДНОРУДНОЕ МЕСТОРОЖДЕНИЕ

Месторождение представлено залежами пластообразной формы, имеющими неправильные очертания и залегающи­ ми под углом 7—10°. Размеры рудных тел колеблются в широких пределах — от 0,1 до 2 кв. км, мощность — от 1,5 до 20 и более метров.

Ввиду рассеивания оруденения переходы богатых руд к бедным, а бедных к безрудным песчаникам весьма рас­ плывчаты и какие-либо четкие границы между ними от­ сутствуют.

Месторождение разрабатывается камерно-столбовой си­ стемой. В рудах содержится в основном медь, по бортовому содержанию которой оконтуривается месторждение.

В соответствии с принятыми принципами определения оптимального значения бортового содержания металла в руде выведены аналитические зависимости по месторожде­ нию (табл. 48).

При помощи приведенных зависимостей можно рассчи­ тывать основные технико-экономические показатели экс­ плуатации месторождения при различном бортовом содер­ жании металла в руде, пределы изменения которого наме­ чаются исследователем на основании опыта составления проектов промышленных кондиций.

Выбор оптимального значения бортового содержания меди в руде производится по основным технико-экономиче­ ским показателям, определенным приведенными выше за­ висимостями (7i, h, h, Э к п ) , согласно конкретным вариант­ ным значениям бортового содержания или с помощью ЭВМ.

178


Окончательный выбор оптимального значения бортово­ го содержания металла в руде производится с помощью од­ ного или нескольких критериев оптимальности по мини­ мальной сумме отклонения всех критериев от оптималь­ ных их значений.

Определение оптимального значения бортового содержа­ ния металла в руде путем составления таблиц и графиков для некоторых вариантных значений бортового содержания меди в руде связано с большим объемом ручного счета. При этом возможен пропуск какого-либо промежуточного вари­ анта бортового содержания металла в руде, обладающего лучшими показателями по сравнению с рассматриваемыми вариантами бортового содержания.

Для ускорения расчетов и увеличения числа рассматри­ ваемых вариантов оптимальный вариант бортового содер­ жания металла в руде определяется на электронно-вычис­ лительных машинах.

На рисунке 33 приведен алгоритм выбора оптимального значения бортового содержания металла в руде для медно­ рудного месторождения. Он предусматривает расчет по трем критериям оптимальности, коэффициенту • общей эко­ номической эффективности капитальных вложений, а так­ же комплексному методу расчета с минимальной суммой отклонений результатов.

Изменение бортового содержания металла в руде произ­ водится через определенный интервал, фиксируемый ма­ шиной. В нашем случае принимаются пределы изменения

бортового содержания металла в руде от 0,2 до 1,0%

через

интервал,

равный

0,05% меди,

т. е. 0,2;

0,25; 0,3;

0,35;

. . ; ; 0,9;

0,95;

1,0% в с е г о

семнадцать

значений.

При

этом нижний предел содержания металла в пробах опре­ делен исходя из бортового содержания металла в забалан­ совых рудах и несколько выше, чем в хвостах обргатительной фабрики.

Верхний предел бортового содержания меди' принят на основании его равенства минимальному промышленному со­ держанию в подсчетном блоке.

Программа для реализации алгоритма составлена с ис­ пользованием интерпретирующей системы стандартных программ ИС-2 для машины БЭСМ-ЗМ.

Каждое значение исследуемых величин . помещается • в

179