Файл: Синавина В.С. Оценка качества функционирования АСУ. (Исследование достоверности обработки информации).pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 27.06.2024
Просмотров: 81
Скачиваний: 0
схемы, а исправление их осуществляется по сигналу ошибки специальной исправляющей программой.
Технический прогресс в развитии вычислительной техники позволяет находить и другие пути решения. Так, создание вычислительной системы машин ИВМ мо дели 145 с памятью и логикой на интегральных схемах позволяет проще осуществлять распознавание и устра нение ошибок, чем при наличии памяти на магнитных сердечниках [13].
Одним из важнейших вопросов в использовании вы числительной техники является ее надежность. Техниче ские неисправности машин вызывают простои дорого стоящего оборудования и являются источниками многих ошибок в обрабатываемой информации. Насколько зна чительны эти отрицательные последствия технических неполадок в эксплуатации машин, можно видеть по сле дующим данным. При выборочном обследовании ряда
ВЦ выявлено, что |
из о.бщего числа |
простоя ЭВМ |
||
(15274 час) |
44,3% |
(6706 час) |
приходится |
на простои по |
технической |
неисправности |
машин. Особенно велики |
простои в ВЦ Черниговского завода синтетических во локон — 807 час (75%), в ВЦ Московского автомо бильного завода имени Лихачева — 1633 час (28,2%) и на ряде других ВЦ.'
Что касается ошибок в обрабатываемой информации,
вызванных |
неисправностями |
оборудования, то |
в главе |
II данной |
работы приведены |
соответствующие |
данные, |
из которых видно, что на 18 обследованных ВЦ удель ный вес ошибок по этой причине составляет значитель ную величину — 22,3%.
Технические неисправности машин в некоторой ча сти обусловлены недостаточным уходом за оборудова нием, его профилактикой, но многие технические неис правности являются следствием несовершенства конструкции машин и низких показателей их эксплуата ционных характеристик.
За относительно небольшой период времени развития электронно-вычислительной техники сделаны крупные шаги в совершенствовании конструкций машин и по вышении их эксплуатационных характеристик, особенно их надежности. Машины первого поколения ЭВМ (50-е годы), построенные на электронных лампах с небольшим объемом оперативной памяти и малым ассортиментом
168
периферийных устройств, уступили место машинам вто рого поколения (60-е годы), построенным на полупро водниковой технике, значительно улучшившей надеж ность и скорость работы, а также ассортимент и харак теристики периферийного оборудования. ЭВМ третьего поколения (70-е годы), построенные на базе интеграль ных схем', постепенно вытесняют машины второго по коления. Конструктивной основой ЭВМ четвертого поко ления будут являться большие интегральные схемы, так называемые БИСы, имеющие высокую степень интегра ции, т. е. количество логических элементов в одном фи зическом элементе, доходящее до сотен и даже ты сяч [13]. Перспективы создания таких машин, естествен но, в огромной степени улучшат все характеристики нынешних ЭВМ.
Как известно, в нашей стране ведутся работы по созданию электронно-вычислительных машин третьего поколения типа «Ряд», причем предусматривается вы пуск машин с различной производительностью (Р-10,1
|
|
|
|
|
|
Т а б л и ц а |
55 |
|
Оценка надежности вычислительных комплексов ЕС ЭВМ |
|
|||||||
|
|
|
Показатели надежности |
|
|
|
||
Модели |
существующий уровень |
|
в перспективе |
|
||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
То |
|
Кп |
|
Т0 |
'в |
Кп |
|
Р-20 |
89 |
1,0 |
0,95 |
-. |
Ä |
•*« |
м |
|
300 |
1,0 |
' 0,95 |
||||||
Р-30 |
65 |
1,0 |
0,95 |
|
290 |
1,0 |
0,95 |
|
Р-40 |
40 |
1,0 |
0,95 |
' |
230 |
1,0 |
0,95 |
|
Р-50 |
33 |
1,0 |
0,95 |
175 |
1,0 |
0,95 |
||
Р-60 |
15 |
1,0 |
0,95 |
|
125 |
1,0 |
0,95 |
|
где Го — время наработки на отказ, час; |
час; |
|
|
|||||
і в — время восстановления всех п |
устройств, |
вычислений |
||||||
Кп — коэффициент полезной работы ЭВМ в режиме |
||||||||
|
в течение суток. |
|
|
|
|
|
|
|
1 До |
появления |
интегральных |
схем |
каждый |
логический |
эле |
мент ЭВМ, служащий для запоминания и преобразования одного бита информации, состоял из нескольких физических элементов (полупроводниковых диодов и триодов, сопротивлений, емкостей и др.). В противоположность этому интегральная схема, являясь
одним физическим элементом, заключает в себе несколько логических элементов ([13].
169
Р-20, Р-30, Р-40, Р-50, Р-60) и быстродействием (от 5 до 500 тыс. операций в секунду).
Технические характеристики надежности машин типа «Ряд» показаны в табл. 55.
Следует отметить, что приведенные в табл. 55 пер спективные данные получены расчетным путем и дают приближенную оценку надежности. На этапах проекти
рования, конструирования, изготовления |
и испытания |
конкретных устройств эксплуатационная |
надежность |
будет несомненно повышена, и в первую |
очередь за |
счет разработки схемных и-программных методов конт роля с учетом использования опыта конструирования лучших зарубежных машин (например, ИБМ-360 или вычислительного комплекса Nice X — США), в которых около 10—15% элементов комплекса используется для самоконтроля и отыскания неисправностей.
С точки зрения рассматриваемой проблемы повыше ния достоверности обрабатываемой информации в при веденной табл. 55 особый интерес представляет показа тель (Г0), характеризующий величину сбоев в работе ЭВМ.
Сбои происходят из-за внешних и внутренних факто ров и являются кратковременным самоустраняющимся нарушением функционирования аппаратуры ЭВМ.
К внешним факторам относятся колебания напряже ния в питающей сети, воздействие вибрационных и удар ных нагрузок и т. п., к внутренним, вызывающим сбой, следует отнести колебания выходных параметров схемы ЭВМ из-за случайных колебаний параметров радиодета лей, образующих схему, изменения электрических нагру зок, несинхронности работы отдельных устройств ЭВМ и наличия различного рода временных сдвигов и т. п. По следствием сбоя обычно является появление ошибок в выполнении программы.
Ошибки могут проявляться как в нарушении установ ленной последовательности выполнения команд програм мы (сбои хода программы), так и в неправильном выполнении машиной отдельных операций или же в ис кажении данных, хранящихся в памяти электронно-вы числительных машин.
Конечным результатом сбоев обычно является иска жение выходной информации ЭВМ или же зацикливание ее программы. Последнее практически означает прекра-
170
щемие выполнения машиной заданных функций и, сле довательно, может рассматриваться как отказ ЭВМ.
Для защиты от сбоев в современных ЭВМ применя ются аппаратные и программные методы контроля, по зволяющие своевременно обнаруживать и исправлять ошибки в работе программы или же принимать специ альные меры по ослаблению влияния этих ошибок на дальнейшую работу ЭВМ.
От совершенства аппаратуры ЭВМ, осуществляющей контроль в определенной мере, зависит своевременность обнаружения и исправления ошибок, возникающих в ре зультате сбоя машины, возникновение которых в свою очередь зависит от совершенства конструкции самой ма шины. Именно на этом основании машины третьего по коления типа «Ряд», как более совершенные по своей конструкции по сравнению с существующими, должны привести к значительному снижению числа сбоев в ра боте ЭВМ, а следовательно, и числа ошибок в выходной информации ВЦ.
Для характеристики существующего положения со сбоями в работе ЭВМ ниже приводятся некоторые дан ные выборочного обследования ВЦ.
Втабл. 56 представлены данные по количеству сбоев
ивремени наработки насбой устройств ЭВМ «Минск22» за период эксплуатации более четырех лет (общая наработка — 11 457 час).
Т а б л и ц а 56 Данные о результатах эксплуатации устройств ЭВМ
|
Устройства |
|
|
|
|
|
1 |
МОЗУ |
ЕГ |
§ |
ЦПУ |
Показатели |
|
>> |
|
|
|
Количество сбоев . . . . |
28 |
4 |
3 |
|
|
Средняя |
наработка на |
409 |
2864 |
3819 |
— |
сбой, |
час ....................... |
НМЛ |
УПП |
ввл |
Ввод-вывод |
Итого по ЭВМ |
21 |
4 |
_ |
3 |
63 |
546 2864 |
— |
3819 |
182 |
Из табл. 56 видно, что около половины сбоев прихо дится на МОЗУ и треть — на магнитную ленту.
По даным анализа работы ЭВМ «Минск-22» на РВЦ Эстонской ССР в г. Таллине составлена табл. 57 време ни наработки на сбой по месяцам и по годам.
171