Файл: Синавина В.С. Оценка качества функционирования АСУ. (Исследование достоверности обработки информации).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.06.2024

Просмотров: 82

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

то

X

S

ч

\o

то

H ea

s

Й

і.

о

X

Xн

О) X

о

то

о.

»Xя хто Xг £ Си

£ о

2*&

2 §

° S >>2 а. £

0) О

Xто* - 'О

ТОСЪ

О.Ю

то о

X X

о н

с g

S ' О ,

йЭи

ю

х 2

l g S *

о

et

то

си

процесса

этап VI

технологического

этап V

этапам

IV

нормативов по

III 1 этап

расчетных

I

 

этап

отклонений от

этап II

Количество

этап I I

<-Н ЭШІ -эжэсіэио

(—)ЭНН -вавіэю

(+ ) ЗИН

•эжэйэио

(—)ЭНН -савіэю

(+) ЭНН

-эжэсіэио

( —) ЭНН -вавіэхо

(+) ЭНН

•эжэсіаио

(—) ЭШІ -ВаВАЭАО

(+) ЭНН -эжэсіэио

(—) ЭНН -ВЗВАЭАО

(+) ЗИН -эжэйэио

(—) ЭНН -вавіОАО

Нормативы

ю

J

1

2

1

1

W

т г

СО

16

14

15

—.

СП

00

17

9

10

N N W

И

16

16

11

10

8

7

8

10

14

4

8

4

14

10

01 й> Я)

гН CJ С*5

<; г; Й;

ю

СО

СП

ю

00

со

со

-

со

СП

СМ

ю

сч

со

CN

00

см

И т о г о ........................

151


Т а б л и ц а 54

Оценка эффективности методов контроля информации в ВЦ

п /п

1

2

3

И т о г о пу I

Шифр метода контроля

 

Исходные и расчетные данные

объем обработанной информации (в тыся­ чу знаков)

количество пропу­ щенных ошибок

частота ошибок (на 104 знаков)

норматив пропущен­ ных ошибок на этапе

10

1 029,0

13481

1,31

 

11

10358,0

6 259

6,05

 

12

22 859,0

44 536

1,97

 

по эта-

34 246,0

64 266

1,86

2,0

отклонения от норматива на этапе

отставание (-)

опережение (+>

4,05 0,69

0,03

0,14

 

4

20

834,0

1248

14,8

 

13,3

 

5

21

61 865,0

12 339

2,0

 

0,5

 

6

22

37 690,0

2 841

0,76

 

0,74

 

7

23

528,0

 

 

 

8

24

13433,0

1 396

13,09

 

 

 

9

25

14 759,0

882

0,59

 

 

 

10

27

814,0

 

10,37

 

11

281

1 300,0

1543

11,87

 

 

12

• 282

832,0

499

6,0

 

4,5

 

13

283

702,0

1 599

2,22

 

0,72

 

14

284

109,0

 

 

 

И т о г о

по эта-

111 589,0

22 297

1,89

1,5

0,39

пу

II

 

 

 

7,39

 

7,32

 

15

30

1 400,0

1030

 

 

16

31

64 009,0

 

 

 

17

32

108 200,0

 

0,06

 

18

33

100 155

ПО

0,01

 

пу

И т о г о

по эта-

166265,0

1 140

0,07

0,07

0

III

 

 

1 409

1,84

 

0,51

 

19

41

7 636,0

 

 

20

42

29 941,0

513

0,17

 

1,16

 

21

43

3 660,0

581

1,59

 

0,26

 

22

44

3717,0

651

1,76

 

0,43

 

23

45

600,0

1 055

1,75

 

0,42

 

24

46

3120,0

588

1,80

 

0,47

 

25

47

1 267,0

144

1,20

 

0,13

 

26

48

2 374,0

432

1,80

 

0,47

 

И т о г о

по эта-

40218,0

5 373

1,33

1,33

0

пу IV

1$2


 

К

 

Ъ

 

tО-

 

X

 

о

СО

РС

п/п

о

t-*

 

и

 

£

 

О.

 

•В-

 

S

 

а

2750

2851

И т о г о п о э т а - пу V

2960

30б і

3162

3263

И т о г о по этапу V I

В с е г о

объем обработанной информации (в тыся­ чу знаков)

240,0

11 010,0

П 250,0

3 508,0

5617,0

І 22,0 611,0

9 759,0

373 727,0

Продолжение

Исходные II расчетные данные

 

 

количествопропуошибокщенных;

ошибокчастота (на 41 знаков)10

нормативпропущен­ ошибокных на этапе

отклонения

1отставание >-(1

опережение (+)

 

 

 

от норматива

на этапе

351

14,7

 

14,25

155

0,14

 

0,31

506

0,45

0,45

0

_

_

 

 

_

_

 

 

572,50

17

_ _ _ _

93 549 2,49 — — —

Вместе с тем некоторые ВЦ

(101, 108, 201, 202, 206,

207 и др.) идут с опережением

против

рассчитанных

нормативов, что подтверждает

реальную

возможность

достижения этих нормативов остальными ВЦ.

Особенно важно отметить, что на наиболее неблаго­ получном первом этапе приема входных документов, на котором основная масса ошибок не обнаруживается,

эти ошибки переходят на последующие

этапы, в

связи

с чем нами предложен жесткий норматив

пропущенных

ошибок — 2 *ІО-4. Некоторые ВЦ (101,

202, 207,

212)

не только достигли, но и улучшили указанный норма­ тив, что свидетельствует. об организации надежного и эффективного контроля входных документов указанны­ ми ВЦ.

Аналогично расчету нормативов по этапам техноло­ гического процесса произведен расчет нормативов по основным технологическим операциям обследованных ВЦ, результаты которого сведены в табл. 51. Как вид­ но из таблицы, нормативы по основным технологическим операциям не выходят в большинстве случаев за пре-

І53

\


деЛы рассчитанных нормативов по этапу. Исключение составляет операция вывода результатов решения за­ дачи ЭВМ иа печать, у которой частота ошибок состав­ ляет 22,9-ІО-4. Мы посчитали необходимым значитель­ но снизить эту величину и довести ее до 10,0-ІО-4, для чего ввели коэффициент ужесточения /Соп = 2,3. По ос­ тальным технологическим операциям частота ошибок является вполне приемлемой и поэтому может быть принята как норматив достоверности по. данной опера­ ции (/Соп= 1 ).

В табл. 54 показаны отклонения-количества пропу­ щенных ошибок различными методами контроля от нор­ матива пропущенных ошибок, рассчитанного в табл. 50.

Данные табл. 54 показывают, насколько тот или иной метод контроля обеспечивает выполнение рассчи­ танного норматива пропущенных ошибок на этапе. Со­ поставляя эти данные с табл. 41, в которой рассчитаны коэффициенты эффективности методов контроля (отно­ шение количества обнаруженных данным методом конт­ роля ошибок к сумме обнаруженных и пропущенных ошибок), можно получить законченное представление о методах контроля и целесообразности их применения в тех или иных точках контроля в технологическом про­ цессе обработки информации в ВЦ.

Для практического внедрения рассчитанных норма­ тивов в практику работы ВЦ необходима еще их апро­ бация и доработка. Основной вывод, который вытекает из предыдущего изложения, состоит в том, что разра­ ботка и внедрение указанных нормативов является вполне возможной и насущной задачей, решение кото­ рой будет в значительной мере способствовать повыше­ нию достоверности обрабатываемой информации.на вы­ числительных центрах.

§ 2. ОРГАНИЗАЦИЯ РАЦИОНАЛЬНОГО ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА ОБРАБОТКИ ИНФОРМАЦИИ

Одним из основных факторов, оказывающих сущест­

венное влияние

на достоверность обработки информа­

ции, является

уровень организации

технологического

процесса в вычислительном центре.

_

.154

От того, насколько правильно и рационально органи­ зован технологический процесс обработки информации в ВЦ, зависит большая или меньшая степень ее досто­ верности. Так, например, если технологией предусмат­ ривается проведение двухразового счета при решении некоторых задач, то в этом случае следует ожидать бо­ лее высоких показателей достоверности обработанной

.информации. То же самое можно сказать, если в техно­ логии обработки информации предусматриваются такие прогрессивные методы, как автокоррекция при решении задач и другие методы, рассматриваемые ниже. Нема­ ловажное значение для достижения высоких показате­ лей достоверности имеет правильная и рациональная организация контрольных операций в технологической цепочке обработки информации с точки зрения расста­ новки этих операций и подбора таких методов контро­ ля, которые были бы наиболее эффективными в этих точках контроля.

Таким образом, совершенно очевидно, что правиль­ ная и 'рациональная организация технологического про­ цесса в ВЦ является одним из основных путей повы­ шения достоверности обрабатываемой информации. Из этого заключения следует, что существует обратная связь между уровнем достоверности информации и вы­ бором технологического процесса ее обработки.

Проблема оптимального выбора технологического процесса обработки информации с учетом достижения комплекса показателей (включая и'заданный уровень достоверности) является самостоятельной проблемой, требующей отдельного изложения

В рамках этой работы мы можем остановиться лишь на некоторых аспектах данной проблемы, имеющих не­ посредственное отношение к вопросу повышения досто­ верности обработки информации в ВЦ.

Если проанализировать организацию технологиче­ ского процесса обработки информации в существующих1

1 ІВ НИИ ЦСУ СССР разрабатывается тема по выбору оптималь­ ного технологического процесса обработки информации ВЦ с учетом достижения заданных показателей. В основу разработки алгоритма’ такого выбора положена минимизация стоимостных и временных затрат на достижение заданных показателей при различных схемах построения технологического процесса и различных методах конт­ роля, имеющих разную трудоемкость и стоимостные затраты.

155


ВЦ, то нетрудно заметить их разнообразие, связанное главным образом с различным оснащением ВЦ, обору­ дованием и другими техническими средствами.

Естественно, что высказать здесь рекомендации по повышению достоверности обработки информации при­ менительно к каждой разновидности технологического процесса не представляется возможным. Поэтому мы выделяем типовой технологический процесс обработки информации, который является характерным для многих ВЦ при их нынешнем оснащении оборудованием и техническими средствами. Положив в основу исследова­ ния данный технологический процесс, мы получаем вместе с тем возможность рассматривать отдельные от­ клонения, характерные для работы некоторой части ВЦ. В основном эти отклонения или разновидности техноло­ гического процесса отличаются применением разных ме­ тодов контроля на отдельных этапах технологического процесса. і

Вместе с тем необходимо отметить, что даже в рам­ ках одного ВЦ технологический процесс обработки ин­ формации не является одинаковым для всех задач, ре­ шаемых в ВЦ.

Построение технологического процесса решения кон­ кретной задачи зависит от ее значения, объемов пере­ рабатываемой при этом информации, сложности алго­ ритмов, сроков и периодичности ее решения, состава и количества используемых технических средств, способов фиксации входной и выходной информации, принятых методов контроля и от ряда других факторов.

Таким образом, технологический процесс обработки информации в ВЦ следует рассматривать как совокуп­ ность технологических операций решения всех обраба­ тываемых задач, взятых в их взаимосвязи. Это учиты­ вается в типовом технологическом процессе обработки информации в ВЦ, в котором заключены возможные операции обработки для различного рода задач. Схема этого типового технологического процесса является соб­ ственно приближенной моделью, позволяющей рассмот­ реть методологические вопросы, связанные с достовер­ ностью обработки информации по этапам технологиче­ ского процесса (рис. 9).

Технологический процесс ВЦ с точки зрения мето­ дологического подхода к исследованию показателей до-

156

стоверпости обрабатываемой информации может быть разбит на три части. Первая часть состоит из подгото­ вительных этапов, вторая — из этапов машинной обра­ ботки и третья часть включает контроль и выпуск вы­ ходной информации.

Как видно из схемы, подготовительный этап включа­ ет такие технологические операции, как подбор, комп­ лектование и регистрация входных документов, подле­ жащих обработке, перенос информации на носители и ряд операций по формированию и содержанию условнопостоянной информации. На этом этапе предусматри­ вается ряд контрольных операций. Этап машинной об­ работки включает операции ввода программ, массивов условно-постоянной информации и исходных данных, ре­ шения задачи и вывода результатов решения при соот­ ветствующем программно-логическом контроле. Третий, заключительный этап технологического процесса состоит из ряда контрольных операций, операций размножения и передачи выходной информации заказчику.

Рассмотрим последовательно каждый из указанных этапов технологического процесса с точки зрения выяв­ ления имеющихся недостатков в его рациональной орга­ низации, влияющих на достоверность обработки инфор­ мации и определения рекомендаций по их устранению и повышению уровня достоверности.

На подготовительном этапе одним из решающих во­ просов правильной организации технологического про­ цесса является создание надежного контроля при при­ емке входных документов от заказчиков. В предыдущем ^ параграфе уже было отмечено, что у большинства ВЦЦ

такой контроль практически отсутствует,

так ~как свы-!>

ше 90_% ошибок, имеющихся в

информации заказчиков, Л

при приемке не обнаруживается и они

переходят

на

последующие этапы обработки

информации. Вместе

с

тем ошибки в первичных документах заказчиков при обработке информации в ВЦ составляют 30% от об­

щего числа обнаруженных ошибок (см. табл. 41).

По

своему характеру ошибки

в информации заказчиков

вызваны

в большинстве случаев небрежностью, незна-^

нием инструкций и требований ШД, низкой тпебпвятелк-W

ностью работииков”Ч31ХТГвходной информации и т. п.

*

Для

устранения этих

недостатков в .каждом В Ц 0

должен

быть значительно усилен контроль при приемке

157