Файл: Синавина В.С. Оценка качества функционирования АСУ. (Исследование достоверности обработки информации).pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 27.06.2024
Просмотров: 82
Скачиваний: 0
то
X
S
ч
\o
то
H ea
s
Й
і.
о
X
Xн
О) X
о
то
о.
»Xя хто Xг £ Си
£ о
2*&
2 §
° S >>2 а. £
0) О
Xто* - 'О
ТОСЪ
О.Ю
то о
X X
о н
с g
S ' О ,
йЭи
ю
х 2
l g S *
о
et
то
си
процесса |
этап VI |
технологического |
этап V |
этапам |
IV |
нормативов по |
III 1 этап |
расчетных |
I |
|
этап |
отклонений от |
этап II |
Количество |
этап I I |
<-Н ЭШІ -эжэсіэио
(—)ЭНН -вавіэю
(+ ) ЗИН
•эжэйэио
(—)ЭНН -савіэю
(+) ЭНН
-эжэсіэио
( —) ЭНН -вавіэхо
(+) ЭНН
•эжэсіаио
(—) ЭШІ -ВаВАЭАО
(+) ЭНН -эжэсіэио
(—) ЭНН -ВЗВАЭАО
(+) ЗИН -эжэйэио
(—) ЭНН -вавіОАО
Нормативы
ю |
J |
1 |
2 |
1 |
1 |
W |
т г |
СО |
16 |
14 |
15 |
—. |
СП |
00 |
17 |
9 |
10 |
N N W |
||
И |
16 |
16 |
11 |
10 |
8 |
7 |
8 |
10 |
14 |
4 |
8 |
4 |
14 |
10 |
01 й> Я)
гН CJ С*5
<; г; Й;
ю
СО
СП
ю
00
со
со
-
со
СП
СМ
ю
сч
со
CN
00
см
И т о г о ........................
151
Т а б л и ц а 54
Оценка эффективности методов контроля информации в ВЦ
№
п /п
1
2
3
И т о г о пу I
Шифр метода контроля |
|
Исходные и расчетные данные |
||
объем обработанной информации (в тыся чу знаков) |
количество пропу щенных ошибок |
частота ошибок (на 104 знаков) |
норматив пропущен ных ошибок на этапе |
|
10 |
1 029,0 |
13481 |
1,31 |
|
11 |
10358,0 |
6 259 |
6,05 |
|
12 |
22 859,0 |
44 536 |
1,97 |
|
по эта- |
34 246,0 |
64 266 |
1,86 |
2,0 |
отклонения от норматива на этапе
отставание (-) |
опережение (+> |
4,05 0,69
0,03
0,14
|
4 |
20 |
834,0 |
1248 |
14,8 |
|
13,3 |
|
5 |
21 |
61 865,0 |
12 339 |
2,0 |
|
0,5 |
|
6 |
22 |
37 690,0 |
2 841 |
0,76 |
|
0,74 |
|
7 |
23 |
528,0 |
— |
— |
|
|
|
8 |
24 |
13433,0 |
1 396 |
13,09 |
|
|
|
9 |
25 |
14 759,0 |
882 |
0,59 |
|
|
|
10 |
27 |
814,0 |
— |
— |
|
10,37 |
|
11 |
281 |
1 300,0 |
1543 |
11,87 |
|
|
|
12 |
• 282 |
832,0 |
499 |
6,0 |
|
4,5 |
|
13 |
283 |
702,0 |
1 599 |
2,22 |
|
0,72 |
|
14 |
284 |
109,0 |
— |
— |
|
|
|
И т о г о |
по эта- |
111 589,0 |
22 297 |
1,89 |
1,5 |
0,39 |
пу |
II |
|
|
|
7,39 |
|
7,32 |
|
15 |
30 |
1 400,0 |
1030 |
|
||
|
16 |
31 |
64 009,0 |
— |
— |
|
|
|
17 |
32 |
108 200,0 |
— |
— |
|
0,06 |
|
18 |
33 |
100 155 |
ПО |
0,01 |
|
|
пу |
И т о г о |
по эта- |
166265,0 |
1 140 |
0,07 |
0,07 |
0 |
III |
|
|
1 409 |
1,84 |
|
0,51 |
|
|
19 |
41 |
7 636,0 |
|
|||
|
20 |
42 |
29 941,0 |
513 |
0,17 |
|
1,16 |
|
21 |
43 |
3 660,0 |
581 |
1,59 |
|
0,26 |
|
22 |
44 |
3717,0 |
651 |
1,76 |
|
0,43 |
|
23 |
45 |
600,0 |
1 055 |
1,75 |
|
0,42 |
|
24 |
46 |
3120,0 |
588 |
1,80 |
|
0,47 |
|
25 |
47 |
1 267,0 |
144 |
1,20 |
|
0,13 |
|
26 |
48 |
2 374,0 |
432 |
1,80 |
|
0,47 |
|
И т о г о |
по эта- |
40218,0 |
5 373 |
1,33 |
1,33 |
0 |
пу IV
1$2
|
К |
|
Ъ |
|
tО- |
|
X |
|
о |
№ |
СО |
РС |
|
п/п |
о |
t-* |
|
|
и |
|
£ |
|
О. |
|
•В- |
|
S |
|
а |
2750
2851
И т о г о п о э т а - пу V
2960
30б і
3162
3263
И т о г о по этапу V I
В с е г о
объем обработанной информации (в тыся чу знаков)
240,0
11 010,0
П 250,0
3 508,0
5617,0
І 22,0 611,0
9 759,0
373 727,0
Продолжение
Исходные II расчетные данные |
|
|
||
количествопропуошибокщенных; |
ошибокчастота (на 41 знаков)10 |
нормативпропущен ошибокных на этапе |
отклонения |
|
1отставание >-(1 |
опережение (+) |
|||
|
|
|
от норматива |
на этапе
351 |
14,7 |
|
14,25 |
155 |
0,14 |
|
0,31 |
506 |
0,45 |
0,45 |
0 |
_ |
_ |
|
|
_ |
_ |
|
|
572,50
——
17 |
_ _ _ _ |
93 549 2,49 — — —
Вместе с тем некоторые ВЦ |
(101, 108, 201, 202, 206, |
|
207 и др.) идут с опережением |
против |
рассчитанных |
нормативов, что подтверждает |
реальную |
возможность |
достижения этих нормативов остальными ВЦ.
Особенно важно отметить, что на наиболее неблаго получном первом этапе приема входных документов, на котором основная масса ошибок не обнаруживается,
эти ошибки переходят на последующие |
этапы, в |
связи |
с чем нами предложен жесткий норматив |
пропущенных |
|
ошибок — 2 *ІО-4. Некоторые ВЦ (101, |
202, 207, |
212) |
не только достигли, но и улучшили указанный норма тив, что свидетельствует. об организации надежного и эффективного контроля входных документов указанны ми ВЦ.
Аналогично расчету нормативов по этапам техноло гического процесса произведен расчет нормативов по основным технологическим операциям обследованных ВЦ, результаты которого сведены в табл. 51. Как вид но из таблицы, нормативы по основным технологическим операциям не выходят в большинстве случаев за пре-
І53
\
деЛы рассчитанных нормативов по этапу. Исключение составляет операция вывода результатов решения за дачи ЭВМ иа печать, у которой частота ошибок состав ляет 22,9-ІО-4. Мы посчитали необходимым значитель но снизить эту величину и довести ее до 10,0-ІО-4, для чего ввели коэффициент ужесточения /Соп = 2,3. По ос тальным технологическим операциям частота ошибок является вполне приемлемой и поэтому может быть принята как норматив достоверности по. данной опера ции (/Соп= 1 ).
В табл. 54 показаны отклонения-количества пропу щенных ошибок различными методами контроля от нор матива пропущенных ошибок, рассчитанного в табл. 50.
Данные табл. 54 показывают, насколько тот или иной метод контроля обеспечивает выполнение рассчи танного норматива пропущенных ошибок на этапе. Со поставляя эти данные с табл. 41, в которой рассчитаны коэффициенты эффективности методов контроля (отно шение количества обнаруженных данным методом конт роля ошибок к сумме обнаруженных и пропущенных ошибок), можно получить законченное представление о методах контроля и целесообразности их применения в тех или иных точках контроля в технологическом про цессе обработки информации в ВЦ.
Для практического внедрения рассчитанных норма тивов в практику работы ВЦ необходима еще их апро бация и доработка. Основной вывод, который вытекает из предыдущего изложения, состоит в том, что разра ботка и внедрение указанных нормативов является вполне возможной и насущной задачей, решение кото рой будет в значительной мере способствовать повыше нию достоверности обрабатываемой информации.на вы числительных центрах.
§ 2. ОРГАНИЗАЦИЯ РАЦИОНАЛЬНОГО ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА ОБРАБОТКИ ИНФОРМАЦИИ
Одним из основных факторов, оказывающих сущест
венное влияние |
на достоверность обработки информа |
|
ции, является |
уровень организации |
технологического |
процесса в вычислительном центре. |
_ |
.154
От того, насколько правильно и рационально органи зован технологический процесс обработки информации в ВЦ, зависит большая или меньшая степень ее досто верности. Так, например, если технологией предусмат ривается проведение двухразового счета при решении некоторых задач, то в этом случае следует ожидать бо лее высоких показателей достоверности обработанной
.информации. То же самое можно сказать, если в техно логии обработки информации предусматриваются такие прогрессивные методы, как автокоррекция при решении задач и другие методы, рассматриваемые ниже. Нема ловажное значение для достижения высоких показате лей достоверности имеет правильная и рациональная организация контрольных операций в технологической цепочке обработки информации с точки зрения расста новки этих операций и подбора таких методов контро ля, которые были бы наиболее эффективными в этих точках контроля.
Таким образом, совершенно очевидно, что правиль ная и 'рациональная организация технологического про цесса в ВЦ является одним из основных путей повы шения достоверности обрабатываемой информации. Из этого заключения следует, что существует обратная связь между уровнем достоверности информации и вы бором технологического процесса ее обработки.
Проблема оптимального выбора технологического процесса обработки информации с учетом достижения комплекса показателей (включая и'заданный уровень достоверности) является самостоятельной проблемой, требующей отдельного изложения
В рамках этой работы мы можем остановиться лишь на некоторых аспектах данной проблемы, имеющих не посредственное отношение к вопросу повышения досто верности обработки информации в ВЦ.
Если проанализировать организацию технологиче ского процесса обработки информации в существующих1
1 ІВ НИИ ЦСУ СССР разрабатывается тема по выбору оптималь ного технологического процесса обработки информации ВЦ с учетом достижения заданных показателей. В основу разработки алгоритма’ такого выбора положена минимизация стоимостных и временных затрат на достижение заданных показателей при различных схемах построения технологического процесса и различных методах конт роля, имеющих разную трудоемкость и стоимостные затраты.
155
ВЦ, то нетрудно заметить их разнообразие, связанное главным образом с различным оснащением ВЦ, обору дованием и другими техническими средствами.
Естественно, что высказать здесь рекомендации по повышению достоверности обработки информации при менительно к каждой разновидности технологического процесса не представляется возможным. Поэтому мы выделяем типовой технологический процесс обработки информации, который является характерным для многих ВЦ при их нынешнем оснащении оборудованием и техническими средствами. Положив в основу исследова ния данный технологический процесс, мы получаем вместе с тем возможность рассматривать отдельные от клонения, характерные для работы некоторой части ВЦ. В основном эти отклонения или разновидности техноло гического процесса отличаются применением разных ме тодов контроля на отдельных этапах технологического процесса. і
Вместе с тем необходимо отметить, что даже в рам ках одного ВЦ технологический процесс обработки ин формации не является одинаковым для всех задач, ре шаемых в ВЦ.
Построение технологического процесса решения кон кретной задачи зависит от ее значения, объемов пере рабатываемой при этом информации, сложности алго ритмов, сроков и периодичности ее решения, состава и количества используемых технических средств, способов фиксации входной и выходной информации, принятых методов контроля и от ряда других факторов.
Таким образом, технологический процесс обработки информации в ВЦ следует рассматривать как совокуп ность технологических операций решения всех обраба тываемых задач, взятых в их взаимосвязи. Это учиты вается в типовом технологическом процессе обработки информации в ВЦ, в котором заключены возможные операции обработки для различного рода задач. Схема этого типового технологического процесса является соб ственно приближенной моделью, позволяющей рассмот реть методологические вопросы, связанные с достовер ностью обработки информации по этапам технологиче ского процесса (рис. 9).
Технологический процесс ВЦ с точки зрения мето дологического подхода к исследованию показателей до-
156
стоверпости обрабатываемой информации может быть разбит на три части. Первая часть состоит из подгото вительных этапов, вторая — из этапов машинной обра ботки и третья часть включает контроль и выпуск вы ходной информации.
Как видно из схемы, подготовительный этап включа ет такие технологические операции, как подбор, комп лектование и регистрация входных документов, подле жащих обработке, перенос информации на носители и ряд операций по формированию и содержанию условнопостоянной информации. На этом этапе предусматри вается ряд контрольных операций. Этап машинной об работки включает операции ввода программ, массивов условно-постоянной информации и исходных данных, ре шения задачи и вывода результатов решения при соот ветствующем программно-логическом контроле. Третий, заключительный этап технологического процесса состоит из ряда контрольных операций, операций размножения и передачи выходной информации заказчику.
Рассмотрим последовательно каждый из указанных этапов технологического процесса с точки зрения выяв ления имеющихся недостатков в его рациональной орга низации, влияющих на достоверность обработки инфор мации и определения рекомендаций по их устранению и повышению уровня достоверности.
На подготовительном этапе одним из решающих во просов правильной организации технологического про цесса является создание надежного контроля при при емке входных документов от заказчиков. В предыдущем ^ параграфе уже было отмечено, что у большинства ВЦЦ
такой контроль практически отсутствует, |
так ~как свы-!> |
||
ше 90_% ошибок, имеющихся в |
информации заказчиков, Л |
||
при приемке не обнаруживается и они |
переходят |
на |
|
последующие этапы обработки |
информации. Вместе |
с |
тем ошибки в первичных документах заказчиков при обработке информации в ВЦ составляют 30% от об
щего числа обнаруженных ошибок (см. табл. 41). |
По |
||
своему характеру ошибки |
в информации заказчиков |
||
вызваны |
в большинстве случаев небрежностью, незна-^ |
||
нием инструкций и требований ШД, низкой тпебпвятелк-W |
|||
ностью работииков”Ч31ХТГвходной информации и т. п. |
* |
||
Для |
устранения этих |
недостатков в .каждом В Ц 0 |
|
должен |
быть значительно усилен контроль при приемке |
157