ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 27.06.2024
Просмотров: 98
Скачиваний: 0
Из условия равенства резонансных частот акустической и электрической систем могут быть определены численные соотношения всех аналогов, так как размерные соотноше ния в моделируемой акустической системе известны после предварительного поэлементного выбора ее параметров.
Поскольку уровень звуковых излучений пропорцио нален колебательной скорости массы газа в отверстии выпускной системы (45), коэффициент передачи выпуск ного тракта (см. параграф 6 , модель II) может быть представлен как отношение объемной колебательной ско рости на выходе системы к объемной колебательной ско рости на входе, т. е.
|
І Л |
|
где І! |
и са — колебательная |
скорость соответственно на |
входе |
и выходе; Fx и |
F2— площади поперечного се |
чения на входе и выходе. При Ft = F2 коэффициент пере дачи в эквивалентных схемах
К = ~ |
^ — |
= |
Ф (/) , |
(76) |
|
|
Si |
|
|
|
|
а величина ослабления |
колебаний |
и |
соответственно |
излу |
|
чаемых звуков, выраженная в децибелах: |
|
||||
АL = 10 lg |
к |
= 101g|/C| = Ф(/). |
(77) |
||
|
К |
|
|
|
|
Чтобы избежать промежуточного расчета масштаб ных соотношений эквивалентных схем, путем' анализа электрических схем получают аналитические зависимо сти коэффициента передачи как функции импедансов со ставляющих звеньев цепи, а затем при расчете заглуше ния в эти выражения вместо значений электрических подставляются соответствующие значения акустических импедансов. Например, выражения для расчета заглуше ния, обеспечиваемого реактивными элементами во впуск ной системе дизеля (см. параграф 1 2 ), в соответствии со схемами,- приведенными на рис. 61, а и г, имеют вид
АL a = Ю lg I {Z1Z3Z5}{(Zi + Z2)[(Z3 + Z4)(Z5 + Ze + Z7) -r
121
+ Z5 (Z, + Z 7)]+Z, [Z4 (Ze + Z6 + Z7) + Z5 (Z6 + Z7) ] P j дб,
ALe = 101g[{Z1Z3(25+ Z 6)}{(Z1 +Z 2)[(Z3 + Z5 + Z 6)(Z4+ Z 7)+
+ Z3 (Z6 + Z6)] 4- Z3 (Z5 + Z6)(Z4 -f Zj)}- 1 1 дб.
Использование ЭВМ при расчетах сложных акусти ческих схем открывает возможности многократного варь ирования с целью определения оптимальных параметров отдельных звеньев и их сочетания в общей схеме. Однако опыт показывает, что эти расчеты следует рассматри вать как ориентировочные и поисковые, так как при мо делировании невозможно учесть всех последствий дина мики потока газа, оказывающих существенное влияние на действительную характеристику заглушения. Кроме того, элементы конструкции глушителя, являющиеся пре пятствиями в потоке,— кромки переходов, щелей, отвер стий и др. могут быть причинами интенсивных вихревых шумов. Поэтому после выбора основных параметров глу шителя по результатам расчетов окончательная доводка его конструкции производится в процессе натурных испы таний непосредственно на двигателе.
Глушители шума выпуска тракторных двигателей.
Ограниченные размеры тракторных глушителей не дают возможности обеспечить требуемое заглушение шумов в широком диапазоне частот только за счет использования реактивных элементов, хотя они и отличаются простотой и низким аэродинамическим сопротивлением. Эффек тивное глушение низкочастотных составляющих шума процесса выпуска тракторных двигателей реактивными элементами обычно вообще неосуществимо практически, так как для этого требуются большие размеры ячеек и глушителя в целом. Поэтому на сельскохозяйственных тракторах идут по пути разработки комбинированных глушителей, работающих как по принципу активного, так и реактивного заглушения.
Для уменьшения низкочастотного шума выпуска при меняется главным образом способ активного заглушения, причем предпочтение отдается глушителям с последова тельной фрикцией без использования звукопоглощающих материалов. Эффективность работы таких глушителей на низких частотах находится в прямой связи с аэроди намическим сопротивлением. С хорошей для практиче ских целей точностью заглушение за счет демпфирования
122
пульсирующего потока может быть определено по фор муле
AL = 20 lg -7 ^ — дб, |
(78) |
где 2ДЯ — суммарное аэродинамическое |
(гидравличе |
ское) сопротивление выпускной системы с глушителем, Па\ ДЯтр— сопротивление выпускной системы такой же длины без глушителя, Па.
Суммарное сопротивление выпускной системы с глу шителем
2ДЯ = Is Л * - .П а ,
2 8
а сопротивление выпускной трубы без глушителя
Д = |
Па. |
4 F. |
2g |
Здесь |ѵ — суммарный коэффициент сопротивления вы пускной системы с глушителем; у — удельный вес отра ботавших газов, Я/л*3; и — средняя скорость потока, м/с; g — ускорение силы тяжести, м/с2-, X — коэффициент со противления трения единицы относительной длины (дли ны в один диаметр) трубы; s0— поверхность трения, м2;
F0— площадь поперечного сечения |
трубы, м2. Значения |
X и суммарных сопротивлений |
выпускных систем в |
обоих случаях могут быть рассчитаны по справочным данным [28]. Максимальные величины сопротивления 2ДЯ и глушения шума AL ограничены допустимыми по терями мощности двигателем и ухудшением экономич ности.
Общая эффективность шумоглушения зависит как от абсолютной величины сопротивления, так и от того, ка ким путем оно получено. Например, увеличение сопротив ления путем установки в выпускной системе простейшего дросселя — шайбы с отверстием приводит к закономер ному уменьшению уровней низкочастотных составляю щих в спектре шума выпуска, однако при этом в резуль тате увеличения скорости потока газа в месте сужения появляется интенсивный вихревой шум. Опыт показы вает, что при активном способе глушения немаловажную
123
роль играет рациональная организация движения потока газа в глушителе и увеличение Проходимого им пути (рис, 53). Увеличивающиеся при этом площадь и время контакта потока с элементами конструкции (фрикциями) и возникающие различные виды трения и теплообмен способствуют глушению шума в широком диапазоне ча стот. Организация вращательного движения потока, кроме того, может быть использована для инерционного вы-
а !|І |
б !ІІ |
2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
г |
у |
[ Ж ] |
|
( |
j |
h |
|
|
|
|
|||
|
|
1■ 1 1 |
|
|
|
|
[ |
ч |
i A u j |
L ? J |
i |
? |
j |
|
|
|||||
|
!ІГ |
ж |
Ж |
|
Ж |
|
Рис. 53. Примеры схем организации движения потока газа в глу шителях: а и 6 — движение по лабиринту с поворотом на 90 и 180°; в — движение по спирали (шнеку); г — комбинированное
деления из него раскаленных частиц нагара — искрогашения.
Рациональная организация потока газа при активном способе глушения в сочетании с реактивными элемента ми дает возможность получить достаточно высокие за глушающие свойства в широком диапазоне частот при ограниченных объемах тракторных глушителей и прием лемом сопротивлении.
Уменьшение шума процесса выпуска в результате охлаждения газов в глушителях со сложной организа цией движения потока и повышенным теплообменом
AL = 20 lg — — дб, |
(79) |
^ 2 |
|
где Т1 — температура газов на выходе из выпускной си стемы без глушителя; Т2— температура газов на выходе после установки глушителя.
При экспериментальной оценке глушителей частотная характеристика заглушения определяется по разнице уровней звукового давления в полосах спектров шума у
124
выпускных отверстий при работе двигателя без глушите ля и с глушителем. В обоих случаях выпускной тракт выполняется одинаковой длины. Микрофон при измере ниях устанавливается на расстоянии 0,25 или 0,5 м от центра выпускных отверстий по линии, наклоненной к оси потока под углом 60 или 90° (см. рис. 6). Безмотор ные методы испытаний [35] тракторных глушителей обычно не применяются.
Эффективность искрогашения, обеспечиваемая глуши телем, оценивается методом сравнения с эталоном. Для этого может быть применен следующий простой метод. Во впускной трубопровод двигателя вводится доза (око ло 1 смг) измельченного древесного угля одинакового фракционного состава. В затемненном испытательном боксе фотографируются искры, вылетающие из выпуск ной системы. Опыты проводятся поочередно при снятом глушителе, с оцениваемым образцом глушителя и с эта лонным искрогасителем.
На рис. 54 приведены примеры конструкций глушите лей шума выпуска двигателей сельскохозяйственных тракторов, устанавливаемых при типичной компоновке системы — выпуск газов вверх над двигателем. Резуль таты их испытаний приведены на рис. 55.
Искрогаситель-глушитель, приведенный на рис. 54, а, хорошо зарекомендовал себя в эксплуатации как эффек тивный искрогаситель и в настоящее время часто ис пользуется в качестве эталона при испытаниях различ ных глушителей на качество искрогашения. Он имеет большое аэродинамическое сопротивление, вследствие чего хорошо заглушает шум выпуска на низких и сред них частотах. На высоких частотах он малоэффективен и даже генерирует шум.
Глушители с последовательной фрикцией (рис. 54, б) при выполнении с низким коэффициентом перфорации и высоким сопротивлением обладают хорошими заглушаю щими свойствами на низких и средних частотах, однако, так же как и глушители резонаторного типа, они не обеспечивают требуемого искрогашения и на сельскохо зяйственных тракторах могут эксплуатироваться только с дополнительными искрогасителями.
Типичными представителями тракторных глушителей со сложной организацией движения потока газа являют ся глушители конструкции ММЗ-БИМСХ (рис. 54, в, г).
125
а |
б |
|
Рис. |
54. Конструкции тракторных |
глушителей: |
|
||
а—искрогаситель-глушитель (/—выхлопная |
труба, 2—направляющий |
аппарат |
|
|||
(завихритель), 3—направляющий цилиндр, 4—направляющая чаша, 5—крышка); |
||||||
б—комбинированный глушитель с последовательной фрикцией (/—патрубок, 2 — |
||||||
ситель ММЗ-БИМСХ-1 (/—патрубок, |
2—крышка, 3—перфорированная |
труба. |
корпус, 3—перфорированная труба); |
в—комбинированный глушитель-искрога- |
||
8—корпус, 9—хомут); г—комбинированный |
глушитель-искрогаситель |
ММЗ- |
4—перегородка, 5—направляющий аппарат, б—патрубок, 7—направляющая чаша, |
|||
пластина, |
6—патрубок, 7—направляющий аппарат, |
БИМСХ-2 (/—хомут, 2—конус, 3—перегородка, 4—направляющий стакан, 5— |
||||
|
|
|
|
8—перфорированная труба, 9—корпус, |
10—патрубок) |
126 |
127 |
Оба глушителя являются эффективными искрогасителя ми, а глушитель ММЗ-БИМСХ-2 отличается более равно мерной характеристикой заглушения.
В глушителе-искрогасителе (рис. 54, г) поток газа движется по восходящей спирали, что обеспечивается двумя направляющими аппаратами с наклонными лопат ками. Различие в диаметрах центральной и отводящей труб образует ловушку для раскаленных частиц нагара,
50 ЮО 200 500 1000 2000 500010000 Гц
Рис. 55. Октавные спектры шума процесса выпуска двигателя Д-240 при работе на номинальном режиме:
/—без глушителя; |
2—с искрогасителем-глушителем, показанным |
на рис. 54, а; |
||||
3—с комбинированным глушителем |
(рис. 54, |
б, |
V —10 л ); |
4—с |
глушителем- |
|
искрогасителем |
ММЗ-БИМСХ-1 |
(рис. 54, |
в, |
Ѵ=9 л): |
5—ММЗ-БИМСХ-2 |
(рис. 54, г, Ѵ=7,5 л)
которые попадают в нее под действием центробежных сил. На двигателях сельскохозяйственных тракторов класса 0,9—2,0 т мощностью до 60 кВт глушитель обес
печивает |
уменьшение уровней шума выпуска на |
16— |
20 дбА |
при увеличении сопротивления выпуску |
до |
400 мм вод. ст. у наиболее мощных двигателей. По каче ству искрогашения он не уступает зарекомендовавшим себя искрогасителям. При установке на двигателях с турбонаддувом мощностью до 75 кВт глушитель, приве денный на рис. 54, г, без направляющих аппаратов умень шает уровень сиренного шума турбины на 18—20 дб (рис. 56) при увеличении сопротивления выпуску до 350 мм вод. ст.
128
Возможности варьирования местом установки глуши-** телей по длине выпускного тракта с целью отыскания* оптимальных размеров соединительной и конечной труб у выпускных систем тракторных двигателей весьма -отра** ничены. Для уменьшения шума на рабочем месте выпуск*1 ные трубы с глушителями следует размещать как можно дальше от кабины, например, ближе к первому цилиндру
20 |
SO то 200 |
500 W00 2000 5000 70000 20000 Гц |
Рис. 56. Спектрограммы шума процесса выпуска дизеля Д-240Т при работе на номинальном режиме (г = 0,5 м):
/ —без глушителя; 2—с глушителем-искрогасителем ММЗ-БИМСХ-2 без на правляющих аппаратов
(трактор МТЗ-80 и др.), а при ориентировании плоско сти среза выпускной трубы учитывать характеристику направленности излучений (см.,рис. 21).
,/
12.Глушение шума процесса впуска
Акустические характеристики воздушных фильтров.
В связи с работой сельскохозяйственных тракторов в условиях повышенной запыленности воздуха к впускным системам двигателей предъявляются высокие требова ния по качеству его очистки. Устанавливаемые для этого комплекты воздушных фильтров (рис. 57), помимо пря мого назначения — очистки воздуха, выполняют также функции глушителей шума процесса впуска. По принци пу заглушения шума распространенные на тракторах* инерционные, масляноконтактные и бумажные фйльтрУ могут быть отнесены к глушителям активно-реактивного типа. Роль активных элементов (фрикций) в них выііол:
9. Зак. 735 |
12д |
|