Файл: Разумовский М.А. Борьба с шумом на тракторах.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.06.2024

Просмотров: 102

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

бенно у первых быстроходных пар, поэтому спектр возмущений является широкополосным. По данным СибВИМ [16], время взаимодействия зубьев в трактор­ ных коробках передач t~^t300 мкс, а ширина спектра воз­ мущений простирается до 3—4 кГц. Шероховатость зубь­ ев при относительном скольжении порождает еще более кратковременные импульсы.

Основная энергия акустических излучений от им­ пульсных возмущений проявляется на частоте пересопряжения зубьев и первых гармонических составляющих, кратных основной частоте зацепления (4). Частоты пересопряжения зубьев шестерен всех пар зацеплений на каждой передаче охватывают широкий диапазон — от 10—140 Гц у конечных передач до 700—1000 Гц у первой пары коробки передач. В спектрах шума на частотах зацеплений и их первых гармониках уровни звукового давления особенно велики, когда они попадают в зону наибольшей акустической активности корпусных деталей и валов. Это наблюдается обычно у наиболее быстроход­ ных пар.

При работе подшйпников качения также возникают импульсные возмущения из-за волнистости беговых доро­ жек, овальности тел качения и наличия радиальных за­ зоров [16, 33]. Наиболее высокую периодичность могут иметь импульсы от волнистости дорожек и овальности тел качения при ширине спектра возмущений до 5 кГц.

Основными факторами, влияющими на величину эффективного звукового давления при работе зубчатой передачи, являются окружное усилие и окружная ско­ рость [73]

Рт ~ РХѴУ,

(6 6 )

где Рт — эффективное значение звукового давления; Р и и — соответственно окружные усилие и скорость; х я у — коэффициенты, значения которых для зубчатых колес находятся в пределах: х = 0 ,6 1,2 ; г/= 0,5—1,1 .

Из выражения (6 6 ) следует, что звуковое давление в волне, излучаемой парой шестерен, пропорционально передаваемой мощности и не зависит от передаточного числа пары, при этом увеличение или уменьшение в оди­ наковое число раз Р или о на изменении звукового дав­ ления сказывается приблизительно одинаково.


На основании опытных данных и отмеченных выше закономерностей общий уровень звукового давления сложной механической трансмиссии трактора, выполнен­ ной в едином блоке, может быть представлен как фун­ кция

L = Ф(Ы, k, М),

(67)

где N— передаваемая мощность; k — число одновремен­ но работающих пар зубчатых зацеплений; М — масса трансмиссии. По аналогии с выражением (62) средний уровень звукового давления трансмиссии

£ ,Р = Ьхр, + іо L

lg

\ g J -

_ Cllg - ^ Л

(68)

V

N0

К

mpa )

 

где LTPo, N0, ko, rtip0— соответственно средний уровень звукового давления, передаваемая мощность, число пар зацеплений и удельная масса эталонной трансмиссии (масса, отнесенная к номинальной тяге на крюке, опре­

деляющей тяговый класс трактора); LTp, N, k, m p— соот­ ветствующие параметры трансмиссии; щ, Ь\, сі — посто­ янные для данного типа трансмиссий. После преобразо­ вания выражения (6 8 ) получаем

І тр = С + 10 (lg ЛЛ k '1- lgпф) дб.

(69)

Отсутствие достаточного количества данных акусти­ ческих испытаний трансмиссий затрудняет расчет коэф­ фициентов аи b1 и си особенно bь так как количество одновременно работающих пар зубчатых зацеплений определяет также ширину спектра излучаемого шума. На основании результатов испытаний весьма ограничен­ ного числа трансмиссий автором полученй упрощенная формула для ориентировочных расчетов среднего уровня шума на расстоянии 1 м от корпуса многоступенчатой механической трансмиссии пропашных тракторов при ра­ боте под нагрузкой

Ь{А)тр = С + 8,3 lg N — 19 lg тр дбА.

(69а)

Здесь С — постоянный член (С =118 дбА); N— переда­ ваемая мощность, кВт; тР — удельная масса трансмис­ сии, кг на 1 кН номинальной тяги на крюке.

ill


Ориентировочный октавный спектр шума трансмис­ сий в диапазоне частот максимальных излучений, необхо­ димый для прочих акустических расчетов, может быть построен исходя из следующих соображений. Наиболь­ ший уровень звукового давления обычно имеет место в октавной полосе, в которую попадает основная частота пересопряжения зубьев первой (самой быстроходной) пары шестерен. В соседних октавных полосах уровни звукового давления уменьшаются на 4— 6 дб в сторону низких и 1—3 дб в сторону высоких частот.

Г л а в а III

БОРЬБА С ШУМОМ В ИСТОЧНИКАХ

11. Глушение шума процесса выпуска

Требования к тракторным глушителям. Специфиче­ ской особенностью выпускных систем двигателей на уни­ версальных сельскохозяйственных тракторах является выпуск отработавших газов вверх над двигателем. Та­ кая компоновка обусловлена, с одной стороны, своей простотой, а с другой — противопожарными требования­ ми, учитывающими условия эксплуатации универсальных тракторов в сельском хозяйстве. При конструировании выпускных систем эти особенности компоновки ограни­ чивают длину выпускного тракта, габариты, объем и вес глушителей из-за необходимости обеспечения требований по обзорности, прочности и эстетике.

К глушителям шума выпуска тракторных двигателей предъявляются следующие основные требования: доста­ точное заглушение шума процесса выпуска в широком диапазоне частот; низкое аэродинамическое сопротивле­ ние; эффективное искрогашение; ограниченные габариты и вес; простота конструкции, обслуживания и низкая стоимость.

Необходимая характеристика заглушения шума вы­ пуска глушителем определяется из условия обеспечения допустимых уровней внешнего шума трактора и шума на рабочем месте (см. параграф 8 ). Для выполнения этих условий общее заглушение шума выпуска обычно должно быть не менее 15—20 дбА у тракторов с кабина­ ми и 22—26 дбА у тракторов без кабин. Установившимся можно считать требование к тракторным глушителям по аэродинамическому сопротивлению — допустимые потери мощности двигателем в пределах 1—1,5% при ухудшении экономичности не более чем на 2,5 мкг/(кВт-ч) .

8. Зак. 735

113


Эффективность искрогашения, оцениваемая по ре­ зультатам сравнительных испытаний, должна быть не хуже, чем у эталонных образцов глушителей-искрогаси­ телей, допущенных органами противопожарной охраны к эксплуатации в сельском хозяйстве.

Исходя из отмеченных ограничений габаритов трак­ торных глушителей, их объем обычно не превышает (1,5—2) Ѵл (Ил — общий рабочий объем цилиндров дви­ гателя— литраж), а масса—4 8 кг.

Выполнение перечисленных требований к характери­ стикам глушителей, включая простоту и низкую стои­ мость при ограниченных объемах, является весьма слож­ ной технической задачей, а возможности использования зарекомендовавших себя глушителей (схем) в транспорт­ ном машиностроении для тракторов очень ограничены из-за специфических особенностей компоновки.

Элементы конструкций глушителей. Глушение шума процесса выпуска (впуска) основано на принципах по­ глощения и отражения звуковой энергии, теплообмена и интерференции звуковых волн. В практике глушения шу­ ма выпуска двигателей внутреннего сгорания применяют­ ся обычно сложные комбинированные глушители, кото­ рые состоят из отдельных ячеек — простых глушителей [8 , 33, 60, 65, 79]. По принципу работы простые глушите­ ли условно подразделяют на два типа —■активные и ре­ активные. Схемы простых глушителей и вид характери­ стик заглушения приведены на рис. 52.

Активные глушители в свою очередь подразделяются на глушители с параллельной и последовательной фрик­ цией. В первом случае ослабление шума происходит за счет поглощения звуковой энергии в материале набивки (облицовки) — рассеивание в порах и превращение в тепло. Во втором случае звуковая энергия необратимо расходуется на работу сил трения между звуковыми волнами в потоке газа и элементами трения в виде ре­ шеток, сеток и других деталей конструкции. Аналогами таких поглотителей энергии в электрических цепях-явля­ ются активные сопротивления.

Ослабление звуковой энергии в глушителях с набив­ кой из поглощающего материала при инженерных рас­

четах оценивается по формуле А. И. Белова

 

AL = 4,4 - 1 M L . дб,

(70)

d

 

114


где f(a)

— условный коэффициент звукопоглощения

ма­

териала

набивки;

I — длина активной части

глушите-

теля, м;

d — диаметр трубопровода, м.

 

f(a) зави­

Условный

коэффициент

звукопоглощения

сит от коэффициента звукопоглощения материала а:

 

а . . .

0,1

0,2

0,3

0,4

0,5

0,6

0,7

0,8

0,9

1,0

/( а ) ...

0,1

0,2

0,35

0,5

0,65

0,9

1,2

1,6

2,0

4,0

Как видно из формулы (70), ослабление звука в ак­ тивном глушителе будет тем больше, чем выше погло-

пАктивные

L J 3 3 ® 5 a _ АL

/гг1 I I

Реактивные

m

J L

Рис. 52. Элементы глушителей и вид характеристик заглушения:

«—с параллельной фрикцией; б—с последовательной фрикцией; о—камерный; г и д—резонаторные

щающие свойства материала, больше длина и меньше диаметр трубы.

Глушители активного типа с набивкой из стекловаты, асбестового пухшнура, алюминиевой ваты и других ма­ териалов хорошо поглощают звуковую энергию в широ­ ком диапазоне частот. Смещение граничной частоты эф­ фективного звукопоглощения в сторону низких частот достигается за счет увеличения толщины слоя мате­ риала.

8*

115