ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 27.06.2024
Просмотров: 100
Скачиваний: 0
В низкочастотной области спектров внешнего шума тракторов (октавы 63, 125 и 250 Гц) наиболее высокий уровень звукового давления наблюдается на основной частоте рабочего процесса двигателей и у гармонических составляющих низших порядков. Здесь обычно внешний шум трактора определяют источники шума аэродинами ческого происхождения — процессы выпуска, впуска (быстроходные дизели) и вентиляторы системы жидкост
ію |
100 |
200 |
500 |
1000 |
2000 |
5000 |
Гц |
Рис. 10. Октавные спектры внешнего шума тракторов при устано вившемся движении с загруженным прицепом грузоподъемностью
6 т (г=7,5 м):
1- Z ET O R C R Y ST A L 80П ; 2—М ТЗ-80; З -М Т З -5 0
ного охлаждения. Кроме того, в этом диапазоне частот наиболее заметно проявляются вторичные шумы, излу чаемые различными элементами конструкции трактора в результате вибраций, вызываемых неуравновешенными силами инерции и газовыми силами в цилиндрах двига теля (переменной составляющей опрокидывающего мо мента). Однако основную долю звуковой энергии вносят источники шума аэродинамического происхождения, что подтверждается измерениями внешнего шума тракторов при снятых глушителях и воздушных фильтрах, а также при отводе отработавших газов и заборе воздуха через
специальные трубы.
Интенсивность низкочастотного шума трактора зави сит прежде всего от эффективности глушения шума про цессов выпуска и впуска. При этом следует отметить, что на основной частоте этих процессов часто наблюдается уменьшение уровня звукового давления в результате
30
интерференции звуковых волн и когерентности -обоих источников, т. е. взаимное глушение. Исключение одного из источников, например выпуск отработавших газов в специальную трубу, приводит не к уменьшению уровня звукового давления на основной частоте, а, наоборот, к повышению его на 2—3 дб. По этим же причинам у трак торов с быстроходными дизелями иногда наблюдается снижение уровней звукового давления на основной ча стоте процесса выпуска при увеличении нагрузки без изменения скоростного режима.
У пропашных тракторов с более мощными и скорост ными двигателями (рис. 10) во внешнем шуме отмечают ся высокие уровни звукового давления в октавных полосах 0,5; 1 и 2 кГц, которые определяют суммарный корректированный уровень шума. При эффективном глушении шума выпуска и впуска в этих октавах наибо лее проявляются шумы газодинамического и механиче ского происхождения, т. е. непосредственно двигателя и силовой передачи трактора (при больших нагрузках). Кроме того, у тракторов с двигателями воздушного охлаждения в этом диапазоне частот внешнего шума проявляется шум вентилятора системы воздушного ох лаждения (октавы 1 и 2 кГц).
В октавах 4 и 8 кГц уровень звукового давления внешнего шума трактора определяется обычно шумом процесса выпуска, а при его эффективном заглушении — механическими шумами. У тракторов с двигателями, оборудованными турбокомпрессором, часто наблюдается интенсивный шум в октавах 8 и 16 кГц, тогда как во внешнем шуме остальных тракторов уровень звукового давления в этих октавах сравнительно небольшой.
О влиянии нагрузочных режимов работы на излучае мый шум можно судить по графикам и третьоктавным спектрограммам, приведенным на рис. 11. Как видно из результатов испытаний, при увеличении нагрузки внеш ний шум трактора возрастает. Особенно заметно возра стает низкочастотный и высокочастотный (на частотах свыше 2 кГц) шум, который определяется шумом процес са выпуска.
Различные отклонения от технических условий и не исправности в ряде случаев приводят к изменению ха рактеристик излучаемого трактором шума. Так, напри мер, увеличение дисбаланса двигателя повышает шум в
31
октавной полосе 31,5 Гц |
(на тракторе МТЗ-50 |
при уве |
||
личении |
дисбаланса с |
0,5• 10~3 до Ы 0 ~ 3 кгм |
уровень |
|
звукового давления на |
рабочем месте в этой |
октаве |
||
повышается на |
10 дб) \ при увеличении угла опережения |
|||
начала |
подачи |
топлива на 6° от нормального внешний |
шум в полосе спектра 1—2 кГц возрастает на 1,5—3 дб, а при неисправностях в топливоподающей системе одно го из цилиндров в спектре шума появляются составляю щие, кратные полуторной гармонике рабочего процес са — в таких случаях говорят: «двигатель троит». При наличии погрешностей в изготовлении и сборке зубчатых передач трансмиссии во внешнем шуме трактора появ ляются неприятные звуки (вой). Эти примеры свиде-
20 |
50 |
100 |
200 |
S00 |
1000 |
2000 |
5000 |
10000ГЦ |
Рис. II. Уровни и спектры внешнего шума тракторов в зависимости от нагрузки при номинальном скоростном режиме (г = I м от дви гателя) :
а—уровни шума: / —трактор MT3-80 (двигатель Д-2Ю, я =2200 об/мин)-. 2—трак тор МТЗ-50 (Д-60, 1800 об/мин)-, 3—трактор МТЗ-50 (Д-50, 1700 об/мин), б—спек-
трограммы шума трактора МТЗ-50: /—номинальный режим; 2—мощность 50“о от максимальной; 3—холостой ход двигателя
32
тельствуют о возможностях оценки конструкции тракто ра и ее технического состояния по излучаемому шуму.
Шум на рабочем месте. Интенсивность шума на рабо чем месте тракториста зависит, с одной стороны, от ин тенсивности шума источников, а с другой — от акустиче ских качеств кабин. На пропашных сельскохозяйствен ных тракторах моделей 50-х и начала 60-х годов кабины выполнялись без учета акустических требований и пра ктически представляли собой усовершенствованный лег кий тент. При сравнительно низкой энергонасыщенностн это было приемлемо. Однако постепенное форсирование двигателей и увеличение рабочих скоростей привели к тому, что шумы в таких кабинах стали намного превы шать безопасные пределы и задача их уменьшения стала самой актуальной.
Акустические исследования на тракторах, начатые в начале 60-х годов, позволили внести в конструкцию кабин перспективных и более энергонасыщенных трак торов (МТЗ-80, ZETOR CRYSTAL 8011 и др.) измене ния, предназначенные уменьшить шум на рабочем месте. Кабины стали выполнять в виде единого узла, соединен ного с остовом трактора посредством виброизолирую щих амортизаторов.
В табл. 4 приведены значения уровней шума на рабо чем месте отечественных и зарубежных [75, 78] пропаш ных тракторов, оборудованных кабинами, а на рис. 12 — октавные спектры шума на рабочем месте. Измерения
|
|
|
Т а б л и ц а 4 |
Шум на рабочем месте сельскохозяйственных тракторов, |
|||
|
оборудованных кабинами |
|
|
|
|
Максимальная |
Уровень шума на |
|
Трактор |
мощность |
|
|
двигателя, |
рабочем меете, дбА |
|
|
|
кВт (л. с.) |
|
Т-40 |
МТЗ-50 |
29,5 (40) |
101,0—105,0 |
«Беларусь» |
40,5(55) |
99,0—104,0 |
|
«Беларусь» |
МТЗ-80 |
59,0 (80) |
90,5—92,0 |
ZETOR CRYSTAL 8011 |
59,0(80) |
92,0 -9 3 ,0 |
|
ІНС 826 |
|
62,3(84) |
95,0—99,5 |
С-330 |
|
22,0(30) |
91,0—99,0 |
С-4011 |
|
31,0(42) |
91,0—95,0 |
С-385 |
|
55,0(75) |
92,0—96,0 |
3. Зак. 735 |
|
|
|
33
во всех случаях проводились в закрытой кабине при ра боте трактора под нагрузкой.
Анализ результатов измерений показывает, что у большинства тракторов с кабинами шум на рабочем месте значительно превышает допустимый. Только у трактора МТЗ-80 с улучшенной кабиной спектр шума расположен вблизи предельного спектра № 80. У осталь ных.тракторов, особенно с жестко закрепленными каби-
|
50 |
100 200 |
500 |
то 2000 |
5000 10000Гц |
Рис. j 12. |
Октавные спектры |
шума |
в кабинах |
тракторов при работе |
|
,і |
двигателей на режиме максимальной мощности: |
/—Т-40; 2—МТЗ-50; 3—ZETOR CRYSTAL 801І; 4—МТЗ-80; 5—предельный спектр
№85; 6—№ 80
нами — тентами (Т-40, МТЗ-50), он |
расположен |
выше |
предельного спектра № 85. |
тракторов, |
жестко |
Кабины сельскохозяйственных |
закрепленные на остове, концентрируют шум на рабочем месте. При открытых окнах, люках или дверцах, а также при полном демонтаже кабины с трактора шум на ра бочем месте (особенно на низких частотах) обычно уменьшается. Это говорит о том, что ограждения таких кабин (панели, стенки, стекла окон и т. п.) являются излучателями шума в результате вибраций, передавае мых им от остова трактора. Наиболее интенсивные вто ричные звуки излучаются при резонансных явлениях, когда частоты собственных колебаний ограждений, нахо дящихся обычно в пределах 30—300 Гц, совпадают с ин
34
тенсивными составляющими в спектре передаваемых им
вибраций.
Вибрации ограждений и резонансные совпадения яв ляются основными причинами повышенного шума на рабочем месте при жестком креплении кабин к остову трактора. Поэтому даже при значительном уменьшении внешнего шума трактора, например, в результате уста-
Рис. 13. Октавные |
спектры шума в кабине |
трактора МТЗ-80 |
|
работе |
на режиме максимальной |
мощности: |
■'■'ьч'п.ч |
о—/—кабина закрыта; 2—открыты вентиляционные люки на крыше; S-г-бтіфЫі^ |
|||
дверцы . (5— /—кабина |
на амортизаторах; 2—кабина закреплена жестко;. 3-ркарм^ |
||
на на амортизаторах, снят глушитель шума вы п уска |
! |
||
3* |
|
|
Э5 |
новки эффективных глушителей шума выпуска шум в кабине или вообще не уменьшается или в некоторых по лосах спектра уменьшается очень незначительно.
50 |
WO |
200 |
500 |
1000 |
2000 5000 |
WOOO ß |
Рис. 14. Октавные спектры |
шума |
в кабинах тракторов |
МТЗ-50 (/) |
|||
и МТЗ-80 (2): |
сплошная |
линия— режим |
максимальной мощности, |
штриховая — стоянка, максимальные обороты
У тракторов с виброизолированными кабинами (МТЗ-80, ZETOR CRYSTAL 8011), несмотря на большую мощность и быстроходность двигателей, шум на рабочем месте имеет более низкие уровни (рис. 12). В отличие от конструкций с жестким креплением при открытых окнах, люках и дверцах виброизолйрованных кабин шум на рабочем месте возрастает (рис. 13, а), т. е. у этих кабин ограждения выполняют звукозащитные функции. При этом уровни шума на рабочем месте зависят, с одной стороны, от качества виброизоляции и звукоизолирую щих свойств кабины, а с другой — от интенсивности зву кового поля, создаваемого источниками шума на трак торе.
При эффективной виброизоляции кабин уровень шу ма на рабочем месте во многом зависит от величины заглушения шума процесса выпуска (рис. 13, б). После установки глушителей с высокими заглушающими свой ствами у мощных пропашных тракторов наибольшее пре вышение допустимых уровней звукового давления на рабочем месте наблюдается обычно в октавных полосах 0,5; 1 и 2 кГц. Уровни звукового давления в этих октавах
36
определяют величину суммарного корректированного уровня шума в дбА, и их уменьшение является одной из наиболее важных задач.
Влияние режимов работы трактора (двигателя) на шум в кабине показано на рис. 14. Увеличение нагрузки, так же как и увеличение скоростного режима двигателя, вызывает повышение шума в кабине. У некоторых трак торов отмечается большая разница уровней шума в ка бине (до 5 дбА) при работе на разных передачах с оди наковой загрузкой двигателя вблизи номинала. Это свидетельствует о том, что у этих тракторов трансмиссия является одним из главных источников шума в кабине, а на отдельных передачах ее шум полностью определяет корректированный уровень шума на рабочем месте трак ториста.
Звуковые вибрации. На рис. 15, а приведен относи тельный спектр ускорения вибраций корпуса силовой пе редачи (остова), характерный для универсальных трак торов с 4-цилиндровыми дизельными двигателями. В низкочастотной области спектров выделяются дискрет ные гармонические составляющие, кратные частоте вра щения коленчатого вала, вызываемые неуравновешенны ми центробежными силами, силами инерции возвратно поступательно движущихся масс двигателя первого, второго и более высоких порядков, а также силами дав ления газов в цилиндрах. Наибольший уровень имеет составляющая на основной частоте изменения газовых и неуравновешенных сил инерции второго порядка, опре деляемой из выражений (1) и (2).
При распространении вибраций по элементам конст рукции трактора спектр их видоизменяется в зависимости от характеристик «канала». Например, как видно из сопоставления спектров на рис. 15, а и б, в спектре виб раций одной из панелей кабины из-за резонансных совпадений уровень составляющей ее вибраций на часто те вращения двигателя более развит, чем в спектре возмущающих колебаний.
Уровень низкочастотных вибраций корпуса двигателя и силовой передачи при прочих равных условиях во мно гом зависит от характеристик колебательной системы остова трактора (см. рис. 73) — массы двигателя, си ловой передачи, упругих характеристик их соединения между собой, а также податливости опорных связей
37