ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 27.06.2024
Просмотров: 113
Скачиваний: 0
с 1700 до 2200 при постоянном значении = 0,6 МН/м2 уровни звукового давления на основной частоте процесса выпуска и в высокочастотной области спектра возраста ют на 2—3 дб.
При установке на тракторном дизеле турбокомпрес сора шум незаглушенного процесса выпуска по сравне нию с шумом процесса без наддува при работе на одина ковых режимах значительно уменьшается в широком
Рис. 20. Спектрограммы шума процесса выпуска двигателей при
работе |
без |
глушителей |
(я = 2200 |
об/мин, |
г=0,5 м): |
/ —дизеля Д-240 |
при |
р.=0,65 МНІм2; |
2—дизеля |
Д-240Т |
с турбокомпрессором |
ТКР-8,5 при*ре=0,65 МНІм2; 3—дизеля Д-240Т при ре—0
диапазоне частот (рис. 20), но и в этом случае шум процесса выпуска определяет общий воздушный шум двигателя во всем диапазоне частот. Уменьшение шума выпуска при работе с турбокомпрессором обусловлено большим сопротивлением выпуску газов, создаваемым турбиной. Однако в высокочастотной области спектра (октавы 8 или 16 кГц) отмечается интенсивный тональ ный шум, генерируемый турбиной. Основная частота этого шума зависит от количества рабочих лопаток на колесе турбины и числа его оборотов в минуту (5), воз растающего с увеличением нагрузки, а интенсивность уменьшается с увеличением к.п.д. компрессора.
При увеличении расстояния от выпускных отверстий системы до точки измерений шума выпуска в 2 раза уровни звукового давления в октавных полосах спектра уменьшаются на 4—7 дб. Это говорит о том, что практи чески отверстия выпускных трактов двигателей по ха
44
рактеру излучений подобны излучателю нулевого поряд ка, т. е. точечному источнику сферических звуковых волн. Показатель направленности излучения (рис. 21) обычно не превышает 4 дб.
До 1970 г. выпускные системы двигателей отечест венных сельскохозяйственных тракторов снабжались только искрогасителями. Последние не предназначались специально для глушения шума выпуска, однако, обла-
Рис. 21. Полярные диаграммы показателя направленности шума процесса выпуска:
/ —общего уровня звукового давления; 2—корректированного уровня
дая, как правило, высоким аэродинамическим сопротив лением (до 1000—1400 мм вод. ст.), они в некоторой сте пени параллельно выполняли функции глушителей. Так, например, искрогасители двигателей тракторов «Беларусь» эффективно глушили шум выпуска на низ ких и средних частотах, в то же время на высоких часто тах свыше 6—8 кГц они, наоборот, генерировали шумы. В последнее время в связи с возросшими требованиями по уменьшению шума в выпускных системах двигателей всех сельскохозяйственных тракторов устанавливаются глушители-искрогасители. Результаты испытаний и ха рактеристики различных тракторных глушителей приве дены в гл. III.
Шум процесса впуска можно отнести к разряду низкочастотных шумов с выделяющимися тональной составляющей на основной частоте заполнения цилинд ров свежим зарядом (L) и четными обертонами (рис. 22). В отличие от шума выпуска составляющие в высоко
45
частотной области спектра шума впуска имеют более низкие уровни, так как скорости потока воздуха при впуске значительно ниже, чем скорости потока отрабо тавших газов.
Величина звуковой энергии, излучаемой впускными отверстиями, зависит от производительности системы (расхода воздуха), определяемой для каждого конкрет ного двигателя скоростным режимом работы, а также от
20 |
50 |
100 |
200 |
500 |
1000 |
2000 |
5000 10000Гц |
|
Рис. 22. |
Спектрограммы |
шума |
процесса |
впуска дизеля при работе |
||||
|
без воздушных фильтров |
(г = 0,25 м): |
|
/—«=2200 об/мин; 2—1800 об/мин
акустических характеристик тракта, воздушных фильт ров и глушителей.
У быстроходных двигателей процесс впуска является вторым по значению источником низко- и среднечастотного шума после процесса выпуска. Применение на тракторных дизелях настройки длины впускной трубы для получения эффекта акустического наддува приводит к еще большему увеличению уровней звукового давле ния на основной частоте процесса (рис. 23). В тех диапа зонах чисел оборотов, где проявляется эффект по наполнению от настройки трубы, уровни звукового дав ления на 4—6 дб выше, чем в случае ненастроенной трубы,
При установке на двигателе турбокомпрессора низко частотный шум процесса впуска, так же как и выпуска, уменьшается (рис. 24). На характеристики шума про
46
цесса впуска при турбонаддуве существенное влияние оказывает нагрузочный режим работы двигателя — с уве личением нагрузки уровень звукового давления на ос новной частоте процесса несколько уменьшается, тогда как в высокочастотной области спектра (октавы 4_ 8 кГц) начинает проявляться и возрастает вихревой шум, создаваемый компрессором. Этот шум обычно хо рошо заглушается комплектами воздушных фильтров, в результате чего шум процесса впуска с турбокомпрессо ром в. общем воздушном шуме двигателей не выделяется.
До последнего времени во впускных системах трак торных дизелей специальных заглушающих устройств не предусматривалось. Их функции во многом выполняли
Рис. 23. Зависимости уровней звукового давления на основной ча стоте процесса впуска дизеля при снятых воздушных фильтрах от скоростного режима работы (г=0,25 м):
/—длина впускной трубы до первого ответвления 800 мм\ 2—300 ммІ |
J |
20 |
SO |
WO 200 |
500 |
WOO |
2000 5000 WOOD20000Гц |
|
Рис. 24. Спектрограммы шума |
процесса |
впуска дизелей |
при снятых |
|||
воздушных |
фильтрах |
(«=2200 |
об/мин, г= 0,25 |
м): |
||
1—дизеля Д-240; 2—дизеля Д-240Т |
с |
турбокомпрессором ТКР-8.5 при р.е =0; |
||||
|
3—дизеля Д-240Т при ре=*0,82 МН/лІ2 |
|
•47
комплекты воздушных фильтров, конструкции которых, хотя и выполнялись без учета акустических требований, обеспечивали довольно большое уменьшение шума в широком диапазоне частот (см. гл. III). Однако у бы строходных тракторных дизелей заглушения на низких частотах, обеспечиваемого воздушными фильтрами, час то недостаточно, и шум процесса впуска на основной частоте определяет уровень звукового давления на
Рис. 25. Спектрограммы шума вентилятора системы жидкостного охлаждения двигателя Д-50 при прокрутке (г=1 м):
I —частота вращения ведущего шкива 1500 об/мин; 2—1800 об/мин
рабочем месте и во внешнем шуме трактора. Например, при исключении шума впуска (забор воздуха через спе циальную трубу) в октавной полосе 63 Гц уровень зву кового давления в кабине трактора МТЗ-80 уменьшался на 4 дб.
Шум вентиляторов системы жидкостного охлаждения тракторных двигателей на фоне остальных источников проявляется обычно в одной-двух октавных полосах, хотя уровень шума на расстоянии 1 м достигает 93— 95 дбА. Как видно из рис. 25, наиболее высокий уровень звукового давления при работе вентилятора системы жидкостного охлаждения имеет мес^о на основной ча стоте (5) и второй гармонической составляющей.
С увеличением числа оборотов крыльчатки аэродина мические шумы, создаваемые вентилятором, возрастают во всем диапазоне звуковых частот. При этом тональная составляющая шума вращения наиболее выделяется в спектрах при высоких скоростных режимах.
48
У более производительных осевых вентиляторов дви гателей воздушного охлаждения интенсивные излучения отмечаются на высоких частотах в октавных полосах 1—2 кГц. Например, при работе вентилятора двигателя Д-37Е на номинальном режиме уровни звукового давле ния на частотах свыше 1 кГц на 3—7 дб превышают уровни, создаваемые вентилятором близкого по мощностным показателям двигателя жидкостного охлажде
ния Д-50.
Двигатели. При исключении источников аэродинами ческого шума (выпуск отработавших газов и забор воз духа через трубы, отключение вентилятора) интеграль ный уровень звукового давления акустических излучений тракторных двигателей определяется, как правило, высокочастотными составляющими в спектре (см. рис. 17). Источниками их являются газодинамические возму щения при сгорании топлива в цилиндрах и механиче ские возмущения при работе кривошипно-шатунного, кла панного механизмов и распределительных шестерен. Кроме того, здесь присутствует шум топливоподающей аппаратуры и агрегатов системы смазки двигателя.
В табл. 6 приведены основные характеристики и ре зультаты измерений и расчетов средних уровней шума двигателей пропашных сельскохозяйственных тракторов на расстоянии 1 м при работе на номинальных режимах. Для сравнений в таблице приведены также результаты измерений и расчетов уровней шума двигателей СМД-14 и А-41 тракторов общего назначения. Анализ результа тов измерений шума показывает, что наиболее шумными являются форсированные двигатели Д-160, Д-240, Д-240Т, у которых удельная масса составляет 6— 8 кг/кВт. Если сравнивать двигатели с близкими номи нальными показателями, то оказывается, что более ме таллоемкие двигатели являются менее шумными.
Высокочастотные излучения двигателей, определяю щие уровень шума по шкале А, зависят от скоростных и нагрузочных режимов работы. Результаты измерений показывают, что изменение скоростного режима на каж дые 100 об!мин приводит к изменению уровней шума в среднем на 0,7 дбА, а изменение среднего эффективного давления на 0,1 МН/м2— на 0,5 дбА.
По уровням шума на одинаковом расстоянии вокруг двигателей, когда полностью исключены источники шума
4. Зак. 735 |
49 |
|
|
|
Т абли ца |
6 |
||
|
Средние уровни шума тракторных дизелей |
|
|
|||
|
Номинальные мощ- |
|
Средний уровень |
шума, дСА |
||
|
Литровая мас |
|
|
|
||
Двигатель |
ность, л. с%(кВт) |
|
|
|
||
и скоростной ре |
са, кг/л |
эксперимент |
расчет |
|
||
|
жим, об/мин |
|
|
|||
Д-48 |
48(35) |
140 |
94 |
94,5 |
" |
|
1600 |
||||||
|
|
|
|
|
||
Д-37Е |
50(37) |
94 |
98* |
98,5 |
|
|
1800 |
|
|||||
|
|
|
|
|
||
Д-50 |
55(40) |
86 |
98 |
98 |
• |
|
1700 |
||||||
|
|
|
|
|
||
Д-60 |
60(44) |
86 |
99 |
99 |
|
|
1800 |
|
|||||
|
|
|
|
|
||
Д-240 |
75(55) |
88 |
100 |
100,5 |
|
|
2200 |
|
|||||
|
|
|||||
|
|
|
|
|
||
Д-240Т |
100(74) |
90 |
102,5 |
101,5 |
|
|
2200 |
|
|||||
|
|
|
|
|
||
Д-160 |
100(74) |
80 |
102,5* |
101 |
|
|
|
2200 |
|
||||
|
|
|
|
|
||
СМД-14 |
75(55) |
107 |
94,5* |
96,5 |
|
|
1700 |
|
|||||
|
|
|
|
|
||
А-41 |
90(66) |
125 |
96,5* |
96,5 |
|
|
1750 |
|
|||||
|
|
|
|
|
* Данные НИКТИД.
аэродинамического происхождения, тракторные двигате ли практически можно считать ненаправленными излу чателями. В то же время при узкополосном анализе шума с той или иной стороны часто выделяются отдель ные составляющие. Например, у двигателя Д-50 в спект рах шума с правой стороны выделяется составляющая в третьоктавной полосе 630 Гц, которая исчезает после остановки ротора центробежного фильтра очистки масла.
Шум процесса сгорания. От количества и характера подвода тепла — импульса нарастания давления и фор мы индикаторной диаграммы во многом зависят акусти ческие излучения двигателя. В работах В. Н. Луканина
50