Файл: Рабинович Ф.Д. Фотограмметрическая съемка железнодорожных путей.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 27.06.2024
Просмотров: 105
Скачиваний: 0
Для проектирования поперечного профиля земляного полотна, помимо основной информации, с ручного пульта записывают дополнительные данные.
Коордиметром типа «Д» информацию, считанную с координат ных осей стереометрографа, регистрируют и преобразуют по про
грамме № 3. |
Регистрация информа |
|
|
Счетчик „К" |
|
||||||||||
ции выполняется в цифровой форме |
|
|
|
||||||||||||
на |
специальных бланках и |
в |
коде |
|
( |
• • |
• |
• |
• ^ ) |
||||||
М-2 на перфоленте. |
|
|
|
|
|
|
|||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||
|
Коордиметр подготавливают |
к |
ра |
Нажать |
пр1Ц_^ |
|
|
|
|
||||||
боте |
следующим |
образом: |
|
|
|
съемке |
попе |
|
|
|
|
|
|||
|
а) выходные штепсельные разъемы |
речника |
Впра |
|
|
|
|
|
|||||||
|
во от |
оси |
|
Нажать |
при |
||||||||||
X, |
Y, |
связывающие |
коордиметр |
со |
пути |
|
|
||||||||
|
|
съемке |
попереч |
||||||||||||
стереометрографом, |
меняют местами; |
|
|
|
|||||||||||
|
|
|
ника |
влево |
от |
||||||||||
б) в устройство управления встав |
|
|
|
оси |
пути |
|
|||||||||
ляют |
программный |
валик |
|
№ |
3; |
|
Рис. |
50 |
|
|
|
||||
в) вставляют дешифратор № 3; |
г) на |
|
|
|
|
||||||||||
|
3; |
д) в механизме |
|||||||||||||
пишущей машинке устанавливают бланк № |
|||||||||||||||
констант устанавливают константы К1 и |
К2. |
|
|
|
|
|
|
||||||||
|
При съемке поперечников на прямом участке пути, ориенти |
||||||||||||||
рованном вдоль оси XX прибора, константы принимают |
равными |
||||||||||||||
|
|
|
|
|
К,=К.= |
|
|
|
|
|
|
|
(13.7) |
||
|
При съемке поперечника на кривой |
|
|
|
|
|
|
|
|||||||
|
|
|
|
|
|
|
103 |
|
|
|
|
|
(14.7) |
||
|
|
|
|
|
к, |
|
|
|
|
|
|
|
|
||
|
|
|
|
|
Ю3 |
cos а |
|
|
|
|
|
|
|
||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
где а — угол между поперечником и осью YY |
прибора. |
|
|
|
|||||||||||
|
Если а ^ |
45°, |
то |
переключать штепсельные |
разъемы |
X, |
Y |
||||||||
не следует, |
а угол |
а необходимо измерять от оси XX |
прибора. |
||||||||||||
|
Номер поперечника вводят с дополнительного пульта |
(первые |
|||||||||||||
4 |
разряда) и клавиатуры Нпх |
пульта |
коордиметра |
(последние |
|||||||||||
2 |
разряда). |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Переключатель |
счетчика |
устанавливают |
в |
положение |
«Г», |
|||||||||
на пульте нажимают клавишу Ни, |
барабан счетчика ставят в поло |
||||||||||||||
жение |
«выключено». |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Отстояния точек поперечника исчисляют вправо и влево от оси пути в метрах. Для этого направление счета координат на счетчике устанавливают, как показано на рис. 50.
Если в ЭВМ необходимо ввести левую часть поперечника, то
одновременно включают перфоратор (при съемке лево). |
|
||||||
Образец |
бланка |
автоматической |
записи |
поперечника |
|||
на коордиметре показан в табл. 47. |
|
|
|
|
|||
Отметки точек поперечника |
(в м) даны в |
графе 5, |
расстояния |
||||
от точек до |
оси пути |
(в м) — |
в графе 8, |
в |
графе |
10 |
приведены |
125
Т а б л и ц а 47
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Дополни |
Z, MM |
iif |
ZiU, M |
a |
h=zM±a |
X , мм |
к |
Л'Л', м Y, мм |
тельная |
|
информа |
|||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ция |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
В |
7 |
8 |
9 |
10 |
|
|
|
|
ПК 4418 (лево) |
|
|
|
|
|
88,56 |
2000,00 |
177,12 |
0,00 |
177,12 |
0,67 |
2000,00 |
1,34 |
0,00 |
441 800 |
88,37 |
|
176,74 |
|
176,74 |
1,19 |
|
2,38 |
|
10 000 |
88,32 |
|
176,64 |
|
176,74 |
1,47 |
|
2,94 |
|
17 734 |
88,29 |
|
176,58 |
|
176,58 |
1,60 |
|
3,20 |
|
17 768 |
87,15 |
|
174,30 |
|
174,30 |
5,23 |
|
10,46 |
|
70 |
87,08 |
|
174,16 |
|
174,16 |
5,91 |
|
11,82 |
|
60 |
87,06 |
|
174,12 |
|
174,12 |
6,81 |
|
13,62 |
|
70 |
86,94 |
|
173,88 |
|
173,88 |
9,70 |
|
19,40 |
|
820 |
86,92 |
|
173,84 |
|
173,84 |
12,07 |
|
24,14 |
|
00 |
86,96 |
|
173,92 |
|
173,92 |
13,01 |
|
26,02 |
|
00 |
87,02 |
|
174,04 |
|
174,04 |
16,92 |
|
33,84 |
|
00 |
|
|
|
|
ПК 4419 (лево) |
|
|
|
|
|
S8,6S |
2000,00 |
177,36 |
0,00 |
177,36 |
0,61 |
2000,00 |
1,22 |
0,00 |
441 900 |
88,58 |
|
177,16 |
0,00 |
177,16 |
1,14 |
|
2,28 |
|
10 000 |
88,57 |
|
177,14 |
|
177,14 |
1,61 |
|
3,22 |
|
17 753 |
87,67 |
|
175,24 |
|
175.24 |
4,51 |
|
9,02 |
|
17 777 |
87,62 |
|
175,34 |
|
175,34 |
5,89 |
|
11,78 |
|
70 |
87,51 |
|
175,02 |
|
175,02 |
6,17 |
|
13,34 |
|
65 |
87,49 |
|
174,9S |
|
174,98 |
10,44 |
|
20,88 |
|
70 |
87,48 |
|
174,9S |
|
174,96 |
11,56 |
|
23,12 |
|
820 |
87,63 |
|
175,26 |
|
175,26 |
12,68 |
|
25,36 |
|
0 |
дополнительные данные, необходимые для подсчета на ЭВМ объемов земляных работ при сооружении рядом с существующим второго пути.
На первой точке поперечника набирают пикетаж точки — например, 441 800 м; на второй (на дополнительном пульте) — расстояние до предыдущего пикета (например, если оно равно 100 м, то набирают 10 000).
На третьей точке набирают отметку головки рельса пятизнач ным числом, например, Л-177,34 м — 17 734.
На последующих пяти точках (начиная с четвертой) набирают числа из специальной ведомости: на четвертой точке — проектную
отметку |
рельса пристраиваемого |
пути (например, |
^4-177,68 — |
17 768); |
иа пятой — глубину слоя |
дренирующего |
грунта отно |
сительно головки рельса у левой бровки земляного полотна (на пример, h6p = 70 см — 70), на шестой — то же по оси существу ющего пути (например, h6p = 60 см — 60); на седьмой — то же
у правой бровки земляного полотна (h6p = 70 см — 70); |
иа вось |
мой точке набирают расстояние от оси существующего |
пути до |
бровки земляного полотна пристраиваемого пути (Z6 P = |
8,2 м — |
820). |
|
126
§ 26. Аналого-аналитическая съемка поперечных профилей
Аиалого-аналитическуго съемку поперечных профилей выпол няют при помощи приборов универсального типа, снабженных устройствами для автоматической записи фотограмметрических координат иа перфоленте. К приборам этого типа относится стереометрограф с подключенным к нему коордиметром типа «Е». Съемку
Рис. 51
выполняют на стереомодели, внешнее ориентирование которой выполнено в первом приближении. Измерениям на приборе пред шествует камеральная разбивка пикетажа и плюсовых точек на аэронегативах.
, |
+ |
к-з |
|
4&8 |
Г |
1 Л 5 |
\°А |
2 |
C'^R |
-з |
|
1 |
|
|
|||
1 |
i f |
|
JLKN |
|
|
I Ш |
1 |
|
|
о |
|
|
|
\с-4 |
|
|
|
|
|
|
В д |
|
|
|
|
1 о |
|
|
|
|
|
ь_— |
|
|
|
|
|
|
|
Рис. 52 |
|
Масштабирование, |
поворот |
модели и ее горизонтирование, |
а также вычисление отметок и элементов заложения поперечных профилей выполняют на ЭВМ.
Горизонтирование каждой модели выполняют аналитически, наклоном по двум боковым высотным опознакам (на первой стерео паре, например, по точкам 5 ж 7, рис. 51 и точке, принадлежащей железнодорожному пути, например, точке 100). На промежуточ ных стереопарах полевые опознаки (боковые) заменяют связующие
127
точки (например, точки С-1 и С-2 на стереопаре, образованной из снимков Б п В) (рис. 52). Масштабирование модели выполняют, измеряя расстояние между опорными пикетными точками (ОПТ).
При подготовке прибора к съемке счетчики коордиметра уста навливают так, чтобы координаты х возрастали при перемещениях
каретки |
стереометрографа |
слева |
направо, |
а |
координаты |
у — |
||
при движении каретки к наблюдателю. |
|
|
|
|
|
|||
Для всех наблюдаемых точек (кроме точек поперечников) |
||||||||
фиксируют координаты х, у и z; для точек поперечников (10, |
12, |
|||||||
13, 14 и |
т. д., рис. 51) записывают лишь |
у ж z |
(или х и г, |
если |
||||
У > 4 5 ° ) . |
|
|
|
|
|
|
|
|
Знаменатель масштаба модели вычисляют по формуле |
|
|
||||||
|
М » = |
ч ^ П |
К " 1 0 3 |
> |
|
|
(15.7) |
|
где Ах, Ау — приращение фотограмметрических |
координат |
сосед |
||||||
них опорных пикетных точек в |
мм; |
£ п к — расстояния |
между |
соответствующими ОПТ, полученные как разность их пикетаж ных значений, в м.
Масштабное преобразование координат выполняют по формуле
x(y)r = x(y)^MH-iO-\ |
(16.7) |
||
где х (у)ф — фотограмметрические |
координаты в |
мм; х (у)г — |
|
геодезические координаты (условные) в м. |
|
||
Затем вычисления выполняют в следующем порядке: |
|||
1. Вычисление координаты |
у0 |
(средней точки |
поперечника) |
2/о = - |
^ |
; |
(17.7) |
здесь у1 и у2 — отсчеты при наведении марки на рельсовые нити пути.
2. Вычисление угла между линией поперечника и осью Y машинной системы координат (см. рис. 51)
|
t g v = |
* » - * " > , |
|
(18.7) |
|
|
|
г/17—г/ю |
4 |
' |
|
3. Вычисление отстояний точек поперечников от средней точки |
|||||
(вдоль оси YY) |
1'п = Уп-Уа- |
|
(19.7) |
||
|
|
||||
4. Вычисление |
отстояний |
от |
средней точки |
вдоль |
попе |
речника |
ln = l'n: cosy- |
|
(20.7) |
||
|
|
||||
5. Определение сторонности точек поперечника |
(относительно |
||||
оси пути, ориентированной по ходу пикетажа) |
|
|
|||
Уп >Уо |
— право; |
Va < |
у0 — лево. |
|
(21.7) |
128
6. Определение точки пересечения створа соседних опор линии воздушных коммуникаций с линией поперечника. Координату ys точки пересечения находим совместным решением прямых, задан ных координатами х, у точек опор s, и s2 и точек 17 и 10 попереч ника (см. рис. 51),
KiVn — K2ySi — (xSi +.t,v)
</ = |
K,-K* |
' |
V |
' |
lJs~ |
||||
где |
|
|
|
|
7. Вычисление отстояний |
точек |
пересечения, |
определенных |
|
в пункте 6, от средних точек поперечников по формулам (19.7),
(20.7). |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
8. Определение сторонности |
этих |
точек |
(по |
условию |
21.7). |
||||||||||
9. Определение расстояния между соседними точками попе |
|||||||||||||||
речника |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
|
|
|
|
|
^ » н ) = |
' я + 1 - |
^ |
|
|
(23.7) |
|||||
Отметки точек поперечника вычисляют по формуле (см. рис. 51) |
|||||||||||||||
|
|
|
H„~tf0-h |
+ |
М„ |
( Я Ф я |
- |
Я Ф о ) - |
F - |
б, |
|
(24.7) |
|||
где |
М„ — знаменатель |
масштаба |
модели; |
Нфп; |
Нфо — отсчеты |
||||||||||
по шкале Z при наведении марки на точки поперечника (10, |
|
11,12 |
|||||||||||||
и т. д.) и ось пути на данном пикете |
(например, |
ПК2, рис. 51); |
|||||||||||||
Ног |
— геодезическая отметка головки |
рельса на |
данном |
пикете |
|||||||||||
или |
плюсе; (в |
нашем |
случае — ПК2); h — высота |
рельса; |
F— |
||||||||||
неучтенная высота растительного покрова в м; |
б — системати |
||||||||||||||
ческая |
ошибка наведения |
марки |
|
на |
поверхность |
шпалы в м |
|||||||||
(по данным исследований б = 0,04 м). |
|
|
|
|
|
|
|||||||||
Отметки, вычисленные по формуле (24.7), необходимо испра |
|||||||||||||||
вить за наклон модели |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||
|
|
|
|
Н'п = Нп + К,Ахп |
+ |
К.,Ауп + т; |
|
|
(25.7) |
||||||
здесь |
Кj, |
К2 |
— коэффициенты |
продольного |
и поперечного |
на |
|||||||||
клона |
модели |
(соответственно); |
Ахп; |
Дг/„ — приращения коорди |
|||||||||||
нат точек |
относительно |
центра тяжести треугольника |
(5—7—100); |
т — поправка за кручение модели.
Коэффициенты продольного и поперечного наклона модели
определяют в следующем порядке: |
|
|
|
||
а) вычисляют |
координаты центра |
тяжести |
треугольника |
||
5—7—100 (см. рис. 51) |
|
|
|
|
|
х |
(у) |
х (у) 5 + а ' (у)7 |
+х |
fa)100 • |
(26.7) |
|
|
3 |
|
' |
|
9 Заказ 362 |
129 |