Файл: Постников В.И. Исследование и контроль износа машин методом поверхностной активации.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.06.2024

Просмотров: 70

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Так, при методе радиоактивных индикаторов в величину ка­ питальных затрат, связанных с применением метода, помимо затрат на измерительную и другую аппаратуру входят затраты,, связанные с установкой двигателя, который специально приоб­ ретает лаборатория радиоактивных изотопов для проведения ис­ следований. В случае применения спектрального метода, метода микрометрирования, метода лунок и дифференциального мето­ да радиоактивных индикаторов испытания ведут на стендо­ вом двигателе параллельно с другими видами испытаний, -и зат­ раты, связанные с приобретением специального двигателя, от­ сутствуют. В этом случае основную роль играют амортизацион­ ные отчисления и эксплуатационные затраты, связанные с ра­ ботой двигателя. Но в то же время метод микрометрирования (что также относится и к методу лунок) требует длительной ра­ боты двигателя, так как малые величины износа с его помощьюуловить нельзя, да и разборка двигателя возможна только пос­ ле проведения некоторых параллельных испытаний.

Но дифференциальный метод радиоактивных индикаторов требует специальной активации втулки, а метод спектрального анализа требует дорогостоящей аппаратуры и длительного вре­ мени исследования.

Величину амортизационных отчислений, связанных с прове­ дением исследований на двигателе, можно определить по фор­ муле

.

__ Кс^плПГзц +

(*Гпр + Кд) Д Т п р + КуТуГ|

А

~

Щ

где Кс — капитальные вложения на здания и сооружения; Ку капитальные вложения на установку; т]Пл коэффициент, учи­ тывающий долю площади лаборатории, используемой на данное

испытание;

п — число

часов

на

испытание;

г) — коэффициент

использования

установки, %, т з д

— норма амортизации

здания,

%', Я — число

часов работы в год; Кар— капиталовложения по

приборам;

Кя

— другие

виды

капиталовложений;

Тпр норма

амортизации приборов,

%; т у — н о р м а амортизации

установки,

Метод радиоактивных индикаторов.

По данным

лаборатории

радиоак­

тивных изотопов

Ленинградского института водного транспорта, который про­

водит исследования с использованием метода радиоактивных индикаторов, капитальные затраты, которые включают стоимость зданий и сооружений, стоимость испытательной двигательной установки, всей измерительной аппа­

ратуры, затраты, связанные с техникой безопасности

и др., составят

26 700 руб. (в том числе испытательная установка 1700

руб. и аппаратура

3000 руб.).

 

Для испытания средней продолжительностью 20—25 ч затраты с учетом

норм амортизации составят на одно испытание:

 

 

21 000-0,5.25.2,5 + (3000 + 50)-25-10 +

2700-25-12

Л и =

100-1800

=

12,4 руб. •

 

 

 

Спектральный

анализ. Метод

спектрального

анализа,

так же как и ме­

тод радиоактивных

индикаторов,

не требует остановки и разборки двигателя.

146


Однако чувствительность метода значительно ниже, так как проводится оп­ ределение частиц в масле и, следовательно, требуется более продолжитель­ ное время работы двигателя. Принимая время работы двигателя 120 ч (при

трехкратном повторении замеров) и стоимость

аппаратуры

6000 руб. при топ

же стоимости зданий и

сооружении, получаем

следующую

величину

затрат

Лс на одно испытание

(время

использования

аппаратуры

принимаем

рав­

ным 10 ч):

 

 

 

 

 

21 000-0,25.10-2,5 +

16 000-10-10 +

2700-120-12

 

 

Ас =

!

= 25 руб.

 

 

 

100-1800

 

w

 

Метод микрометрирования. В отличие от предыдущих методов метод микрометрирования отличается тем, что при его применении используют недорогой мерительный инструмент, но требуется продолжительная работа двигателя (принимаем 400 ч) с последующей его остановкой и разборкой.

В этом случае затраты на одно испытание выразятся следующей величиной:

 

 

 

200-12.10 +

2700-400-12

 

 

 

 

 

Лм =

1

= 72,0 руб.

 

 

 

 

 

100-1800

У У

 

 

 

Метод лунок.

В

отличие от

рассмотренных

методов

метод

лунок,

так же как и дифференциальный метод радиоактивных

индикаторов,

не тре­

бует специальной лаборатории для его внедрения, а затраты

на аппаратуру

по данному

методу

не превышают

1100 руб. Однако

метод

лунок,

так же

как и метод

микрометрирования,

требует больших

затрат

на проведение

самого испытания, что связано с работой двигателя, измерения в котором

производят

только

после его остановки

и разборки. Принимая число часов

на одно испытание,

соответствующее методу

микрометрирования,

получим,,

что затраты

Ал, зависящие от отпускных

цен двигателя, времени

испытания

н стоимости

аппаратуры, составят:

 

 

 

 

Ли

1100-2-10 + 2700-400-12

= 72,1 руб.

 

 

 

100-1800

 

 

 

Дифференциальный метод радиоактивных индикаторов. После приведе­ ния к сопоставимому виду капитальные затраты на проведение одного испы­ тания можно оценить величинами, приведенными в табл. 20.

Таким образом, затраты, связанные с капитальными вложе­ ниями, которые требуются для внедрения каждого из рассмот­ ренных методов, можно выразить в виде амортизационных от­ числений по каждому методу, а их соотношение может быть представлено в виде табл. 20.

 

 

 

Т а б л и ц а 20

Затраты на одно испытание двигателя,

связанные

 

с

амортизационными отчислениями

 

 

Метод

Амортизационные

 

 

отчисления, руб.

 

 

 

Радиоактивных

индикаторов

12,4

Спектрального

анализа

25,0

Микрометрирования

 

72,0

Лунок

 

 

72,1

Дифференциальный

метод радиоактивных

12,7

индикаторов

 

 

 

.147


Как видно из табл. 20, радиоизотопиые методы требуют меньших затрат, выраженных в виде амортизационных отчисле­ ний, по сравнению с другими методами.

В отличие от существующих методов радиоизотопные мето­ ды позволяют резко сократить время исследования, но одно­ временно с этим при использовании дифференциального метода резко возрастает составляющая затрат по используемой аппара­

туре. Если при использовании

методов микрометрирования, лу­

нок

и спектрального анализа

аппаратуру

используют только

для

измерения после остановки и разборки

двигателя или после

взятия пробы, то при дифференциалы-гом методе радиоактивных индикаторов ее используют непрерывно в течение всего времени работы двигателя, что позволяет значительно увеличить число замеров и соответственно получить более точные данные по из­ носу.

3 5. ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

ИЗНОСА ДЕТАЛЕЙ СТАНКОВ

В отличие от двигателей внутреннего сгорания, где исследо­ вание износа деталей цилиндро-поршневой группы связано с остановкой и разборкой двигателя, исследовать износ деталей станков — направляющих, червячных зубчатых колес, винтов и т. п. — можно без разборки станка. Основное преимущество ме­ тода поверхностной активации, когда исследование можно вести без остановки и разборки движущейся детали, кажется потерян­ ным. Однако это не так. Дело в том, что и в данном случае зат­ раты на исследование износа отдельных деталей резко сокра­ щаются и, что самое главное, сокращаются по времени.

В то время как исследования износа направляющих суппор­ та требуют при использовании метода лунок не менее 500— 600 ч, причем число замеров остается ограниченным, примене­ ние метода поверхностной активации позволяет сократить проце­ дуру исследования до 50 ч и получить за этот отрезок времени более 100—150 замеров, что по законам математической ста­ тистики позволяет получать наиболее достоверные данные.

Рассмотрим результаты исследования износостойкости де­ тали различных станков с использованием метода поверхност­ ной активации.

1. Сопоставление затрат на проведение исследования износа червячных колес

Для определения износа червячных колес станков попутного точения МВТУ им. Н. Э. Баумана совместно с Московским стан­ костроительным заводом им. С. Орджоникидзе провело научноисследовательскую работу по исследованию применимости для этой цели метода поверхностной активации.

148


Для проведения испытаний червячных колес на заводе спро­ ектирован и изготовлен стенд, на котором воспроизводятся ус­ ловия работы колес на станках попутного точения в условиях эксплуатации.

В основу технико-экономического обоснования внедрения на заводе метода поверхностной активации для измерения износа червячных колес положено сравнение затрат на проведение ис­ пытаний предлагаемым методом (вариант I) и наиболее рас­ пространенным и применимым для этих целей методом микрометрирования (вариант I I , табл. 21).

Т а б л и ц а 21 Объем и последовательность работ при проведении исследования

 

 

 

Метод поверхностной

Метод мнкрометри-

 

 

 

активации

(вариант

I)

рованпя

(вариант II)

Наименование

работ

количе­

продол­

количе­

продол­

 

 

 

ство

житель­

ство

 

 

 

участни­

ность

ч

участни­

житель­

 

 

 

ков

зтапа,

ков

ность, ч

I. Подготовка к исследованиям

 

 

 

 

 

Разработка

программы и методики

1

170

 

1

24

исследования

испытательного

1

170

 

1

170

Проектирование

 

стенда

 

 

3

255'

 

3

255

Изготовление стенда

 

Проектирование приспособлений

 

1

80

Изготовление приспособлений

 

3

170

Активация

образцов и деталей

1,5

 

Моделирование

 

1

10

 

Подготовка

к испытаниям

1

80

 

1

80

II. Испытание

червячного колеса на

2

70

 

2

585

стенде (время работы на стенде)

1

80

 

1

40

III. Обработка, результатов испытаний

 

Износ червячных колес методом микрометрирования изме­ ряют на том же испытательном стенде., что и при методе по­ верхностной активации.

Для получения информации об износе колеса при испыта­ ниях методом поверхностной активации необходимо 70 ч рабо­ ты стенда (30 ч — приработка, 40 ч — устанавливается износ при скорости изнашивания 0,1 мкм/ч).

Метод микрометрирования позволяет измерить износ детали с точностью до 10 мкм. Для получения достоверной информа­ ции об износе колеса этим методом необходима величина изна­

шивания

до 50 мкм,

на что

потребуется 500 ч (при установив­

шейся скорости изнашивания

0,1

мкм/ч).

Для

проведения

замеров

при

методе микрометрирования

необходима сборка-разборка приспособления, что составит око­ ло 0,75 ч на один замер. Частота измерений — один замер в смену.

149


Суммарное время на проведение испытаний методом микро-

метрирования

составит

30 + 500 + 55 = 585

ч.

 

 

Fa

При действительном

годовом

фонде времени

работы

= 1920

ч

(односменная

работа) при исследовании

износа

мето­

дом поверхностной

активации

(вариант

I) можно

провести

Ni=

7 0

= 28

испытаний.

Методом

микрометрирования

(ва-

риант

II)

можно

провести

A / n =

1920

=3

испытания.

 

 

585

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В табл. 21 представлена последовательность работ при ис­

пытаниях на износостойкость червячных колес.

 

 

 

Трудоемкость

работ

по

каждому

из

этапов

исследования

получили

по данным

экспериментов

или

взяли из

сравнения с

аналогичными

работами,

проводимыми

на других

предприя­

тиях.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Трудоемкость этапов можно представить в следующем укруп­ ненном виде: 1) разработка методики и программы исследова­

ния, проектирование приспособлений и другие

проектные и

подготовительные

работы,

а также

проведение

испытаний;

2) изготовление

приспособлений и

стенда в заводских усло­

виях (см. табл. 21) и другие

работы.

 

 

Критерием оценки эффективности

предлагаемых

методов для

исследования износа червячных колес являются приведенные за­

траты по сравниваемым методам.

 

 

Приведенные затраты П

определяются:

 

n

= S +

eHK,

 

где 5 — себестоимость проведения

испытания;

К—капитальные

вложения; е н — нормативный коэффициент эффективности.

Определение затрат на проведение одного исследования

Для определения затрат на проведение одного исследования сравнивае­ мыми методами, включающего подготовительные этапы и само испытание на износостойкость, рассчитываем затраты по всем этапам исследования, и их элементам, представленным в табл. 21.

Разработка программы и методики исследования

На данном этапе предложено затраты времени г оценивать по фактиче­ ским затратам времени работниками, занятыми в исследовании Зп:

т

з _ J

 

 

 

 

 

гм

 

 

 

где

Р — число

работников

данной

категории;

т — число категорий

работ­

ников; М — месячный

оклад работника;

k3—коэффициент

занятости

данной

категории работников;

FM—месячный

фонд времени;

т) — коэффициент ис­

пользования

рабочего

времени;

при

^=1,

т=1,

М=1Ю руб.;

ka=l,

FM

= 170 ч; т) = 1 получим

З и =0,75 .

 

 

 

 

 

150