ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 27.06.2024
Просмотров: 106
Скачиваний: 0
почтение, как правило, следует отдавать первым, так как они обе спечивают простоту производства работ, а также непрерывность движения по обрабатываемым участкам при их обеспыливании.
Теоретической основой обеспыливания автомобильных дорог и аэродромов является учение об адгезии и аутогезии1, с: позиций, которого можно объяснить возникновение сил связности между частицами пыли и покрытием, а также образование связей между частицами пыли.
При механическом обеспыливании эти силы по возможности должны быть ослаблены, во всех остальных случаях обеспылива ния силы адгезии и аутогезии необходимо искусственно увеличи вать, чтобы они оказались больше сил, вызывающих отрыв пыле ватых частиц от покрытия. Рассмотрим основные факторы,, опре деляющие адгезию пыли к твердым поверхностям.
Адгезия в основном определяется молекулярными и капилляр ными силами и электростатическим взаимодействием частиц в зоне контакта. При наличии на покрытии слоя вяжущего и клею щего материала адгезия определяется липкостью этого с л о ія . От рыв частиц в этом случае может происходить, если преодолева ются адгезионные силы между пылеватыми частицами и вяжу щим материалом или когезионные силы материала вязкого слоя.
По имеющимся данным [34], в воздушной среде (при относи тельной влажности воздуха свыше 65%) основной составляющей сил адгезии являются капиллярные силы. Молекулярные и элек тростатические составляющие адгезии пыли в воздушной среде: большого практического значения не имеют.
Величина адгезии, обусловливаемая капиллярными силами FKy. для шарообразной и плоской поверхности выражается зависимо стью
JFK= 4тс с г cos Ѳ,.
где о —поверхностное натяжение жидкости; г — радиус шарооб разной поверхности; Ѳ — краевой угол смачивания.
Из уравнения видно, что капиллярные силы тем больше, чем. больше поверхностное натяжение жидкости и лучше смачивае мость контактирующихся поверхностей, поэтому для географиче ских районов с достаточной относительной влажностью воздуха' (не менее 0,35) перспективно использование материалов, обеспе чивающих увеличение капиллярных сил связности (например, гиг роскопических солей). Для районов с небольшой относительной влажностью воздуха предпочтительнее использование веществ,, обладающих вяжущими и клеющими свойствами:
При искусственном повышении связности материала покрытия,, кроме количественных показателей, необходимо учитывать и. ка чественные показатели образующихся .новых связей и, в первую
1 В соответствии с современными воззрениями под адгезией будем понимать взаимодействие пылеватых частиц с поверхностью покрытия (прилипание), а под аутогезией — взаимодействие между пылеватыми частицами (слипание).
ЗЬ
ючередь, показатель их обратимости (разрушение-восстанов ление).
Беспыльность покрытия при ограниченном расходе добавок легче всего может быть обеспечена при образовании обратимых связей. В этом случае разрушаемые движением агрегатные обра зования и продукты износа будут вновь объединяться и закаты ваться.
При необратимом же характере связей беспыльность покрытия будет обеспечена лишь при большой прочности его верхнего слоя, т. е. тогда, когда не будет значительного износа материала по крытия. Особую роль обратимость связей приобретает на дорогах при совмещенном автомобильном и гусеничном движении. Прак тически беспыльность и устойчивый характер работы покрытий на таких дорогах можно обеспечить только в случае, когда меж ду ічастидами материала покрытия образуются обратимые связи. Основываясь на данных анализа существующего опыта для обес пыливания дорог с совмещенным движением, следует, как пра вило, рекомендовать лишь гигроскопические вещества.
Для дорог с исключительно автомобильным движением и аэро дромов, кроме гигроскопических веществ, большой интерес пред ставляют отходы химической переработки древесины, содержа
щие клеющие |
вещества — лигносульфонаты, а |
также органиче |
ские вяжущие |
материалы (особенно битумные |
и дегтевые эмуль |
сии) и смолы холодного отверждения, способные связывать мине ральные частицы с образованием эластичных структур.
Обеспыливание гигроскопическими солями основывается на том, что в воздухе всегда содержатся пары воды. Их количество зависит от температуры воздуха. Эти пары в большей или мень шей степени поглощаются поверхностью многих веществ, находя щихся в соприкосновении с воздухом. Такая вода называется гиг роскопической, а явление поглощения воды — гигроскопичностью.
Характер этого поглощения зависит от состава и строения по глотителя. Одни вещества расплываются в условиях влажного воздуха, другие образуют с водой кристаллогидраты, третьи воду адсорбируют физически или физико-химически. В соответствии с этим гигроскопические вещества можно разделить на три группы.
Первую группу образуют вещества, расплывающие на возду хе. Механизм поглощения воды и растворения этих веществ мож но представить следующим образом: первоначально содержащие ся в воздухе пары воды при соприкосновении с твердым веще ством образуют на его поверхности ничтожное количество рас твора. Если давление водяного пара над этой жидкостью меньше парциального давления водяного пара в воздухе, то пары воды будут осаждаться на веществе и оно будет растворяться. Процесс растворения закончится, когда концентрация раствора понизится настолько, что давление водяного пара над ним станет равно пар циальному давлению водяного пара в воздухе.
Сущность обеспыливания дорог и аэродромов такими веще ствами заключается в том, что в результате увлажнения поверх-
32
постного слоя покрытия за счет явления гигроскопичности увели чиваются капиллярные силы взаимодействия между пылеватыми частицами. Пылеобразование при этом существенно снижается или исчезает полностью.
Вторую группу составляют вещества, образующие с водой кристаллические образования — кристаллогидраты, содержащие в своем составе воду. К таким веществам относятся кристаллогид раты сульфата меди CuSC^-SHoO, сульфата закнсиого железа FeS0 4 -7H20 , перхлорат магпня-ангпдрои Mg(C10.i)6H2C) и др.
Оценивая эффективность этих веществ как обеспыливающих добавок, заметим следующее. В кристаллогидратах общей фор мулы МеХ-уН20 (где Me — металл, X — остаток кислоты) вода связана химически. Она входит в кристаллическую решетку кри сталлогидрата. Такая химически связанная вода не может уча ствовать вторично в процессах увлажнения пылеватых частиц. Поэтому соединения такого типа не могут быть использованы в качестве обеспыливающих материалов.
К третьей группе относятся вещества, адсорбирующие пары воды из воздуха. Наиболее часто для адсорбции паров воды при меняется активированный уголь, силикагель (специально обра ботанная окись кремния), аскарит (волокнистый технический ас бест, обработанный щелочью).
Вещества этой группы адсорбируют воду, связывая ее в своих порах физически или физико-химически. Поэтому такая вода так же не может участвовать в процессе увлажнения контактирующихся пылеватых частиц. Таким образом, из числа гигроскопи ческих веществ для обеспыливания автомобильных дорог и аэро дромов практически могут использоваться лишь вещества первой группы.
Наиболее распространенные гигроскопические вещества, рас пыли®ающиеея .на .воздухе, приведены ниже:
Хлористый |
кальций |
|
СаС12-6Н20 |
» |
магнии |
|
MgCl,-6H20 |
Хлорное железо . . . . |
FeCi3 |
||
Перхлорат |
магния |
(аигндрон) |
Mg(C104)2-6H20 |
Карналлит |
............................ |
|
■MgCl2-KCl-6H20 |
К а й м и т |
...................................натрий |
(технический) |
MgS04 • КСI ■3H20 |
Хлористый |
NaCl |
Основной характеристикой гигроскопичности вещества явля ется остаточное давление водяного пара. Чем оно меньше, тем вещество более гигроскопично.
Гигроскопичными являются также некоторые соли хлорнова тистой кислоты, представляющие собой смеси, состоящие из не скольких компонентов. Активным началом их гигроскопичности является хлористый кальций. В табл. 4 приведены данные о важ нейших химических продуктах, имеющих в своей основе гипохло рит кальция.
3—409 |
33 |
|
|
|
|
Т а б л и ц а |
|
4 |
||||||
П р о д у к т |
С о с т а в |
п р о д у к т а |
С о |
д |
е |
р ж |
а |
н |
и |
е |
х |
|
р и |
д |
а |
к |
а |
л |
ь |
ц %и |
я , |
||||
Хлорная известь |
гипохло |
ЗСа(ОСІ)2-Са(ОН)2-2Н20 |
|
|
|
29 |
|
|
|
|
|
|
Дветретиосновнои |
ЗСа (ОС1)2-2Са (0Н )2-2Н20 |
|
|
|
8 |
|
|
|
|
|
||
рит кальция (ДТС-ГК) |
Са(0С1)2-ЗН,0 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Гипохлорит кальция |
|
|
|
|
1 3 |
|
|
|
|
|
||
Двухосновной |
гипохлорит |
Са (ОС1)2-ЙСа (0Н )2-Н20 |
|
|
|
5 |
|
|
|
|
|
|
кальция (ДС-ГК) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Гипохлорит кальция под действием влаги воздуха постепенно |
||||||||||||
гидролизуется: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
+ 2НЮ |
-и н „о |
2Са(ОН), + |
4НОС1. |
|
|
|
|
||||
Са(ОН)2 + 2НОС1 |
Ca(OCl)2 |
|
|
|
|
Реакции образования хлорида кальция протекают по следую щим схемам:
'под действием углекислого газа:
Са(ОН ], + СО, -> СаСО, + Н20;
Са(ОС1)2 + 4НОС1 -* Са(СІОя)а -г 4НС|;
2СаС03 + 4НС1 -» 2СаС1, + 2С0, + 2Н20;
под действием прямых солнечных лучей
ЗСа(ОСІ), -> Ca(ClOa)2 -f 2CaCl,;
под действием солен железа и марганца, содержащихся в грунте,
Са(ОС1)2 СаСі2 + 0 2.
Из приведенных реакции видно, что в результате гидролиза гипохлоритов кальция образуются коррозиоииоактивные вещест ва: хлорноватистая и соляная кислоты, что является недостатком солей хлорноватистой кислоты как обеспыливающих материалов.
Таким образом, в настоящее время из числа гигроскопических веществ в качестве обеспыливающих материалов наиболее пер спективно использование хлоридов кальция и магния (в том чис ле карналлита).
Исходя из общей кинетики испарения жидкостей можно пред положить, что наибольшей эффективности следует ожидать от таких веществ, .которые способны образовывать концентрироватные растворы с высоким осмотическим давлением.
Длительность обеспыливающего действия гигроскопических солей в большей степени будет зависеть от скорости вымывания их водой из верхнего слоя покрытия. Проникание воды в мате риал покрытия и передвижение ее происходит в жидком и паро образном состоянии. Перенос паров воды вызывается наличием
34
градиента относительно у,пру,гости па.ров и движением норового воздуха. Пары воды передвигаются из мест с большой относи тельной упругостью паров в места с меньшей упругостью. Ско рость перемещения зависит от величины градиента, пористости грунта и т. д. Однако основным фактором, определяющим вымываемость гигроскопических солей из верхних в нижние слои по крытия, являются осадки в виде дождей.
Уменьшение вымывания гигроскопических солей можно обе спечить при помощи вяжущих пли клеющих добавок, уменьшаю щих фильтрационные свойства материала покрытия, пли добавок, связывающих молекулы гигроскопических веществ механически или физико-химически и таким образом препятствующих мигра ции гигроскопических веществ.
Для повышения эффективности использования гигроскопиче ских солей перспективна также разработка методов, обеспечиваю щих уменьшение испарения влаги из материала покрытия, обра ботанного солями.
Использование вяжущих материалов для обеспыливания авто мобильных дорог и аэродромов основывается на склеивании час тиц пыли между собой и с материалом покрытия. Применяемые для этой цели вяжущие материалы можно разделить на две группы.
Первую группу составляют материалы, которые могут дли тельное время сохранять свое клееобразное состояние (например, нефтеполимерные смолы, битумы, дегти, эмульсии).
Вторую группу составляют материалы, которые, затвердевая, образуют твердые, механически прочные структуры (например, цементы, многие смолы холодного твердения, известь и др.).
При использовании материалов первой группы обеспыливаю щий эффект бывает, как правило, выше, так как образующиеся при движении автомобилей и самолетов продукты износа мате риала покрытия (содержащие большое количество пылеватых час тиц) связываются вяжущим, образуя эластичный поверхностный коврик. В случае применения материалов второй группы такой эффект не достигается. Основным фактором, обеспечивающим обеспыливание покрытий в этом случае, является образование вы сокопрочного и износоустойчивого защитного слоя.
Для достижения высокого обеспыливающего эффекта материа лы первой группы наряду с хорошими адгезионными и когезион ными качествами должны обладать хорошей проникающей спо собностью в малопористые минеральные системы (какими явля ются обычно покрытия дорог и аэродромов из грунтов и камен ных материалов), легко смачивать минеральные частицы и бы стро растекаться по их поверхности. Лишь в этом случае можно обеспечить пропитку обеспыливающими материалами поверхност ного слоя грунта или материала покрытия на сравнительно боль шую глубину.
Проникающая способность жидких реагентов прежде всего зависит от их способности смачивать минеральные частицы', а
3 й |
3 5 |