ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 27.06.2024
Просмотров: 127
Скачиваний: 0
мерой смачиваемости является скорость растекания реагентов по поверхности твердого тела (по поверхности минеральных частиц). Для улучшения смачивающей способности жидкостей необходимо уменьшать их поверхностное натяжение, что может достигаться использованием поверхностно-активных веществ. Например, при добавлении к воде стеарата натрия поверхностное натяжение на границе с воздухом уменьшается в 3 раза.
Для улучшения проникающей способности эмульсин можно использовать пиридин и пиридиновые основания. Прибавления к эмульсиям высокодисперсных водных суспензий, каменноугольно го пека, мыл тяжелых металлов облегчает разрушение смеси и способствует образованию твердого хорошо связанного защитно го слоя на поверхности дороги. При использовании вязких неф теполимерных вяжущих повышение их текучести может дости гаться, как известно, путем добавления разжижителей и нагре ванием. Для борьбы с пылыюстью дорог, кроме нефтеполимерных смол, могут применяться фурфуроланплнновые, акриловые и дру гие смолы.
Среди вяжущих и клеющих материалов ввидѵ дешевизны осо бый интерес представляют сульфитно-спиртовая барда (ссб) и сульфитно-целлюлозные щелоки (сцщ), содержащие большое ко личество лнгносульфонатов. Последние представляют собой каль циевые, натриевые, аммонийные или магниевые (чаще кальцие вые) соли лигиосульфоновых кислот.
При образовании лнгносульфонатов происходит замещение атомов водорода сульфогрупп соответствующими катионами, а метнлолыіые группы остаются свободными. Поэтому макромоле кулы лнгносульфонатов принципиально являются реакционно спо собными: они могут вступать в реакции катиоиозамещеиия, кон денсации с аминами, фенолами и другими соединениями, а также способны к твердению под действием повышенных температур.
Большим недостатком лнгносульфонатов является их легкая растворимость в воде. Очевидно, при укреплении грунтов и обес пыливании автомобильных дорог и аэродромов лигпосульфонаты окажутся эффективными лишь тогда, когда будут найдены прос тые и надежные способы их перевода в водонерастворимое со стояние.
Как отмечалось в гл. 1, в настоящее время известен целый ряд способов придания лигиосульфонатам водонерастворимости. Эти способы основываются на термической обработке, использовании кислот и окислителей, замещении в лигносульфонатах катионов кальция катионами алюминия.
При термической обработке низкомолекулярные коллоиды лнгносульфонатов коагулируют, повышается вязкость и количе ство водонерастворимых компонентов. Однако тепловая обработ ка грунта с добавками соб технологически сложна, специальные средства для ее осуществления пока отсутствуют.
В минеральных кислотах лигпосульфонаты коагулируют, но твердение их протекает лишь до 40% объема. Серная кислота яв-
3 6
ляется агрессивным, токсичным и высококоррозионным реаген том, поэтому применение ее в условиях обеспыливания автомо бильных дорог и аэродромов малоперспективно.
Из окислителей для придания лигносульфонатам водостойко сти применяют обычно марганцевые и хромовые соединения. Об работка соб двуокисью марганца и серной кислотой с добавками извести технологически сложна и имеет все недостатки, свойст венные описанному способу. То же относится и к отверждению ссб двуокисью свинца и пиролюзитом в присутствии серной кис лоты. Грунт, обработанный ссб с известью, при высыхании при обретает мелкозернистую рассыпчатую структуру с недостаточной механической прочностью.
Использование соединений хрома, в частности хромового ан гидрида, хотя и обеспечивает большую простоту работ, однако все же отличается известной сложностью технологического про цесса. Замещение кальция в лигносульфонатах на катионы алю миния и железа позволяет сократить расход хрома на 25%, ус корить процесс гелеобразования, уменьшить усадку и трещипообразование укрепляемого грунта. Однако технология обработки при этом усложняется.
Изложенное позволяет сделать вывод, что все существующие способы перевода ссб в ,водо-нерастворимое состоящіе имеют суще ственные недостатки, что вызывает необходимость продолжения поисков новых, более рациональных способов для придания грун там, обработанным ссб, водостойкости и достаточной механиче ской прочности. Для этой цели перспективными являются два возможиыX направле11ия:
переведение лигносульфонатов в твердое нерастворимое сосостояние с помощью мономеров, образующих смолы при обыч ной температуре в присутствии смолообразователей-отвердптелей; переведение лигносульфонатов в твердое и нерастворимое со стояние с помощью смол, затвердевающих при обычной темпе
ратуре в присутствии отвердителей.
Приведенные соображения основываются на том, что лигносульфонаты являются поверхностно-активными веществами, обла дающими клеющим действием за счет метилольных групп и ди польного характера макромолекул. Кроме того, из-за наличия; фенольных и гидроксильных прупп в молекулах лигносульфона тов происходит конденсация лигносульфонатов с альдегидами.
Глава 3 ОБЕСПЫЛИВАНИЕ ГИГРОСКОПИЧЕСКИМИ СОЛЯМИ
§ 7. СВОЙСТВА ГИГРОСКОПИЧЕСКИХ СОЛЕЙ
Из гигроскопических солей для обеспыливания автомобиль ных дорог находят применения карналлит, хлористый магний и хлористый кальций, соли хлорноватистой кислоты, а на аэродро-
37
мах — хлорндпые гигроскопические соли только с антикоррозион ными присадками.
Карналлит (KCl'MgCl2-6H20) — твердый кристаллический продукт, хорошо растворяется в воде. Выпускается в виде есте ственного карналлита (припроідиого) и обогащенного. Естествен ный карналлит (карналлитовая порода) представляет собой кри сталлическую массу желтых, оранжевых и буроватых оттенков, с
содержанием основного |
вещества (MgCl2) не |
менее 24% (ТУ |
|
МХП 762—41). Обогащенный ’карналлит — белая |
с серым |
оттен |
|
ком мелкокристаллическая |
масса с содержанием |
MgCl2 не |
менее |
32% (МРТУ 6-12-3—65). Кроме того, выпускают карналлитовые щелоки с содержанием MgCl2 не менее 24% (ТУ МХП 1815—-48).
Карналлитовые щелоки поставляются в цистернах, карналлит природный и обогащенный — навалом в плотно закрытых желез нодорожных вагонах. Для хранения карналлита необходимы су хие закрытые помещения. При обеспыливании дорог искусствен ный и естественный карналлиты наиболее целесообразно исполь зовать в виде порошка. Однако их можно применять и в виде раствора. Естественный карналлит следует предварительно из мельчать.
Хлористый магний технический (бишофит) выпускается в жидком (ВТУ—61 и СТУ75-1460—64) или твердом виде (ГОСТ 7759—55 и СТУ75-1663—65). Оба хорошо растворимы в
воде. Жидкий хлористый магнии — желтая |
жидкость, |
прозрачная |
или слабомутная, с содержанием основного |
вещества |
(MgCl2) не |
менее 25%. Поставляется в железнодорожных стальных цистер нах, мелкие партии — в бочках.
Твердый хлористый магний технический — кристаллическая масса белого, желтоватого или сероватого цвета с содержанием основного вещества не менее 43—45%, хранится в герметической таре. Поставляется в стальных барабанах или бптумированных мешках из крафт-целлюлозы емкостью 40 кг. При обеспыливании дорог он может применяться в виде порошка пли раствора.
Хлористый |
кальций технический может быть безводный пли |
||
с различным |
содержанием |
кристаллизационной воды: |
CaCU; |
СаС12-2Н20; |
СаС12МН20; |
СаС12-6Н20 (ГОСТ 450-58). |
Выпус |
кают следующие виды хлористого кальция:
жидкий—мутноватая жидкость с содержанием основного ве
щества (СаС12) не менее 38% (I |
сорт) и 32% |
(II сорт); |
|
|||
пла.влепый—ікристаллическая |
масса1 с содержанием СаСІ2 не |
|||||
менее 67%; |
мелкокомковатая |
масса |
серого |
цве |
||
обезвоженный — пористая |
||||||
та с |
содержанием основного |
вещества не менее 95% |
(1 сорт) и |
|||
85% |
(II сорт). |
|
|
|
|
|
Хлористый кальций должен храниться в герметической таре. |
||||||
Поставляется: жидкий — в цистернах и железных бочках; |
плав |
1 Плавленный хлористый каль-цніі выпускается также п виде пластинок, чешуек п мелкокристаллического продукта.
38
леный— в металлических барабанах емкостью до 100 л, а также в многооборотной герметической таре.
Хлорная, или белильная, известь (ГОСТ 1692—46) представ
ляет собой смесь нескольких соединений: |
хлориоватистокислого |
|
кальция Са (0С1)2-ЗН20, двухосновного |
гипохлорита |
кальция |
Са (ОС1)2-2Са (ОН)2), дветретиосновпого |
гипохлорита |
кальция |
ЗСа(ОС1)2-'2Са(ОН)2. Кроме того, в хлорной извести содержатся примеси хлористого кальция СаС12 и его низших гидратов СаС12-Са(ОН)2, гидрата окиси кальция Са(ОН)2, углекислого кальция СаСОз и др.
Хлоіріная известь —белый или желтоватый порошок с запахом хлора. В воде растворяется не полностью с образованием значи тельного по объему нерастворимого остатка. В водном растворе проявляет свойства хлорноватистого и хлористого кальция. Рас творение идет с выделением тепла. Реакция раствора — ще лочная.
Дветретиосновной гипохлорит кальция (ДТС-ГК) ЗСа(ОС1)2Х Х2Са(ОН)о-2Н20 (ТУ 3079—55)—белый кристаллический поро шок с запахом хлора. В воде растворяется не полностью, при этом происходит разложение продукта на хлорноватистокислый кальций и гидрат окиси кальция.
Насыщенный водный раствор ДТС-ТК содержит при комнат ной температуре 10—05% активного хлора и 0,75—0,80% гидрата окиси кальция. Реакция раствора — щелочная. Химические свой ства и реакции ДТС-ГК аналогичны свойствам и реакциям хлор ной извести.
§ 8. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ РАБОТЫ
Экспериментальные работы с гигроскопическими солями про водились с целью выявления необходимых условий, в которых эти соли обеспечивают требуемый эффект обеспыливания, изыска ния путей и методов повышения эффективности их действия, на копления фактического материала, который мог бы служить ос новой при рі\ѳработке практических рекомендаций по производ ству, организации н механизации работ.
При лабораторных исследованиях обработке подвергались грунты различного зернового состава (табл. 5). Для отдельных экспериментов использовались гравийные материалы, шлак, кир пичный бой и другие материалы, применяемые для устройства покрытий автомобильных дорог и аэродромов.
Из гигроскопических солей применялись: хлористый кальций, карналлит очищенный и естественный (карналлитовая порода), бишофит (шестиводный хлористый магний), хлористый натрий и хлористый калий. Все соли соответствовали требованиям ГОСТов. По минералогическому составу применявшаяся карналлитовая порода характеризовалась следующими данными:
39