Файл: Милевский Э.Б. Автоматизация процессов индексирования учеб. пособие для студентов машиностроит. специальностей.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.06.2024

Просмотров: 103

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Определим величину движущей силы пружины Рпр, действующей на ведомое звено (положение звена определяется расстоянием х от левого крайнего положения).

Из диаграммы пружины (см. рнс. 26, б)

Обычно, время срабатывания ведомого звена т легко определяется, если известна зависимость изменения скорости точки ведомого звена от его положения Ѵ=Ѵ(х), а также начальное и конечное положение звена -V) и х2.

Ѵ =

— V (х );

 

 

 

 

dx

 

 

 

 

 

В случае, если заданы зависимости

движущей

силы Рщ> = Рпр(х),

сил сопротивления Q = Q(x)

н приведенной массы

механизма

от его

положения т„ѵ = тпр(х), а также задана начальная скорость Ѵ\,

началь­

ное и конечное положение механизма л'і

и х2, то скорость Ѵ(х) точки

ведомого звена

определяется

па основе

уравнения

движения машины

в форме закона изменения кинетической энергии

У.

откуда

Ѵ =

Так как в начальный момент звено неподвижно (Ѵ’і —0), то

На основе уравнения для определения т, имеем:

т =

о

max

 

79


и после интегрирования

1— Р ир<тах>

 

 

т= V

/

т

'Ху lx-arccos

X

 

 

 

Масса фиксатора^прЧпах

»in. Формула

VпринимаетBnPfmax) видQ ,

''-как’max

для Т|.

5. Механизм одинарной фиксации.

На рис. 28 показана конструкция механизма фиксации шпиндель­ ного барабана токарного автомата. В барабане 1 закреплены фикса­ торные сухари 2 , имеющие клиновые поверхности.

Рис. 28. Конструкция механизма поворота с разрезным фиксатором

Точное расположение сухарей устанавливается винтами 3 и 4. Раз­ резной фиксатор 6 перемещается гидроцилиндром 5 при помощи зуб­

чато-реечного и кривошипно-шатунного механизмов. Когда барабан зафиксирован, кривошипно-шатунный механизм находится в «мерт­ вом» положении, при этом сила прижима фиксатора к каждому из сухарей определяется натяжением упругого звена Т. Штриховыми ли­ ниями показано положение механизма при освобожденном барабане.

Ш. РАБОТА МЕХАНИЗМОВ ПОВОРОТА С ДВОЙНОЙ ФИКСАЦИЕЙ

В отличие от одинарной фиксации другое конструктивное решение имеют механизмы двойной фиксации в многошпннделыіых токарных автоматах и полуавтоматах (рис. 24 и 29).

При использовании механизма двойной фиксации привод повора­ чивает блок или стол на угол несколько больший требуемого, а при

80

фиксации этот узел получает небольшой обратный импульс до требу­ емого положения.

На рис. 22, г иллюстрируется одна из схем устройства механизма двойной фиксации (тоже см. рис. 25, з). Поворот узла 3 приводом после отвода запирающего клинового фиксатора 1 происходит по на­

правлению стрелки А. При этом, вследствие скосов на пальце 2 и фик­ саторе 4, последний выжимается. После поворота на угол, несколько больший требуемого, фиксатор 4 под действием пружины возвраща­ ется в исходное положение, а клин 1 запирает узел 3 — несколько по­

ворачивает узел в обратном направлении до упора в фиксаторе 4.

 

Рис. 29. Схемы механизмов двойной фиксации

На

многошпиндельных токарных автоматах обычно применяется

схема

двойной фиксации шпиндельных блоков, показанная на

рис. 29, а. После поворота блока 4 головки фиксирующего рычага 1 и запирающего рычага 3 входят в фиксаторные гнезда. Затем при помо­ щи системы рычагов с приводом от кулачка 2 распредвала запираю­

щий рычаг 3 поворачивает блок в обратном направлении, прижимая

друг

к другу фиксирующие поверхности гнезда

и рычага 1;

при этом

блок

фиксируется. При расфиксировании блока

оба рычага

отводятся

и блок автомата можно поворачивать в любую сторону.

 

На рис. 29. б приведена также схема механизма двойной фикса­ ции шпиндельного блока 2 , который имеет два последовательно вклю­

ченных рычажных механизма для передачи усилия запирающему ры­ чагу 4 от кулачка 3 распредвала через упругое звено. При двойной фиксации относительное скольжение поверхностей фиксатора и гнезда минимально, что снижает износ и повышает точность фиксации.

Конструктивная схема двойной фиксации шпиндельного блока и его подъема при повороте показана на рис. 30.

6-1011

<1

 


Ма распредвале 9 закреплен рычаг, палец которого является водилом мальтийского креста, установленного па ведущем вале делитель­ ного механизма. Через ряд зубчатых передач мальтийский крест пере­ дает вращательное движение шестерне, жестко связанной со шпин­ дельным блоком 15 (рис. 30, а). При вращении распредвала 9 в задан­ ный момент времени водило входит в паз мальтийского креста и, пово­ рачивает его, осуществляет необходимое деление.

Положение шпиндельного блока 15, сидящего па своей осп, опре­ деляется двойным фиксирующим механизмом, состоящим из фиксиру­ ющего рычага 13 и доводящего рычага 2, которые связаны с коромыс­ лом 5 (двуплечий рычаг), сидящем па осп 1. Пружины 4 и 12 застав­ ляют фиксирующие концы этих рычагов входить в соответствующие гнезда 14 шпиндельного блока. Стальное закаленное фиксирующее гнездо закрепляется в пазу блока. При фиксации возникают усилия, прижимающие блок к нижней опоре.

Рис. 30. Конструктивна/! схема фиксации (а)

 

 

 

и подъема (б) шпиндельного блока

 

 

Обычно блок индексируется с перебегом па 1-М.5 мм па угол нес­

колько больше требуемого с тем, чтобы между

фиксирующими граня­

ми

гнезда блока и рычагов 2 и 13 образовался

зазор порядка 1-г2.іыі.

К

этому

времени

кулачок 10 своим пазом а перестает оказывать воз­

действие

на ролик

рычага 8 , и действием пружин 4 и 12 рычаги вво­

дятся в гнезда блока. При этом доводящий рычаг 2 немного повернет блок в обратном направлении, пока фиксирующий рычаг 13 ке ограни­ чит это перемещение, остановив блок в нужном положении. Когда ку­ лачок 2 распредвала 1 своим пазом а воздействует на ролик рычага 8 и вызывает с помощью тяги 6 поворот коромысла 5, рычаги 2 и 13 по­

вернутся на своих осях и освободят блок.

С целью устранения интенсивного износа фиксирующих поверхно­ стей рычагов 2 и 13 о соответствующие поверхности гнезд блока во время отвода фиксаторов, предусмотрена конструкция предварительно­ го перед индексированием подъема рычагов (сначала доводящий, а затем фиксирующий) иа высоту Зч-5 мм, блок освобождается, и рыча­ ги получают возможность поочередного свободного выхода.

Поочерео'ность вывода рычагов следующая. Головка доводящего рычага 2 сначала перемещается только вверх, а затем, когда гайки

шарнирного блока 4 упрутся в более короткое плечо рычага 5, головка

82


доводящего (запирающего) рычага отойдет в сторону от гнезда 14 ба­ рабана. Когда блок освобождается от доводящего рычага, фиксирую­ щий рычаг 13 свободно выходит из сопряжения с гнездом. После это­ го происходит подъем и поворот блока. Правильное положение фикса­

тора

13

обеспечивается

независимо от положения

доводящего

рыча-

'га 2

за

счет того, что

тяга 11 прижимает рычаг

13 к блоку

через

пружину 1 2 .

Для уменьшения износа опорных поверхностей шпиндельной стои­ ки и шпиндельного блока 7 при индексировании (что сказывается на точности обработки) при каждом периодическом повороте предусмат­ ривается подъем блока временной опорой 1 (рис. 30, б) на зысоту 0,3-1-0,5 мм. Для этого кулачок 5 распредвала 4 нажимает своим усту­ пом «б» па ролик 6 рычага 3 и приподнимает его; через тягу 2 рычаг 3 заставляет повернуться рычаг 1 по часовой стрелке и своим башма­ ком 8 приподнять вверх шпиндельный блок (в пределах существующе­

го зазора в опорах). При этом блок 7 прижимается в верхнем положе­ нии к роликам 8 , что предотвращает раскачивание приподнятого блока.

Именно башмак н ролики являются тремя опорами, которые временно подводятся для четкого поворота блока в следующую рабочую пози­ цию (I, II, III или IV ).

После окончания периодического поворота действие кулачка 5 на рычаг 3 постепенно прекращается, и механизм плавно опускает бара­ бан в первоначальное положение на постоянные опоры. Ролики 8 поса­

жены на эксцентриковых осях, и их положение можно регулировать по мере износа.

При подъеме блока пустотелый вал (центральная труба), па кото­ ром он сидит, несколько перекашивается между своими подшипника­ ми. смонтированными в корпусе передней и задней бабках. Но так как

блок находится на значительном

расстоянии от этих

подшипников, то

перекос вала является незначительным.

 

 

 

После периодического поворота блок прижимается к нижней опоре

фиксаторами.

 

 

 

 

Примечание. Так как башмак временной опоры нанашивается (изготовлен на

текстолита),

то производится контроль

величины

поднятия

блока

на временной опоре

с помощью

индикатора, установленного

езерху

передней

опоры

блока. При увеличе­

нии зазора поворачивают эксцентриковую ось ролика и приподнимают башмак меха­ низма подъема блока.

Механизм

двойной

фиксации

сохраняет точность

положения блока

и правильно устанавливает его по отношению к суппортам.

Величина

усилия

фиксации

шпиндельного блока

регулируется из­

менением величины натяжения тарельчатых пружин 7 с помощью гай­ ки 6 на тяге 8 .

Опорные поверхности шпиндельного блока, как

правило, находят­

ся только внизу п охватывают блок на 150°.

 

Обычно после поворота шпиндельный блок по

переднему поясу

(опоре) в передней стойке фиксируется механизмом двойной беззазор­ ной фиксации, а по заднему поясу прижимается к опорам задней стой­ ки специальным тормозным устройством.

6*

83

 


Если в шпиндельном блоке пли столе не предусмотрены временные подводящие опоры для приподнимания блока, т о механизм поворота н

фиксации необходимо располагать так, чтобы усилие поворота разгру­ жало опорные поверхности.

В виду того, что по мере износа поверхностей фиксатора точность фиксации поворачиваемого блока снижается, необходимо тщательно конструировать механизм ввода, и вывода фиксатора для разгружен­ ных и неразгруженных направляющих фиксатора (рис. 31).

IV. ПРОЕКТИРОВАНИЕ МЕХАНИЗМОВ ДВОЙНОЙ ФИКСАЦИИ ШПИНДЕЛЬНЫХ БЛОКОВ

1. Соотношение сил в момент фиксации блока

При периодическом повороте шпиндельных блоков на работе меха­ низма фиксации существенно сказывается расположение запирающих и фиксирующих рычагов. Результирующая радиальных сил резания Ррез может иметь различное направление, причем наименее благопри­ ятным для фиксации блока будет направление силы Рре;і вверх или горизонтально.

В случае вертикального расположения рычагов (рис. 32, а) гори­ зонтальная сила Ррез, вызывает усилие в рычагах: Q| = PJlc3-ctg6, где б — угол наклона (к вертикали) реакции опоры блока.

84

В случае наклонного расположения рычага (рис. 32, б) и действия гой же горизонтальной силы Ярсз усилие, воспринимаемое рычагами,

Ql — Р рея

S- 6 -

sin (б + ß)

где ß — угол наклона рычага к вертикали.

Рис. 32. Расчетные схемы усилий механизмов двойной фиксации

При наклонно расположенных рычагах на них действует усилие в

sin (б + ß) раз меньшеі чем при горизонтальном расположении. Наприsin б

85

мер, при 6 = 30° II [3 = 30° уменьшение усилия будет в 1,73 раза. При на­ клонном расположении рычагов, если результирующая сил резания Ррся направлена вверх, возрастают усилия, воспринимаемые рычагами, в

1

------ - раз по сравнению с усилиями, соответствующими вертикальному cos ß

расположению рычагов. Например, при ß= 30° возрастание будет в 1,15 раза, по такое увеличение несущественно, поскольку в этом случае вес блока направлен в сторону, противоположную действию Ррсз.

Примечание. Наклонное расположение рычагов выгодно

при

малом

значении

угла с. В предельном

случае, когда о= 0, и при вертикальном

расположении

рычагов

восприятие

горизонтальной силы

Р 1>Р1 возможно только за

счет

сил трения блока

об опоры,

полученные

вследствие

предварительного натяга рычагов.

 

Для лучшего восприятия горизонтальных нагрузок, перпендикуляр­ ных к осп блока, целесообразно располагать фиксирующие рычаги на­ клонно, а дугу опоры в блоке выполнять возможно большей (напри­ мер 170е). Наклонное расположение рычагов, показанное па рис. 32,6 жирными линиями, выгоднее чем показанное тонкими линиями, так как в первом случае плечо фиксирующего рычага относительно осп бараба­ на будет больше, и поэтому большей будет и точность фиксации угло­ вого положения барабана.

Определим соотношение между силами в момент окончания фикса­ ции шпиндельного блока с помощью запирающего и фиксирующего ры­ чагов (рис. 32, в, г).

На блок действуют: Q3— сила от запирающего рычага; фф— сила от фиксирующего рычага; Ge — сила веса шпиндельного блока вместе с заготовками; іѴ, и /Ѵ2 — реакции опоры; ц/Ѵ] и цЛС— силы трения ме­

жду блоком Ц опорой при коэффициенте трения ,и;

^ Dи

Мтр 7 ^ — —мо­

мент сил трения, дополнительный к моменту трения

между цилиндри­

ческой поверхностью блока и опоры (трение торцовой

поверхности бло­

ка в результате действия осевой силы упругости пружины, трение в уп­ лотнении блока и в сопряжениях оси блока с продольным суппортом, опорой и др.).

Силы инерции к моменту окончания фиксации блока малы, их мож­ но не учитывать. С достаточным приближением можно считать, что ли­ нии действия сил Q3 и фф касаются наружной цилиндрической поверх­

ности блока диаметра De-

и N2 считаем приложенными в серединах

Силы реакции ложа

соответствующих участков. Уравнение равновесия блока:

из условия I

М = 0

 

Qcl> = Q3Ц (НI + Н2) Т\

из условия 2

х = 0

. г

/V2(sin 5 + 1XCOS S+ psinßa) + Q 3(sinßi — sinß2)

 

sin6—n(C0S6 + Sinß2)

86