Файл: Луцкий С.Я. Оптимальное планирование механизации транспортного строительства.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.06.2024

Просмотров: 73

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

учно-исследовательскпх и опытно-конструкторских работ, для определения перспектив развития мощностей строительной ин­ дустрии, ремонтных заводов, и, во-вторых, д л я разработки строительными организациями пятилетних планов.

З а д а ч и среднесрочного планирования на пятилетний период составляют вторую группу; к ним относятся: определение опти­ мальных составов машинных парков механизированных колонн, трестов и главных управлений; установление оптимальных соот­ ношений в парке ведущих и комплектующих машин; выбор и обо­ снование наиболее целесообразных форм технической эксплуата ­

ции машинных парков;

определение

оптимального

количества,

размещения и мощности ремонтных предприятий.

 

 

Решение задач перспективного и среднесрочного

планирова­

ния заключается в исследовании тенденций и установлении

зако­

номерностей изменения

параметров и технико-экономических по­

казателей производственной и технической эксплуатации

машин

д л я выбора наиболее целесообразных

путей развития

механиза­

ции. Например, актуальной задачей транспортного строительства в девятой пятилетке является техническое перевооружение стро­ ительных организаций путем замены физически и морально уста­ ревшей техники и установления оптимальных составов машинных парков. Чтобы составы парков в течение длительного времени оптимально соответствовали особенностям плановых заданий, а машиностроительные отрасли могли обеспечить выпуск наиболее эффективных средств механизации, необходим прогноз развития транспортного строительства на 15—'20 лет в части изменения территориального размещения и структуры производства, конст­ руктивных и проектных данных объектов и влияния этих измене­

ний на параметры машин и область

их

применения;

внедрения

новой технологии и организации механизированного

производст­

ва и других факторов .

 

 

 

 

Прогнозирование выполняют на основе анализа и моделирова­

ния поведения

исследуемых

факторов

в предыдущих пятилет­

к а х — базовом

периоде — и

заданий

по

плановому

пятилетнему

периоду. Результаты прогноза тем достовернее, чем

правильнее

учтены тенденции, взаимосвязь и динамика изменения всех фак­ торов, о к а з ы в а ю щ и х определяющее влияние на развитие меха­ низации. Поэтому для прогнозирования комбинируют современ­ ные методы моделирования динамических процессов, данные об­ работки экспертных оценок и др .

Планирование механизации на к а ж д у ю пятилетку основыва­ ется на результатах прогноза и является его продолжением, оно предполагает более детальный и всесторонний анализ у ж е уста­ новленных тенденций. На этой стадии планируют изменение дру­ гих факторов, например технико-экономических показателен ис­ пользования техники, наиболее эффективной в перспективе, и составляют различные варианты осуществления основных на-

7


правлений развития механизации,

намеченных

при

прогнозиро­

вании.

 

 

 

 

Таким образом, перспективное

и среднесрочное

планирование

механизации — непрерывные и взаимосвязанные

процессы, осно­

ванные на применении современного математического

аппарата

для исследования изменения ряда

вероятностных факторов .

З а д а ч и развития и размещения

парков машин

и

ремонтной

базы связаны с планированием капитальных вложений и имеют, кроме указанных выше особенностей, динамический характер . Непосредственное сравнение по критерию эффективности всех вариантов решений задач на уровне министерства, главка и трес­ та без применения специальных методов практически невоз­ можно.

Принципиальные решения, принятые на стадии среднесрочно­ го планирования, являются исходными данными для задач треть­ ей группы, которые включают круг вопросов, связанных с плани­

рованием годовой производственной

программы

механизирован ­

ных

работ

и управлением

механизированным

производство*!.

Постановка з а д а ч оперативного планирования зависит

от

специ­

фики

производственной

и

технической эксплуатации

машин

в

к а ж д о й подотрасли. Д л я

сосредоточенных объектов

мосто-

и

тоннелестроения, гидротехнического

строительства необходимо

установить

оптимальные

способы механизации,

области

эффек­

тивного применения машин, наиболее целесообразные соотноше­ ния в комплектах ведущих машин и машин для вспомогательных

и отделочных

работ,

р а з р а б о т а т ь

оптимальные

режимы

работ

машин . В железнодорожном

строительстве

возникают

задачи

оптимального

календарного

планирования

работы

машинных

парков различных специализированных потоков,

оптимального

распределения

парка машин

одного назначения

по

объектам

строительства и участкам

работ.

 

 

 

 

 

Нетрудно видеть,

что

для

наилучшего решения этих вопро­

сов т а к ж е целесообразно

применять

математические методы. Об ­

ласть эффективного применения машин устанавливают на основе определения функциональных зависимостей и связей м е ж д у па­

раметрами

и технико-экономическими

показателями

использова­

ния машин с помощью аналитических

или статистических мето­

дов. Такой

ж е подход применим и для

установления

закономер­

ностей распределения исходных характеристик эксплуатации машин в определенных производственных условиях главного уп­ равления и треста.

При установлении соотношения в комплектах ведущих машин и машин д л я вспомогательных 'и отделочных работ необходимо учитывать тот факт, что изменяющиеся условия строительной площадки по-разному в л и я ю т на режимы работы машин и имеют вероятностный х а р а к т е р . Расчет количества машин к а ж д о г о типо­ размера, обеспечивающих наиболее полное использование всего комплекта, с учетом вероятностного характера исходных данных

8


в о з м о ж ен и необходим в условиях длительного использования комплектов машин в карьерах, для обслуживания монтажных процессов массовой застройки и т. .п. В этих случаях могут быть определены закономерности распределения характеристик и по­ казателей эксплуатации, которые позволяют выполнить расчеты количества машин, как систем обслуживающих и обслуживаемых элементов.

З а д а ч и

оптимальной расстановки машин по объектам строи­

тельства и

участкам работ возникают при текущем планирова ­

нии работы

машинных парков. В специализированных трестах

основным условием этих задач является своевременная сдача вы­ полненных работ генеральному подрядчику, например, земляного полотна на перегонах д л я устройства верхнего строения; при этом сроки окончания работ каждой машиной не задаются . В об­ щестроительных трестах постановка задачи иная, сроки оконча­ ния механизированных работ, выполняемых парком, д о л ж н ы быть увязаны с остальными работами на к а ж д о м объекте. В обо­ их случаях при большой номенклатуре объектов строительства и значительном количестве различных типоразмеров машин в пар­ ке возникает большое число вариантов распределения ресурсов парка по объектам и вариантов составов комплектов машин з различных технологических схемах работ. Сопоставление вари ­ антов с целью выбора наилучшего осложняется необходимостью учета условий проектирования организации строительства и про­ изводства механизированных работ. В з а д а ч а х распределения ресурсов эти условия имеют вид технологических и организацион­ ных ограничений на выбор способов производства работ. В такой постановке выбор оптимального варианта заключается в нахож ­ дении экстремального значения целевой функции при заданных ограничениях.

При управлении ходом механизированных работ возникает необходимость принимать оптимальные решения по их регулиро­ ванию с учетом изменяющейся обстановки на строительной пло­

щадке . Д л я задач сбора и обработки

информации

о ходе работ,

а т а к ж е оптимального календарного

планирования

работы пар­

ков машин характерны периодическое изменение условий и не­ обходимость многократного решения этих задач .

Таким образом, характерные особенности описанных выше за­ д а ч — большой объем информационного материала, многоэтапиость и многовариантность решений, вероятностный характер исходных данных, необходимость многократного и быстрого ре­ шения в условиях изменяющейся обстановки, многофакторный количественный анализ взаимосвязей механизированного произ­ водства — существенно снижают эффективность применяемых методов планирования механизации, основанных на сравнении технико-экономических показателей ограниченного числа вариан ­ тов. Поэтому, как и в других отраслях народного хозяйства, з транспортном строительстве возникла необходимость в разработ -

9



ке методики выбора оптимальных решений, основанной на эко ­ номико-математическом моделировании и удобной для примене­ ния в условиях работы транспортных строительных организаций .

Имеющийся опыт оптимального планирования в железнодо ­ рожном, автодорожном строительстве н метростроении, в разви­ тии ремонтной базы, который будет описан ниже, позволил уста­

новить о б щ у

ю

с х е м у в ы б о р а о п т и м а л ь н ы х

р е ш е -

н и й в области

механизации: постановка

задачи;

выбор критерия

оптимальности;

установление

основных

условий

и ограничений;,

подготовка исходных данных;

установление зависимостей

между

п а р а м е т р а м и задачи; построение математической модели; реше­ ние задачи с применением математических методов и ЭВМ; рас­ чет экономического э ф ф е к т а .

Постановка задачи заключается в описании цели оптимально­ го планирования, а т а к ж е технических, технологических и орга­ низационных условий функционирования машинного парка и ог­

раничений,

при которых

поставленная

цель

д о л ж н а

быть

до­

стигнута.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

П л а н о в ы е варианты сравнивают по определенному

признаку,,

или критерию. Критерий оптимальности

в ы р а ж а ю т

количествен­

но, он д о л ж е н быть единственным в каждой задаче

и

соответст­

вовать основным направлениям технического прогресса.

 

 

Несмотря на различное назначение и уровень

поставленных

выше задач,

существует

преемственность

результатов

и

целей

решения задач . Поэтому

критерии оптимальности на всех

этапах

и уровнях исследования и планирования

в области

механизации

д о л ж н ы быть в з а и м о с в я з а н ы

и подчинены

единой цели — получе­

нию наибольшего

народнохозяйственного

эффекта .

 

 

 

 

Эффективность

плановых

вариантов

в области

механизации

следует рассчитывать методами определения

сравнительной

эф ­

фективности капитальных вложений в новую

технику,

изложен ­

ными в Типовой методике [47]. Поэтому в качестве ведущего

кри­

терия принимают

суммарные

приведенные

з а т р а т ы

на

развитие-

машинного п а р к а и производство .механизированных работ. Если

капитальные

вложения являются

неизменными

во всех

вариан ­

тах, то в качестве критерия может быть принята суммарная

себе­

стоимость механизированных

работ.

С у м м а р н ы е

приведенные

з а т р а т ы

и себестоимость принимают

в качестве

критерия

еще и

потому,

что

рассчитанный

по

ним

оптимальный

план,

как

правило,

способствует увеличению суммарной выработки

машин

и росту прибыли строительной организации. В отдельных плано ­

вых

з а д а ч а х

могут быть другие цели

и соответственно принима­

ются

другие

критерии оптимальности:

выработка парка машин,,

с у м м а р н ы е з а т р а т ы электроэнергии, прибыль строительной орга­ низации; продолжительность механизированных работ; т р у д о е м ­ кость работ. В зависимости от этого оптимальный вариант реше­ ния задачи должен отличаться от других вариантов минималь­ ным размером суммарных приведенных з а т р а т или себестоимости

10