Файл: Луцкий С.Я. Оптимальное планирование механизации транспортного строительства.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 27.06.2024
Просмотров: 73
Скачиваний: 0
учно-исследовательскпх и опытно-конструкторских работ, для определения перспектив развития мощностей строительной ин дустрии, ремонтных заводов, и, во-вторых, д л я разработки строительными организациями пятилетних планов.
З а д а ч и среднесрочного планирования на пятилетний период составляют вторую группу; к ним относятся: определение опти мальных составов машинных парков механизированных колонн, трестов и главных управлений; установление оптимальных соот ношений в парке ведущих и комплектующих машин; выбор и обо снование наиболее целесообразных форм технической эксплуата
ции машинных парков; |
определение |
оптимального |
количества, |
|
размещения и мощности ремонтных предприятий. |
|
|
||
Решение задач перспективного и среднесрочного |
планирова |
|||
ния заключается в исследовании тенденций и установлении |
зако |
|||
номерностей изменения |
параметров и технико-экономических по |
|||
казателей производственной и технической эксплуатации |
машин |
|||
д л я выбора наиболее целесообразных |
путей развития |
механиза |
ции. Например, актуальной задачей транспортного строительства в девятой пятилетке является техническое перевооружение стро ительных организаций путем замены физически и морально уста ревшей техники и установления оптимальных составов машинных парков. Чтобы составы парков в течение длительного времени оптимально соответствовали особенностям плановых заданий, а машиностроительные отрасли могли обеспечить выпуск наиболее эффективных средств механизации, необходим прогноз развития транспортного строительства на 15—'20 лет в части изменения территориального размещения и структуры производства, конст руктивных и проектных данных объектов и влияния этих измене
ний на параметры машин и область |
их |
применения; |
внедрения |
||
новой технологии и организации механизированного |
производст |
||||
ва и других факторов . |
|
|
|
|
|
Прогнозирование выполняют на основе анализа и моделирова |
|||||
ния поведения |
исследуемых |
факторов |
в предыдущих пятилет |
||
к а х — базовом |
периоде — и |
заданий |
по |
плановому |
пятилетнему |
периоду. Результаты прогноза тем достовернее, чем |
правильнее |
учтены тенденции, взаимосвязь и динамика изменения всех фак торов, о к а з ы в а ю щ и х определяющее влияние на развитие меха низации. Поэтому для прогнозирования комбинируют современ ные методы моделирования динамических процессов, данные об работки экспертных оценок и др .
Планирование механизации на к а ж д у ю пятилетку основыва ется на результатах прогноза и является его продолжением, оно предполагает более детальный и всесторонний анализ у ж е уста новленных тенденций. На этой стадии планируют изменение дру гих факторов, например технико-экономических показателен ис пользования техники, наиболее эффективной в перспективе, и составляют различные варианты осуществления основных на-
7
правлений развития механизации, |
намеченных |
при |
прогнозиро |
|
вании. |
|
|
|
|
Таким образом, перспективное |
и среднесрочное |
планирование |
||
механизации — непрерывные и взаимосвязанные |
процессы, осно |
|||
ванные на применении современного математического |
аппарата |
|||
для исследования изменения ряда |
вероятностных факторов . |
|||
З а д а ч и развития и размещения |
парков машин |
и |
ремонтной |
базы связаны с планированием капитальных вложений и имеют, кроме указанных выше особенностей, динамический характер . Непосредственное сравнение по критерию эффективности всех вариантов решений задач на уровне министерства, главка и трес та без применения специальных методов практически невоз можно.
Принципиальные решения, принятые на стадии среднесрочно го планирования, являются исходными данными для задач треть ей группы, которые включают круг вопросов, связанных с плани
рованием годовой производственной |
программы |
механизирован |
|||||||
ных |
работ |
и управлением |
механизированным |
производство*!. |
|||||
Постановка з а д а ч оперативного планирования зависит |
от |
специ |
|||||||
фики |
производственной |
и |
технической эксплуатации |
машин |
в |
||||
к а ж д о й подотрасли. Д л я |
сосредоточенных объектов |
мосто- |
и |
||||||
тоннелестроения, гидротехнического |
строительства необходимо |
||||||||
установить |
оптимальные |
способы механизации, |
области |
эффек |
тивного применения машин, наиболее целесообразные соотноше ния в комплектах ведущих машин и машин для вспомогательных
и отделочных |
работ, |
р а з р а б о т а т ь |
оптимальные |
режимы |
работ |
||||
машин . В железнодорожном |
строительстве |
возникают |
задачи |
||||||
оптимального |
календарного |
планирования |
работы |
машинных |
|||||
парков различных специализированных потоков, |
оптимального |
||||||||
распределения |
парка машин |
одного назначения |
по |
объектам |
|||||
строительства и участкам |
работ. |
|
|
|
|
|
|||
Нетрудно видеть, |
что |
для |
наилучшего решения этих вопро |
||||||
сов т а к ж е целесообразно |
применять |
математические методы. Об |
ласть эффективного применения машин устанавливают на основе определения функциональных зависимостей и связей м е ж д у па
раметрами |
и технико-экономическими |
показателями |
использова |
ния машин с помощью аналитических |
или статистических мето |
||
дов. Такой |
ж е подход применим и для |
установления |
закономер |
ностей распределения исходных характеристик эксплуатации машин в определенных производственных условиях главного уп равления и треста.
При установлении соотношения в комплектах ведущих машин и машин д л я вспомогательных 'и отделочных работ необходимо учитывать тот факт, что изменяющиеся условия строительной площадки по-разному в л и я ю т на режимы работы машин и имеют вероятностный х а р а к т е р . Расчет количества машин к а ж д о г о типо размера, обеспечивающих наиболее полное использование всего комплекта, с учетом вероятностного характера исходных данных
8
в о з м о ж ен и необходим в условиях длительного использования комплектов машин в карьерах, для обслуживания монтажных процессов массовой застройки и т. .п. В этих случаях могут быть определены закономерности распределения характеристик и по казателей эксплуатации, которые позволяют выполнить расчеты количества машин, как систем обслуживающих и обслуживаемых элементов.
З а д а ч и |
оптимальной расстановки машин по объектам строи |
тельства и |
участкам работ возникают при текущем планирова |
нии работы |
машинных парков. В специализированных трестах |
основным условием этих задач является своевременная сдача вы полненных работ генеральному подрядчику, например, земляного полотна на перегонах д л я устройства верхнего строения; при этом сроки окончания работ каждой машиной не задаются . В об щестроительных трестах постановка задачи иная, сроки оконча ния механизированных работ, выполняемых парком, д о л ж н ы быть увязаны с остальными работами на к а ж д о м объекте. В обо их случаях при большой номенклатуре объектов строительства и значительном количестве различных типоразмеров машин в пар ке возникает большое число вариантов распределения ресурсов парка по объектам и вариантов составов комплектов машин з различных технологических схемах работ. Сопоставление вари антов с целью выбора наилучшего осложняется необходимостью учета условий проектирования организации строительства и про изводства механизированных работ. В з а д а ч а х распределения ресурсов эти условия имеют вид технологических и организацион ных ограничений на выбор способов производства работ. В такой постановке выбор оптимального варианта заключается в нахож дении экстремального значения целевой функции при заданных ограничениях.
При управлении ходом механизированных работ возникает необходимость принимать оптимальные решения по их регулиро ванию с учетом изменяющейся обстановки на строительной пло
щадке . Д л я задач сбора и обработки |
информации |
о ходе работ, |
а т а к ж е оптимального календарного |
планирования |
работы пар |
ков машин характерны периодическое изменение условий и не обходимость многократного решения этих задач .
Таким образом, характерные особенности описанных выше за д а ч — большой объем информационного материала, многоэтапиость и многовариантность решений, вероятностный характер исходных данных, необходимость многократного и быстрого ре шения в условиях изменяющейся обстановки, многофакторный количественный анализ взаимосвязей механизированного произ водства — существенно снижают эффективность применяемых методов планирования механизации, основанных на сравнении технико-экономических показателей ограниченного числа вариан тов. Поэтому, как и в других отраслях народного хозяйства, з транспортном строительстве возникла необходимость в разработ -
9
ке методики выбора оптимальных решений, основанной на эко номико-математическом моделировании и удобной для примене ния в условиях работы транспортных строительных организаций .
Имеющийся опыт оптимального планирования в железнодо рожном, автодорожном строительстве н метростроении, в разви тии ремонтной базы, который будет описан ниже, позволил уста
новить о б щ у |
ю |
с х е м у в ы б о р а о п т и м а л ь н ы х |
р е ш е - |
|||
н и й в области |
механизации: постановка |
задачи; |
выбор критерия |
|||
оптимальности; |
установление |
основных |
условий |
и ограничений;, |
||
подготовка исходных данных; |
установление зависимостей |
между |
п а р а м е т р а м и задачи; построение математической модели; реше ние задачи с применением математических методов и ЭВМ; рас чет экономического э ф ф е к т а .
Постановка задачи заключается в описании цели оптимально го планирования, а т а к ж е технических, технологических и орга низационных условий функционирования машинного парка и ог
раничений, |
при которых |
поставленная |
цель |
д о л ж н а |
быть |
до |
|||||
стигнута. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
П л а н о в ы е варианты сравнивают по определенному |
признаку,, |
||||||||||
или критерию. Критерий оптимальности |
в ы р а ж а ю т |
количествен |
|||||||||
но, он д о л ж е н быть единственным в каждой задаче |
и |
соответст |
|||||||||
вовать основным направлениям технического прогресса. |
|
|
|||||||||
Несмотря на различное назначение и уровень |
поставленных |
||||||||||
выше задач, |
существует |
преемственность |
результатов |
и |
целей |
||||||
решения задач . Поэтому |
критерии оптимальности на всех |
этапах |
|||||||||
и уровнях исследования и планирования |
в области |
механизации |
|||||||||
д о л ж н ы быть в з а и м о с в я з а н ы |
и подчинены |
единой цели — получе |
|||||||||
нию наибольшего |
народнохозяйственного |
эффекта . |
|
|
|
|
|||||
Эффективность |
плановых |
вариантов |
в области |
механизации |
|||||||
следует рассчитывать методами определения |
сравнительной |
эф |
|||||||||
фективности капитальных вложений в новую |
технику, |
изложен |
|||||||||
ными в Типовой методике [47]. Поэтому в качестве ведущего |
кри |
||||||||||
терия принимают |
суммарные |
приведенные |
з а т р а т ы |
на |
развитие- |
машинного п а р к а и производство .механизированных работ. Если
капитальные |
вложения являются |
неизменными |
во всех |
вариан |
|||||
тах, то в качестве критерия может быть принята суммарная |
себе |
||||||||
стоимость механизированных |
работ. |
С у м м а р н ы е |
приведенные |
||||||
з а т р а т ы |
и себестоимость принимают |
в качестве |
критерия |
еще и |
|||||
потому, |
что |
рассчитанный |
по |
ним |
оптимальный |
план, |
как |
||
правило, |
способствует увеличению суммарной выработки |
машин |
и росту прибыли строительной организации. В отдельных плано
вых |
з а д а ч а х |
могут быть другие цели |
и соответственно принима |
ются |
другие |
критерии оптимальности: |
выработка парка машин,, |
с у м м а р н ы е з а т р а т ы электроэнергии, прибыль строительной орга низации; продолжительность механизированных работ; т р у д о е м кость работ. В зависимости от этого оптимальный вариант реше ния задачи должен отличаться от других вариантов минималь ным размером суммарных приведенных з а т р а т или себестоимости
10