Файл: Козловский Ю.Г. Черчение учеб. пособие для слушателей подгот. отд. высш. техн. учеб. заведений.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.06.2024

Просмотров: 86

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Ю. Г•. Козловский,

Г. Е. Белова, Д. И.

Шемятовец

ЧЕРЧЕНИЕ

Под общей редакцией канд. пед. наук, доц. Ю. Г. К о з л о в с к о г о

Допущено' Министерством высшего и среднего специального образования БССР в качестве учебного пособия для слушателей подготовительных отделений высших технических учебных заведений

Издательство «Вышэйшая школа» Минск 1973

6.07 К 59

УДК 744 (075.4)

Р е ц е н з е н т ы , кафедра инженерного черчения

Московского ордена Ленина авиационного института имени Серго Орджоникидзе; кандидат технических наук, зав. кафедрой инженерной графики Минского радиотехнического института В. И. Козел

V

Козловский Ю. Г. и др.

К59

Черчение. Мн.,

«Вышэйш. школа»,

1973.

 

 

224

с. с илл.

 

 

 

 

Перед загл. авт.: Ю. Г. Козловский, Г. Е. Белова, Д. И. Шемятовец

 

Учебное пособив для слушателей подготовительных

отделений

втузов.

 

В книге изложены вопросы геометрического и проекционного

черчения

 

на основе новых ГОСТов Е С К Д . Кроме того, приводятся система

упраж­

 

нений и

 

индивидуальные

задания по всем предусмотренным программой

 

разделам

курса.

 

 

 

 

К59

 

0313 — 048

 

 

6.07

 

М304 (05) — 73

 

 

 

 

 

 

 

© Издательство «Вышэйшая школа» 1973


ОТ АВТОРОВ

Настоящее учебное пособие предназ­ начено для слушателей подготовительных отделений высших технических учебных заведений, а также может быть исполь­ зовано преподавателями и учащимися средних школ и технических училищ. В со­ ответствии с принятыми в ведущих вузах страны программами для подготовительных отделений в пособии на основе новых ГОСТов Единой системы конструкторской доку­ ментации (ЕСКД), введенными в действие с 1 января 1971 г., приведены основные по­ ложения по оформлению чертежей, вопросы геометрического и проекционного черчения, а также элементарные сведения из курса начертательной геометрии. Кроме этого, в пособии содержатся индивидуальные упраж­ нения, предназначенные для самостоятель­ ного выполнения их слушателями в пери­ од обучения с целью закрепления изучае­ мого теоретического материала и приобре­ тения навыков в выполнении графических построений.

Настоящее учебное пособие не

явля­

ется

систематизированным

курсом

черче­

ния.

Его назначение

заключается

в

том, чтобы подготовить слушателей под­ готовительных отделений высших учебных

заведений к сознательному усвоению про­ граммы втузов как по курсу черчения, так и по другим общетехническим и специаль­ ным дисциплинам.

Главы 15 пособия написаны

канд.

пед. наук, доц. Ю. Г. Козловским,

инди­

видуальные

задания для

самостоятельных

упражнений слушателей № 1, 2, 4,

10—17

разработаны

ст.

преподавателем

кафедры

начертательной геометрии

и черчения

Бе­

лорусского,

института

механизации

сель­

ского хозяйства

Г.

Е.

Беловой,

3,

5—8 — ассистентом

этой

же

кафедры

Д. И. Шемятовец.

 

 

 

 

 

Авторы выражают благодарность ка­ федре инженерного черчения Московского ордена Ленина авиационного института имени Серго Орджоникидзе и заведующе­ му кафедрой инженерного черчения, проф. В. С. Левицкому, а также канд. техн. наук, заведующему кафедрой иткенерной графи­ ки Минского радиотехнического института В. И. Козелу за сделанные ими замечания по улучшению содержания рукописи по­ собия.


Глава 1

ВВЕДЕНИЕ

Предмет «Черчение»

Советский народ под руководством Коммунистической партии успешно претворяет в жизнь вековую мечту человечества — строит самый справедливый социальный строй — коммунизм.

В Отчетном докладе ЦК КПСС X X I V съезду Генеральный сек­ ретарь ЦК Л. И. Брежнев сказал: «Девятая пятилетка должна стать важным этапом в дальнейшем продвижении советского общества по пути к коммунизму, строительстве его материально-технической базы, укреплении экономической и оборонной мощи страны. Глав­ ная задача пятилетки состоит в том, чтобы обеспечить значительный подъем материального и культурного уровня жизни народа на осно­ ве высоких темпов развития социалистического производства, повы­ шения его эффективности, научно-технического прогресса и ускоре­ ния роста производительности труда»*. И далее: «Прогресс науки и техники — это главный рычаг создания материально-технической базы коммунизма»**.

Научно-технический прогресс — это в первую очередь комплекс­ ная механизация, электрификация и автоматизация производст­ венных процессов во всех отраслях народного хозяйства, т. е. ши­ рокое применение машин, механизмов, автоматики, телемеханики и т. п. Изготовление же любых механизмов и машин, от самых про­ стых до самых сложных, производится по чертежам — графическим изображениям предметов на плоскости (на бумаге), которые должны давать полное представление о форме и размерах отдельных дета­ лей, содержать необходимые данные для их изготовления и сборки. Поэтому «Черчение» — основная общетехническая дисциплина, изу­ чаемая в высших технических учебных заведениях.

Основоположник науки о методах построения изображений прос­ транственных форм на плоскости — начертательной геометрии —- французский ученый Гаспар Монж так определил одну из целей этой науки: «... это язык, необходимый инженеру, создающему какой-ли­ бо проект, а также всем тем, кто должен руководить его осущест­ влением, и, наконец, мастерам, которые должны сами изготовлять различные части..т***.

* «Правда»

№ 90

от 31 марта 1971 г., стр. 5.

* Т а м ж е ,

стр.

6.

** Монж Гаспар.

Начертательная геометрия. М., 1947, стр. І0.


Для того чтобы чертежи удовлетворяли предъявляемым требова­ ниям и были понятны для любого человека, имеющего соответствую­ щую техническую подготовку, они должны выполняться по опреде­ ленным законам и правилам. Эти законы и правила излагаются в курсе начертательной геометрии, который в необходимом объеме изучается в высших учебных заведениях. Некоторые элементарные положения начертательной геометрии изложены и в настоящем учеб­ но-методическом пособии.

Однако строгое и безоговорочное соблюдение теоретических по­ ложений начертательной геометрии при выполнении чертежей при­ вело бы к значительному усложнению их составления и чтения. Чтобы облегчить процесс составления и чтения чертежей, соответствующими Государственными общесоюзными стандартами (ГОСТами) узаконивается ряд условностей и упрощений, усвоение которых — одна из целей и задач курса черчения.

В результате изучения курса черчения обучаемые должны на­ учиться технически грамотно и с минимальной затратой времени выполнять чертежи — изображать отдельные детали, а также узлы и целые механизмы в прямоугольных и аксонометрических проек­ циях, быстро и безошибочно мысленно представлять изображенные на чертеже пространственные формы, т. е. читать чертеж.

Историческая справка

Первые графические изображения — прообразы современных чертежей — появились в глубокой древности. Потребность в них воз­ никла из-за необходимости сооружения жилищ, укреплений, хра­ мов, памятников, развития искусств, а позже — из-за запросов техники. При строительстве пирамид и храмов еще в древнем Егип­ те пользовались графическими изображениями, пусть примитивны­ ми и несовершенными. Интересен тот факт, что одна из найденных при археологических раскопках в Телло статуя, создание которой относят к 2400 г. до н. э., держит на коленях плиту с планом двор­ ца и даже с указанием масштаба этого плана; в одной из гробниц Рамессидов (1400 лет до н. э.) изображен фасад здания. А в сочине­

нии древнеримского

архитектора Витрувия (I в. до н. э.)

«Десять

книг об архитектуре»

уже говорится о плане и фасаде здания, т. е.

о горизонтальных и фронтальных проекциях предметов,

правда,

без проекционной связи между ними, приводятся сведения

о пер­

спективных изображениях, излагаются некоторые правила

их

по­

строения. Следует отметить, что все эти вопросы освещались в

те

времена без необходимых теоретических обоснований.

 

 

Вопросы теории построения графических изображений были раз­ работаны значительно позже, что явилось результатом усилий уче­ ных многих стран. В эпоху Возрождения большого совершенства достигают методы построения перспективных изображений, удов­ летворяя потребностям живописи. Из ученых, внесших значитель-


ный вклад в развитие науки о построении перспективных изобра­ жений, можно назвать флорентийского скульптора Лоренцо Гиберти, итальянского художника Леона Баттиста Альберта, италь­ янского живописца Пьеро делла Франческа, выдающегося италь­ янского ученого и художника Леонардо да Винчи, немецкого художника и гравера Альбрехта Дюрера, итальянского ученого Гвидо Убальди и ряд других.

Если методы построения перспективных изображений развива­ лись главным образом в связи с развитием живописи, ортогональ­ ные проекции — в связи с потребностями строительства и техники.

Из ученых, способствовавших

своими трудами

развитию

ортого*

нальных проекций,

следует назвать

Дюрера,

Делорма,

Деранда,

Жусса, Дешаля, а

из

ученых

более

позднего

периода

(XVII —

X V I I I вв.)—-Андреа

дель Поццо,

Гравезандта, Тейлора, Лам­

берта и французского

инженера Фрезье.

 

 

Особенно большие заслуги в области разработки теоретических вопросов методов построения графических изображений принад­ лежат французскому инженеру и ученому Гаспару Монжу (1746— 1818), которого по праву называют творцом начертательной геомет­ рии — науки, составляющей теоретическую основу черчения. Гас­ пару Монжу удалось систематизировать и обобщить накопленные до него знания по теории и практике изображения пространствен­ ных форм на плоскости, разработать общие методы решения стерео­ метрических задач в ортогональных проекциях на две взаимно пер­ пендикулярные плоскости проекций с рассмотрением плоского чер­ тежа как результата совмещения этих плоскостей вращением одной из них вокруг линии их пересечения (оси проекций). В изложении Гаспара Монжа эти вопросы приобрели подлинно научный смысл и значение.

Теория и практика построения графических изображений, офор­ мившись в самостоятельную науку — начертательную геометрию, очень быстро завоевывает признание, получает широкое распро­

странение в разных странах и становится одним из основных

кур­

сов,

изучаемых в высшей технической школе. Объясняется

это

тем,

что X V I — X V I I I вв. —это эпоха становления и бурного

раз­

вития капиталистического способа производства, пришедшего на смену отжившему феодальному. Происходит разделение производ­ ства, растут города, . переустраивается экономика — развиваю­ щаяся материальная база ставила перед наукой ряд неотложных за­ дач, необходимость решения которых и явилась толчком к развитию научной мысли.

В вузах России начертательная геометрия стала изучаться с 1810 г., но это не означает, что до этого времени не применялась инженерная графика, что русские умельцы не владели и не пользова­ лись определенными приемами построения графических изображе­ ний. Исторические данные говорят о том, что графические изображе­ ния для нужд строительства, правда, без указания масштаба, в Рос­ сии применялись еще в X — X I вв., хотя по официальным данным (по