Файл: Козловский Ю.Г. Черчение учеб. пособие для слушателей подгот. отд. высш. техн. учеб. заведений.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 27.06.2024
Просмотров: 86
Скачиваний: 2
Ю. Г•. Козловский, |
Г. Е. Белова, Д. И. |
Шемятовец |
ЧЕРЧЕНИЕ
Под общей редакцией канд. пед. наук, доц. Ю. Г. К о з л о в с к о г о
Допущено' Министерством высшего и среднего специального образования БССР в качестве учебного пособия для слушателей подготовительных отделений высших технических учебных заведений
Издательство «Вышэйшая школа» Минск 1973
6.07 К 59
УДК 744 (075.4)
Р е ц е н з е н т ы , кафедра инженерного черчения
Московского ордена Ленина авиационного института имени Серго Орджоникидзе; кандидат технических наук, зав. кафедрой инженерной графики Минского радиотехнического института В. И. Козел
V
Козловский Ю. Г. и др.
К59 |
Черчение. Мн., |
«Вышэйш. школа», |
1973. |
|
||
|
224 |
с. с илл. |
|
|
|
|
|
Перед загл. авт.: Ю. Г. Козловский, Г. Е. Белова, Д. И. Шемятовец |
|||||
|
Учебное пособив для слушателей подготовительных |
отделений |
втузов. |
|||
|
В книге изложены вопросы геометрического и проекционного |
черчения |
||||
|
на основе новых ГОСТов Е С К Д . Кроме того, приводятся система |
упраж |
||||
|
нений и |
|
индивидуальные |
задания по всем предусмотренным программой |
||
|
разделам |
курса. |
|
|
|
|
|
К59 |
|
0313 — 048 |
|
|
6.07 |
|
М304 (05) — 73 |
|
|
|||
|
|
|
|
|
© Издательство «Вышэйшая школа» 1973
ОТ АВТОРОВ
Настоящее учебное пособие предназ начено для слушателей подготовительных отделений высших технических учебных заведений, а также может быть исполь зовано преподавателями и учащимися средних школ и технических училищ. В со ответствии с принятыми в ведущих вузах страны программами для подготовительных отделений в пособии на основе новых ГОСТов Единой системы конструкторской доку ментации (ЕСКД), введенными в действие с 1 января 1971 г., приведены основные по ложения по оформлению чертежей, вопросы геометрического и проекционного черчения, а также элементарные сведения из курса начертательной геометрии. Кроме этого, в пособии содержатся индивидуальные упраж нения, предназначенные для самостоятель ного выполнения их слушателями в пери од обучения с целью закрепления изучае мого теоретического материала и приобре тения навыков в выполнении графических построений.
Настоящее учебное пособие не |
явля |
|||
ется |
систематизированным |
курсом |
черче |
|
ния. |
Его назначение |
заключается |
в |
том, чтобы подготовить слушателей под готовительных отделений высших учебных
заведений к сознательному усвоению про граммы втузов как по курсу черчения, так и по другим общетехническим и специаль ным дисциплинам.
Главы 1—5 пособия написаны |
канд. |
||||||
пед. наук, доц. Ю. Г. Козловским, |
инди |
||||||
видуальные |
задания для |
самостоятельных |
|||||
упражнений слушателей № 1, 2, 4, |
10—17 |
||||||
разработаны |
ст. |
преподавателем |
кафедры |
||||
начертательной геометрии |
и черчения |
Бе |
|||||
лорусского, |
института |
механизации |
сель |
||||
ского хозяйства |
Г. |
Е. |
Беловой, |
№ |
3, |
||
5—8 — ассистентом |
этой |
же |
кафедры |
||||
Д. И. Шемятовец. |
|
|
|
|
|
Авторы выражают благодарность ка федре инженерного черчения Московского ордена Ленина авиационного института имени Серго Орджоникидзе и заведующе му кафедрой инженерного черчения, проф. В. С. Левицкому, а также канд. техн. наук, заведующему кафедрой иткенерной графи ки Минского радиотехнического института В. И. Козелу за сделанные ими замечания по улучшению содержания рукописи по собия.
Глава 1
ВВЕДЕНИЕ
Предмет «Черчение»
Советский народ под руководством Коммунистической партии успешно претворяет в жизнь вековую мечту человечества — строит самый справедливый социальный строй — коммунизм.
В Отчетном докладе ЦК КПСС X X I V съезду Генеральный сек ретарь ЦК Л. И. Брежнев сказал: «Девятая пятилетка должна стать важным этапом в дальнейшем продвижении советского общества по пути к коммунизму, строительстве его материально-технической базы, укреплении экономической и оборонной мощи страны. Глав ная задача пятилетки состоит в том, чтобы обеспечить значительный подъем материального и культурного уровня жизни народа на осно ве высоких темпов развития социалистического производства, повы шения его эффективности, научно-технического прогресса и ускоре ния роста производительности труда»*. И далее: «Прогресс науки и техники — это главный рычаг создания материально-технической базы коммунизма»**.
Научно-технический прогресс — это в первую очередь комплекс ная механизация, электрификация и автоматизация производст венных процессов во всех отраслях народного хозяйства, т. е. ши рокое применение машин, механизмов, автоматики, телемеханики и т. п. Изготовление же любых механизмов и машин, от самых про стых до самых сложных, производится по чертежам — графическим изображениям предметов на плоскости (на бумаге), которые должны давать полное представление о форме и размерах отдельных дета лей, содержать необходимые данные для их изготовления и сборки. Поэтому «Черчение» — основная общетехническая дисциплина, изу чаемая в высших технических учебных заведениях.
Основоположник науки о методах построения изображений прос транственных форм на плоскости — начертательной геометрии —- французский ученый Гаспар Монж так определил одну из целей этой науки: «... это язык, необходимый инженеру, создающему какой-ли бо проект, а также всем тем, кто должен руководить его осущест влением, и, наконец, мастерам, которые должны сами изготовлять различные части..т***.
* «Правда» |
№ 90 |
от 31 марта 1971 г., стр. 5. |
* Т а м ж е , |
стр. |
6. |
** Монж Гаспар. |
Начертательная геометрия. М., 1947, стр. І0. |
Для того чтобы чертежи удовлетворяли предъявляемым требова ниям и были понятны для любого человека, имеющего соответствую щую техническую подготовку, они должны выполняться по опреде ленным законам и правилам. Эти законы и правила излагаются в курсе начертательной геометрии, который в необходимом объеме изучается в высших учебных заведениях. Некоторые элементарные положения начертательной геометрии изложены и в настоящем учеб но-методическом пособии.
Однако строгое и безоговорочное соблюдение теоретических по ложений начертательной геометрии при выполнении чертежей при вело бы к значительному усложнению их составления и чтения. Чтобы облегчить процесс составления и чтения чертежей, соответствующими Государственными общесоюзными стандартами (ГОСТами) узаконивается ряд условностей и упрощений, усвоение которых — одна из целей и задач курса черчения.
В результате изучения курса черчения обучаемые должны на учиться технически грамотно и с минимальной затратой времени выполнять чертежи — изображать отдельные детали, а также узлы и целые механизмы в прямоугольных и аксонометрических проек циях, быстро и безошибочно мысленно представлять изображенные на чертеже пространственные формы, т. е. читать чертеж.
Историческая справка
Первые графические изображения — прообразы современных чертежей — появились в глубокой древности. Потребность в них воз никла из-за необходимости сооружения жилищ, укреплений, хра мов, памятников, развития искусств, а позже — из-за запросов техники. При строительстве пирамид и храмов еще в древнем Егип те пользовались графическими изображениями, пусть примитивны ми и несовершенными. Интересен тот факт, что одна из найденных при археологических раскопках в Телло статуя, создание которой относят к 2400 г. до н. э., держит на коленях плиту с планом двор ца и даже с указанием масштаба этого плана; в одной из гробниц Рамессидов (1400 лет до н. э.) изображен фасад здания. А в сочине
нии древнеримского |
архитектора Витрувия (I в. до н. э.) |
«Десять |
|
книг об архитектуре» |
уже говорится о плане и фасаде здания, т. е. |
||
о горизонтальных и фронтальных проекциях предметов, |
правда, |
||
без проекционной связи между ними, приводятся сведения |
о пер |
||
спективных изображениях, излагаются некоторые правила |
их |
по |
|
строения. Следует отметить, что все эти вопросы освещались в |
те |
||
времена без необходимых теоретических обоснований. |
|
|
Вопросы теории построения графических изображений были раз работаны значительно позже, что явилось результатом усилий уче ных многих стран. В эпоху Возрождения большого совершенства достигают методы построения перспективных изображений, удов летворяя потребностям живописи. Из ученых, внесших значитель-
ный вклад в развитие науки о построении перспективных изобра жений, можно назвать флорентийского скульптора Лоренцо Гиберти, итальянского художника Леона Баттиста Альберта, италь янского живописца Пьеро делла Франческа, выдающегося италь янского ученого и художника Леонардо да Винчи, немецкого художника и гравера Альбрехта Дюрера, итальянского ученого Гвидо Убальди и ряд других.
Если методы построения перспективных изображений развива лись главным образом в связи с развитием живописи, ортогональ ные проекции — в связи с потребностями строительства и техники.
Из ученых, способствовавших |
своими трудами |
развитию |
ортого* |
|||
нальных проекций, |
следует назвать |
Дюрера, |
Делорма, |
Деранда, |
||
Жусса, Дешаля, а |
из |
ученых |
более |
позднего |
периода |
(XVII — |
X V I I I вв.)—-Андреа |
дель Поццо, |
Гравезандта, Тейлора, Лам |
||||
берта и французского |
инженера Фрезье. |
|
|
Особенно большие заслуги в области разработки теоретических вопросов методов построения графических изображений принад лежат французскому инженеру и ученому Гаспару Монжу (1746— 1818), которого по праву называют творцом начертательной геомет рии — науки, составляющей теоретическую основу черчения. Гас пару Монжу удалось систематизировать и обобщить накопленные до него знания по теории и практике изображения пространствен ных форм на плоскости, разработать общие методы решения стерео метрических задач в ортогональных проекциях на две взаимно пер пендикулярные плоскости проекций с рассмотрением плоского чер тежа как результата совмещения этих плоскостей вращением одной из них вокруг линии их пересечения (оси проекций). В изложении Гаспара Монжа эти вопросы приобрели подлинно научный смысл и значение.
Теория и практика построения графических изображений, офор мившись в самостоятельную науку — начертательную геометрию, очень быстро завоевывает признание, получает широкое распро
странение в разных странах и становится одним из основных |
кур |
|
сов, |
изучаемых в высшей технической школе. Объясняется |
это |
тем, |
что X V I — X V I I I вв. —это эпоха становления и бурного |
раз |
вития капиталистического способа производства, пришедшего на смену отжившему феодальному. Происходит разделение производ ства, растут города, . переустраивается экономика — развиваю щаяся материальная база ставила перед наукой ряд неотложных за дач, необходимость решения которых и явилась толчком к развитию научной мысли.
В вузах России начертательная геометрия стала изучаться с 1810 г., но это не означает, что до этого времени не применялась инженерная графика, что русские умельцы не владели и не пользова лись определенными приемами построения графических изображе ний. Исторические данные говорят о том, что графические изображе ния для нужд строительства, правда, без указания масштаба, в Рос сии применялись еще в X — X I вв., хотя по официальным данным (по