Файл: Колесников К.С. Упругий летательный аппарат как объект автоматического управления.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 27.06.2024
Просмотров: 140
Скачиваний: 1
основы
ПРОЕКТИРОВАНИЯ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ ЛЕТАТЕЛЬНЫМИ АППАРАТАМИ
СПРАВОЧНАЯ БИБЛИОТЕКА ИНЖЕНЕРА-КОНСТРУКТОРА
Р е д к о л л е г и я
Заслуженный деятель науки и техники РСФСР, д-р техн. наук, проф. Б, А. Рябов;
заслуженный деятель науки и техники РСФСР, д-р техн. наук, проф. А. С. Шаталов; д-р техн. наук, проф. Б. А. Боднер; д-р техн. наук проф. Ю. И. Топчеев
К. С. КОЛЕСНИКОВ, В. Н. СУХОВ
УПРУГИЙ ЛЕТАТЕЛЬНЫЙ АППАРАТ КАК ОБЪЕКТ АВТОМАТИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ
Москва « М А Ш И Н О С Т Р О Е Н И Е »
1 9 7 4
К60 УДК 629.7.03.001.12(088)
-
Колесников К. С., Сухов В. Н. Упругий летательный аппа рат как объект автоматического управления. М., «Машино строение», 1974, 268 с.
В книге рассмотрены задачи динамики упругих летатель ных аппаратов с автоматической системой управления. Исполь зован общий методический подход к решению этих задач для самолетов и ракет.
Проанализированы уравнения возмущенного движения (динамическая схема), для чего последовательно изложены методы определения собственных частот и форм колебаний; аэродинамических сил, действующих на колеблющееся крыло в потоке воздуха; динамических характеристик системы управ ления; сил, действующих на аппарат при колебаниях топлива в баках.
Динамические характеристики летательных аппаратов представлены в виде передаточных функций и амплитуднофазовых частотных характеристик. Дан анализ устойчивости замкнутого контура летательный аппарат — система стабили зации частотными методами и методом корневого годографа.
Книга рассчитана на инженеров-конструкторов, занимаю щихся проектированием систем управления летательными ап паратами. Она будет также полезна аспирантам и студентам вузов соответствующих специальностей.
Табл. 5, ил. 72, список лит. 67 назв.
К |
31904-190 |
190-74 |
|
|
038(01)-74 |
© Издательство «Машиностроение», 1974 г.
ПРЕДИСЛОВИЕ
Настоящая книга посвящена рассмотрению задач динамики упругих летательных аппаратов. Она является логическим продолжением книги А. С. Шаталова, Ю. И. Топчеева, В. С. Кондратьева «Летательные аппа раты как объекты управления», Машиностроение, 1972 г. (50).
Практика построения систем управления современ ных летательных аппаратов показала, что наряду с ха рактеристиками аппарата как твердого тела необходимо учитывать ряд дополнительных факторов, обусловленных упругостью конструкции и колебаниями жидкого топли ва в баках. В этом случае уравнение возмущенного движения летательного аппарата (динамическая схема аппарата) является системой дифференциальных урав нений высокого порядка. В книге последовательно рас смотрены методы построения уравнений возмущенного движения и определения коэффициентов этих уравнений. Для этого использованы решения ряда дополнительных задач, связанных с определением частот и форм упругих колебаний аппарата, нестационарных аэродинамических сил, действующих на колеблющееся крыло в потоке воз духа, сил и моментов, действующих на аппарат при ко лебаниях жидкости в баках, динамических характерис тик системы управления.
Упругий летательный аппарат представляет собой систему с распределенными параметрами, которая ха рактеризуется дифференциальными уравнениями в част ных производных. Поэтому в книге значительное внима ние уделено методам построения адэкватной системы обыкновенных дифференциальных уравнений, для чего использованы вариационный метод и метод Бубнова — Галеркина. Методы, изложенные в работе, позволяют с единой точки зрения описывать возмущенное движение летательных аппаратов различных классов.
5
Динамические характеристики упругих летательных аппаратов представлены в виде передаточных функции и амплитудно-фазовых частотных характеристик.
Исследование устойчивости замкнутого контура (уп ругий летательный аппарат — система стабилизации) не является непосредственной задачей данной монографии, но основные аспекты этой проблемы изложены в объеме, нужном для оценки необходимой точности и полноты представления динамических характеристик аппаратов.
Исследование устойчивости проводится как частот ным мотодом, так и методом корневого годографа.
Поскольку эффективное решение рассматриваемых в книге задач возможно только с помощью ЭЦВМ, ос новное внимание уделялось физической картине рас сматриваемых явлений и их математическому описанию.
Все замечания и пожелания по данной книге следует направлять по адресу: г. Москва, Б-78, 1-й Басманный пер., д. 3. Издательство «Машиностроение».
ВВЕДЕНИЕ
Успешное функционирование многих типов современ ных летательных аппаратов может быть обеспечено толь ко с помощью автоматических систем управления и ста билизации. При выборе схем и параметров подобных систем огромное значение имеют характеристики самого летательного аппарата как объекта регулирования.
До сравнительно недавнего времени при компоновке автоматических систем летательный аппарат рассматри вался как абсолютно твердое тело. Однако практика проектирования и летных испытаний современных аппа ратов показывает, что этого совершенно недостаточно. Особенно ярко это проявилось при отработке жидкост ных ракет и ракет-носителей космических аппаратов. Как правило, такие объекты аэродинамически неустойчивы и для их стабилизации автоматическая система должна обладать большим коэффициентом усиления, а следо вательно, и широкой полосой частот пропускания. В этой области частот оказываются частоты колебаний жидкого топлива в баках и низшие собственные частоты упругих колебаний корпуса. Для обеспечения устойчивости дви жения такого аппарата к характеристикам системы ста билизации предъявляются специфические требования.
Поэтому динамические характеристики летательного аппарата как упругого тела с жидким наполнителем надо учитывать на ранних стадиях разработки автоматиче ских систем управления. Комплекс уравнений возмущен ного движения летательного аппарата (так называемая динамическая схема аппарата) наряду с классическими уравнениями движения твердого тела должна включать уравнения колебаний жидкости в баках и уравнения уп ругих колебаний конструкции.
Сказанное относится не только к жидкостным раке там и ракетам-носителям, но в той или иной мере и к другим типам летательных аппаратов: самолетам раз
7
личных классов, космическим кораблям, искусственным спутникам Земли и т. д. Одной из важнейших характери стик летательных аппаратов как объектов регулирования является спектр собственных частот колебаний (частоты управляемых движений аппарата как жесткого тела во круг центра масс, частоты колебаний топлива в баках, частоты колебаний конструкции). Соотношения между этими частотами определяют степень трудности обеспе чения устойчивости соответствующих видов движения, а следовательно, и степень сложности компоновки системы стабилизации.
Рассмотрим наиболее характерные спектры частот для различных классов летательных аппаратов.
В табл. 1 приведены частоты колебаний и некоторые данные о габаритах жидкостных ракет и ракет-носителей космических аппаратов, созданных конструкторами в США за последние годы [64, 65].
Таблица 1
|
|
1 |
D |
а |
р |
v t |
|
|
|
|
|
|
|
Ракета-носитель |
м |
м |
т |
т |
Гц |
|
|
|
|||||
Редстоун |
21 |
1,78 |
18 |
32 |
0,5 |
|
Юпитер |
|
20 |
2,65 |
45 |
68 |
0,4 |
Сатурн |
С-1 |
60 |
6,5 |
500 |
685 |
0,3 |
Сатурн |
С-5 |
106 |
10 |
2700 |
3400 |
0,16 |
Модель |
№ 2 |
145 |
10 |
4230 |
5800 |
— |
v >k
Гц
0,8
0,6
0,45
со о |
О |
1 |
|
0,35
vy
Гц
10
9
2
1
0,4
П р и м е ч а н и е . vT.T, v K, vy — частоты собственных колебаний
твердого |
тела, жидкости и упругой конструкции соответственно; |
I — длина |
ракеты; D — максимальный диаметр; G — стартовый вес; |
Р — тяга двигателей.
По мере роста размеров ракет-носителей наблюдает ся сближение собственных частот упругих колебаний с частотами колебаний топлива в баках и частотами коле баний ракет вокруг центра масс. Если для ракет типа «Редстоун» стабилизация упругих колебаний не являет ся существенной при компоновке системы управления, то для ракет типа «Сатурн-5» обеспечение устойчивости упругих колебаний конструкции и колебаний жидкости в баках в значительной степени определяет структуру и
8
характеристики системы управления. Для оценки харак теристик систем управления ракет-носителей будущего в США используют так называемую модель № 2 NASA, характеристики которой приведены в табл. 1, заимство-
Рис. В.1. Спектр собственных частот колебаний ракеты «Са турн-5»:
а — первой ступени; б — второй ступени; в —третьей ступени; / — ча стота колебаний ракеты с системой управления по тангажу и рыска
нию; II — частота колебаний ракеты с системой |
управления |
по крену; |
III — частота системы управления вектором тяги; |
IV, V, VI, |
VII ~ ча |
стоты первого, второго, третьего и четвертого тонов изгнбных колеба
ний корпуса; |
VIII — |
частота колебаний жидкого |
топлива в |
баках; |
IX — частота |
нулевой |
эффективности поворотного |
двигателя; |
X, XI, |
XII — частоты |
первого, второго и третьего тонов |
крутильных |
колеба |
|
|
|
ний корпуса |
|
|
ванной из работы [65]. Для ракет-носителей подобного типа летательный аппарат, по-видимому, нельзя рас сматривать как жесткое тело, даже при изучении его движений вокруг центра масс.
Спектр собственных частот колебаний для трех ступе ней ракеты-носителя «Сатурн-5» представлен на рис. В.1.
Наибольший интерес представляет спектр собственных
9
частот колебаний первой ступени. В диапазоне частот от 0 до 4 Гц расположены частоты четырех первых форм изгибных колебаний корпуса. Диапазон частот первого тона изгибных колебаний пересекается с частотами ко лебаний жидкости, что имеет принципиальное значение при компоновке системы стабилизации. Собственные частоты четвертого тона колебаний по времени полета из меняются почти в два раза. Эта особенность характерна и для высших форм колебаний последующих ступеней ракеты.
Следует обратить внимание на то, что имеет место довольно низкая (4 Гц) собственная частота колебаний системы привод-поворотный двигатель, свидетельствую щая о том, что в этом диапазоне частот необходимо учи тывать динамические характеристики органа управления (поворотного двигателя). Поскольку поворотный двига тель имеет большую массу и центр масс его не совпадает с осью вращения, то при определенной частоте колеба ний инерционная составляющая боковых сил, передаю щихся на корпус ракеты, равна составляющей от реак тивной тяги. Так как эти составляющие противоположны по знаку, то они компенсируют друг друга. Соответ ствующая частота носит название частоты нулевой эф фективности поворотного двигателя и играет большую роль при формировании требований к характеристикам систем стабилизации. На рис. В.2 представлены формы первых трех тонов собственных упругих колебаний раке ты «Сатурн-5» [61] и расположение различных ступеней и датчиков системы стабилизации.
Следует подчеркнуть, что низкие частоты упругих ко лебаний характерны не только для космических аппара тов больших размеров. Они могут возникать, например, в системе состыкованных космических аппаратов вслед ствие малой жесткости стыковочного узла. При этом можно считать, что корпусы состыкованных аппаратов, которые в первом приближении можно считать абсолют
но жесткими |
телами, |
перемещаются относительно друг |
||||||
друга за счет нежесткости связей между ними. |
|
|||||||
Типичным в этом |
отношении |
является система, со |
||||||
стоящая |
из |
командного отсека |
космического |
корабля |
||||
«Аполлон» |
и |
состыкованной |
с |
ним лунной |
кабиной |
|||
(рис. В.З). |
Частота |
упругих |
колебаний в |
этом |
случае |
|||
близка к |
1 Гц и совпадает с собственной |
частотой низ |
10