Файл: Зальцман М.М. Прочность и колебания элементов конструкций ГТД конспект лекций.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 28.06.2024
Просмотров: 184
Скачиваний: 1
ПЕРМСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
Кафедра авиадвигателей М.М.ЗАЛЬЦМАН'
Утвержден на заседании кафедры
28 июня 1972 г.
ПРОЧНОСТЬ И КОЛЕБАНИЯ ЭЛЕМЕНТОВ
. КОНСТРУКЦИЙ ГТД
Конспект лекций Под редакцией Ю.А.Пыхтина
Редакционно-издательский отдел ПЛИ Пермь*1973
ПРШСЛОВИЕ
Конспект лекций написан в соответствии с программой курса "Конструкция воздушно-реактивных двигателей", принятой в поли техническом институте для специальности инженеров-механиков по авиадвигателям. Конспект охватывает те разделы программы курса, в которых рассматриваются вопросы прочности, устойчивости и ко лебаний элементов конструкции авиационных газотурбинных двига телей. Знание этих вопросов необходимо каждому инженеру, рабо тающему в области авиационного двигателестроения. Исходя из вре мени, отведенного учебным планом на изучение курса, изложенные в конспекте вопросы рассмотрены в минимально необходимом объеме. По этой же причине опущены такие вопросы,как расчет на прочность элементов конструкции центробежных компрессоров и радиальных тур бин, а также некоторых других элементов конструкции двигателя,не рассматриваются задачи о профилировании лопаток и дисков и др.
Всвязи с тем, что кафедрой было подготовлено и выпущено учебное пособие по расчету на прочность, устойчивость и колеба ния*] в котором подробно рассмотрена методика этих расчетов,при ведены необходимые справочные данные и примеры, в настоящем кон спекте эти сведения не приводятся. Основное внимание обращено на физическое обоснование и вывод расчетных формул.
Внастоящем конспекте использованы материалы упомянутого выше учебного пособия для курсового и дипломного проектирования.
Автор выражает глубокую признательность Ю.А.Пыхтину за ряд существенных замечаний и рекомендаций при редактировании рукописи.
ж) М.М.Зальцман, Ю.А.Пыхтин. Прочность, устойчивость и |
колебания |
деталей газотурбинных двигателей. Пермь, ПЛИ, 1971. |
„ |
Гл а в а I . УСИЛИЯ, ДЕЙСТВУЮЩИЕ
ВГАЗОТУРБИННЫХ ДВИГАТЕЛЯХ
-1
І.І. Общие сведения
При работе двигателя к его узлам и деталям приложены силы и моменты сил. Результирующие этих сил и моментов через узлы крепления двигателя к летательному аппарату передаются на эле менты конструкции последнего.
Усилия, действующие на элементы конструкции двигателя, можно классифицировать по различным признакам.
По причине возникновения различают три группы усилий (исключая силы веса и силы трения):
I ) усилия, возникающие от действия газов (главным образом на элементы проточной части двигателя);
г) усилия, возникающие от инерционных сил вращающихся масс ротора,от инерционных нагрузок, появляющихся во время эво люции самолета (т.е. при его движении по криволинейной траекто рии), при посадке и т.п.;
3) температурные усилия, возникающие вследствие различных коэффициентов теплового расширения жестко связанных между собой нагреваемых элементов конструкции, а также от неравномерного их нагрева.
Силы и моменты, действующие на узлы и детали двигателя, вызывают различные деформации.
По характеру вызываемых деформаций усилия можно разделить также на три основные группы:
1)растягивающие (сжимающие) силы, возникающие от действия газов и от центробежных сил вращающихся масс;
2)изгибающие моменты, возникающие от газовых сил, от сил веса и от инерционных сил; изгибающие моменты от инерционных сил возникают при работе двигателя на стенде и, в. особенности, при работе двигателя на самолете во время полета по криволиней ной траектории и при посадке;
4
3) крутящие моменты, возникающие в валах и роторах от дей ствия газов на рабочие лопатки компрессоров и турбин, а в кор пусных деталях - от действия газов на направляющие и спрямляю щие лопатки компрессоров и сопловые лопатки турбин.
В зависимости от способа уравновешивания усилия можно разделить на две группы:
1. Усилия, которые взаимно уравновешиваются и не передают ся на подвески двигателя, называются внутренними. Примерами та ких усилий являются центробежные силы, действующие на лопатки и диски компрессоров и турбин, или крутящие моменты, действующие на валы роторов ТРД;
2. Усилия, которые не полностью замыкаются в пределах кор пусов двигателя, а передаются частично на узлы крепления двига теля к летательному аппарату, называют свободными.- Так,например, во входном устройстве, компрессоре, камере сгорания, турбине, реактивном сопле возникают усилия, которые передаются соседним узлам. Частично эти усилия замыкаются в системе двигателя, вы зывая растягивающие, изгибающие и скручивающие напряжения в стенках корпусов, а неуравновешенная равнодействующая этих сил через узлы крепления передается на самолет. В каждом двигателе можно выделить силовой корпус, который воспринимает как свобод ные, так и некоторые внутренние усилия, возникающие в элементах конструкции двигателя.
1.2. Усилия, возникающие в ГТД от действия газов
Усилия, возникающие в узлах и деталях ГТД от действия га за, можно условно разделить на две группы: усилия от действия статического давления и усилия от динамического воздействия газового потока. Такое деление позволяет получить простые рас четные формулы для определения усилий.
Действие статического давления газа вызывает появление напряжений сжатия, растяжения, изгиба и кручения в деталях.
Наибольший практический интерес представляет случай, ког да на деталь или узел двигателя с двух сторон действует разное по величине статическое давление. Площади, на которые действу-
5
итг эти давления, могут быть одинаковыми или неодинаковыми. В обоих случаях возникает неуровновешенная равнодействующая сила, которая передается на соседние узлы и детали. Как правило, это осевая сила, направленная вдоль оси двигателя.
Усилие, возникающее от динамического действия движущегося газа, представляет собой реактивную силу, которая равна по вели чине и противоположна по направлению силе, действующей со сторо ны стенок газового тракта на газ и вызывающей изменение скорости его движения. Величина этой силы определяется по изменению коли чества движения газа по формуле
РА=т(С2-С,)н , (І.І)
где /77 - расход газа в кг/сек;
Cf и С2 - скорости потока во входном и выходном сечениях канала в м/сек.
Направление этой силы противоположно вектору ускорения (знак зависит от выбранного направления осей координат). Обычно определяются составляющие динамических сил, действующие в осевом, окружном и радиальном направлениях. Соответствующие составляющие динамической силы определяются по изменению количества движения газа в данном направлении:
ОСеВаЯ СИЛа |
^ = ГП(^2а |
~Cfa. ) ' |
|
окружная сила |
/g --• т(Сг^ |
- С |
J ; |
радиальная сила Рг = гп(С, |
- <Ç |
) • |
Здесь Са,Са и Сг - осевая, окружная и радиальная составляющие
вектора скорости.
В качестве примеров рассмотрим методику определения осевых сил от действия газов на некоторые основные узлы ГТД с осевым компрессором.
1.2.I. Осевая сила, действующая на входное устройство
Рассмотрим ту часть входного устройства, которая относится к двигателю (ряс.I.D. Усилие от давления воздуха на наружную
6
стенку входного устройства определяется по данным продувок в аэродинамической трубе (если стенка цилиндрическая, то осевая сила равна нулю). Вычислим усилие, действующее на внутренние стенки входного устройства, Из газодинамического расчета двигателя известны величины скоростей и давлений на входе и выходе рассматриваемого узла, т.е. в сечениях І-І и П-П. Известны также размеры канала в этих сечениях. Поло жительным направлением оси ос будем считать совпадающее с направлением потока, т.е.
слева направо.
Суммарная осевая сила, |
|
действующая со стороны пото |
|
ка воздуха на входное уст |
Рис.І.І. К определению осевого |
ройство |
усилия, действующего на входное |
|
устройство |
Р= Р
где Рс статическая и динамическая составляющие. Статическая составляющая
здесь
t 4 г h. ( г г I
динамическая составляющая
Таким образом, при выбранном направлении оси
(1.2)
Осевая сила, действующая на внутренние стенки входного уст ройства, обычно направлена так, как это показано на рис.І.І.
С учетом давления воздуха на наружную |
стенку ее направление мо |
жет быть противоположным. |
7 |
1.2.2. Осевая сила, действующая на ротор осевого компрессора
Определение этой силы весьма важно при вычислении нагрузок, действующих на упорные подшипники и корпусные детали двигателя. Принципиальная схема осевого компрессора показана на' рис.1.2.
X
Рис.1.2. Схема осевого компрессора
Положительное направление оси х выбираем, как и в предыдущем примере, совпадающим с направлением потока. Осевая сила, дейст вующая на ротор осевого компрессора ß складывается из осевой силы, действующей на проточную часть ротора Рпр , и сил Рп и Р , действующих на переднюю и заднюю торцовые стенки ротора:
пр П |
Р |
(1.3) |
3 |
|
Осевая сила /j> является равнодействующей сил, действующих на проточные части каждой ступени
Р= У " Р
где z - число ступеней;
і - порядковый номер ступени.
Осевая сила,действующаяна проточную часть одной ступени, рав на сумме статического ж динамического усилий. Учитывая обозна чения, приведенные на рис.І.З, и указанное выше направление
оси X, будем иметь
|
|
дР+т(С |
- Г, |
(1.4) |
ч |
I |
і |
\ аі |
|
|
|
|
Здесь р |
|
|
|
давление перед и за рабочим колесом і -ступени; |
||||
|
|
|
|
|
F = |
|
dl |
|
|
|
|
|
|
|
|
Ч |
|
|
|
|
|
|
ùFi- |
|
|
|
|
и |
<Г |
|
- |
осевая скорость на входе и выходе из рабочего |
|||
|
|
|
|
|
колеса; |
|
|
|
|
|
m |
|
- расход воздуха в кг/сек. |
||||
Третий член в правой части |
|
|
||||||
уравнения (1.4) учитывает силу |
Ч |
|||||||
от давления в зазоре. При |
2)t.= |
|||||||
|
||||||||
Z>2. |
этот член равен нулю. За |
|
||||||
метим, что аналогично вычисля |
|
|||||||
ется осевая сила, действующая |
'2а, |
|||||||
на проточную часть статора ком |
||||||||
W A |
||||||||
прессора. |
|
|
|
|
||||
|
Осевые силы, действующие |
|
||||||
на переднюю и заднюю торцовые |
|
|||||||
стенки ротора, определяются |
|
|||||||
как произведение давления |
на |
Рис.І.З. К определению осевого |
||||||
площадь: |
|
|
|
|
||||
|
|
|
|
усилия в проточной части сту |
||||
|
|
|
|
|
|
|
пени |
|
Pn=PnFn |
|
|
и |
Ъ*рЛ |
' |
|
||
где |
Р |
и |
Р3 |
« - давление на переднюю и заднюю торцовые стенки |
||||
|
|
|
|
|
ротора; |
|
|
|
|
Fn |
и |
F |
- площадь передней и задней стенок; |
Осевая сила, действующая на ротор осевого компрессора,весь ма велика: она может быть в 3-4 раза больше тяги двигателя. На правлена эта сила всегда противоположно направлению потока (см.
рио.1.2). |
9 |
1.2.3. Осевая сила, действующая на корпусы камеры сгорания
В качестве примера рассмотрим схему кольцевой (чли трубча- то-кольцевой) камеры сгорания (рис. 1.4). Определим осевую силу, действующую на узел камеры сгорания со стороны газового потока.
Рис.1.4. Схема камеры сгорания
Эта сила равна сумме статического |
и динамического усилий и |
||
при выбранном направлении оси ос |
может быть вычислена по фор |
||
муле |
|
|
|
|
|
|
(1.5) |
где |
тп |
-- расход газа в кг/сек; |
|
п |
*р2 |
-- давление на входе в камеру сгорания и на выходе |
|
|
|
из нее; |
|
F, |
*FZ-- площади кольцевого сечения на входе в камеру сго |
||
|
|
рания и выходе из нее. |
Величина и направление осевой силы, действующей на узел камеры сгорания, определяются, главный образом, динамической состав ляющей. Так как С > С , то осевая сила направлена против потока, как показано на рис. 1.4. По величине эта сила достаточ-
10