Файл: Зальцман М.М. Прочность и колебания элементов конструкций ГТД конспект лекций.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 28.06.2024
Просмотров: 190
Скачиваний: 1
На рис.8.15 показано влияние податливости опор на критические
обороты и максимальные прогибы вала. |
|
|
|
|
|
В конструкциях авиа |
|
|
|
|
|
ционных двигателей часто |
MMУ |
|
|
|
|
применяют сочетание отно |
|
|
|
|
|
сительно жесткого ротора |
|
|
|
|
|
с упругими или упруго- |
|
|
|
|
|
демпферными опорами. Для |
|
|
|
/1/' |
ч |
|
|
|
\л\ |
||
таких роторов критическое |
|
|
1 |
||
|
|
IX\- |
\ |
||
число оборотов может даже |
\ |
J |
V |
/ |
\ |
находиться в рабочем диа |
/ \ |
у |
^*- |
|
ч |
пазоне, но, как показыва |
|
|
|
|
|
ет практика, это во мно |
|
|
|
|
|
гих случаях не нарушает |
Рис.8.15. Влияние податливости опор |
||||
нормальной работы. Уста |
на критические обороты: / - жесткие |
||||
новлено, что прогибы вала |
опоры;2 - упругие опоры |
||||
|
|
|
|
|
ротора, покоящегося на податливых опорах в корпусе, вес которо го одного порядка с весом ротора, оказываются малыми, если кри
тическое число оборотов, рассчитанное в предположении |
жестких |
|
опор, превышает максимальные обороты (п |
> п г |
) . Для |
проверки соблюдаемости этого условия расчет критического числа оборотов на жестких опорах является обязательным.
В приведенных расуждениях не учитывалась масса опор, кото рые в действительности также вовлекаются в колебания. Расчет критического числа оборотов с учетом податливости опор и их массы производится методом "динамических жесткостей"[7], теоре тическое определение которых для реальных двигателей затруднено.
8.9.Способы изменения критических чисел оборотов. Упругие и удругодемпферные опоры
При проектировании двигателя принимаются различные меры для предотвращения возникновения критических режимов в диапазо не рабочих оборотов и для уменьшения амплитуды колебаний рото ра при переходе через критические обороты.
215
Сдвиг критического числа оборотов ротора на жестких опорах на обороты, лежащие выше рабочих, можно осуществить, увеличивая жесткость ротора на изгиб. Еесткость ротора повышают ужесточе нием наиболее податливых его элементов. Роторы с длинными вала ми иногда ужесточают введением дополнительных промежуточных опор.
Сдвиг критических режимов на обороты, лежащие ниже рабѳчих, можно осуществить путем уменьшения изгибной жесткости ротора. Однако ослабление вала приводит к уменьшению его статической прочности и вызывает трудности в сохранении радиальных зазоров в проточной части. Поэтому такой способ применяется редко.
Снижение критических оборотов ротора целеооосразно осущест влять путем увеличения податливости опор. Опору делать нежест кой нецелесообразно, поэтому вводят упругие элементы между под шипником и корпусом (иногда - между подшипником и валом ротора). При этом не только отстраиваются критические режимы, но и умень шаются динамические нагрузки на корпусные детали, что уменьшает тряску двигателя на всех режимах его работы. Такие опоры в за висимости от конструкции бывают упругими или упругодемпферными.
При конструировании и доводке упругих и упругодемпферных опор соблюдают следующие условия:
1.Перемещения ротора должны быть достаточно малы, чтобы исключить касание в лабиринтных уплотнениях и рабочих лопаток
окорпус.
2.Критические обороты, соответствующие более высоким фор мам, не должны попадать в диапазон рабочих оборотов.
Рассмотрим некоторые примеры упругих и упругодемпферных опор. На рис.8.16 изображена опора, упругим элементом которой является кольцо с чередующимися выступами. Наружными выступами это кольпо опирается на корпус опоры, а внутренними - на коль цо, расположенное между упругим кольцом и наружной обоймой под шипника. Установка такого упругого кольца с малой жесткостью снижает критическое число оборотов, но оно не способно погло щать значительную энергию, возникающую при колебаниях, т.е.не
обладает достаточными демпфирующими свойствами. Преимуществом такой опоры является ее простота, малый вес и габариты. К не достаткам ее следует отнести неспособность воспринимать осевые
нагрузки.
216
На рис.8.17 изображена схема упругодемпферной опоры. Упру гим элементом ее является пакет стальных лент, расположенный между наружным кольцом подшипника и корпусом. К пакету через
з 6
Рис.8.16. Схема упругой |
Рис.8.17. Схема упругодемпферной |
|
опоры: / - упругое коль |
опоры с пакетом тонких стальных |
|
цо с чередущши высту |
лент: / - пакет лент;2 - наружное |
|
пами;^ - корпус опоры; |
кольцо подшипника;5 - корпус под |
|
3- |
промежуточное кольцо; |
шипника; k - пружинное стопорное |
k- |
наружное кольцо под |
кольцо;5 - гайка;6 - отверстие |
|
шипника |
для подвода масла |
отверстие в корпусе непрерывно подводится масло под давлением. Неуравновешенная сила ротора, действующая на подшипник, выжи мает пленки масла между лентами, чем обеспечивается значитель ное демпфирование. В зависимости от числа лент, их толщины, толщины масляной пленки и ее вязкости податливость и демпфи рующая способность опоры может изменяться и регулироваться в соответствии с весом ротора и возбуждаемостью системы.
|
На рис.8.18 показана схе |
|
ма чисто демпфирующей опоры |
|
подшипника, применяемой в ан |
|
глийскомдвигателе "Конуэй" |
|
(Роллс-Ройс), в которой также |
|
выжимается масляная пленка. |
Рис.8.18. Схема демпфер- |
Масло подается под давлением |
и образует пленку в зазоре |
|
п д а н Ж заз^е^міжду |
между внешним кольцом подшшши- |
наружным кольцом подшил- |
ка и корпусом, |
ника и корпусом |
|
Неуравновешенная сила ротора, действующая на опору,колеб лет ее в пленке масла, отчего уменьшается передача вибраций
от ротора к корпусу (снижение интенсивности вибраций до 60$). 217
В двухконтурных отечественных двигателях широко применяют ся упругодемпферные опоры типа "беличье колесо", идея которых была предложена впервые академиком П.Л.Капнцей. Принципиальная
|
|
схема такой опоры изображена на |
|
|
|
рис.8.19. Упругими элементами явля |
|
|
|
ются два стальных стакана, соединен |
|
|
|
ных между собой фланцами. В цилинд |
|
|
|
рических частях этих стаканов вы- |
|
|
|
фрезерованы окна по окружности. Во |
|
|
|
внутреннем стакане крепится подшип |
|
|
|
ник, а на его наружной цилиндричес |
|
|
|
кой поверхности имеются канавки, в |
|
Рис.8.19. Схема упругодем- |
Которых помещены маслоуплотнитель- |
||
ные кольца. Наружный стакан своим |
|||
ферной опоры типа "беличье |
|||
колесо" 1,1- наружный и |
фланцем крепится к корпусу опоры. |
||
внутренний стаканы;з- под |
По каналу в корпусе масло под дав |
||
шипник; ч - маслоуплотни- |
|||
тельное кольцо; |
корпус |
лением поступает в полость, образо |
опоры; 6 - вал; 7,8 - гайки ванную благодаря наличию зазора между наружным и внутренним стаканами и ограниченную маслоуплотнительными кольцами. Демпфирование колебаний происходит за счет гидродинамического сопротивления, возникающего при всасывании и выдавливании масла из зазора. Преимуществом такой опоры явля ется возможность осуществления большого демпфирования колебаний путем развития поверхности демпфирования и хорошее центрирова ние опоры. Кроме того, прогибы ротора ограничиваются зазором. Такая опора может воспринимать значительные осевые усилия.
8.10.Понятие о влиянии гироскопического эффекта дисков на критическую скорость вращения
При выводе формул для определения критического числа обо ротов массу дисков предполагали сосредоточенной в точках. Это справедливо только для диска, расположенного посередине между опорами на гладком валу. При вращении такого ротора все точки диска движутся в плоскостях, параллельных его срединной плос кости. Если же диск расположен ближе к одной из опор (рис.8.20), то при прогибе паля его сечение в месте соединения с диском ока-
218
зывается повернутым на некоторый угол <р , и диск будет вращать ся в наклонном положении по отношению к оси х • При этом на вал действует центробежная сила Р , приложенная в центре масс диска,
Рис.8.20. К определению центробежной силы и восстанав ливающего момента
и восстанавливающий момент M (его часто называют гироскопичес ким моментом) , который стремится уменьшить угол поворота сече ния <р и прогиб вала, т.е. как бы повышает изгибную жесткость вала.. Обычно критическое число оборотов, рассчитанное с учетом восстанавливающего момента (гироскопического эффекта), получа ется большим и более близким к реальному, чем при расчете без учета этого эффекта.
Определим величины центробежной силы и восстанавливающего момента, пренебрегая эксцентриситетом центра масс (рис.8.20). Ось X является осью вращения, ось Х1 направлена по оси диска. Пусть элемент массы dm находится в точке Л. К нему приложена
центробежная сила d p , действующая в плоскости вращения.
ц
dP =dm-oùZz ,
где 1 - радиус вращения элемента.
Как видно из рис.8.20, составляющая элементарной центро
бежной силы |
|
|
dP^=cùdm''y+yi |
cos <Р) . |
(8.33) |
Составляющие d-Pj взаимно уравновешиваются и поэтому в дальней шем не рассматриваются.
Все силы, действующие на диск, можно привести к силе Рц, приложенной в центре масс диска, и моменту М- Сила
р=р =
ц
интеграл распространяется на весь объем диска. Величины у и <¥> одинаковы для всех точек диска и могут быть вынесены из-под зна ка интеграла. Тогда
Pi=o)y |
J |
dm * ш cos |
f j у 1 |
dm. |
|
V |
|
V |
|
Учитывая, что Jy,dm=0 как статический момент относительно |
||||
оси, проходящей через центр масс, получим |
|
|||
|
Р |
=û>2ym , |
|
(8.35) |
где m - масса всего диска.
Восстшавливакщий момент можно определить интегрированием моментов элементарных центробежных сил по всему объему диска:
|
M=Jdp«y<sin |
|
*. |
|
V |
|
|
или с учетом выражения (8.33) |
|
||
М- |
Cd j[y+yt |
cos f)y |
sin 9dm = |
|
V |
|
(8.3 |
|
|
|
|
- а y sin |
<P Jyf dm |
+ CÙ cos |
Pstn <P J y* dm . |
|
V |
|
V |
Первый интеграл в выражении (8.36) равен нулю. Так как угол У мал, то cos?={ V-sinP<*f. Кроме того, известно, что второй интеграл в выражении (8.36) представляет собой экваториальный (осевой) момент инерции диска
Тогда
M = eùJ f |
(8.37) |
220 |
А |
|