Файл: Василинин В.Н. Автоматизированное вождение тяжелых самолетов.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.06.2024

Просмотров: 91

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В заключение кратко остановимся на вопросах, свя­ занных с послеполетным анализом и оценкой автоматизи­ рованного полета.

Упрощенная оценка полета, как известно, производит­ ся по бароспидограмме, фотоснимкам с экрана РЛС, маг­

нитофонной записи

переговоров между

членами экипажа

и бортжурналу.

Такой метод

оценки

при современном

уровне техники

уже

считается

неудовлетворительным.

Современные тяжелые самолеты оборудуются многока­ нальными регистраторами-самописцами, способными запи­

сывать 20—25

и

более параметров

как непрерывно, так

и дискретно. Запись ведется с отметками времени.

Например,

на

самолете С-141 А

применяются самопис­

цы, записывающие 80 параметров, а французская система А213 рассчитана на регистрацию 170 параметров.

Запись основных параметров полета дублируется ава­ рийными самописцами, которые сохраняются при авариях и даже при катастрофах.

Большое количество каналов записи дает возможность иметь документированную избыточную информацию. Для ее обработки применяются наземные специализированные вычислительные машины.

В результате наземной обработки записанной в полете пилотажно-навигационной информации могут решаться такие, например, задачи, как объективная оценка точности выполнения данного полета относительно заданной про­ граммой траектории. Для решения такой задачи в машину необходимо дополнительно ввести программу полета.

Не меньший интерес представляет и оценка надеж­ ности работы ПНК в целом и его отдельных элементов. Для этого, очевидно, нужен статистический материал, на­ копленный в предыдущих полетах.

Особое место занимает задача определения фактиче­ ской загруженности экипажа хотя бы ручными операция­ ми. Чтобы ее решить, необходима запись всех действий с органами управления. Анализ этих действий дает возмож­ ность наметить пути дальнейшего совершенствования ПНК и определения оптимальной загруженности экипажа.


З А К Л Ю Ч Е Н И Е

Проблема автоматизации вождения тяжелых самолетов чрезвычайно многогранна и не имеет четко очерченных границ. Решение этой проблемы представляет собой непре­ рывный и длительный процесс, в котором с появлением новых достижений науки и техники возможны качествен­ ные скачки.

Нормальное развитие и совершенствование средств и методов автоматизированного вождения должно обеспечи­ вать в первую очередь повышение безопасности полетов. Этого можно достичь повышением точности и надежности средств и методов автоматизированного вождения, а так­ же снижением загруженности экипажа.

Учета указанных факторов далеко не достаточно при создании конкретных пилотажно-навигационных комплек­ сов. Кроме них должен учитываться и такой фактор, как экономическая целесообразность. В силу своей специфич­ ности он не нашел отражения в предлагаемом труде.

Преимущества автоматизации вождения очевидны, од­ ним из них является сокращение числа членов экипажа. Этот вопрос может иногда потребовать учета и психологи­ ческого фактора. Например, на пассажирских тяжелых самолетах будет трудно отказаться от экипажа даже при очень высокой степени автоматизации вождения.

Есть основания предполагать, что на тяжелых самоле­ тах независимо от степени автоматизации вождения в обо­ зримом будущем экипаж, хотя бы в минимальном составе, сохранится.

Автоматизация вождения тяжелых самолетов не само­ цель— это один из путей повышения их эффективности. Наряду с очевидными преимуществами повышения авто­ матизации вождения, на которые обычно в литературе делается акцент, следует обратить внимание и на «пара-

183

доке автоматизации», сущность которого заключается в двух противоречиях.

Во-первых, на экипаж всегда будут возлагаться функ­ ции вождения «вручную» в случае отказа автоматики, а это значит, что рассчитывать на снижение уровня подго­ товки летчиков и штурманов нельзя. Требования к уровню их подготовки будут повышаться. Во-вторых, чем выше степень автоматизации вождения, тем больший объем ин­ формации должен вводиться в программу полета и тем больший объем информации должен анализироваться после полета. Таким образом, увеличение степени авто­ матизации вождения, в свою очередь, приводит к необхо­ димости автоматизации подготовки программы полета и послеполетного анализа.

Предлагаемая книга затрагивает лишь малую часть вопросов, относящихся к названной проблеме. Ознакомле­ ние с ее содержанием, по нашему мнению, будет особенно полезным перед изучением и освоением конкретных пило- тажно-навигацнонных комплексов.


ТАБЛИЦА СТАНДАРТНОЙ АТМОСФЕРЫ СА-64

та *

Ій

>>

а

J3

и

о

а, о а a

і<

f- S'- j

о «

С

а>

о S

ш

та

*

аі

S 5:

« 9 .

У

S

а

н

Xн

5

ш-*

'■

 

ь *

о Я

 

та

 

о.

 

>.

 

н

 

а.

 

о

 

Ни

« 2 s °

Р* з **

ота U о

СО

ю

со

У—І

■у

С"»

о

со

из

со

СО

У

со

05

см

»—•

о

05

05

со

о -

СО

из

У

СО

см

см

см

см

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г—<

со

со

со

со

см

п

со

со

со

У

из

с Г "

У

СМ

см

со

’’У

Ю

со

из

из

из

из

У

СМ

о

со"

со

см

о

со

со

см

см

со

со

СО

У

г г

со

со

со

со

со

см

см

fM

гм

со

со

СО

со

со

со

со

со

со

со

со

со

со

со

 

 

т

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

о

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СМ

о

см

со

со

со

о

_

из

г -

ГГ)

с з

см

со

■У

о

со

СО

У

У

05

СО

из

со

У

У

со

У

СМ

о

см

ГЛ

со

со

со

05

г -

со

из

У

о

о

 

из

см

о

оо

СО

•—1

05

1"-

из

со

T-« Г-. 05

05

05

05

со

со"

со

00

ь -

 

 

 

т

 

7

 

 

 

7

 

 

 

 

 

 

 

о

 

о

 

 

 

о

 

 

 

 

 

 

 

’■J“

 

’"Г

 

г—•

LQ

’Г

 

 

 

 

со

 

 

со

см

см

со

со

У

со

00

со

У

У

о

05

о

со

05

СО

СП

со

У

из

У

о

со

см

со

г г

05

со

г -

см

ил

1^.

о

из

гм

из

 

со

см

 

Т—І

о

о

 

см

со

со

05

 

г -

05

05

со

00

t--

г -

г -

со

со

со

ю

со

со

из

со

со

 

см

со

о

см

со

г г

со

со

со

о

h-

со

со

со

со

со

со

см

о

со

из

о

со

05

со

г -

05

со

со

 

Г'-

см

со

о

о

05

со

 

 

СО

со

из

см

о

со

см

о

со

У

со

из

со

из

о

05

 

со

см

см

05

со

У

 

со

со

из

У

со

о

из

со

см

со

о

со

t--

со

со

05

со

см

05

со

со

00

г -

со

из

из

из

 

У

У

•— *—• У

г— со Y—■ из

из со из ю У

Г--

У

со

СО

о

 

из

ГГ)

У

о

г -

из

У

со

со

см

из

о

ю

о

У

05

У

со

со

со

СО

со

со

У

 

СП

со

У

 

со

СО

со

 

со

СП

СП

 

05

со

’ У

со

со

из

_

со

из

см

со

из

гм

05

со

со

см

г -

см

со

со

со

из

из

из

У

см

см

см

см

см

см

см

см

см

см

см

0*1

г*-.

о

из

о

ю

05

со

,

С4»

см

г -

см

г -

см

см

 

 

U3

см

05

см

из

о -

о

см

из

С"“

о

со

из

 

00

из

 

1

У

1

!>■

 

 

 

о

У

 

 

 

 

 

 

 

1

т т т см1 см1

о

о

о

о

о

о

о

о

 

о

о

о

о

о

о

1

 

о

о

о

о

о

о

 

о

о

о

яиз

о

 

 

из

о

ю

о

из

о

 

ил

о

из

из

о

 

 

 

 

т—'

см

см

со

со

У

У

из

со


Продолжение

 

 

гг

гр

CD

-ар

со

см

см

см

см

см

см

см

см

гтз

см

ю

 

 

 

СМ

О

CD

 

со

со

со

со

со

со

со

СО

со

со

оз

М

 

 

 

 

о

 

со

о

о

о

О' о

о

о

о

о

о

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Pn

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СО

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

л'

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

н

 

 

ю

СП

00

 

г-

г—

 

Г-

г-

г-

о>

 

со

— н

 

о

 

 

ю

о

t-

ю

CL

 

 

СМ

о

I4-

о

о

о

о

о

о

о

СП СО см

 

 

*

(N

со

со

03

ю

Ю

ю

LO

ю

ю

ю

ю

СО

ГЗ

о

 

 

 

СО

о

о

<D

03

CD

CD

CD

03

03

03

03

оз

я

 

 

 

СО

со

см

см

см

см

см

см

см

см

см

см

со

 

 

 

 

 

 

 

 

7

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

о

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1— 1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

l<

 

ю

ю

-ар

-ар

>— 1

о

со

ю

-ар

оз

см

см

о

00

 

 

 

о

СМ

о

г-

Ю

см

щ

о

0-3

см

оз

I--

Г)

со

 

 

 

ю

 

со

LQ

со

со

Ю

СІЗ

со

со

см

о

 

 

 

03

ю

 

-аР

о

со

 

со

со

CD

со

-ар

см

 

 

 

CD

со

со

ю

ю

щ

со

со

см

см

а;

 

 

 

 

 

 

 

м

 

 

 

PS

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

 

 

 

1

 

 

 

 

 

Н

 

 

 

 

 

 

о

 

 

 

о

 

 

 

 

 

 

-гр

со

со

см

-аГ

ю

ю

со

03

со

с-

со

со

00

-ар

£

t

Г

с.

Г-

см

со

I--

о

 

см

со

оз

СМ

со

1— 1

со

ю

о

СО

со

см

см

 

см

ггз

см

СО

см

 

о

ю

см

о

Ь

со

с—

h-

 

со

со

о

СО

 

ю

со

ч

СО

ю

*ар

Т

со

со

см

-

-

оз

со

■ар

СО

см

 

С

 

 

 

V

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

о

03

о

со

о

со

03

S

 

<1.

со

 

со

со

с-

со

со

см

 

 

 

 

Ю

о

см

ю

Ю

со

ч

 

 

о

ю

CD

_

со

г-

in

Г—

СО

см

о

о

см

о*

S

 

 

CD

со

со

о

*—4

г-

*ар

ю

со

1—

см

со

см

 

 

 

■ар

со

со

1".

со

оз

-ар

о

г--

ю

-ар

 

см

 

 

 

 

 

СО

см

см

 

 

F-«

 

 

 

 

 

 

 

§ а;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

S«.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЕГ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

S

 

н

 

го

ю

ГЗ

оз

 

 

со

оз

in

ю

со

оз

03

 

а

 

 

см

-ар

СМ

со

f-

и 3

о

т—

см

J-D

со

 

н

со

оз

г-

 

со

CD

о

 

со

Г--

о

00

о

ю

со

г-

СО

«—I

о

со

1— 1

00

 

_

из

 

о

со

со

03

Г"

•ар

о

I--

UJ

-ар

со

см

 

1-^

 

 

 

со

см

см

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

со

 

■ар

ю

со

СО

СО

СО

со

со

со

со

о

 

ю

 

 

 

CD

 

со

 

со

СО

СО

со

со

со

со

со

 

-ар

со

5:

 

г*

СМ

со

CD

со

со

со

со

со

со

со

со

со

О)

о

 

 

 

СМ

см

см

гм

см

см

см

см

см

см

см

см

см

см

со

О,

 

 

см

СМ

см

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

>.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

PS

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

а.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

сз

 

 

см

о

ю

о

ОЗ

CD

оз

03

03

03

оз

03

ю

00

о

 

 

 

Ю

о

-aP

-ар

*ар

-ар

-ар

 

 

і>-

см

 

 

 

и

со

со

-ар

о

СО

со

СО

со

со

СО

со

со

со

со

см

 

 

 

ю

Ю

Ю

LQ

Ю

ю

ІО

ю

ю

Ю

-ар

-ар

 

 

 

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

.1

1

1

« г

 

о

о

о

о

о

Г)

о

03

о

о

о

о

о

о

о

21 о

 

 

 

 

я

 

о

Гз

ГЗ

о

о

о

о

о

о

о

о

о

о

 

 

35

со

о

о

о

с >

о

о

С 3

о

о

й к

Г-

CD

о

 

см

-ар

со

СО

о

см

см

см

см

о

 

 

 

 

 

 

 

ГН

 

 

см

см

со

о «

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

О « U и

186