Файл: Вальков К.И. Введение в теорию моделирования.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.06.2024

Просмотров: 132

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

МИНИСТЕРСТВО ВЫСШЕГО И СРЕДНЕГО СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РСФСР

ЛЕНИНГРАДСКИЙ ОРДЕНА ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕНИ И Н Ж Е Н Е Р Н О - С Т Р О И Т Е Л Ь Н Ы Й И Н С Т И Т У Т

К. И. ВАЛЬКОВ

В В Е Д Е Н И Е В Т Е О Р И Ю

М О Д Е Л И Р О В А Н И Я

ЛЕНИНГРАД

1974

(g) ЛИСИ, 1973.

 

 

 

 

О Г Л А В Л Е Н И Е

 

Предисловие

 

 

 

 

Глава

первая. Обсуждение

основных

понятий

. . . .

 

§

J. Определение . .

 

 

 

§

2. Множество

 

 

 

 

§ 3". Информация

 

 

 

 

§

X. Модель

 

 

 

 

Глава

вторая. Математическое моделирование

., .

 

§

1.

Значение

математических

моделей . . . .

 

§

2.

Число и

форма

 

 

 

 

§

3.

Аналитические

модели

 

 

 

§

4.

Геометрические

модели

 

 

Глава

третья. Аппарат геометрического моделирования .

§ 1. Линейные пространства

§2. Нелинейные пространства

§3. Операция проектирования

§ 4. Ограничения пространства на бесконечности .

§5. Эквивалентные структуры

§6. Метрика

§7. Транзитивность

§8. Проекционные связи

Глава четвертая. Научные и технические модели .

§

1.

Эксперимент

и

теория .

 

§

2.

Причинные

связи

 

§ 3.

Планирование

эксперимента

 

§

4.

Моделирование

сложных систем

. . . .

Указатель

литературы

 

 

 


П Р Е Д И С Л О В И Е

Все развитие современной науки н техники — по крайней мере в своем теоретическом выражении — тесно связано с понятием о модели, с более или менее отчетливым представлением о процессах моделирования.

Понятие, о модели возникло, конечно, очень давно, и было бы трудно проследить за его истоками [13]. Но лишь сравнительно недавно, в течение

двух—трех последних десятилетий оно получило то повсеместное распро­ странение и приобрело то фундаментальное значение, которые отмечаются

внастоящее время.

Спроцессами моделирования приходится встречаться в повседневной деятельности и научному специалисту, и руководителю предприятия, и инже­ неру-конструктору, и производителю работ, и философу, и художнику, и пе­ дагогу, и студенту. Однако знакомство с различными приемами конструиро­ вания и использования моделей достигается в большинстве случаев чисто эмпирическим путем, в совершенно конкретных условиях, под эгидой узкой специализации. Очень часто процесс моделирования осуществляется стихий­ но, без всякой предваряющей его теоретической подготовки или рассуждения.

Такое положение дела не приводит ни к каким затруднениям, если мо­ делирование оказывается единичным или, во всяком случае, эпизодическим актом, если этот акт не допускает широкого выбора средств и не требует особой оценки. Например, желая провести жеребьевку среди участников со­ ревнования, присвоим каждому участнику свой порядковый номер и напи­ шем эти номера на отдельных листках бумаги. Совокупность полученных ли­ стов бумаги представит собой модель участников соревнования. Разумеется, для планирования и выполнения этой процедуры не нужно обладать зна­ ниями в области теории моделирования; вообще не обязательно даже пони­ мать, что речь здесь идет о конструировании модели.

Но, с другой стороны, стихийно осуществляемый процесс моделирования может привести к неверным выводам и к плачевным практическим резуль­ татам, если он связаТт с выполнением массовых операций, если имеются раз­ нообразные пути и средства моделирования, требующие сравнительной оценки. Кроме того, самый способ конструирования модели далеко не всегда является очевидным и порою представляет собой достаточно сложную проб­ лему. В качестве характерного и яркого примера укажем здесь на моделиро­ вание деятельности большого предприятия с целью частичной или полной ав­ томатизации процессов управления. Обычно в подобных случаях вводится система количественных показателей, критериев оптимальности и т. п., кото­ рые в своей совокупности н составляют искомую модель. Совершенно ясно, что успешное решение этой задачи, т. е. изыскание и выбор вида модели, а также способов ее эксплуатации, предполагает наличие определенных по­ знаний. Узко понимаемый прагматизм здесь строго противопоказан.


Таким образом возникает необходимость в изучении теории моделиро­ вания или хотя бы в приобретении некоторых начальных, но систематизиро­ ванных сведений из этой области. Необходимость изучения теории еще бо­ лее подчеркивается и обрисовывается на фоне ускоренных темпов техниче­ ского прогресса. Если специалист, работающий всю свою жизнь в стационар­ ных условиях, может ограничиться раз и навсегда усвоенными на практике рецептами моделирования, то этого не может себе позволить исследователь или инженер, постоянно встречающийся с новыми техническими ситуациями.

В то же время, в силу сложившихся и пока еще не пересмотренных тра­ диций, программы высших учебных заведений не предусматривают изучение теории моделирования как самостоятельной научной дисциплины. Конечно, будущие специалисты приучаются работать с теми или иными вариантами моделей, и прежде всего с некоторыми математическими моделями, но, как уже было выше отмечено, характерные и общие черты процессов моделиро­ вания при этом не выявляются, не осознаются. В программах высших тех­ нических учебных заведений числится лишь одна дисциплина, содержание которой непосредственно примыкает к проблемам теории моделирования. К сожалению, и само название этой дисциплины (начертательная геометрии),

и

подбор излагаемых

в соответствующей учебной литературе материалов,

и

принятый характер

их изложения никак не способствуют раскрытию осо­

бенно ценных и важных, с точки зрения сегодняшнего дня, особенно акту­ альных выводов и результатов, относящихся к упомянутой области знания.

Некоторые попытки сближения традиционного курса начертательной геометрии с курсом основ теории моделирования были предприняты автором в работах [4, 5]. И в той и в другой книге в центре внимания оказывались все же вопросы, которые можно без колебания отнести к компетенции клас­ сической начертательной геометрии (метод двух изображений, способы ре­ шения на плоской модели основных позиционных и метрических задач, спо­ собы построения избыточного ноля проекций и др.). Проблематика теории моделирования образовывала в этих книгах лишь бегло намеченный общий фон, более или менее отчетливо проступающий в отдельных разделах и па­ раграфах.

Настоящая работа должна представлять собой, по крайней мере по за­ мыслу, дальнейший и довольно решительный шаг в сторону общих идей, воз­ никающих в результате развития современной начертательной геометрии и непосредственно выходящих в область теории моделирования. Здесь в самом центре внимания оказываются разнообразные понятия, связанные с про­ цессами моделирования вообще, а геометрия составляет лишь ту необходи­ мую основу, на фоне которой особенно отчетливо и наглядно разворачи­ ваются интересующие нас идеи и рассуждения.

Автор надеется, что предлагаемое учебное пособие может быть исполь­ зовано при проведении сначала факультативных, а затем и обязательных учебных занятий по основам теории моделирования. Это пособие адресовано также слушателям факультетов повышения квалификации и многочислен­ ным специалистам как технического, так и гуманитарного направления, ко­ торые нуждаются в углублении и систематизации своих познаний в затро­ нутой области.


ГЛАВА ПЕРВАЯ

ОБСУЖДЕНИЕ ОСНОВНЫХ ПОНЯТИЙ

§1. О п р е д е л е н и е

1.Па протяжении всего дальнейшего изложения нам при­ дется опираться на различные определения. Невозможно пред­ ставить себе научное рассуждение, свободное от определений. Особенно изобилуют определе­ ниями математические теории.

Подобно тому как из кирпичей или специальных блоков слага­ ются основные элементы зда­ ния, так и из определений сла­ гаются основные элементы лю­ бой научной теории.

Представим себе группу лю­ дей, вставших друг за другом в

кружок

(рис. 1.1).

 

 

 

«Михаил — это

 

человек,

стоящий впереди

Петра».

 

Приведенная

фраза

пред­

ставляет

собой типичный

при­

мер определения.

 

С

помощью

данного

определения

мы

ука­

зываем имя одного

из людей,

составивших кружок, и в последующем вместо выражения «че­ ловек, стоящий впереди Петра» можем использовать более краткое и потому более удобное выражение «Михаил». Вспом­ ним аналогичный прием, хорошо известный из курса элемен­

тарной

алгебры: вместо записи у — х-х-х-х-х

используем крат­

кий символ у = хъ. Определение

объекта вводится ради удобст­

ва, ради

сокращения места и

времени.

 

2. Выражение «Михаил» удобно не только своей кратко­ стью. Оно удобно еще и тем, что позволяет устранить с пути другие выражения, которые сами могли бы потребовать соот­ ветствующих определений. Если мы предпочтем, например, фразу «Человек, стоящий впереди Петра», то естественно воз­ никает потребность — или, лучше, пожалуй, сказать, соблазн —

объяснить, что такое «человек»; что значит «стоит»; как вы­ явить направление, именуемое «впереди»; и, наконец, кто имен­ но из стоящих в круге людей именуется Петром.

7


С другой стороны, после того как мы соглашаемся принять данное определение и пользоваться в дальнейшем термином «Михаил», почти все эти вопросы и почти все эти соблазны от­ падают, так как подразумевается, что каждый может узнать и указать Михаила, если только каждый может узнать и указать

Петра. Следовательно, определение

объекта

вводится ради со­

кращения общего

количества используемых

определений.

3. Каково же

общее

количество

необходимых

определений

в предложенном

здесь

примере? Если отказаться

от термина

«Михаил», то количество предшествующих определений начнет быстро увеличиваться, нарастая как снежный ком, и вскоре станет очевидным, что этот процесс может продолжаться до бесконечности. Условимся говорить, что «впереди Петра нахо­

дятся

все предметы,

которые

доступны его

взгляду и не ка­

саются плоскости, проходящей

через его плечи и голову».

 

 

 

Этим — плохо или хорошо —

 

 

 

определено выражение

«впере­

 

 

 

ди»,

но

возникает

необходи­

 

 

 

мость в уточнении понятий «до­

 

 

 

ступный

взгляду», «плоскость»,

 

 

 

«касание плоскости» и др. Еще

 

 

 

большие

трудности

появятся,

 

 

 

разумеется, при

попытке опре­

 

 

 

делить

выражение

«человек»

 

 

 

и т. д.

 

 

 

 

 

 

 

 

Прибегая к наглядной иллю­

 

 

 

страции,

заметим,

что

совер­

 

 

 

шенно аналогичные серьезные—

 

 

 

или, если угодно, наоборот, не­

 

 

 

серьезные^— трудности

выявля­

 

 

 

ются в процессе

координирова­

 

Рис. 1.2

 

ния

плоскости

геометрии).

 

 

 

Как определить положение точ­

ки А

на плоскости

а? Можно указать, что

точка

А

отстоит

н а $ см от прямой хх

и на 7 см от прямой х2

(рис. 1.2).

В свою

очередь, положение линии х{ определено, так как известно, что

она отсекает отрезки длиной 9 и 12 см на осях х 3

и -лг4. Анало­

гично определено

положение линии х2. Теперь нужно выявить

положение осей

А'3 , х4 и т. д. Этот процесс либо

продолжается

до бесконечности, либо заканчивается, если мы вводим на плос­ кости а систему отсчета, например координатные оси х\ и х2. В частности, в систему отсчета могла бы быть включена и сама точка А, если бы ее принять, скажем, за начало полярной си-

8