Файл: Баришполов В.Ф. Строительство наружных тепловых сетей.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 01.07.2024
Просмотров: 142
Скачиваний: 3
данные с сертификатами, а также проверять правиль
ность изготовления мастик и красок.
Вязкость мастики определяется вискозиметром bcS-4. Плотность мастики может быть измерена индикатором-
ареометром.
Контроль сплошности пленочного покрытия произво
дится визуально.
Тепловая изоляция. Качество теплоизоляции прове ряют как во ѵвремя работ (промежуточная проверка), так и после их окончания (окончательная проверка). При промежуточной проверке осматривают поверхности, подготовленные под тепловую изоляцию, при многослой ной теплоизоляции проверяют каждый слой до нанесе
ния следующего.
При окончательной проверке определяют равномер ность толщины изоляции на всей длине прямого и об ратного теплопровода (с учетом принятой по нормам разницы в толщинах на подающей и обратной трубе). Толщину изоляции проверяют щупом. Выявляют неизо лированные или плохо изолированные места. Защитная асбестоцементная штукатурка должна быть выполнена тщательно, а толщина ее равномерна по всей длине изо лированного теплопровода. Особенно внимательно нужно следить за дозировкой цемента и асбеста. Избыток це мента в составе асбестоцементной массы, накладывае мой на трубопровод, приводит после затвердения и на грева штукатурки (при пуске теплоносителя) к ее рас
трескиванию.
Теплоизоляция не должна иметь трещин, щелей, ра ковин, выступов, углублений, волн и должна плотно при легать к изолируемой поверхности.
Особо тщательному контролю подлежит нижняя часть изолируемых труб. Эти места наиболее труднодо ступны для изоляции (особенно в непроходных каналах). Здесь возможно отвисание защитного штукатурно-по кровного слоя под действием его тяжести (до схватыва ния) и оголение таким образом основного слоя теплоизо ляции. Случается, что в этих местах накладывается штукатурка недостаточной толщины или вообще пропу скается. Нижняя часть трубопровода наиболее поддер.- жена периодическому увлажнению поверхностными или грунтовыми водами и поэтому в большей степени под вержена разрушению. Нарушение целостности асбесто цементной штукатурки, а затем и-основного слоя-изоля-
11* |
Т63 |
|
ции повышает опасность полного ее,разрушения и уско ряет процесс коррозии труб. Проверка изоляции нижних
частей труб производится прощупыванием или с помощью зеркала.
Проверке подлежит также качество применяемых материалов для всех слоев тепловой изоляции (основно го, защитного и окрасочного).
Необходимо следить, чтобы теплоизоляционный ма териал хранился в отведенных для него местах и пода вался к месту производства работ непосредственно перед употреблением в дело, чтобы не увлажнилась изоляция (под дождем или снегом), не повредились и не уплот
нились изделия из минеральной |
или шлаковой ваты |
|
и т. д. |
|
|
Различные теплоизоляционные материалы |
обладают |
|
различной теплопроводностью. |
Коэффициент |
теплопро |
водности является основным показателем изоляционных качеств материалов и изделий. В процессе изоляции труб должны сохраняться первоначальные свойства теплоизо ляционных материалов; работы должны производиться
в соответствии с принятой технологией и техническими условиями.
|
|
|
|
|
Т А Б Л И Ц А 10 |
|
|
ОЦЕНКА КАЧЕСТВА РАБОТ |
|
|
|||
|
|
|
|
Качество работ |
|
|
|
Показатели |
|
отличное |
хорошее |
удовлет |
|
|
|
|
|
воритель |
||
|
|
|
|
|
|
ное |
Допускаемые зазоры |
между конт |
|
|
|
||
рольной рейкой длиной 3 ж и поверх |
|
|
|
|||
ностью теплоизоляции |
не |
должны |
|
|
|
|
превышать (в м м ) : |
|
|
|
|
|
|
при необходимости |
последующей |
|
|
|
||
укладки на нее рулонного ковра |
1 |
3 |
5 |
|||
в других |
случаях |
.......................... |
5 |
8 |
10 |
|
Допускаемые отклонения |
толщины |
|
|
|
||
готовой теплоизоляционной конструк |
|
|
|
|||
ции не должны превышать |
(в % от |
|
|
|
||
проектной величины) |
.......................... |
— 1 |
—3 |
—5 |
||
Отклонения |
объемного веса тепло |
|
|
|
||
изоляции не должны превышать (в % |
|
|
|
|||
от проектной |
величины) .................... |
1 |
3 . |
5 |
164
При креплении изоляции проволокой и сеткой следу ет обращать внимание на их качество и соответствие
ГОСТу.
Для оценки качества тепловой изоляции можно поль
зоваться данными, приведенными в табл. 10.
При изоляции трубопроводов пенопластовыми скор лупами отклонение толщины теплоизоляционного слоя от проектной не должно превышать + 5 и —10%, зазоры между контрольной рейкой длиной 2 м и поверхностью теплоизоляции не должны превышать 10 мм. Теплоизо ляция должна иметь ровную поверхность без резко вы ступающих частей. Пенопластовые скорлупы должны быть надежно закреплены на трубопроводе, не иметь зазоров в стыках (величина шва в стыках не должна превышать 6 мм). Готовность теплоизоляции из пено пласта под гидроизоляционное покрытие контролирует
ся визуально.
Правильная организация работ, высокое качество ма териалов и инструмента, контроль и соблюдение техни ческих правил — необходимые условия при производст ве теплоизоляционных работ.
Г л а в а VII. ИСПЫТАННЕЙ ПРОМЫВКА ТЕПЛОПРОВОДОВ И СДАЧА СЕТЕЙ В ЭКСПЛУАТАЦИЮ
Теплопроводы после монтажа (перед сдачей в экс плуатацию) испытывают внутренним давлением на проч ность и плотность. При этом проверяют герметичность
ипрочность теплопровода: сварных швов, труб, фланце вых соединений, арматуры и линейного оборудования. Испытание тепловых сетей — одна из очень ответствен ных работ. Следует учесть, что в настоящее время нет прибора, с помощью которого можно было бы быстро
иточно определить место утечки теплоносителя на под земном, скрытом от непосредственного осмотра тепло
проводе, а работы .по ремонту тепловых сетей связаны с рядом неудобств (не говоря уже о материальных и тру
довых затратах).
В период эксплуатации теплопроводы испытывают
165
большое давление, температура теплоносителя высокая, нагрузка на отдельные конструкции, оборудование и со единения довольно значительная, следовательно, пред пусковая проверка работы тепловых сетей на прочность и плотность должна быть очень тщательной.
Испытание производится гидравлическим (водой) или пневматическим (воздухом) способом.
1. Гидравлическое испытание
Гидравлическое испытание теплопровода производит ся дважды: сначала проверяется плотность и прочность теплопровода без арматуры и оборудования, затем весь теплопровод, готовый к эксплуатации, с установленными задвижками, грязевиками, сальниковыми компенсатора ми и прочим оборудованием. Двойная проверка необхо дима потому, что при установленной арматуре и обору довании сложнее проверить прочность и плотность свар ных швов. Если при испытании теплопровода без арматуры и оборудования наблюдается падение давле ния по манометру, значит сварные швы негерметичны (при условии, что в самих трубах нет трещин, свищей и пр.); если же падение по манометру наблюдается при
испытании теплопровода с |
установленной арматурой |
и оборудованием, возможно, |
что кроме стыков плохо |
выполнены еще и фланцевые соединения или сальнико вые уплотнения.
При первом (предварительном) испытании проверя ется прочность и плотность не только сварных швов, но и стенок трубопровода, поскольку не исключено, что трубы имеют свищи, трещины и прочие заводские де фекты. Трубопровод должен испытываться до наложе ния тепловой изоляции, если он выполнен с продольным или спиральным швом. Трубопровод при этом испытании еще не закрыт строительными конструкциями и не засы пан. Если трубопровод сварен из цельнотянутых бесшов ных труб, он может быть предъявлен к испытанию уже
изолированным, с оставленными открытыми сварными стыками.
При втором (окончательном) испытании проверяют места соединения отдельных участков (если теплопро вод испытывался частями), швы вварки сальниковых
166
компенсаторов и грязевиков, фланцевые соединения, кор пуса оборудования. Теплопровод может быть изолирован, закрыт строительными конструкциями и засыпан. На испытываемом участке во время проверки разделитель ные задвижки должны быть полностью открыты, а саль
ники уплотненьи Необходимость в двойном испытании теплопровода
вызвана и тем, что на трассах значительной протяжён ности за один раз проверить весь теплопровод не пред ставляется возможным. Для этого слишком долго при шлось бы оставлять траншею открытой. Поэтому от дельные участки теплопровода испытывают по мере их подготовки, до засыпки. Длина испытываемого участка зависит от принятой организации работ (работа на ко ротких захватках или на трассе значительной протяжен ности), а также от наличия ручных или механизирован ных гидравлических прессов, поршневых насосов, сроков строительства на отдельных участках трассы, наполни тельных агрегатов, мощности источника воды (водопро вод, река, озеро, пруд), рельефа местности, условий про изводства работ и т. д.
Последовательность работ при гидравлическом испы тании следующая: очищают теплопровод; устанавлива ют заглушки, манометры и краны; присоединяют водо провод и гидравлический пресс; наполняют трубы водой до достижения заданного давления; осматривают тепло провод и отмечают дефектные места'; устраняют дефекты; проводят вторичное испытание; отсоединяют водопро вод и спускают воду из теплопровода; снимают заглуш ки и манометры.
Для наполнения теплопровода водой и лучшего вы теснения воздуха из труб водопровод подводят к ниж нему концу теплопровода. Около каждого воздушного крана должен быть поставлен, дежурный. Вначале через воздушники выходит только воздух, потом воздух в сме си с водой и, наконец, только вода. При появлении воды полным сечением кран перекрывается. Через некоторое время кран еще два-три раза периодически открывают для выпуска оставшегося в верхних точках воздуха. Ес ли при испытании будет обнаружено, что полностью пе рекрытый кран пропускает воду, необходимо после окон чания проверки заменить его. Перед наполнением тепло провода все воздушные устройства должны быть открыты, а спускные закрыты.
167
При испытании принимают давление, равное рабоче му давлению с коэффициентом 1,25, т. е.
■^исп = П 2 5 .Р р аб*
При этом Ppaö должно быть не менее 16 ати для пря мого теплопровода и 10 ати для обратного.
За рабочее давление принимается максимальное дав ление, которое может возникнуть на испытываемом участ ке во время эксплуатации в теплопроводе на выходе из источника тепла (ТЭЦ, котельной и т. п.).
При испытании теплопровода без арматуры и обору дования давление поднимают до испытательного и вы держивают его в течение 10 мин, проверяя по манометру, нет ли падения давления, затем снижают его до рабочего, осматривают сварные соединения и обстукивают стыки. Результаты испытания признаются удовлетворительными, если нет падения давления по манометру, не обнаружено течи или потения стыков.
При проверке теплопровода с установленной армату рой- и оборудованием испытательное давление поддер живают в течение 15 мин, осматривают сварные и флан
цевые соединения, сальниковые уплотнения, |
арматуру |
и оборудование, затем давление снижают |
до рабо |
чего. |
рабочем |
Если падение давления по манометру при |
давлении не превышает 10% в течение 2 ч, теплопровод считается выдержавшим испытание.
Повышением давления до испытательного проверяет ся не только герметичность, но и прочность трубопрово да и оборудования.
При испытании применяют пружинные манометры, опломбированные и проверенные организациями Коми тета стандартов, мер и измерительных приборов при Со вете Министров СССР, класса точности не менее 1,5, с диаметром корпуса не менее 150 мм и со шкалой на номинальное давление 4/з измеряемого давления. Воду после испытания следует полностью удалять из труб. Природная вода (или вода из водопровода), не прошед шая специальную подготовку (которую проходит подпи точная вода для тепловых сетей) и оставшаяся в трубах после испытания, снижает качество сетевой воды м спо собствует коррозии внутренних поверхностей труб.
После монтажа вследствие недостаточного контроля за уклоном теплопровода могут образоваться изломы
168
в его профиле. На этих участках (после спуска опрессовочной воды через дренажные устройства) может остать ся вода, которая вытесняется и удаляется через спуск
ные устройства давлением сжатого воздуха.
Следует отметить, что в некоторых случаях согласно техническим условиям подобные изломы на теплопрово де допускаются без установки дренажных устройств в его
низших точках.
Предварительные испытания производят строитель но-монтажная организация в отсутствие заказчика. Ре зультаты испытания вносятся в журнал работ. Оконча тельное испытание выполняет также строительно-мон тажная организация, но в присутствии представителей заказчика и организации, эксплуатирующей тепловые сети. Результаты испытания отражаются в акте.
2. Пневматическое испытание |
|
|
Пневматическое испытание |
воздухом по |
сравнению |
с гидравлическим намного проще. |
следующий: |
|
Порядок пневматического |
испытания |
очищают и продувают теплопровод; устанавливают за глушки и манометры; присоединяют к теплопроводу компрессор; наполняют трубопровод воздухом до задан ного давления; приготовляют мыльный раствор; осмат ривают теплопровод, промазывают места соединения мыльным раствором и отмечают дефектные места, устраняют обнаруженные дефекты; вторично испытыва ют теплопровод; отсоединяют компрессор и спускают воздух из теплопровода; снимают заглушки и мано
метры.
Неплотности на испытываемом трубопроводе выявля
ются несколькими способами:
по звуку просачивающегося воздуха; по пузырям, образующимся в месте утечки, когда сты
ки и другие места соединений покрыты мыльной эмуль
сией; |
1 |
по запаху, если к подаваемому компрессором возду ху добавляется одорант (аммиак, этилмеркаптан и дру:
гие газы с резким запахом); по показаниям галоидных течеискателей ГТИ-2,
ГТИ-3, ГТИ-5 и др., когда в подаваемый компрессором воздух вводят галоидные добавки.
169