Файл: Баришполов В.Ф. Строительство наружных тепловых сетей.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.07.2024

Просмотров: 142

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

данные с сертификатами, а также проверять правиль­

ность изготовления мастик и красок.

Вязкость мастики определяется вискозиметром bcS-4. Плотность мастики может быть измерена индикатором-

ареометром.

Контроль сплошности пленочного покрытия произво­

дится визуально.

Тепловая изоляция. Качество теплоизоляции прове­ ряют как во ѵвремя работ (промежуточная проверка), так и после их окончания (окончательная проверка). При промежуточной проверке осматривают поверхности, подготовленные под тепловую изоляцию, при многослой­ ной теплоизоляции проверяют каждый слой до нанесе­

ния следующего.

При окончательной проверке определяют равномер­ ность толщины изоляции на всей длине прямого и об­ ратного теплопровода (с учетом принятой по нормам разницы в толщинах на подающей и обратной трубе). Толщину изоляции проверяют щупом. Выявляют неизо­ лированные или плохо изолированные места. Защитная асбестоцементная штукатурка должна быть выполнена тщательно, а толщина ее равномерна по всей длине изо­ лированного теплопровода. Особенно внимательно нужно следить за дозировкой цемента и асбеста. Избыток це­ мента в составе асбестоцементной массы, накладывае­ мой на трубопровод, приводит после затвердения и на­ грева штукатурки (при пуске теплоносителя) к ее рас­

трескиванию.

Теплоизоляция не должна иметь трещин, щелей, ра­ ковин, выступов, углублений, волн и должна плотно при­ легать к изолируемой поверхности.

Особо тщательному контролю подлежит нижняя часть изолируемых труб. Эти места наиболее труднодо­ ступны для изоляции (особенно в непроходных каналах). Здесь возможно отвисание защитного штукатурно-по­ кровного слоя под действием его тяжести (до схватыва­ ния) и оголение таким образом основного слоя теплоизо­ ляции. Случается, что в этих местах накладывается штукатурка недостаточной толщины или вообще пропу­ скается. Нижняя часть трубопровода наиболее поддер.- жена периодическому увлажнению поверхностными или грунтовыми водами и поэтому в большей степени под­ вержена разрушению. Нарушение целостности асбесто­ цементной штукатурки, а затем и-основного слоя-изоля-

11*

Т63

 

ции повышает опасность полного ее,разрушения и уско­ ряет процесс коррозии труб. Проверка изоляции нижних

частей труб производится прощупыванием или с помощью зеркала.

Проверке подлежит также качество применяемых материалов для всех слоев тепловой изоляции (основно­ го, защитного и окрасочного).

Необходимо следить, чтобы теплоизоляционный ма­ териал хранился в отведенных для него местах и пода­ вался к месту производства работ непосредственно перед употреблением в дело, чтобы не увлажнилась изоляция (под дождем или снегом), не повредились и не уплот­

нились изделия из минеральной

или шлаковой ваты

и т. д.

 

 

Различные теплоизоляционные материалы

обладают

различной теплопроводностью.

Коэффициент

теплопро­

водности является основным показателем изоляционных качеств материалов и изделий. В процессе изоляции труб должны сохраняться первоначальные свойства теплоизо­ ляционных материалов; работы должны производиться

в соответствии с принятой технологией и техническими условиями.

 

 

 

 

 

Т А Б Л И Ц А 10

 

ОЦЕНКА КАЧЕСТВА РАБОТ

 

 

 

 

 

 

Качество работ

 

 

Показатели

 

отличное

хорошее

удовлет­

 

 

 

 

воритель­

 

 

 

 

 

 

ное

Допускаемые зазоры

между конт­

 

 

 

рольной рейкой длиной 3 ж и поверх­

 

 

 

ностью теплоизоляции

не

должны

 

 

 

превышать (в м м ) :

 

 

 

 

 

при необходимости

последующей

 

 

 

укладки на нее рулонного ковра

1

3

5

в других

случаях

..........................

5

8

10

Допускаемые отклонения

толщины

 

 

 

готовой теплоизоляционной конструк­

 

 

 

ции не должны превышать

(в % от

 

 

 

проектной величины)

..........................

— 1

—3

—5

Отклонения

объемного веса тепло­

 

 

 

изоляции не должны превышать (в %

 

 

 

от проектной

величины) ....................

1

3 .

5

164


При креплении изоляции проволокой и сеткой следу­ ет обращать внимание на их качество и соответствие

ГОСТу.

Для оценки качества тепловой изоляции можно поль­

зоваться данными, приведенными в табл. 10.

При изоляции трубопроводов пенопластовыми скор­ лупами отклонение толщины теплоизоляционного слоя от проектной не должно превышать + 5 и —10%, зазоры между контрольной рейкой длиной 2 м и поверхностью теплоизоляции не должны превышать 10 мм. Теплоизо­ ляция должна иметь ровную поверхность без резко вы­ ступающих частей. Пенопластовые скорлупы должны быть надежно закреплены на трубопроводе, не иметь зазоров в стыках (величина шва в стыках не должна превышать 6 мм). Готовность теплоизоляции из пено­ пласта под гидроизоляционное покрытие контролирует­

ся визуально.

Правильная организация работ, высокое качество ма­ териалов и инструмента, контроль и соблюдение техни­ ческих правил — необходимые условия при производст­ ве теплоизоляционных работ.

Г л а в а VII. ИСПЫТАННЕЙ ПРОМЫВКА ТЕПЛОПРОВОДОВ И СДАЧА СЕТЕЙ В ЭКСПЛУАТАЦИЮ

Теплопроводы после монтажа (перед сдачей в экс­ плуатацию) испытывают внутренним давлением на проч­ ность и плотность. При этом проверяют герметичность

ипрочность теплопровода: сварных швов, труб, фланце­ вых соединений, арматуры и линейного оборудования. Испытание тепловых сетей — одна из очень ответствен­ ных работ. Следует учесть, что в настоящее время нет прибора, с помощью которого можно было бы быстро

иточно определить место утечки теплоносителя на под­ земном, скрытом от непосредственного осмотра тепло­

проводе, а работы .по ремонту тепловых сетей связаны с рядом неудобств (не говоря уже о материальных и тру­

довых затратах).

В период эксплуатации теплопроводы испытывают

165

большое давление, температура теплоносителя высокая, нагрузка на отдельные конструкции, оборудование и со­ единения довольно значительная, следовательно, пред­ пусковая проверка работы тепловых сетей на прочность и плотность должна быть очень тщательной.

Испытание производится гидравлическим (водой) или пневматическим (воздухом) способом.

1. Гидравлическое испытание

Гидравлическое испытание теплопровода производит­ ся дважды: сначала проверяется плотность и прочность теплопровода без арматуры и оборудования, затем весь теплопровод, готовый к эксплуатации, с установленными задвижками, грязевиками, сальниковыми компенсатора­ ми и прочим оборудованием. Двойная проверка необхо­ дима потому, что при установленной арматуре и обору­ довании сложнее проверить прочность и плотность свар­ ных швов. Если при испытании теплопровода без арматуры и оборудования наблюдается падение давле­ ния по манометру, значит сварные швы негерметичны (при условии, что в самих трубах нет трещин, свищей и пр.); если же падение по манометру наблюдается при

испытании теплопровода с

установленной арматурой

и оборудованием, возможно,

что кроме стыков плохо

выполнены еще и фланцевые соединения или сальнико­ вые уплотнения.

При первом (предварительном) испытании проверя­ ется прочность и плотность не только сварных швов, но и стенок трубопровода, поскольку не исключено, что трубы имеют свищи, трещины и прочие заводские де­ фекты. Трубопровод должен испытываться до наложе­ ния тепловой изоляции, если он выполнен с продольным или спиральным швом. Трубопровод при этом испытании еще не закрыт строительными конструкциями и не засы­ пан. Если трубопровод сварен из цельнотянутых бесшов­ ных труб, он может быть предъявлен к испытанию уже

изолированным, с оставленными открытыми сварными стыками.

При втором (окончательном) испытании проверяют места соединения отдельных участков (если теплопро­ вод испытывался частями), швы вварки сальниковых

166


компенсаторов и грязевиков, фланцевые соединения, кор­ пуса оборудования. Теплопровод может быть изолирован, закрыт строительными конструкциями и засыпан. На испытываемом участке во время проверки разделитель­ ные задвижки должны быть полностью открыты, а саль­

ники уплотненьи Необходимость в двойном испытании теплопровода

вызвана и тем, что на трассах значительной протяжён­ ности за один раз проверить весь теплопровод не пред­ ставляется возможным. Для этого слишком долго при­ шлось бы оставлять траншею открытой. Поэтому от­ дельные участки теплопровода испытывают по мере их подготовки, до засыпки. Длина испытываемого участка зависит от принятой организации работ (работа на ко­ ротких захватках или на трассе значительной протяжен­ ности), а также от наличия ручных или механизирован­ ных гидравлических прессов, поршневых насосов, сроков строительства на отдельных участках трассы, наполни­ тельных агрегатов, мощности источника воды (водопро­ вод, река, озеро, пруд), рельефа местности, условий про­ изводства работ и т. д.

Последовательность работ при гидравлическом испы­ тании следующая: очищают теплопровод; устанавлива­ ют заглушки, манометры и краны; присоединяют водо­ провод и гидравлический пресс; наполняют трубы водой до достижения заданного давления; осматривают тепло­ провод и отмечают дефектные места'; устраняют дефекты; проводят вторичное испытание; отсоединяют водопро­ вод и спускают воду из теплопровода; снимают заглуш­ ки и манометры.

Для наполнения теплопровода водой и лучшего вы­ теснения воздуха из труб водопровод подводят к ниж­ нему концу теплопровода. Около каждого воздушного крана должен быть поставлен, дежурный. Вначале через воздушники выходит только воздух, потом воздух в сме­ си с водой и, наконец, только вода. При появлении воды полным сечением кран перекрывается. Через некоторое время кран еще два-три раза периодически открывают для выпуска оставшегося в верхних точках воздуха. Ес­ ли при испытании будет обнаружено, что полностью пе­ рекрытый кран пропускает воду, необходимо после окон­ чания проверки заменить его. Перед наполнением тепло­ провода все воздушные устройства должны быть открыты, а спускные закрыты.

167

При испытании принимают давление, равное рабоче­ му давлению с коэффициентом 1,25, т. е.

■^исп = П 2 5 .Р р аб*

При этом Ppaö должно быть не менее 16 ати для пря­ мого теплопровода и 10 ати для обратного.

За рабочее давление принимается максимальное дав­ ление, которое может возникнуть на испытываемом участ­ ке во время эксплуатации в теплопроводе на выходе из источника тепла (ТЭЦ, котельной и т. п.).

При испытании теплопровода без арматуры и обору­ дования давление поднимают до испытательного и вы­ держивают его в течение 10 мин, проверяя по манометру, нет ли падения давления, затем снижают его до рабочего, осматривают сварные соединения и обстукивают стыки. Результаты испытания признаются удовлетворительными, если нет падения давления по манометру, не обнаружено течи или потения стыков.

При проверке теплопровода с установленной армату­ рой- и оборудованием испытательное давление поддер­ живают в течение 15 мин, осматривают сварные и флан­

цевые соединения, сальниковые уплотнения,

арматуру

и оборудование, затем давление снижают

до рабо­

чего.

рабочем

Если падение давления по манометру при

давлении не превышает 10% в течение 2 ч, теплопровод считается выдержавшим испытание.

Повышением давления до испытательного проверяет­ ся не только герметичность, но и прочность трубопрово­ да и оборудования.

При испытании применяют пружинные манометры, опломбированные и проверенные организациями Коми­ тета стандартов, мер и измерительных приборов при Со­ вете Министров СССР, класса точности не менее 1,5, с диаметром корпуса не менее 150 мм и со шкалой на номинальное давление 4/з измеряемого давления. Воду после испытания следует полностью удалять из труб. Природная вода (или вода из водопровода), не прошед­ шая специальную подготовку (которую проходит подпи­ точная вода для тепловых сетей) и оставшаяся в трубах после испытания, снижает качество сетевой воды м спо­ собствует коррозии внутренних поверхностей труб.

После монтажа вследствие недостаточного контроля за уклоном теплопровода могут образоваться изломы

168


в его профиле. На этих участках (после спуска опрессовочной воды через дренажные устройства) может остать­ ся вода, которая вытесняется и удаляется через спуск­

ные устройства давлением сжатого воздуха.

Следует отметить, что в некоторых случаях согласно техническим условиям подобные изломы на теплопрово­ де допускаются без установки дренажных устройств в его

низших точках.

Предварительные испытания производят строитель­ но-монтажная организация в отсутствие заказчика. Ре­ зультаты испытания вносятся в журнал работ. Оконча­ тельное испытание выполняет также строительно-мон­ тажная организация, но в присутствии представителей заказчика и организации, эксплуатирующей тепловые сети. Результаты испытания отражаются в акте.

2. Пневматическое испытание

 

Пневматическое испытание

воздухом по

сравнению

с гидравлическим намного проще.

следующий:

Порядок пневматического

испытания

очищают и продувают теплопровод; устанавливают за­ глушки и манометры; присоединяют к теплопроводу компрессор; наполняют трубопровод воздухом до задан­ ного давления; приготовляют мыльный раствор; осмат­ ривают теплопровод, промазывают места соединения мыльным раствором и отмечают дефектные места, устраняют обнаруженные дефекты; вторично испытыва­ ют теплопровод; отсоединяют компрессор и спускают воздух из теплопровода; снимают заглушки и мано­

метры.

Неплотности на испытываемом трубопроводе выявля­

ются несколькими способами:

по звуку просачивающегося воздуха; по пузырям, образующимся в месте утечки, когда сты­

ки и другие места соединений покрыты мыльной эмуль­

сией;

1

по запаху, если к подаваемому компрессором возду­ ху добавляется одорант (аммиак, этилмеркаптан и дру:

гие газы с резким запахом); по показаниям галоидных течеискателей ГТИ-2,

ГТИ-3, ГТИ-5 и др., когда в подаваемый компрессором воздух вводят галоидные добавки.

169