Файл: Чашников Д.И. Деформируемость судостроительных сталей при обработке давлением.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.07.2024

Просмотров: 92

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

растет зерно при так называемой критической степени предшествую­ щей холодной деформации, равной 7— 15%, а для ряда металлов также в области больших степеней деформации — порядка 90—95%

(второй

максимум на

диаграмме

рекристаллизации [28]).

Таким образом, знание законов протекания процессов рекристал­

лизации

и наклепа

позволяет

управлять свойствами материала

в достаточно широких пределах.

 

Следует остановиться на получивших в настоящее время широкое распространение процессах теплой деформации (обработки металла,

подогретого

ниже температуры рекристаллизации).

В общем случае при увеличении температуры от 20 до 300—400° С

пластичность

большинства легированных сталей не снижается,

а сопротивление деформации падает на 30—35%. В исследованиях А. Р. Орлова установлено, что при теплом выдавливании деталей из нержавеющих сталей Х18Н9Т и Х23Н18 при температурах 300—

400° С

сопротивление деформации снижается для стали Х18Н9Т

в два

раза, а для стали Х23Н18 на 25% по сравнению с холодной

обработкой, причем пластичность материала после теплового выдав­ ливания в два раза выше, чем после холодного. Внедрение процесса теплой прокатки позволило в 1,5—2 раза сократить время производ­ ственного цикла изготовления холоднокатаных труб, сохранив высо­ кое качество. Необходимо отметить, однако, что для ряда металлов в интервале температур теплой прокатки возможно как увеличение, так и снижение пластических характеристик; это отмечено в работе [19JУказанные обстоятельства необходимо учитывать для пра­ вильного построения маршрутов теплой деформации-

Процессы горячей деформации представляют собой одновремен­ ное протекание наклепа, отдыха, полигонизации и рекристаллиза­ ции, которая является преобладающим процессом разупрочнения. В этой связи деформируемость материала находится в зависимости от соотношения ряда факторов, в первую очередь от соотношения скоростей ■деформации и рекристаллизации.

Следовательно, в зависимости от того, какой из процессов пре­ валирует — упрочнение или разупрочнение, — в настоящее времй общепринято условно разделять деформацию на два вида: холодную, если скорость упрочнения (наклепа) выше скорости рекристалли­ зации, и горячую, если скорость упрочнения мала по сравнению со скоростью разупрочнения. Однако это различие носит слишком качественный характер. Ниже представлена общепринятая класси­ фикация процессов деформации в зависимости от температуры.

Температура, °К

о,зтпл

(0,3 -0,5) Тлл

(0 ,5 -0 ,7 ) Тпл

(0,7 -0,9) Тпл

2 Д. И. Чашников

Вид деформации и ее признаки

Холодная (процессы разупрочнения полностью отсутствуют)

Неполная холодная (происходит ча­ стичное разупрочнение, вызванное тепловым эффектом деформации)

Неполная горячая (рекристаллизация происходит не полностью)

Горячая (упрочнения не происходит)

17


По мнению автора, приведенные качественные и количественные характеристики процессов холодной и горячей деформации весьма условны. Разрушение материалов при горячей обработке (наличие предельной степени деформации), даже в области температур макси­ мальной пластичности (0,7—0,9) Тпл, свидетельствует о превалиро­ вании процессов упрочнения; исключением служит явление сверх­ пластичности.

На основе сказанного можно дать следующее определение горя­ чей деформации — это деформирование в области температуры выше порога рекристаллизации в условиях, когда скорости процессов разупрочнения соизмеримы со скоростями упрочнения, но все же нес­ колько ниже их. Даже небольшое различие между скоростями разу­ прочнения в сторону превышения скорости упрочнения обусловли­ вает для каждого определенного материала при конкретно опреде­ ленном процессе существование предельной степени деформации, после которой материал разрушается. Отсутствие в структуре горяче­ катаного материала следов упрочнения связано с тем, что после деформации имеется достаточно времени для завершения рекристал­ лизации.

К сожалению, эти вопросы далеки от той степени разработанности, которая позволяла бы выявить качественные и количественные характеристики протекания процессов упрочнения и разупроч­ нения при различных методах горячего деформирования: от простого растяжения до прокатки в сложных фигурных калибрах. Поэтому не случайно наличие большого количества литературных источников по экспериментальному исследованию высокотемпературной пластич­ ности при разных схемах деформации (растяжение гладких образ­ цов [34], осадка, Прокатка на клин [61], кручение и др.).

Знание пластических характеристик материала в зависимости от температуры необходимо для установления обоснованного (с точки зрения оптимальной производительности процесса и требуемого качества готовых изделий) температурного интервала пластической

обработки,

а также ряда других важнейших параметров процесса

и режимов

деформирования.

Подводя итог всему сказанному, можно с полным правом отме­ тить наличие практически неразрывной связи между температурой и скоростью деформации, что делает вполне правомочным существо­ вание объединенного параметра, называемого температурно-скорост­ ным фактором.

§6

СКОРОСТНОЙ ФАКТОР

При анализе влияния скоростного фактора деформации на пла­ стичность следует различать два понятия: скорость деформирования (скорость движения инструмента, выражаемая в мм/с, м/мин и т. д.) и скорость деформации (скорость перемещения частиц, представляЮ-

18


щая собой не что иное, как относительную деформацию в некотором заданном направлении в течение малого промежутка времени; ско­ рость деформации измеряется в с~ х).

Относительной скоростью деформации, или просто скоростью деформации, для краткости, называется первая производная отно­ сительной деформации по времени:

Средняя скорость в процессе простого растяжения выражается отношением

М

V

где ----- относительное удлинение; *0

t — время, в течение которого осуществляется процесс.

Для плоской -деформации при продольной прокатке средняя скорость определяется по общеизвестной формуле А. И. Целикова:

где

сг— скорость полосы на выходе;

 

I— длина дуги очага прокатки;

ha— относительное обжатие.

С учетом уширения М. Л. Зарощинский предлагает определять среднюю скорость деформации при продольной прокатке как

где А, — коэффициент вытяжки.

Влияние скорости деформации на пластичность необходимо рас­ сматривать раздельно применительно к процессам холодной и горя­ чей обработки давлением, так как механизмы влияния скорости для указанных процессов различны. Однако ряд общих положений относительно процесса пластической деформации можно высказать предварительно.

С ростом скорости деформации пластичность обрабатываемого металла должна снижаться, так как при больших скоростях обра­ ботки пластическая деформация не успевает распространиться по всему сечению. При нагружении выше предела текучести величина пластической деформации определяется соотношением скоростей деформирования и распространения пластической деформации (пере­ ход упругой деформации в пластическую), а также скоростей упроч­ нения и разупрочнения. В этом смысле быстрому процессу деформа­ ции соответствуют большее упрочнение и меньшая пластичность. Следует отметить, что материалы с а-решеткой с точки зрения изме­ нения пластичности более чувствительны к воздействию скоростного

2*

19


фактора. За исключением ряда аномальных случаев, увеличение скорости деформации до определенных пределов отрицательно ска­ зывается на пластическом поведении обрабатываемого металла, при этом степень влияния скорости различна в разных диапазонах ее абсолютных значений, о чем будет сказано далее.

Отрицательное влияние скорости деформации при горячей обра­ ботке значительно сильнее, чем при холодной, где скорость разупроч­ нения ничтожно мала и процессы рекристаллизации исключены [47 ]. Чем выше скорость деформации, тем меньше времени затрачивается на процессы разупрочнения при горячей обработке и соответственно тем менее благоприятны условия пластического формоизменения.

К аномальным случаям влияния скорости деформации относятся подавление фазовых превращений, а также снижение коэффициента трения и возникновение теплового эффекта деформации, включая случаи импульсных скоростей приложения нагрузок. О влиянии того или иного аномального явления на деформируемость будет сказано при рассмотрении того из процессов (горячей, холодной обработки), где оно максимально.

П РО Ц ЕСС ХОЛОДНОЙ ДЕФОРМАЦИИ

Влияние скорости деформации на показатели пластичности при деформации с полным упрочнением может быть иллюстрировано графиками, представленными на рис. 4 (общетеоретическая кривая) и рис. 5 (экспериментальные зависимости).

Ветвь кривой ав соответствует деформации с полным упрочне­ нием. От точки б до точки в ход кривой характеризует участок дефор­ мирования с неполным разупрочнением вследствие протекания про­ цессов возврата (отдых первого рода), обусловленных тепловым эффектом деформации металла с высокими скоростями. Дальнейшее повышение скорости за счет теплового эффекта изменяет характер процесса, переводя его в процесс с полным разупрочнением (горячая деформация).

В диапазоне температур до 0,2 Тпл скорость разупрочнения неизмеримо меньше скорости деформации при обработке давлением и влиянием разупрочнения можно пренебречь.

Обычная скорость испытаний на растяжение находится в диа­ пазоне 10“ 5 — 10“ 2 с-1, и в этом диапазоне, называемом статическим, влияние скорости практически отсутствует. По материалам иссле­ дований влияния скорости на показатели пластичности при растя­ жении можно заключить, что при переходе от статического растя­ жения, где пластичность практически не менялась, к динамическому наблюдается существенное уменьшение относительного удлинения б (относительное сужение ф изменялось в меньшей степени). При дальнейшем повышении скорости в диапазоне 102 — 104c“ 1 обе харак­ теристики пластичности монотонно возрастают, превосходя стати­ ческие показатели б на 25 и 40% соответственно для стали 45 и армкожелеза.

20


Отмеченный рост пластичности с точки зрения дислокационных позиций можно объяснить увеличением средней плотности подвиж­ ных дислокаций при более однородном их распределении. .

Очевидность снижения пластичности с увеличением скорости деформации не вызывает сомнения. Однако в литературе имеются опытные данные, свидетельствующие об отсутствии влияния ско­ рости деформации на пластичность. Так, по данным А. Помпа и Э. Марке, в пределах применяемых в технике скоростей деформи­

рования, с ростом скорости не наб­ людается ухудшения обрабатывае­ мости при холодной деформации.

Увеличение скорости деформиро-

0JS

-^ г о 'с ■ " в 600°С

0,6

I0'3

=5>

Рис. 4. Зависимость показателя

о

1

г

з

пластичности 8 от скорости де­

Моеариірм

скорости

раст яж ения

 

формации 8 в диапазоне

низких

Рис. 5- Влияние скорости

деформации

на

и средних скоростей.

пластичность

при растяжении бескисло­

1 — горячая деформация;

2 — не­

нагретый металл.

 

родной меди

[40].

 

вания в 10 000 раз вызывает повышение деформационной прочности (и, следовательно, снижения пластичности) лишь на 10—20%.

Опубликованные в технической литературе данные свидетельству­ ют о том, что увеличение скорости волочения труб в пять раз (с 9 до 50 м/мин) не вызвало увеличения обрывности и расхода энергии, а увеличение скорости холодной прокатки в 40 раз (с 0,4 до 18 м/с)

не

увеличивает удельного расхода энергии и давления металла

на

валки.

что

По мнению автора данной книги, это связано, во-первых, с тем,

при росте скорости деформации пластичность уменьшается

незначительно, а во-вторых, что при дальнейшем ее увеличении оказывает влияние тепловой эффект.

Ряд авторов считает, что снижение пластичности и повышение сопротивления деформации с ростом скорости очевидно, хотя коли­ чественно это не так значительно, особенно для тугоплавких металлов, где увеличение скорости деформации в 10е раз повышает сопротивле­ ние деформированию лишь на 30%.

Влиянию скорости деформации на пластичность посвящено меньше работ, чем ее влиянию на сопротивление деформации.

По данным работы [51], можно считать, что в диапазоне приме­ няемых скоростей холодной прокатки (3—35 м/с) скорость деформа-