Файл: Чашников Д.И. Деформируемость судостроительных сталей при обработке давлением.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 01.07.2024
Просмотров: 92
Скачиваний: 0
растет зерно при так называемой критической степени предшествую щей холодной деформации, равной 7— 15%, а для ряда металлов также в области больших степеней деформации — порядка 90—95%
(второй |
максимум на |
диаграмме |
рекристаллизации [28]). |
Таким образом, знание законов протекания процессов рекристал |
|||
лизации |
и наклепа |
позволяет |
управлять свойствами материала |
в достаточно широких пределах. |
|
Следует остановиться на получивших в настоящее время широкое распространение процессах теплой деформации (обработки металла,
подогретого |
ниже температуры рекристаллизации). |
В общем случае при увеличении температуры от 20 до 300—400° С |
|
пластичность |
большинства легированных сталей не снижается, |
а сопротивление деформации падает на 30—35%. В исследованиях А. Р. Орлова установлено, что при теплом выдавливании деталей из нержавеющих сталей Х18Н9Т и Х23Н18 при температурах 300—
400° С |
сопротивление деформации снижается для стали Х18Н9Т |
в два |
раза, а для стали Х23Н18 на 25% по сравнению с холодной |
обработкой, причем пластичность материала после теплового выдав ливания в два раза выше, чем после холодного. Внедрение процесса теплой прокатки позволило в 1,5—2 раза сократить время производ ственного цикла изготовления холоднокатаных труб, сохранив высо кое качество. Необходимо отметить, однако, что для ряда металлов в интервале температур теплой прокатки возможно как увеличение, так и снижение пластических характеристик; это отмечено в работе [19JУказанные обстоятельства необходимо учитывать для пра вильного построения маршрутов теплой деформации-
Процессы горячей деформации представляют собой одновремен ное протекание наклепа, отдыха, полигонизации и рекристаллиза ции, которая является преобладающим процессом разупрочнения. В этой связи деформируемость материала находится в зависимости от соотношения ряда факторов, в первую очередь от соотношения скоростей ■деформации и рекристаллизации.
Следовательно, в зависимости от того, какой из процессов пре валирует — упрочнение или разупрочнение, — в настоящее времй общепринято условно разделять деформацию на два вида: холодную, если скорость упрочнения (наклепа) выше скорости рекристалли зации, и горячую, если скорость упрочнения мала по сравнению со скоростью разупрочнения. Однако это различие носит слишком качественный характер. Ниже представлена общепринятая класси фикация процессов деформации в зависимости от температуры.
Температура, °К
о,зтпл
(0,3 -0,5) Тлл
(0 ,5 -0 ,7 ) Тпл
(0,7 -0,9) Тпл
2 Д. И. Чашников
Вид деформации и ее признаки
Холодная (процессы разупрочнения полностью отсутствуют)
Неполная холодная (происходит ча стичное разупрочнение, вызванное тепловым эффектом деформации)
Неполная горячая (рекристаллизация происходит не полностью)
Горячая (упрочнения не происходит)
17
По мнению автора, приведенные качественные и количественные характеристики процессов холодной и горячей деформации весьма условны. Разрушение материалов при горячей обработке (наличие предельной степени деформации), даже в области температур макси мальной пластичности (0,7—0,9) Тпл, свидетельствует о превалиро вании процессов упрочнения; исключением служит явление сверх пластичности.
На основе сказанного можно дать следующее определение горя чей деформации — это деформирование в области температуры выше порога рекристаллизации в условиях, когда скорости процессов разупрочнения соизмеримы со скоростями упрочнения, но все же нес колько ниже их. Даже небольшое различие между скоростями разу прочнения в сторону превышения скорости упрочнения обусловли вает для каждого определенного материала при конкретно опреде ленном процессе существование предельной степени деформации, после которой материал разрушается. Отсутствие в структуре горяче катаного материала следов упрочнения связано с тем, что после деформации имеется достаточно времени для завершения рекристал лизации.
К сожалению, эти вопросы далеки от той степени разработанности, которая позволяла бы выявить качественные и количественные характеристики протекания процессов упрочнения и разупроч нения при различных методах горячего деформирования: от простого растяжения до прокатки в сложных фигурных калибрах. Поэтому не случайно наличие большого количества литературных источников по экспериментальному исследованию высокотемпературной пластич ности при разных схемах деформации (растяжение гладких образ цов [34], осадка, Прокатка на клин [61], кручение и др.).
Знание пластических характеристик материала в зависимости от температуры необходимо для установления обоснованного (с точки зрения оптимальной производительности процесса и требуемого качества готовых изделий) температурного интервала пластической
обработки, |
а также ряда других важнейших параметров процесса |
и режимов |
деформирования. |
Подводя итог всему сказанному, можно с полным правом отме тить наличие практически неразрывной связи между температурой и скоростью деформации, что делает вполне правомочным существо вание объединенного параметра, называемого температурно-скорост ным фактором.
§6
СКОРОСТНОЙ ФАКТОР
При анализе влияния скоростного фактора деформации на пла стичность следует различать два понятия: скорость деформирования (скорость движения инструмента, выражаемая в мм/с, м/мин и т. д.) и скорость деформации (скорость перемещения частиц, представляЮ-
18
щая собой не что иное, как относительную деформацию в некотором заданном направлении в течение малого промежутка времени; ско рость деформации измеряется в с~ х).
Относительной скоростью деформации, или просто скоростью деформации, для краткости, называется первая производная отно сительной деформации по времени:
Средняя скорость в процессе простого растяжения выражается отношением
М
V
где ----- относительное удлинение; *0
t — время, в течение которого осуществляется процесс.
Для плоской -деформации при продольной прокатке средняя скорость определяется по общеизвестной формуле А. И. Целикова:
где |
сг— скорость полосы на выходе; |
|
I— длина дуги очага прокатки; |
ha— относительное обжатие.
С учетом уширения М. Л. Зарощинский предлагает определять среднюю скорость деформации при продольной прокатке как
где А, — коэффициент вытяжки.
Влияние скорости деформации на пластичность необходимо рас сматривать раздельно применительно к процессам холодной и горя чей обработки давлением, так как механизмы влияния скорости для указанных процессов различны. Однако ряд общих положений относительно процесса пластической деформации можно высказать предварительно.
С ростом скорости деформации пластичность обрабатываемого металла должна снижаться, так как при больших скоростях обра ботки пластическая деформация не успевает распространиться по всему сечению. При нагружении выше предела текучести величина пластической деформации определяется соотношением скоростей деформирования и распространения пластической деформации (пере ход упругой деформации в пластическую), а также скоростей упроч нения и разупрочнения. В этом смысле быстрому процессу деформа ции соответствуют большее упрочнение и меньшая пластичность. Следует отметить, что материалы с а-решеткой с точки зрения изме нения пластичности более чувствительны к воздействию скоростного
2* |
19 |
фактора. За исключением ряда аномальных случаев, увеличение скорости деформации до определенных пределов отрицательно ска зывается на пластическом поведении обрабатываемого металла, при этом степень влияния скорости различна в разных диапазонах ее абсолютных значений, о чем будет сказано далее.
Отрицательное влияние скорости деформации при горячей обра ботке значительно сильнее, чем при холодной, где скорость разупроч нения ничтожно мала и процессы рекристаллизации исключены [47 ]. Чем выше скорость деформации, тем меньше времени затрачивается на процессы разупрочнения при горячей обработке и соответственно тем менее благоприятны условия пластического формоизменения.
К аномальным случаям влияния скорости деформации относятся подавление фазовых превращений, а также снижение коэффициента трения и возникновение теплового эффекта деформации, включая случаи импульсных скоростей приложения нагрузок. О влиянии того или иного аномального явления на деформируемость будет сказано при рассмотрении того из процессов (горячей, холодной обработки), где оно максимально.
П РО Ц ЕСС ХОЛОДНОЙ ДЕФОРМАЦИИ
Влияние скорости деформации на показатели пластичности при деформации с полным упрочнением может быть иллюстрировано графиками, представленными на рис. 4 (общетеоретическая кривая) и рис. 5 (экспериментальные зависимости).
Ветвь кривой ав соответствует деформации с полным упрочне нием. От точки б до точки в ход кривой характеризует участок дефор мирования с неполным разупрочнением вследствие протекания про цессов возврата (отдых первого рода), обусловленных тепловым эффектом деформации металла с высокими скоростями. Дальнейшее повышение скорости за счет теплового эффекта изменяет характер процесса, переводя его в процесс с полным разупрочнением (горячая деформация).
В диапазоне температур до 0,2 Тпл скорость разупрочнения неизмеримо меньше скорости деформации при обработке давлением и влиянием разупрочнения можно пренебречь.
Обычная скорость испытаний на растяжение находится в диа пазоне 10“ 5 — 10“ 2 с-1, и в этом диапазоне, называемом статическим, влияние скорости практически отсутствует. По материалам иссле дований влияния скорости на показатели пластичности при растя жении можно заключить, что при переходе от статического растя жения, где пластичность практически не менялась, к динамическому наблюдается существенное уменьшение относительного удлинения б (относительное сужение ф изменялось в меньшей степени). При дальнейшем повышении скорости в диапазоне 102 — 104c“ 1 обе харак теристики пластичности монотонно возрастают, превосходя стати ческие показатели б на 25 и 40% соответственно для стали 45 и армкожелеза.
20
Отмеченный рост пластичности с точки зрения дислокационных позиций можно объяснить увеличением средней плотности подвиж ных дислокаций при более однородном их распределении. .
Очевидность снижения пластичности с увеличением скорости деформации не вызывает сомнения. Однако в литературе имеются опытные данные, свидетельствующие об отсутствии влияния ско рости деформации на пластичность. Так, по данным А. Помпа и Э. Марке, в пределах применяемых в технике скоростей деформи
рования, с ростом скорости не наб людается ухудшения обрабатывае мости при холодной деформации.
Увеличение скорости деформиро-
0JS
-^ г о 'с ■ " в 600°С
0,6
I0'3
=5>
Рис. 4. Зависимость показателя |
о |
1 |
г |
з |
||
пластичности 8 от скорости де |
Моеариірм |
скорости |
раст яж ения |
|
||
формации 8 в диапазоне |
низких |
Рис. 5- Влияние скорости |
деформации |
на |
||
и средних скоростей. |
||||||
пластичность |
при растяжении бескисло |
|||||
1 — горячая деформация; |
2 — не |
|||||
нагретый металл. |
|
родной меди |
[40]. |
|
вания в 10 000 раз вызывает повышение деформационной прочности (и, следовательно, снижения пластичности) лишь на 10—20%.
Опубликованные в технической литературе данные свидетельству ют о том, что увеличение скорости волочения труб в пять раз (с 9 до 50 м/мин) не вызвало увеличения обрывности и расхода энергии, а увеличение скорости холодной прокатки в 40 раз (с 0,4 до 18 м/с)
не |
увеличивает удельного расхода энергии и давления металла |
на |
валки. |
что |
По мнению автора данной книги, это связано, во-первых, с тем, |
при росте скорости деформации пластичность уменьшается |
незначительно, а во-вторых, что при дальнейшем ее увеличении оказывает влияние тепловой эффект.
Ряд авторов считает, что снижение пластичности и повышение сопротивления деформации с ростом скорости очевидно, хотя коли чественно это не так значительно, особенно для тугоплавких металлов, где увеличение скорости деформации в 10е раз повышает сопротивле ние деформированию лишь на 30%.
Влиянию скорости деформации на пластичность посвящено меньше работ, чем ее влиянию на сопротивление деформации.
По данным работы [51], можно считать, что в диапазоне приме няемых скоростей холодной прокатки (3—35 м/с) скорость деформа-