Файл: Скрягин Л.Н. Книга о якорях.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.07.2024

Просмотров: 107

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Рис. 19. Принцип действия адмиралтейского якоря

Любопытна конструкция якоря, показанного на рис. 23. Он взят из этногра­ фической коллекции выдающегося русского ученого и путешественника Н. Н. Мик­ лухо-Маклая, собранной им на Новой Гвинее в 1871 году. Якорь изготовлен из прямой ветви твердого дерева с отходящими от нее пятью сучьями — рогами якоря. В верхней части ветви — веретена прикреплено несколько камней, опле­ тенных тонкими веревками из волокон растений. Выше камней к веретену якоря привязана длинная лиана. Такие якоря издавна применяли на своих пирогах жители Берега Маклая. В сущности, этот якорь отличается от современных яко­ рей-кошек только материалом.

ЗАГАДКА СВИНЦОВЫХ БРУСКОВ

Говорят, кладоискательство — исконная страсть человечества. С незапамятных времен на тропу искателей спрятанных сокровищ выходили и принцы, и нищие.

Одни бредили золотом, якобы покоящимся

в могилах Чингисхана,

Алариха —

короля

вестготов, Аттилы — вождя гуннов.

Другие

занимались вскрытием захо­

ронений

египетских фараонов в пирамидах,

ломали

стены церквей

и соборов

Средневековой Европы. Те, кто не верил в успех найти клад на суше, шел по

следам морских

катастроф,

пытаясь вернуть ценности,

отнятые у

людей

Непту­

ном. Но

не так

-то легко было покорить морские глубины. Лишь

в

середине

прошлого

века

человеку удалось проникнуть под воду

на глубину

каких-нибудь

пятьдесят

метров [34].

 

 

 

 

 

Когда появился акваланг, человечество вряд ли подозревало, что

этот

про­

стой и удобный

прибор станет главной причиной очередной «золотой

лихорад­

ки», на этот раз в глубинах

моря.

 

 

 

 

«Золото в морской воде

не портится»— эта мысль

воспламенила

фантазию

многих жителей Средиземного моря. Трагическая судьба тысяч погибших

в его

водах кораблей

и призрачный блеск желтого металла, опьяняя

воображение,

заставил люден

самых

разных профессии

и

возрастов

надеть акваланг.

Ажио­

таж вокруг затонувших

сокровищ привел

к

тому, что

Средиземное

море

стало


Рнс. 22. Якорь древних японских рыбаков

подобием Клондайка. Новоявленные кладоискатели извлекали множество остан­

ков древнегреческих, карфагенских черепков. Потом фортуна послала

им не­

сколько ценных находок в виде золотых

монет и

слитков

серебра.

Несколько

раз пресса и радио Франции и Италии

сообщали

о сенсационных

успехах —

огромных слитках серебра весом до 700

кг. Однако

это серебро

при

проверке

оказывалось свинцом... Продолговатые

бруски, имеющие

в

сечении прямо­

угольную форму, с концами, почти сведенными на конус, находили в разных ча­ стях Средиземного моря. Некоторые из них были слегка изогнуты, у других в середине было квадратное отверстие (рис. 24). Что это за бруски? Почему они свинцовые? Для чего они изогнуты? Зачем нужно было квадратное отверстие? — эти вопросы несколько лет оставались для аквалангистов-любителей тайной.

 

Впрочем,

у ученых-археологов на это был

готов ответ: «Свинцовые бруски —

не

что иное,

как

рога

якорей

греков и римлян, а отверстие в их

средней ча­

сти — дыра,

куда

вставлялось

веретено».

 

 

 

 

Но почему древние

мореплаватели Средиземноморья делали якоря с

тупы­

ми

рогами,

над

этим

археологи серьезно не

задумывались. Они

просто

ссыла­

лись на всемирно известный авторитет Британского музея в Лондоне. Там уже давно хранится часть старинного греческого якоря с точно такими же свинцо­ выми рогами, насаженными на деревянное веретено, от которого сохранилась только половина.

Возможно, из-за таблички в Британском музее «Веретено со свинцовыми ро­ гами древнегреческого якоря, 50 г. до н. э.» все необходимые позже свинцовые

бруски с отверстиями стали считать рогами древних якорей.

И

когда

в

1954

го­

ду аквалангисты-спортсмены англо-итальянской экспецидии

подняли

со

дна

Средиземного моря сразу девять свинцовых брусков (длиной

от

165

до

180

см),

лежавших на грунте на сравнительно небольшом расстоянии один от другого,

ученые, не

колеблясь,

пришли к выводу: это

рога якорей с кораблей, погибших

в 429 году до н. э. во время знаменитого морского сражения при Патрасе.

Первым

усомнился

в поспешно

сделанных

выводах

известный

французский

ученый и

опытнейший

аквалангист

Ж а к Ив

Кусто. В

1955 году

он вместе со


Рис. 24. Никто тол­ ком не знал, что это такое...

своим другом французским подводным исследователем Фредериком Дюма на­ шел близ Марселя, на глубине 38 метров, корпус старинного римского корабля [16]. Эта была выдающаяся находка! Море хорошо сохранило корпус древнего судна водоизмещением около 1000 тонн. Обследование показало, что корабль затонул в 250—200 годах до н. э. Неплохо сохранились многие детали этого ко­

рабля.

Его

киль

оказался толстым

дубовым

брусом

шириной

50

см,

вы­

сотой

75 см.

Деревянные

борта и днище покрывала свинцовая обшивка. Среди

обломков нашли множество амфор двух

типов

и

бронзовые

гвозди.

Вме­

сте

с

кораблем ученые

обнаружили

два

свинцовых

 

бруска,

один

длиной

178

см — в десяти

метрах

впереди судна,

другой

длиной

165 см — среди

облом­

ков корпуса. На каждом из брусков оказались буквы

SES

и знаки — стрелка л

трезубец. Они-то и позволили определить,

кому принадлежал корабль. Три бук­

вы и два знака оказались торговым клеимом известного римского

купца

и

ко­

рабельщика

Марка

Сестия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ж а к Ив

Кусто

не захотел согласиться

с тем,

что найденные

им

бруски —

рога якоря. «Это штоки якорей, а не рога!»—заявил

он

и

блестяще

доказал

свою точку

зрения. Он напомнил историю

так называемых

галер

Калигулы.

Итальянцы, считая, что на дне горного озера Неми, расположенного в трид­

цати

милях

от Рима,

хранятся несметные

сокровища

римских

императоров,

ре­

шили в 1928 году его

осушить. Из озера в скальном

грунте они прорыли отвод­

ной

канал

и пустили

в ход мощные мотопомпы.

 

 

 

 

 

В

1932

году Неми

почти полностью осушилось. Но кладоискателям

не

по­

везло: сокровищ на дне озера не было. Красивая

легенда

оказалась

развеян­

ной. Зато

археологи

и историки получили

богатую

добычу: на

дне

озера, в

тине,

лежали две целехонькие гигантские

галеры, десятиметровая

лодка, остан­

ки лодки длиной около пяти метров,

ряды из сван общей длиной 200 м и мно­

жество предметов римского быта из

бронзы. И,

конечно, наибольший интерес

для археологов представляли галеры — едва

ли

не первые в истории морской

археологии хорошо сохранившиеся

суда

таких

внушительных размеров —

73X21 м.

 

 

 


Гиганты античного мира! Ведь до этого древнее судостроение изучалось только по барельефам, росписям на вазах, мозаикам, немногим старинным мо­ делям кораблей и хроникам.

Правда, это были не транспортные или военные корабли, а так называемые «корабли веселья», роскошно разукрашенные, с мозаичными палубами и скульп­ турными изображениями из бронзы, очень выразительно исполненными, галеры,

построенные в самом начале нашей эры по приказу

императора

Калигулы

(12—41 годы н. э.) —одного

из самых расточительных

монархов Древнего Рима.

К

сожалению,

до

наших

дней

галеры Калигулы не сохранились. В

тридцатых

годах

итальянцы

на

берегу

озера

Неми открыли музей,

где под открытым небом

экспонировались оба корабля, лодки и другие найденные предметы. Этот свое­ образный морской павильон всегда привлекал тысячи туристов. Но во время второй мировой воины музей полностью погиб от пожара, вызванного попада­ нием авиабомбы. В распоряжении историков остались только чертежи и фотогра­

фии. Неподалеку от галер в иле

нашли

два якоря.

Предполагают,

что

на них

оба

судна

стояли носом к храму

Дианы,

развалины

которого видны

на

бере­

гу

озера и

поныне.

 

 

 

 

 

В руки ученых, занимавшихся историей кораблестроения, попали ценнейшие материальные памятники. Устройство этих судов дало возможность решить ряд спорных вопросов по архитектуре кораблей античного мира.

Вот об этой находке и вспомнил Кусто, когда подняли со дна Средиземного

моря

корабль

Марка Цестия.

Один из найденных в 1932 году якорей был кова­

ный

железный

(рассказано о

нем будет позже), а у

второго был

литой

свин­

цовый шток с отверстием в

середине. Его длина 240

см, вес 450

кг.

Насажен­

ный на верхнюю часть соснового веретена, он закреплялся

растительным

тро­

сом. Дубовые рога якоря были на концах окованы

для

прочности

железом.

Длина якоря

по веретену 5,5

м (рис. 25).

 

 

 

 

 

Оставалось неясным одно. Почему основной вес якоря сосредоточен на верх­ нем конце веретена, а не в рогах? Ведь при этом более легкая головная часть якоря может не прижаться рогом к грунту и якорь не войдет в него. Кусто это

Рис. 25. Якоря, най­ денные на д н е озера Немн (а) и схема деревянного якоря времен Калигулы (б)


Рис. 26. Предполага­ ют, что этот якорь изобрели этруски

стало понятным, когда он вспомнил, что древние моряки пользовались не якорьцепью, а растительным канатом. Вес сравнительно легкого каната оказывался недостаточным, чтобы прижать верхнюю часть веретена к грунту. Поэтому-то и приходилось использовать свинцовый штокі Он выполнял ту роль, которую на современных судах выполняет якорь-цепь, ложащаяся на грунт и за счет веса нескольких десятков звеньев не дающая якорю приподнять веретено. Ведь якорь, веретено которого приподнялось, легко вырывается из грунта...

Догадка французского ученого раскрыла тайну свинцовых брусков Средизем­

ного моря.

Их находят и

поныне. Самый тяжелый из найденных

весит 712 кг.

Его длина

210

см.

Длина

же самого длинного

свинцового штока составляет

216 см при

весе

650

кг.

 

 

 

SACRAM ANCHORAM SOLVERE

 

 

Какие же конструкции

якорей применяли на

своих кораблях

древние греки

и римляне?

 

 

 

 

 

 

Более или менее подробное заключение нам дают возможность сделать до­

шедшие

до наших дней

эллинские барельефы, росписи по керамике, мозаики,

описания

современников и

находки

памятников, подобных

галерам

Калигулы.

До появления железных

якорей

древние мореплаватели

Египта,

Вавилона,

Финикии, Карфагена, Греции и Рима применяли якорные камни, камни с дере­ вянными стержнями, сети, мешки и корзины с камнями, кедровые колоды с оловом, камни с прикрепленными сучьями, деревянные якоря со штоком из де­ рева, деревянные якоря с каменным штоком и такие же со свинцовым штоком.

Из штоковых якорей наиболее распространенными были деревянные якоря с каменным штоком. Прямые, поставленные под острым углом дубовые рога кре­ пились к нижней части веретена на шипах и обматывались в месте соединения веревкой. Каменный шток с прямоугольными вырезами в средней части крепился к веретену также веревкой. Якорный рым делался в виде прочной веревочной петли.

Конструкция

якоря

со свинцовым фигурным штоком более совершенна

(рис. 26). Здесь рога

крепятся

к веретену на

шипах и клиньях

из орехового

дерева. Чтобы

концы

рогов не

расщеплялись

при падении на

твердый грунт,

они покрыты железными листами, на гвоздях квадратного сечения. Рога скреп­

лены с веретеном свинцовой рамой. В верхней

части

веретена есть

отверстие,

через которое заведен железный кованый рым.

Шток

якоря отлит

из чистого

свинца. Некоторые зарубежные специалисты по истории античного кораблестрое­

ния

утверждают, что

якорь

со свинцовым штоком — не

римское

изобретение.

По

их мнению, такие

якоря

впервые применили на своих

кораблях

этруски —

представители древнейшей могущественной морской державы — союзницы Кар­ фагена.

На сотнях найденных за последние годы свинцовых штоках есть надписи на

древнегреческом и латинском языках, отдельные буквы,

цифры и

художествен­

ные изображения. Начнем с надписей. Наиболее часто

повторяющаяся

«Marcus

Sevelus*—«Маркус Севелус». У всех штоков с этой надписью одна

особенность:

сделанное в середине штока отверстие не сквозное, а с

перемычкой из

свинца.

Именно эта перемычка и дала возможность археологам

восстановить

картину

технологии изготовления якорей (рис. 27). Надпись же «Marcus Sevelus* оказа­ лась не чем иным, как именем якорного мастера. Оно фигурирует в хрониках