Файл: Скрягин Л.Н. Книга о якорях.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.07.2024

Просмотров: 113

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Древнего Рима того периода. Маркус Севелус не соединял свинцовый шток с

деревянным веретеном веревкой и ие насаживал его на веретено после отливки. Деревянное веретено с небольшим круглым отверстием вставлялось в земляную

форму штока, которая заливалась расплавленным свинцом. Чтобы

веретено в

месте соединения не обгорало, применялись огнеупорные обмазки,

возможно —

глиняно-песчаные. Получающаяся таким образом перемычка оказывалась как бы стержнем, крепящим свинцовый шток на деревянном веретене.

Если все поднятые со дна Средиземного моря свинцовые штоки рассматри­ вать в примерной хронологии их появления, нельзя не заметить важной законо­ мерности: с приближением к началу нашей эры вес штоков явно уменьшается.

Видимо, древние греки и римляне поняли, что орудовать с якорями

весом

в

тонну дело нелегкое. Хотя те и другие прекрасно умели использовать

блоки

и

вороты, вес оставался весом п якорь нужно было опускать и

поднимать. Да,

именно опускать! Можно смело утверждать, что они не бросали

свои

хрупкие

якоря на дно. Якоря они очень берегли и относились к ним с большим

внима­

нием. Но об этом позже.

 

 

 

Штоки, которые археологи относят к I веку до н. э., значительно

тоньше,

легче и даже обшиты деревом. Такой облегченный шток нашли лет пять назад французские аквалангисты близ мыса Коре. Его длина 192 см, а вес 240 кг. Свинцовый шток длиной 170 см и весом около 200 кг вместе с обломком дере­ вянного веретена обнаружил несколько лет назад экипаж советского земснаряда

«Кубань-3»

во

время углубления канала в Керченскую бухту. Он тоже

относит­

ся к I

веку

до

н. э.

 

 

 

И

еще

о надписях на

древних якорях. Как правило, на больших

свинцовых

штоках весом

600—700 кг

встречается надпись на латинском языке

«Зевс — бог

всемогущий

и

спаситель»

или просто латинская буква «Z». Иногда

на

торцах

свинцового штока можно встретить изображение головы Медузы. Эти штоки от особых якорей. У древних римлян они именовались «АпсЬога Sacra»—«священ­ ный якорь».

Задумаемся на минуту, сколь зависимы от ветра и волн были древние море­ плаватели! Сколько раз неуклюжие, малоостойчивые корабли греков и римлян,

2 Л . Н. Скрягнн

Р н с -

2 1 - Схема из­

готовления

свннцо-

В о г о

штока

Марку-

с о м

С е а е л У ° о м

17

Г е с . п у б л и ч н а я

научно - техн.--,у х а ї

і

библиотека

C C C r

j

Э К З Е М П

Л Я Р

\


плававшие в основном только

с попутным ветром, становились жертвами

бурь.

Не сразу мореходы Средиземного моря постигли

премудрость

господствующих

течений, не сразу нанесли на

свои примитивные

карты опасные

рифы и

мели.

Утлые суденышки дрейфовали

«без руля и без ветрил» у опасного

подтветреп-

ного берега. В таких случаях

вся надежда попавших в беду моряков возлага­

лась на «священный якорь»—самый большой и тяжелый

из всех

находящихся

на корабле. Им пользовались

лишь тогда, когда

судну

грозила

неминуемая

гибель.

 

 

 

 

 

 

Мореплаватели древности были очень набожны и суеверны. Море они считали царством тьмы и неизвестности, населенным злыми и добрыми духами, которы­ ми правит всемогущий Нептун. Поэтому перед тем как отдать якорь, мореходы Древнего Рима молились богам-покровителям и вырезали на деревянных рогах

заклинания. Да и само изготовление «священного якоря» завершалось

особым

религиозным обрядом. После того как мастер заканчивал работу,

якорь

тор­

жественно переносили в храм Зевса... Там целую неделю якорю

воздавались

пышные

почести,

курились

благовония,

произносились

молитвы,

приносились

жертвы... После этого служители храма вырезали на

рогах якоря священные

знаки,

назначение

которых — отвести

от

мореходов—обладателей

якоря

злой

дух, болезни

и

смерть. На

штоке

выбивалось стандартное

клеймо-девиз:

«Зевс — бог

всемогущий и спаситель».

(Зевса римляне

почитали

выше

Непту­

на.) Но почему на торцах свинцового штока вырезалось изображение Медузы-

горгоны — чудовища,изображавшегося

в виде женщины

с

головой,

покрытой

вместо

волос

извивающимися

змеями?

Оказывается, в

позднейших

ми­

фах Древнего Рима Медуза превратилась

уже

в

прекрасную

девушку,

воз­

любленную

Нептуна,

которому

она

родила

Пегаса.

Изображение

ее головы

на штоках римских якорей следует

рассматривать как заклинание,

отвращавшее

от моряков опасность. Несколько десятков свинцовых штоков с

 

изображением

головы Медузы нашли на дне моря у берегов Испании, Ливии и Ливана.

Это

были штоки

«священных якорей».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В память о былом значении «священного якоря»

в

латыни

осталось

изре­

чение: «Sacram anchoram solvere*—«Спастись священным якорем»,

то

есть

из­

бежать неминуемой

гибели [60].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Огромное значение якорю придавалось моряками всех стран и

в более

позд­

ние времена. Так, например, отношение моряков к якорю в

эпоху

парусного

флота красноречиво отражено в дошедших до нас выражениях

 

французского

языка:

«Апсге

d'esperance»—«якорь

надежды»,

«Апсге

de

misericorde»—«якорь

спасения», «Апсге

sacree»—«священный

якорь»

и даже

«Maitresse

апсге»—«гос­

пожа

якорь»

(во

французском

языке

слово

«якорь»

женского рода).

 

 


АНКУРА — ЗНАЧИТ «ИЗОГНУТЫЙ»

ГДЕ ВПЕРВЫЕ ОТКОВАЛИ ЖЕЛЕЗНЫЙ ЯКОРЬ?

Действительно, когда и где впервые появились железные

 

якоря?

Какой

на­

 

род

раньше

других

применил их на своих кораблях?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

К

сожалению, на

эти вопросы точных ответов пока

нет. Если

о

якорных

кам­

 

нях

можно

судить более

или

менее точно

по

археологическим

находкам,

а

на

 

якорях со свинцовыми штоками — даже

прочитать

имена

тех, кто их изготовил,

 

то с железными якорями дело обстоит намного сложнее. Вспомним, когда, че­

 

ловек открыл железо

[7]. Каменные орудия...,

изобретение

керамики,

знакомство

 

с самородной медью и золотом, металлургия меди и

свинца,

 

бронза... Известно,

 

что умение добывать металлы и использовать

их

для

изготовления

орудий

тру­

 

да н борьбы раньше всего возникло у индо-европейских

народов

в

Азии. Древ­

 

ние индо-европейские племена с незапамятных времен

знали

 

медь,

свинец,

золо­

 

то и бронзу. Во втором тысячелетии до н. э. важнейшим

из

производственных

 

достижений

явилось

 

употребление

бронзы. Железо

люди

научились

добывать

в

 

X веке до н. э. Говорят, египтяне в бронзовую эпоху

уже

знали

железо,

но, счи­

 

тая

его священным

металлом — «костью

Тифона»,

не

применяли в быту, а поль­

 

зовались

бронзой и золотом. Как

уже рассказывалось, у

них

 

были

якорные

кам­

 

ни. Каких-либо сведений, что

мореплаватели

Древнего

Востока

 

применяли

на

 

своих судах якоря из железа во

I I веке

до

н.

э.,

не

встречается.

 

 

 

 

 

 

 

Почти все античные историки и географы

Греции

и Рима говорят об упот­

 

реблении

железа в

их

странах задолго

до

начала

нашей

эры.

Существование

 

обжигательных и плавильных печей в эллинско-рнмскую эпоху

у

нас

не вызы­

 

вает сомнения. Но когда именно в эту эпоху и кем был откован

первый

желез­

 

ный

якорь?

Посмотрим,

 

что об этом пишут классики Древнего мира и историки.

 

Якорь,

который

сам

 

при тяге

за канат

переворачивается

 

на

рог,

придумали

 

на Востоке

за две тысячи лет до нашей эры. Такие

якоря,

 

сделанные

сначала

 

целиком из

дерева,

а

позже

со свинцовыми

штоками,

получили

распространение

 

в бассейне Средиземного моря. Но кто первый сумел сделать их из железа?

 

 

Древнегреческий

писатель

Павсаний

(II

век до

н. э.)

 

утверждает:

первый

 

железный якорь отковал фригийский іцарь

Мидас

( V I I век

до н. э.). Греческий

 

поэт

и музыкант Ариан

(VII век

до н. э.)

говорит,

что

 

в

храме

богини

Фазы

 

он видел

каменные

 

и

железные

якоря

греков [I]. Римский

писатель

Плиний

19

2*

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 



Младший (62—114 годы н. э.) считает конструктором железного якоря грека Евлампия, а изобретение железного якоря, рога которого имели на концах лапы, он приписывал древним жителям Этрурии. Знаменитый греческий географ и ис­

торик

Страбон

(последнее столетие

до н. з.) сообщает,

что

изобретателем пер­

вого

железного

якоря

со штоком

был греческий

ученый,

по

происхождению

скиф,

Анахарсис,

который во второй

половине

V I I века

до

н. э. перебрался

в

Грецию. Историк Полндор Виргнлин Урбинский в своей книге

«Осмь книг

о

изобретателях

вещей»

(Москва,

1720 г.) пишет: «Якорь

изобрели

туринцы. Ев-

лампий тоже сделал двурогий якорь». Известный английский

историк

корабле­

строения, моряк

по профессии

и выдающийся

поэт

Уильям

Фалконер

в

своем

«Морском словаре», изданном в Лондоне в 1789 году, считает

изобретателями

железного двурогого якоря как Евлампия, так н Анахарсиса.

 

 

 

 

 

Как видим, мнения историков расходятся. Тем не менее,

можно

утверждать

одно: железный

якорь

появился где-то в

V I I веке

до

н. э., вероятнее

всего,

во

второй его половине.

Изобретателем

его

мог быть

и

грек

Евлампнй,

и

скиф

Анахарсис, и царь Фригии Мидас. Местом появления первого железного

якоря

можно считать

бассейн Средиземного

моря, где он быстро

распространился сре­

ди морских народов, живших на его берегах.

Напомним,

что роль

этого

моря

для античных цивилизаций была исключительно

велика. И

первостепенное

значе­

ние для древних

городов, которые,

по образному выражению Цицерона,

«рас­

положились вокруг Средиземного моря, как лягушки вокруг пруда», имели мор­

ская торговля и связанное с ней

судостроение. Именно

поэтому

распростране­

ние железного якоря, развитие и совершенствование

его конструкции

проходило

в этом бассейне — колыбели западного

кораблестроения

н мореплавания.

 

Железный якорь стал основным изделием

первых

кузнецов

наряду

с леме­

хом плуга, мечом, топором. Моряки античного

Средиземноморья

быстро

поняли

его преимущество перед якорным

камнем

и деревянным

якорем.

 

 

 

НЕМНОГО ЭТИМОЛОГИИ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Само слово «якорь» можно по праву

считать интернациональным.

Вот как

оно пишется и произносится на нескольких современных

европейских

языках:

итальянский

апсога

(аикора)

 

 

 

французский

апсге

(анкэр)

 

 

 

 

английский

anchor

(энкор)

 

 

 

 

испанский

апсіа

(анкла)

 

 

 

 

немецкий

anker

(анкер)

 

 

 

 

шведский

ankar

(анкар)

 

 

 

голландский

anker

(анкер)

 

 

 

 

литовский

ancuris

(энкурис)

 

 

 

финский

ankkuri

(анкурн)

 

 

 

Бросается в глаза очень схожее написание и звучание этого слова, чувству­ ется общий корень «анк». Филологи относят слово «якорь» к числу слов, заим­ ствованных этими языками из древнегреческого или латинского, что еще раз подтверждает, что родина железного якоря — бассейн Средиземного моря. .

Древние греки назвали железный якорь словом «avx^pa»—«анкура», проис­ ходившим от корня «анк», что по-русски означает «крюк», «кривой» или «изог-

.иутый». Таким образом, слово «анкура» можно перевести на русский язык как