Файл: Рахманов С.И. Основы расчета оборудования лесозаготовок.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.07.2024
Просмотров: 98
Скачиваний: 0
j С. И. РАХМАНОВ |,
К.Ф. ГОРОХОВСКИЙ,
Н.В. ЛИВШИЦ
о с н о в ы
Р А С Ч Е Т А
ОБОРУДОВАНИЯ
ЛЕСОЗАГОТОВОК
ИЗДАТЕЛЬСТВО «ЛЕСНАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ» М о с к в а 1973
УДК 634.0.361.001.24
Г»с. пу**ич*«в
бивлиУ" »к* C C V F
|
Основы расчета |
оборудования |
лесозаготовок. |
Р а х м а н о в |
С. И |
||||||
Г о р о х о в с к и й |
К- |
Ф., |
Л и в ш и ц Н. |
В. «Лесная |
промышленность», |
||||||
1973 |
г., 192. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
' |
Освещаются |
основы |
расчета специальных подъемно-транспортных машин |
||||||||
и станков для обработки |
древесины, |
применяемых в лесной |
и деревообрабаты |
||||||||
вающей промышленности, в том числе: лебедочных, |
стреловых, |
трелевочных, |
|||||||||
погрузочно-разгрузочных |
установок; различных транспортеров и элеваторов; |
||||||||||
круглопильных, |
окорочных, |
дровокольных |
станков, |
станков |
для |
обрезки |
|||||
сучьев и других. |
При расчете |
определяются усилия, |
действующие на рабочие |
и другие органы установки, параметры рабочих органов и устройств; мощности
двигателей. Приводятся особенности расчета различных машин и станков. |
Каж |
дому конкретному расчету станка или машины предшествуют основы расчета |
|
с приведением формул и характеристикой исходных данных. Для каждого |
вида |
оборудования приводятся примеры расчета. |
|
Таблиц 9, иллюстраций 42.
3152—070 037 (01)—73
© Издательство «Лесная промышленность», 1973 г.
ПРЕДИСЛОВИЕ
Лес имеет большое значение в народном хо зяйстве СССР. Ведущие отрасли промышленно сти и транспорта нашей страны потребляют еже годно огромное количество лесоматериалов. Бо лее половины заготовляемой древесины идет на промышленное и жилищное строительство. Лесоматериалы потребляют горнорудная и угольная промышленность, железнодорожный, транспорт. В химической и бумажной промыш ленности древесина служит сырьем для получе ния различных химических продуктов и бумаги. В большом количестве деревообрабатывающая промышленность потребляет круглые лесома териалы.
Обеспечение лесоматериалами нашего народ ного хозяйства — почетная задача, возлагае мая на лесную промышленность, на лесозагото вителей. Эта задача может быть успешно решена только при высокой степени механизации и ав томатизации лесозаготовительного производ ства. Особое место занимает комплексная меха низация, при которой все операции выполняют машины и механизмы, а роль рабочего сводится к управлению ими.
Комплексная механизация и автоматизация дают должный эффект только при сочетании современной технологии и нового высокопроиз водительного оборудования, применяемого на перемещении и обработке круглых лесоматериа лов. При проектировании такого оборудования основное значение имеют, методы расчета, выбор параметров машин и механизмов и определение усилий, действующих на их рабочие органы.
Условия, в которых используется лесозаго товительное оборудование,- весьма разнообразны
1* |
3 |
и изменчивы, что создает определенные труд ности при его проектировании и определении точных размеров. Это объясняется прежде всего
разнообразием лесоматериалов |
по своей форме |
||
и |
размерам, а также непостоянством условий |
||
их |
перемещения |
и обработки, |
производимых, |
как правило, вне |
закрытых помещений. |
||
|
Учесть все эти факторы при |
проектировании |
трудно, а порой и невозможно, поэтому приме нение расчетов с большей степенью точности не всегда оправдывается. При проектировании лес ных машин и механизмов вполне допустимо ис пользование простых, но достаточно точных расчетов, отвечающих современным требова ниям. Упрощенный метод расчета по подъемнотранспортным машинам и механизмам для лес ных грузов и станкам для обработки круглых лесоматериалов, предложенный профессором С. И. Рахмановым, был положен в основу при написании этой книги. Все формулы и примеры расчетов по ним даются в Международной си стеме единиц (СИ).
Г л а в а I
ЛЕСОМАТЕРИАЛЫ, КАК О Б Ъ Е К Т ТРАНСПОРТИРОВАНИЯ И ОБРАБОТКИ
Подъемно-транспортные машины всегда конструируют с учетом формы и размеров груза и условий его перемещения. Это особенно проявляется при транспортировании лесных грузов.
В процессе лесозаготовок, на лесосеке, верхних и нижних складах лесных предприятий лесоматериалы перемещают поштучно, пачками и как сыпучий груз. Дерево, срубленное на лесосеке, транспортируют целиком или частями в виде хлыстов, сортиментов и пр. Форма и раз меры их крайне разнообразны, что имеет значение как при выборе типа рабочего и тягового органов транспортного устройства, так и при определении их параметров.
Дерево и ствол
Форма кроны и размеры дерева. Характерным для дерева является форма кроны и расположение ее на стволе. У таких пород деревьев, как ель и пихта крона имеет форму, близкую к конусу, у сосны, бе резы, осины и других крона подобна эллипсоиду. Форма кроны и ее расположение оказывают влияние на положение центра тяжести де рева.
Обычно крона у спелых деревьев находится на некоторой высоте от шейки корня. Длина кроны для спелой сосны составляет 7 4 н- V5 высоты дерева, т. е. она начинается на 0,75 ч- 0,8 высоты его. У бе резы и осины крона занимает V 3 - г - 1 / i часть высоты дерева, и начало ее находится на 0,65 -н- 0,75 высоты его от земли.
Высота дерева зависит от возраста, породы и условий произраста ния. Средняя высота деревьев для лесов СССР (без Дальнего Востока) колеблется от 19 до 22,5 м, а для Дальнего Востока — 26 ж.
Вес дерева и его частей. Вес поваленного дерева
Q« = Q C 7 ( 1 + ^ K P ) , |
( 1 ) |
где Qc объем ствола; |
кроны; |
коэффициент, учитывающий вес |
Уобъемный вес древесины ствола, зависящий от породы и влажности дерева.
5
У свежесрубленной сосны влажность 60% и 7 = 860 дан/м3. Для
других пород отношение — имеет следующее значение: ели — 0,93,
Ус
березы — 1,02; осины — 0,89; где ус — объемный вес древесины ствола свежесрубленной сосны.
Объемный вес древесины сучьев больше, чем ствола на 10—20%.
Коэффициент Ккр |
У сосны |
равен |
0,15 ч- 0,3; у ели |
0,3 ч- 0,4 |
и у бе |
||
резы 0,18 ч- 0,24. |
|
|
|
|
|
|
|
Центр тяжести |
поваленного |
дерева |
находится |
на расстоянии |
/„ |
||
от его комля, у сосны /0 |
= 0,3 /с , у ели |
10 = (0,3 ч- 0,4) /с , где /с |
— |
||||
длина ствола. |
|
|
|
|
|
|
|
Форма и размеры ствола дерева. По форме ствол |
представляет со |
||||||
бой параболоид вращения |
и только у основания замечается |
резкое |
увеличение диаметра поперечного его сечения, что носит название закомелистость. Вследствие этого за основной размер ствола прини мается его диаметр d0 примерно на высоте 1,3 м от шейки корня. Если принять высоту пня, равной 1 / 3 его диаметра, то для поваленного де
рева d0 будет находиться |
на расстоянии от комля 1К — 1,15 |
ч- 1,25 м. |
||||||
|
По таксационным данным, диаметр |
комля срубленного |
дерева |
|||||
|
|
|
|
dK = CK d0 , |
|
|
|
(2) |
где |
Ск — коэффициент, который для ели, лиственницы и дуба |
равен |
||||||
1,4, для пихты, сосны, кедра, и бука — 1,2, для березы, осины, |
липы |
|||||||
и ольхи — 1,1. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Изменение диаметра поперечного сечения ствола по длине выше /1{ |
|||||||
характеризуется |
уравнением |
|
|
|
|
|
||
|
|
dx = d0 - |
(2 + |
b + 20d0) • Ю - 3 • (Z - 1 , 2 ) , |
|
(3) |
||
где |
b — класс |
бонитета, |
в среднем 6 = |
3; |
|
|
||
|
dx — диаметр ствола |
на |
расстоянии |
/ от комля, м (d0 |
и I в м). |
|||
|
Изменение диаметра ствола по его длине носит название сбежисто- |
|||||||
сти. Относительная сбежистость |
|
|
|
|
||||
|
|
|
д |
dy — d2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
I |
' |
|
|
|
где / — расстояние между поперечными сечениями с диаметрами d x
иd2.
Из формулы (3)
Д = (2 + Ь + 20d0) • Ю - 3 .
Можно принять приближенно Д = 0,01 или 1 см на 1 м длины ствола. Длина ствола дерева при rf0<40 см достаточно точно опреде ляется по уравнению
|
|
/с = 2(/п—b) + nd0, |
|
(4) |
где |
тип |
— коэффициенты, зависящие от |
породы дерева; |
для ели |
т = |
8,25 и п = 43; для сосны т = 10,5 и п — 25; для березы т — |
|||
= 9,5 и п = 25. Для деревьев с диаметром |
d0 > 40 см длину ствола |
|||
следует |
брать на 2—3 м больше по сравнению с деревом, |
имеющим |
||
d 0 <4 0 |
см. |
|
|
6
Х л ы с т представляет собой ствол поваленного дерева, отделен ный от корневой части и очищенный от сучьев. Длина хлыста, у ко торого отрезана вершина длиной около 3 м, равна
1Х = 1С—3 м.
Диаметр его комля находят по уравнению (2). Так как объем вер шины незначителен, то для технических расчетов объем хлыста при нимается равным объему ствола дерева.
Объем хлыстов Qx определяют по таксационным таблицам, но для технических расчетов с достаточной точностью их объем можно найти по формуле
Qs = -^-l^o, |
(5) |
4 |
|
где ср0 — коэффициент формы ствола дерева; для |
сосны и ели ср0 = |
=0,52.
При известном объеме хлыста сосны и ели диаметр d0 для I I и I I I
бонитетов приближенно следующий:
Объем хлыста, |
0,2 |
0,3 |
0,4 |
0,5 |
0,6 |
0,8 |
1,0 |
1,2 |
1,4 |
1,6 |
1,8 |
2,0 |
|
м3 |
|
||||||||||||
Диаметр |
d0, м |
0,18 |
0,2 |
0,23 |
0,25 |
0,27 |
0,3 |
0,33 |
0,36 |
0,38 |
0,41 |
0,43 |
0,45 |
Центр |
тяжести |
хлыста |
сосны и |
ели |
находится |
на |
расстоянии |
/0 |
|||||
от комля |
(10 |
= 0,33/х). |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Круглые лесоматериалы, сучья и кора
Б р е в н о — круглый деловой сортимент, предназначенный для использования в круглом виде или в качестве сырья для выработки пиломатериалов. При известном диаметре бревна в вершине диаметр его комля
где |
/б — длина бревна; |
|
d'K = d + l6A, |
|
(6) |
|||
|
|
|
сбега. |
|
|
|||
|
А — относительная величина |
|
|
|||||
|
Для получения диаметра в середине бревна в формуле (6) величину |
|||||||
/б следует принять в 2 раза меньше. |
|
|
||||||
|
Кривизна бревен может быть простая и сложная, что следует при |
|||||||
нимать во |
внимание при |
определении ширины |
лотка транспортера. |
|||||
|
К р я ж и |
и ч у р а к и |
в |
зависимости от назначения |
выпиливают |
|||
следующих размеров: шпальные кряжи —длиной |
2,75 и 5,5 м при ди |
|||||||
аметре 26 см и более; балансы — диаметром от 6 до 24 см, |
рудничная |
|||||||
стойка — 7—38 см. В разделанном виде балансы |
имеют длину 0,75-г- |
|||||||
-г-1,2 м, рудничная стойка —0,5 |
ж и более. Положение центра тяжести |
|||||||
бревна или кряжа по отношению |
к комлю определяется по уравнению |
|||||||
|
|
h — |
I,5d* + |
41A |
|
(7) |
||
|
|
|
|
d2 |
+ |
2d/ |
|
|
где |
/ — длина кряжа; |
|
|
|
|
|
|
|
|
d — диаметр в вершине |
кряжа. |
|
|
||||
|
Обычно |
принимают А = |
0,01. |
|
|
|
7
С у ч ь я |
наиболее |
крупные |
по диаметру имеют сосна и |
береза, |
||
у ели их толщина значительно |
меньше. У сосны, имеющей |
диаметр |
||||
d0 — 39 см, на стволе имеется около 45 сучьев. Наибольший |
диаметр |
|||||
(160 |
- г - 170 мм) встречается |
как исключение. У ели диаметром dQ = |
||||
= 27 см на стволе имеется около 100 сучьев, наибольший их диаметр |
||||||
60—70 мм. |
|
|
|
|
|
|
К о р а . |
Толщина |
коры |
вместе с лубом для сосны и ели опреде |
|||
ляется по формуле |
|
|
|
|
||
|
|
|
50 = a+b0 (d—100), |
(8) |
||
-где |
б0 |
— толщина |
коры; |
|
|
|
|
d — диаметр |
кряжа; |
|
|
||
а |
и Ь0 |
— эмпирические |
коэффициенты; |
|
||
для сосны а = 2,8 мм и Ь0 = |
0,018 и для ели а = 3 мм и Ьа = 0,024. |
|||||
Лесоматериалы транспортируют поштучно и пачками. Пачки об |
вязывают стропами или формируют челюстными или клещевыми за хватами и грейферами.
П а ч к а лесоматериалов характеризуется длиной и объемом. Длина ее соответствует средней длине лесоматериалов, а средний диаметр пачки находят по формуле
где Q0 |
D° = V тпг' |
(9) |
|
— объем пачки; |
в пачке; |
|
|
/ — средняя длина лесоматериалов |
|
||
Ку |
— коэффициент заполнения, зависящий в основном от длины |
||
|
лесоматериалов. Для бревен и |
хлыстов Ку |
— 0,65 -н- 0,7; |
для кряжей и чураков Ку = 0,75.
Центр тяжести пачки занимает положение, зависящее от разме щения комлей лесоматериалов по длине пачки. Если хлысты или бревна лежат комлями в одну сторону, то положение центра тяжести определяют по средним размерам хлыста или бревна. Для хлыстов расстояние до центра тяжести 10 = 0,33/х, а для бревен ./0 находят по формуле (7). Если пачку формируют вразнокомелицу, то можно принимать положение центра тяжести на середине ее длины.
Коэффициент сопротивления движению лесоматериалов
При проектировании и расчете транспортных устройств для лес ных грузов большое значение имеют способы перемещения и коэффи циенты сопротивления движению. Без большого ущерба для состояния лесоматериалов их часто перемещают непосредственно по непод вижной опоре. При этом тяговое усилие, приложенное к грузу, за висит от коэффициента трения груза об опору. Если опора искусствен ная и работа происходит в закрытом помещении, то значение коэффи циентов трения или сопротивления движению будет более или менее постоянным. Но если транспортное устройствоработает на открытом воздухе, а опоры естественные, (грунт, лед, снег}, то значение сопро-
8