Файл: Рахманов С.И. Основы расчета оборудования лесозаготовок.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.07.2024
Просмотров: 103
Скачиваний: 0
тивления движению может колебаться в больших пределах. Так, сма чивание трущихся поверхностей дождем или появление льда на них резко изменяет величину коэффициентов сопротивления движению.
При трелевке хлыстов ели лебедками коэффициент сопротивления движению для лета \ах = 0,96 и для зимы |лх = 0,5. При трелевке деревьев летом (хд = 0,85 и зимой (хд = 0,7. При сдвиге с места со противление движению возрастает примерно в 1,5 раза.
Сопротивление движению лесоматериалов при работе с транспор терами зависит от условий перемещения груза. При движении круг лых неокоренных лесоматериалов по сухим деревянным опорам ко
эффициент |
трения |
\i |
= 0,5 - т - 0,6. |
При |
смоченных поверхностнях |
|
[л, = 0,3 |
- г - |
0,4, а |
при |
обледенелой |
поверхности еще меньше. Для су |
|
хого трения |
дерева по металлу \i — 0,25 ~ |
0,3. |
||||
При |
расчете транспортных устройств большое значение имеет ко |
эффициент сцепления и близкий к нему коэффициент трения в покое.
При сухом |
трении и работе в помещении для роликов гладких |
[д.с |
= |
|||
= |
0,25 |
- т - |
0,3, для рифленых |
\хс — 0,6 -=- 0,8 и с шипами |
jxc |
= |
= |
0,7 |
- г - |
1,0. В случае работы |
на открытых площадках, где возможно |
смачивание поверхностей трения, значения коэффициента сцепления колеблются в больших пределах. Так, коэффициент сцепления хлы стов с ребристыми роликами колеблется от 0,4 до 0,8, а с поперечинами транспортера хвойные породы имеют |хс = 1,1 -н 1,2.
Г л а в а II
ОСНОВЫ РАСЧЕТА ПОДЪЕМНО-ТРАНСПОРТНЫХ МАШИН И УСТРОЙСТВ С ГИБКИМ ТЯГОВЫМ ОРГАНОМ
При расчете таких машин обычно определяют сопротивление дви жению и скорость груза, усилия на рабочих органах, мощность дви гателя, производительность и т. д. Метод расчета принимается в за висимости от особенностей устройства машин. Характерным для них является способ приведения в движение гибкого тягового органа.
В лебедочных устройствах конец тягового органа, обычно каната, закреплен на барабане и его движение вместе с грузом происходит в результате наматывания каната на барабан. В таких установках рабочий ход тягового органа чередуется с обратным.
В транспортных устройствах непрерывного действия движение тяговому органу придается в результате трения его об .обод тягового колеса или вследствие зацепления за зубья, помещенные на этом ободе, что обеспечивает непрерывность движения тягового органа.
Мощность двигателя транспортирующих устройств и машин за висит от величины сопротивлений, которые преодолевает тяговый ор ган при перемещении груза. Общее сопротивление движению при по стоянстве скорости складывается из сопротивления сил трения и подъема. И то, и другое находится в зависимости от веса груза и тягового органа, а также от их положения в пространстве в процессе перемещения.
9
На рис. 1 представлены основные схемы подъемно-транспортных устройств с гибким тяговым органом. В практике находят применение лебедочные установки с различным числом барабанов (рис. 1, а и б). С целью изменения направления движения каната в лебедочных уста новках применяется особое направляющее колесо — концевой блок.
В установках непрерывного действия (рис. 1, в, г) тяговый орган замкнут, т. е. непрерывен. Он движется в грузовом направлении на одной ветви и одновременно в обратном на другой. Вследствие этого и здесь совершенно необходимо иметь концевое направляющее колесо, изменяющее направление движения тягового органа.
Рис. 1. |
Основные |
схемы подъемно-транспортных устройств |
|
|
с |
гибким тяговым органом: |
|
а — однобарабанная |
лебедочная установка; б — двухбарабанная |
ле |
|
бедочная |
установка; |
о — скребковый транспортер; г — несущий |
тран |
|
|
спортер |
|
В отличие от барабанных лебедочных установок, у которых ра бочий орган прикреплен к концу грузового каната, в установках не прерывного действия рабочие органы равномерно размещаются по всей длине тягового органа как на верхней, так и на нижней его ветви.
Усилие, передаваемое тяговым органом
Для всех подъемно-транспортных машин и устройств с гибким тя говым органом усилие Т, передаваемое им, определяется по формуле
|
7 = Р + Р т + 2 Р Н + Р 3 |
+ Р р , |
(10) |
где |
Р — сопротивление движению груза; |
|
|
|
Р т —• сопротивление движению от веса тягового |
органа на |
|
|
участках, лежащих на неподвижной опоре; |
||
|
Р„ — сопротивление движению |
направляющих |
устройств |
|
(колес, блоков и шин); |
|
|
Р 3 |
и Р р — сопротивления при загрузке и разгрузке |
транспорт |
|
|
ного устройства. |
|
|
Усилие, передаваемое рабочим органом на тяговый орган, равно сопротивлению движения груза и зависит от условий его перемещения.
10
В общем случае возможны три варианта. При первом варианте груз лежит на рабочем органе (рис. 2, а, б), давление от груза на не подвижную опору передается через рабочий орган. И тот и другой имеют общие условия перемещения и одинаковый коэффициент со противления движению. При втором и третьем вариантах (рис. 2, в, г) рабочий орган и груз независимо один от другого находятся на разных опорах или на одной. В общем случае коэф фициенты сопротивления движению для груза и рабочего органа будут разными.
Во всех трех вариантах различны |
|
|
|
|
||||||||||
условия передачи тягового усилия от |
|
|
|
|
||||||||||
рабочего органа к грузу. В первом ва |
|
|
|
|
||||||||||
рианте |
оно |
передается |
через |
трение |
по |
|
|
|
|
|||||
поверхности |
соприкосновения |
груза |
|
|
|
|
||||||||
с рабочим органом. Если силы трения |
|
|
|
|
||||||||||
недостаточны |
для |
устойчивого |
положе |
|
|
|
|
|||||||
ния груза |
на |
рабочем |
органе, |
на |
нем |
Рис. |
2. Положение |
рабочего |
||||||
делают |
выступы, |
через |
которые |
ча |
||||||||||
|
органа и груза: |
|||||||||||||
стично передается грузу тяговое усилие |
|
груз; |
2 — рабочий |
орган |
||||||||||
(рис. 2, б). |
Во |
втором |
варианте рабо |
|
|
|
|
|||||||
чий орган |
перемещает груз |
перед |
собой |
(рис. 2, |
в), т. е. |
толкает |
||||||||
его, а |
в третьем тянет |
его за |
собой |
(рис. |
2, г). |
Эти |
варианты |
близки |
друг другу. Отличие заключается в условиях трения груза о рабочий орган, что мало оказывает влияния на общие условия работы. Следует
Рис. 3. Расчетные схемы
отметить, что в первом варианте груз и рабочий орган имеют одина ковые скорости движения по величине и направлению, тогда как в остальных двух случаях скорости движения по величине и направ лению могут и не совпадать.
Рассмотрим кинематику движения груза и рабочего органа для второго варианта (рис. 3, а). Положим, что рабочий орган, представ ляющий собой опорную поверхность п — п, перемещается под углом б в направлении прямой т—т и по опоре а—а двигает груз, имеющий круглую форму.
Если прямая т—т составляет с прямой а—а угол cp0l ас нормалью к поверхности п—п угол у, то путь груза ВхВг = Sr p и путь рабо чего органа Sp = BiB{ будут находиться в следующей зависимости:
Sp = SrP |
C 0 S ( ( p ° - Y ) . |
(11) |
|
р |
р |
cos у |
v ' |
Вместе с тем, груз будет двигаться и по опорной поверхности п—п. Его смещение по ней будет равно В\В2 = 5В
SB = S r p [cos (фо—у) tgy + sin (ф0 —у)}. |
(12) |
Если скорость движения рабочего органа vp, то скорость движения груза по оси ах — аг
frp = |
Up |
cosy |
„ 0 , |
— £ — - . |
13 |
||
|
F |
cos(9o — у ) |
|
Вследствие скольжения груза по опоре п—п угол со между |
радиу |
||
сом в точках касания В± и В 2 |
и осью а±—аг в процессе движения ос |
||
тается постоянным. |
|
|
|
Усилие на рабочем органе при поперечном перемещении груза
Усилие, которое следует приложить к рабочему органу для пере мещения груза, зависит от способа захвата и условий передвижения. Лесные грузы имеют большую длину по сравнению с их поперечными размерами, поэтому различают продольное и поперечное перемещение.
Рассмотрим условия поперечного перемещения, приняв за основу
схему (рис. 2, в), когда рабочий орган передвигает |
груз |
посредством |
|
опорной поверхности п—п (рис. 3, б) по неподвижной |
опоре а—а. |
||
Движение рабочего органа происходит по прямой |
т—т под углом |
||
Ф0 к направлению движения груза ах — ах. Нормаль опорной |
поверх |
||
ности рабочего органа п—п составляет с прямой |
т—т угол |
у. |
В процессе движения к грузу будут приложены следующие силы: вес груза Q, реакция опор в точках А и В — Na и Nb, силы трения в этих точках Fa = Na\ia и Fb = Nb\ib, где \уа и \ib — коэффициенты трения груза по опоре и рабочему органу. При неравномерном движе нии к центру тяжести груза в направлении, обратном движению, при кладывается сила инерции
Pi = |
Q—, |
|
|
где а — ускорение движения груза; |
|
|
|
g — ускорение силы тяжести. |
|
|
|
Из условия равновесия сил, приложенных |
к грузу, |
реакции опор |
|
Na и Nb имеют следующие значения: |
|
|
|
|
а |
|
|
sin а + |
р-а cos а -| |
|
|
Nb = Q |
£ |
, |
(14) |
(1 + УаЦб) cos (ф0 — V) + (Ца — Hb) Sin (фо — у)
12