Файл: Мельников А.Т. Научные исследования в промышленности Японии.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.07.2024
Просмотров: 107
Скачиваний: 0
вительству документ «О взглядах на политику развития науки и техники в Японии». В документе были изложе ны рекомендации по увеличению ассигнований на науч но-исследовательскую работу к 1975 г. до 2,5% валово го национального продукта и указывались основные на правления научно-технического прогресса в социальноэкономическом плане [111, 65J. Была также разработана пятилетняя программа развития «большой науки» (1970— 1975 гг.). В программе была поставлена задача создания в крупных экономических и административных районах научно-исследовательских комплексов и расши рения масштабов и тематики научных исследований и
разработок [143, 10.111.1968].
Основы научно-технической политики государства, заложенные в «плане удвоения национального дохода» и в других государственных документах, трансформиро вались, в соответствии с изменением экономических ус ловий, в «промежуточном плане развития экономики» (1964— 1968 . гг.), в._«олане социально-экономического развития» (1967— 1971 гг.), а также в целом ряде дру гих программ, разрабатываемых в связи с либерализа цией внешней торговли (капитала и расчетов).
В Японии на протяжении ряда лет разрабатывается «основной закон по развитию науки и техники». В 1968 г. на рассмотрение правительства были представ лены три проекта закона по науке и технике, которые были подготовлены Научным советом Японии, Советом по науке и технике и Министерством просвещения [86, 50]. Однако различные точки зрения, выраженные в этих законопроектах, отражают разные подходы к пробле мам социальных наук, к проблемам управления наукой. Попытки сформулировать какую-то среднюю политику между этими различными точками зрения пока не при несли результатов.
Рост объема знаний и развитие научно-технического прогресса требуют единства взглядов и единого руко водства в развитии научно-исследовательских работ. Программы же научно-технического развития, которые имеют место в системе японского государственно-моно полистического капитализма, хотя и оказывают извест ное воздействие на экономику, но не имеют ничего об щего с подлинно государственным планированием, воз можным лишь при социализме. Они не являются в своей
50
сущности планами координации научно-технических ис следований, поскольку диктуются не интересами обще национального развития, а интересами различного рода монополистических групп.
Не разработаны также оценки экономической эффек тивности затрат на научные исследования. Решение этой проблемы в целом усложняется исследованиями, имею щими военный характер. Все возрастающие затраты на военные исследования ие позволяют сколько-нибудь точно установить соотношения между затратами на нау ку и экономическим эффектом, который она дает.
За последние годы в системе управления наукой и техникой происходит процесс сращивания частных и го сударственных институтов. Этот процесс наиболее ярко проявился в конце 50-х годов. Сращивание осуществ ляется через систему различных консультативных ко митетов и отделов, через систему научных государствен ных и полугосударственных образований, представляю щих центры «большой науки», через «личную унию» монополий и государственных учреждений и имеет глав ной целью выработку совместной платформы в отноше нии научной политики государства, и прежде всего в об ласти регулирования и управления научными исследо ваниями и разработками.
Многие важнейшие научные советы, комитеты и научныецентры состоят из представителей монополггЩтг государства. Таким, например, является Научный центр го лейгт.вдя—игглр л,or я ниям и развитию японской экономики (Нихон кэйдзай то кагаку кэнкто хяттэн сэнтаі. созданный Соіетом по науке и технике г'ТЭЛГг) В за дачу Научного центра входит изучение национальной политики в области науки и техники и разработка круп ных научных проектов для народного хозяйства. В ди ректорат центра входят видные представители крупных промышленных и финансовых кругов и научного мира, президенты крупнейших компаний — «Токио Сибаура дэнки», «Сёва дэнки», «Мицубиси дзюкогё», «Кавасаки дзюкогё» и другие. Возглавляют центр представители ученого мира из Совета по науке и технике (134, 1970,
№15, 18].
В начале 1970 г. был создан Научный центр по пер
спективным стратегическим исследованиям (Сёрай ка гаку кэнкю сэнта) во главе с профессором Токийского
4* |
51 |
государственного университета Кэнити Осима {134, 197Ö, № 15, 18]. В состав центра входят представители круп ных банков, в том числе японского промышленного бан ка, банка Фудзи; от промышленных корпораций в со став этого научного центра входят президенты компаний «Токио дзирёку», «Мицубиси дзюкогё» и др. (134, 1970,
№15, 14].
Таким образом эти научные объединения представ
ляют собой образец «личной унии», своеобразный ме ханизм соединения монополий и государства в сфере науки для решения общих задач.
Современная система управления наукой и техникой в Японии характеризуется также тем, что в нее вовле каются представители военных кругов. Видные ученые из Научно-исследовательского центра при Управлении национальной обороны представляют военные науки в консультативных и административных отделах и комис сиях Научно-технического управления, в Совете по нау ке и технике, в Комиссии по атомной энергии и в дру гих многочисленных государственных научных орга нах, оказывая определенное влияние на характер и направление государственной научной политики в целом.
В то же время видные офицеры и генералы устанав ливают деловые контакты с государственными и част ными научными организациями и учреждениями и после ухода в отставку занимают в них руководящие посты и таким образом через «личную унию» оказывают влия ние на направление научных исследований. За послед ние пять лет примерно 145 высококвалифицированных Научных специалистов из высшего офицерского состава Управления национальной обороны перешли в систему государственных органов по управлению наукой и в частные научно-исследовательские организации.
Финансирование научно-исследовательских и опытноконструкторских работ в промышленности
В послевоенный период в размере финансирования науки в Японии произошли серьезные сдвиги. Они ха рактеризуются возрастанием расходов на научно-иссле-
52
Довательские и экспериментальные работы. Динамика расходов на науку видна из табл. 4.
Т а б л и ц а |
4 |
|
|
|
|
|
|
|
Расходы на научные |
исследования и разработки |
|
||||||
в области естественных и технических наук * |
|
|
||||||
Год |
Все рас« |
Доля в |
|
Источники средств |
|
|||
ходы , |
нацио% |
частные, |
/О |
государ |
|
|||
|
млрд, пен |
нальном |
О/ |
ственные, |
% |
|||
1955 |
|
56,2 |
доходе, |
млрд, иен |
52,2 |
млрд, пен |
||
|
|
1,2 |
29,3 |
26,9 |
47,8 |
|||
I960 |
184,4 |
|
1,4 |
124,1 |
67,4 |
60,0 |
32,6 |
|
1961 |
245,2 |
|
1,6 |
163,8 |
66,0 |
81,4 |
34,0 |
|
1962 |
281,2 |
|
1,6 |
179,4 |
64,0 |
101,8 |
36,0 |
|
1963 |
321,1 |
|
1,6 |
207,3 |
65,0 |
113,8 |
35,0 |
|
1964 |
381,8 |
|
1,7 |
243,9 |
64,0 |
137,9 |
36,0 |
|
1965 |
425,8 |
|
1,7 |
252,4 |
60,0 |
173,4 |
40,0 |
|
1966 |
488,7 |
|
1 ,8 |
292,2 |
65,0 |
186,5 |
35,0 |
|
1967 |
606,0 |
|
1 ,8 |
379,0 |
62,6 |
227,0 |
37,4 |
|
1968 |
767,8 |
|
1,8 |
498,6 |
65,1 |
269,2 |
34,9 |
|
1969 |
933,2 |
|
1,9 |
628,4 |
67,3 |
304,8 |
32,7 |
|
1970 |
1195,3 |
2,0 |
823,3 |
68,9 |
372,0 |
31,1 |
||
* [Подсчитано по: |
14, |
1968, 58; |
14, 1972, |
81; 14, |
1973, 162; |
|||
124, |
1970 , |
49; 25, |
1971— 1972, 338]. |
|
|
|
Как видно из данных таблицы, в послевоенные годы расходы на научные исследования и опытно-конструк торские работы в Японии росли довольно быстрыми тем
пами. В 1971 г. |
они составили уже 1345,9 млрд, иен и |
по сравнению с |
1950 г. увеличились почти в 44 раза, или |
с 0,6 до 2,02% |
национального дохода [14, 1973, 352]. |
В эту сумму национальных расходов на научные иссле дования не входят ассигнования на гуманитарные науки и расходы на военные исследования Управления на циональной обороны.
Только за 1960— 1971 гг. научные исследования по глотили 7176,7 млрд, иен, что по свидетельству японских
экономистов составляет почти 10% |
капиталовложений |
||
в японскую экономику |
за этот период [подсчитано по: |
||
14, |
1973, 352]. |
увеличивались |
расходы па науч |
|
Высокими темпами |
ные исследования в отраслях, непосредственно связанных
53
с разработкой новой техники и технологии производства. За рассматриваемый период они выросли по промышлен ности в щелом в 45 раз, а по обрабатывающей промыш ленности в 50 раз.
По темпам роста инвестиций в научные исследования и особенно в промышленность Япония значительно опе режает промышленно развитые капиталистические стра
ны. Среднегодовые темпы роста |
расходов на науку |
и |
|||||
технику |
в Японии |
для 1955— 1960 гг. составили 23%, |
|||||
для |
1961 |
— 1965 |
гг, — 20,4%, |
для |
1966— 1970 гг .— 22%. |
||
Это |
примерно |
в |
1,6 раза |
выше |
Англии, Франции |
и |
ФРГ и в 2,2 раза выше СШ А, однако по абсолютным и относительным затратам на науку Япония еще отстает от некоторых из этих стран [14, І972, 81].
Важным показателем роста затрат на исследования и опытно-конструкторские работы в различных отраслях японской промышленности является сопоставление этих затрат с объемом продаж. Показатель отношения стои мости исследований к сумме продаж характеризуется следующими данными: в 1960 г. расходы частных ком паний на научные исследования составляли около 1% от общей суммы продаж, в 1965 г. — 2%, а в 1971 г. эти расходы по ряду отраслей обрабатывающей промыш ленности составили 2,5% (14, 1968, 325; 14, 1972, 99; 23, 1970, 582—585]. Самого высокого уровня этот показа тель достигает в фармацевтической промышленности (3,3%), в производстве средств связи и электронной ап паратуры (3,4%), в производстве химических волокон
(2,4%) [14, 1972, 253; 14, 1973, 182]. Однако по удель ному весу расходов на научные исследования в общей сумме реализованной продукции японские компании значительно уступают компаниям других промышленно развитых капиталистических стран. Так, по данным на
1969 |
г., |
в СШ А этот показатель составляет в среднем |
|
4,1%, |
во |
Франции — 3,2%, в ФРГ — 2,8%, |
причем наи |
высший удельный вес расходов на Н И ОКР |
в продажах |
наблюдается в наиболее быстро развивающихся отрас лях промышленности.
В послевоенный период произошли существенные из менения и в структуре финансирования 'научных иссле дований в Японии. Почти до конца 1951 г. инвестиции промышленных компаний на научные исследования бы ли связаны преимущественно с восстановлением и рас-
54
шнрением научно-исследовательской базы на старой технической основе. В 1952 г. японское правительство приняло закон «о реконструкции основных отраслей промышленности». Одновременно были сняты огра ничения в области научно-исследовательских работ в атомной промышленности, ракетостроении и электрони ке. Эти мероприятия открывали путь к увеличению ас сигнований на обновление и расширение научно-иссле довательской базы в промышленности. По данным вы борочного обследования Министерства внешней торгов ли и промышленности, в 1952— 1960 гг. расходы на строительство новых и расширение существующих науч но-исследовательских учреждений и организаций со ставляли ежегодно 30—35% всех ассигнований на науч но-исследовательскую работу, а в новых отраслях про мышленности— электронной, авиаракетной, атомной — до 40% {13, 1962, 335]. Эти показатели не были идентич ны тем, которые имели место в других капиталистиче ских странах Западной Европы. Здесь также росла доля капиталовложений в основной капитал аналогичных от раслей, но этот рост для Англии оставался на уровне
10,3%), для Франции— 10,3%), для Италии— 10,9% к
общему объему расходов на Н И ОКР в частном секторе хозяйства (13, 1962, 335]. По данным японской статисти ки, за 1950— 1960 гг. в системе научных исследований было почти полностью обновлено около 80%о оборудова ния [27, 229]. Современная научно-техническая база в важных отраслях промышленности позволила в после дующие годы расширить объем научно-исследователь ских и опытно-конструкторских работ.
После того как оборудование научно-исследователь ских институтов и лабораторий в основном было модер низировано, расходы на эти цели стали заметно сокра щаться. В 1971 г. они составляли лишь 20% от всех расходов на научные исследования. В то же время воз никла тенденция к росту доли расходов на приобретение материалов, необходимых для проведения исследований в промышленности. Доля ассигнований на эти цели в общей сумме расходов на Н И О К Р увеличилась с 15,3%
в 1960 г. до 20,2% в 1969 г. [122, 1971, 56; 14, 1973, 182]. Этот процесс японские экономисты объясняют усложнением операций научного поиска, требующего проведения более сложных экспериментов и доводки но
55
вых образцов продукции, машин, оборудования и техно
логических процессов.
Произошли существенные изменения и в источниках финансирования научных исследований. До войны и во время войны 65—70% всех расходов на научные иссле дования и разработки оплачивало государство. Доля частных компаний, научно-исследовательских институ тов и университетов составляла всего лишь 30—35%. После войны положение изменилось. Доля государст венных расходов в общей сумме расходов тіа научные
исследования |
сократилась до |
30% |
(в СШ А она состав |
ляет 64%, в |
Англии — 57%, |
во |
Франции — 40,4%), а |
доля расходов частных компаний, научно-исследователь ских институтов и университетов, наоборот, увеличилась и составила в 1971 г. 70% {14, 1973, 166]. Такое измене ние было обусловлено необходимостью создания в усло виях научно-технического прогресса современной науч но-технической базы в ведущих отраслях промышлен ности и расширения масштабов научных исследований, что было возможно только при увеличении капитало вложений на эти цели частных компаний. Немалое зна чение имело и то, что после войны японское правитель ство значительно сократило ассигнования на научные исследования по военной тематике. Собственные средст ва японских монополий стали, таким образом, основным источником финансирования научных исследований в промышленности.
Почти до конца 60-х годов Япония отставала от про мышленно развитых капиталистических стран по абсо лютным размерам расходов на научные исследования и по их доле в национальном доходе.
Так, в 1965 г. по абсолютным размерам расходов на исследования и разработки Англия опережала Японию
в 1,8 раза, Франция — в 1,6 раза |
и ФРГ — в 2,2 раза. |
Очень большой разрыв в расходах |
на научные исследо |
вания существовал |
между Японией и |
СШ А . Уровень |
расходов на Н И ОК Р |
в СШ А был выше, |
чем в Японии, |
в 17 раз. |
|
|
Аналогичную картину можно наблюдать п при срав нении крупнейших фирм Японии и других промышленно развитых капиталистических стран (табл. 5).
По выборочным данным Научно-технического управ ления, в 1969 г. 20 крупнейших электротехнических и
56