Файл: Материков М.П. Закономерности размещения и геолого-генетические группы оловянных месторождений СССР.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.07.2024

Просмотров: 130

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

рит-кварц-сульфидного типа, определен в 100 млн. лет, а самого оруденения — в 99—86,5 млн. лет (Загрузнна и др., 1967).

Западная Чукотка. Расположена по другую сторону Раучуанской впадины и включает, по В. Т. Матвееико (1960 г.), еще одну оловоносную металлогеническую зону — Ичаткинскую, подчиненную структурам Анюйской складчатой зоны. Она еще очень слабо изу­ чена. По А. И . Садовскому (1966 г.), магматизм и металлогения Ашойской складчатой зоны в основном связаны с формированием Охотско-Чукотского вулканогенного пояса. Характерно развитие вулкано-плутонических комплексов, включающих (в возрастной последовательности) лнпаритовую, диорит-гранодиоритовую и ще­ лочно-гранитную ассоциации. Наибольшим распространением поль­ зуются интрузии диорит-гранодиоритовой формации, с которыми тесно связано золотое оруденение. Они прорывают валанжинские отложения раучуанской песчаниковой формации и, по определениям Л . В. Фирсова (С В К Н И И ), имеют абсолютный возраст 120— 100 млн. лет. Интрузии оловоносной щелочно-гранитной формации свя­ заны с диорит-гранодиоритовыми геохимической общностью и пред­ ставляются в виде их поздних магматических дифференцнатов. Абсолютный возраст этих интрузий определяется в 100—90 млн. лет, т. е. соответствует верхнему мелу, что согласуется и с геоло­

гическими данными.

 

 

 

 

 

Оловянные рудопроявления Ичаткинской зоны в большинстве

своем

принадлежат к кварцевой

формации, но лучшее из них —

И

чат ктское

месторождение — представлено зонами

дробления и

жилами с кварц-турмалиновой

и

сульфидной

минерализацией.

Весьма широко распространены шлиховые ореолы касситерита.

 

Восточная Чукотка. Здесь в

связи с выступами

фундамента,

принадлежащего, по-видимому,

к

байкалидам,

широко развиты

карбонатные породы и распространены оловосодержащие полиме­ таллические и магнетитовые рудопроявления скарновой формации. Комплексные месторождения олова, вольфрама и бериллия поздне­ мелового возраста, относящиеся к разным генетическим типам, давно известны на соседней территории п-ва Сьюард в Северной Америке (Sainsbury, 1969).

Рудопроявления цветных металлов, железа, меди, мышьяка, висмута, молибдена и олова, известные в районе залива Лаврентия, по Г. К. Шнай (1969 г.), генетически связаны с гранитами так назы­ ваемой древней интрузии. Абсолютный возраст всех гранитоидов этой «интрузии» укладывается в пределы 105—72 млн. лет, т. е. в ■ основном соответствует верхнему мелу. По петрологическим осо­ бенностям граннтоидные плутоны Восточной Чукотки в значитель­ ной их части могут относиться к формации гранитных батолитов с переходами к мигматитовой формации. Характерен постмагматиче- ■ ский щелочной метасоматоз, сопровождаемый гранитизацией вме­ щающих метаморфических пород. В общем, восточночукотские гранитоиды отличаются от других более «глубинным» обликом, что связано с их приуроченностью к нижнему структурному этажу.

S 4


 

Днш ская

Западная Чухотха

Центральная Чухотха

Восточная

Ъ £

аалькумеи

ПырхахайТелекай. -

Иультинс-

зона

ское

схий

ское

хий луОт/и Чухотха

1

 

м -ние

штохверх

м -ние

узел

 

Завершени>е гранатойОного магмятизми

60 - Pg

W

 

 

 

 

 

до

 

 

 

 

 

90

+

+

+

 

 

 

 

 

 

+

+

+

 

 

 

■Ь +

+

X

 

то

+

+

+

В й

 

 

X

 

 

 

X

X

X

V

1

X

X

X

X

 

 

X

X

 

X XX

XX

X

 

X XX

XX X

 

X

X

X

 

X

X

XX

XXXX

X

X

 

X

X

 

+

 

+

 

1

 

 

 

 

 

 

Д

 

Д

 

+ +

+ Нт

X

X X

 

 

4-

 

4

 

 

гК-.ф,

 

X

X

X

X

Ш

 

 

і

 

4-

 

4

X

X

X

+

+

+

X

X

X

 

+

 

+ +

X

X

X

 

 

 

 

 

X

X

X

 

 

 

 

 

XX

XX

X

 

 

 

 

 

X

Я

X

 

 

 

 

 

 

X

X

110

то *Cr,

130

то . J

X

X

X

Начало гр,янитоидміго магматизма

1

{--------------

f

+ +

Ш з

шшш

Рис. П . Возрастная последовательность оловоносных магматических комп­ лексов и оловянного оруденения Чукотки

I — граниты;

2 — нерасчлененные;

гранитонды; 3 — оловянное оруденение; 4 — подзем-

иый купол гранитов.

——

Оловоносным

гранитам Анюйской

зоны предшествуют гранодиориты

(абс. возраст

120—100 млн. лет), с которыми связано золотое оруденение. Абсолютный возраст граннтондов Западной Чукотки в целом 110—75 млн. лет. Гранитам Иультннского м-ния предшествуют гранодиориты с абсолютным возрастом 126—104 млн. лет

В целом по Чукотскому поясу начало позднемезозойского гранитоидного магматизма датируется границей юры и мела (140 млн. лет), максимум магматической деятельности приходится на границу нижнего и верхнего мела (ПО—90 млн. лет) и завершение магма­ тизма — на границу мела и палеогена (70—60 млн. лет). И. А. Загрузина, В. В. Горбов и Г. К. Шнай (1967) обращают при этом внимание на близкий возраст интрузивных фаз и крупных гранитоидных комплексов, резко различных по составу, структурным особенностям и условиям образования (рис. 11). Очевидно, поэтому с близко одновременными, преимущественно верхнемеловыми гра-

85


іштоидами (ПО—70 мли. лет) связано оловянное оруденение раз­ личных типов. Однако формирование оловоносных магматических комплексов, отдельных интрузивных массивов, как и самих место­ рождений, охватывало весьма длительные интервалы геологическо­ го времени, в течение которых в пределах отдельных рудных полей менялись условия и менялись продукты магматической деятель­ ности.

Охотско-Чукотский вулканогенный пояс

Охотско-Чукотский вулканоген относительно недавно стал выде­ ляться в качестве единого рудного пояса, объединяющего широкий комплекс месторождений и рудопроявлений разнообразных полез­

ных ископаемых.

 

Общие особенности его описаны в работах

Е. К. Устиева, И.

М .

Сперанской,

В. Ф. Белого,

С. И. Тильмана,

Н . П . Аникеева,

В. А.

Титова,

В.

Т. Матвеенко,

Е. Т. Шаталова,

Б. Н . Ерофеева,

С.

Ф.

Лугова

и

многих других

исследователей.

Однако изученность этого огромного пояса, протяженность которо­ го достигает 3500 км, весьма неравномерная и в целом очень слабая.

Формирование вулканогенных образований в основном относит­ ся к меловому времени. При этом выделяются две группы магмати­ ческих комплексов. Первая представлена вулканическими толщами преимущественно андезитового состава с комагматнчными им ин­ трузивами гранитоидов повышенной основности и низкой щелочно­ сти, среди которых преобладают гранодиориты (охотский интрузив­ ный комплекс). Абсолютный возраст интрузий определяется Л . В. Фирсовым в 125— 103 млн. лет при среднем возрасте главной гранодиоритовой фазы 115 млн. лет. Для второй группы характер­ ны более кислые лавы с широким развитием игнимбритов и с суб­ вулканическими интрузиями калиевых гранитоидов. Последние, повидпмому, формировались в процессе всей вулканической деятель­ ности, и определения их абсолютного возраста дают, по данным И. М . Сперанской, очень большой разброс (116—56 млн. лет). При этом абсолютный возраст биотитовых гранитов Омсукчанского оловорудного района, по Л. В. Фирсову, М . Г. Руб и В. С. Кравцову, составляет 94—83 млн. лет (сенон); возраст послегранитных даек того же района — 87—80 млн. лет.

Установлено, что гранит-липарит-игнимбритовые комплексы со­ провождаются оловянным, золото-серебряным и сурьмяно-ртутным оруденением, а гранодиорит-андезитовые комплексы — молибдено­ вым, золотым и полиметаллическим (Бабкин, Сидоров, 1968). При этом олово генетически связывается как с гранитоидными интру­ зиями, так и с вулканогенными образованиями. Размещение оруде­ нения контролируется зонами разломов при важной роли прогибов, грабенов, горстов и жерловых структур. Намечается тесная связь общей металлогении вулканогеного пояса с его продольной и по­ перечной зональностью, обусловленной главным образом характе­ ром фундамента меловых вулканогенно-осадочных образований.

86


Гранит-липаритовые комплексы с сопутствующим им оруденением смещены по отношению к гранодиорит-андезитовым на северо-за­ пад, т. е. в сторону континента. Однако глубинные разломы, контро­ лирующие общее положение зулкаиогена и эту зональность, с рез­ ким несогласием срезают структурный план мезозоид. Поэтому вулканиты, наложенные на гетерогенное основание, меняют свой со­ став и по простиранию пояса, что усугубляется влиянием попереч­ ных разломов. Таким образом, возникает продольная зональность, накладывающаяся на поперечную.

В зонах поперечных разломов, уходящих в глубь континента, возникли свои приразломные вулканогенные прогибы, подобные Балыгычано-Сугойскому с его Омсукчанским рудным районом. Внешне изолированные от основного вулканогена, они сохраняют с ним самую тесную тектоио-магматическую и металлогеническую связь. В то же время, по заключению В. Ф. Белого и С. М . Тильмана (1967 г.), развитие самого вулканогенного пояса находилось в пря­ мой зависимости от развития прилегающей к нему с юго-востока Корякско-Камчатской геосинклинальной области. Все эти связи, по-видимому, не односторонние, а взаимные — если формирование Охотско-Чукотского вулканогена повлекло активизацию прилегаю­ щих частей континента, то последние, со своей стороны, оказали определяющее влияние на его металлогенический характер.

По простиранию Охотско-Чукотский пояс делится на две раз­ общенные части — Охотскую и Чукотскую. Первая в основном оло­ воносна лишь в том интервале, где она стыкуется с Яно-Колымским поясом, вторая — на смыкании с Чукотским. По состоянию изу­ ченности наиболее многочисленны месторождения в Охотской ча­ сти, где давно известен целый ряд оловоносных районов (Омсукчанский, Арманский, Хетинский и др.), охарактеризованных в ра­ ботах В. Т. Матвеенко, Б. Л. Флерова и др. В Чукотской части, остающейся менее изученной, известные месторождения в основ­

ном группируются в районе залива Креста (Карское,

Пийнкунское

и др.), но вполне вероятно открытие и новых районов

(в частности,

может быть отнесено к данному поясу месторождение Экугское, упоминавшееся при характеристике Чукотского пояса).

Типы месторождений олова весьма разнообразны. Специфичны­ ми считаются касситерит-сульфидные и, в частности, оловянно­ полиметаллические, относимые к вулканогенным (Хета и др.), но весьма обычны и малосульфидные, в том числе принадлежащие к кварц-грейзеновым (Айгурское и др.). Известны рудопроявления деревянистого олова в липаритах (бассейн р. Талой). Весьма свое­ образно по минеральному типу месторождение Невское (Омсукчанский рудный район), относимое некоторыми исследователями к формации оловоносных вторичных кварцитов.

Определения абсолютного возраста месторождений Омсукчанского рудного района показали значения, близкие к возрасту самих омсукчанских гранитов. Так, абсолютный возраст Айгурского место­ рождения кварц-грейзенового типа равен, по данным М . Г. Руб,

87


85 млн. лет; возраст Ново-Джагынского месторождения турмали­ нового типа, относимого к касснтерит-снликатной формации, равен, по В. С. Кравцову, 86 млн. лет, а возраст послерудной дайки диа­ базовых порфиритов на месторождении Начальном — 87 млн. лет.

Эти данные о возрасте оловянного оруденения, как и о возрасте самих омсукчанских гранитов, подтверждают высказывания В. Т. Матвеенко и Е. Т. Шаталова, которые отождествляют омсукчанский интрузивный комплекс с янским. Однако справедливо и то, что омсукчанские гранитоиды входят в состав вулкано-плутониче­ ского комплекса, в то время как для районов развития янских гранптоидов эффузивы совершенно не характерны.

Таким образом, оловоносность Охотско-Чукотского вулканоген­ ного пояса тесно связана с оловоносностыо его складчатого основа­ ния и проявляется практически лишь на стыках с оловоносными поясами собственно мезозоид — Яно-Колымскнм и Чукотским, которые как бы «просвечивают» сквозь толщи перекрывающих их вулканогенных покровов. Это можно было бы объяснить неравно­ мерной' изученностью всего пояса, но с аналогичными явлениями мы сталкиваемся на Сихотэ-Алине и в Южном Китае, где просле­ живается та же окраинно-материковая вулканогенная цепь и суще­ ственная оловоносность в ее пределах выявляется лишь на участ­ ках, примыкающих к оловоносным поясам континента. Эта особенность вулканогенных поясов, конечно, не распространяется на все виды полезных ископаемых, но в отношении олова прояв­ ляется довольно отчетливо.

Корякское нагорье

Оловоносные районы Корякского нагорья входят в состав вы­ деляемой Т. В. Тарасенко и И. Н . Титовым Центрально-Корякской металлогенической зоны (рис. 12). Последняя пространственно соответствует одноименной структурно-формационной зоне, в основном сложенной верхнемеловыми и палеогеновыми отложения­ ми, терригенными в центральной части и вулканогенно-кремнисты­ ми по краям — вдоль шовных глубинных разломов (мощность терригенных отложений составляет 12000 м, вулканогенно-кремни­ стых 1500—3150 м). Ограниченно распространены выходы нижнего структурного яруса, сложенного нижнемеловыми отложениями с видимой мощностью 3100 м. Палеозойский фундамент, судя по гра­ виметрическим данным, погружен на значительную глубину (до 15— 18 км). Общая мощность земной коры в пределах ЦентральноКорякской зоны достигает 35—40 км, в соседних же с нею Пенжин­ ской и Олюторской зонах составляет 28—30 км. Напряженность гравитационного поля в данной зоне характеризуется минималь­ ными значениями для всей Корякско-Камчатской складчатой обла­ сти и резко выделяется на фоне положительных полей силы тяжести в соседних зонах. Магнитное поле в отличие от последних зон спо­ койное (Тарасенко, Титов, 1969).

88