Файл: Ларионов К.А. Два мира - две валютные системы.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.07.2024

Просмотров: 130

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

риод от золотого стандарта до наших дней, используя для этого динамику средних индексов цен в мировой тор ­ говле;

определяется примерная потребность в международной ликвидности и на основе этого создается международный резервный фонд в золотых денежных единицах. Видимо, максимальный размер этого фонда не может быть больше суммы отрицательных годовых сальдо платежных балан­ сов стран, исчисленной в виде среднегодовой примерно за последние пять лет. Практическая потребность в такой международной резервной валюте будет меньше на сумму взаимно предоставляемых странами кредитов на выравни­ вание платежных балансов. Необходимый фонд резервной валюты следует создать примерно на 2 5 % в золоте и 75°/о в виде передачи странами выручки в национальных ва­

лютах

от экспорта их товаров;

 

порядок

образования и использования международного

фонда

резервной

валюты должен носить такой характер,

при

котором

ни

одна страна или группа стран не имела

бы

возможности

пользоваться этим фондом в своих о д ­

носторонних

или

корыстных интересах.

При установлении размеров взносов стран в указанный фонд наиболее справедливым следует считать принцип, о с ­ нованный на долевом участии стран во всеобщей мировой торговле. При этом имеется в виду, что удельный вес экспорта товаров любой страны в мировой торговле выра­ жает участие ее во всеобщем международном разделении

труда,

а следовательно, и степень экономического интереса

в этом

разделении.

Решение всех вопросов, связанных с образованием и использованием валютного фонда, а также с обеспечением

устойчивости

золотого содержания и курса международ­

ной денежной

единицы, должно осуществляться всеми

странами на равноправных началах. В этих целях число голосов стран можно было бы установить с учетом удель­ ного веса численности населения каждой страны в общей численности населения мира. При этом решения по всем вопросам должны приниматься квалифицированным боль­

шинством,

не

менее

7 5 %

голосов. Страны с

населением

менее 1°/о

мирового

должны иметь 1 голос,

а страны

с

численностью

населения

свыше 1 0 %

мирового — не

б о ­

лее 10 голосов. Такой порядок установления

численности

голосов в

международной

организации

может

обеспечить

133


всем странам определенное равноправие. При этом ми одна

из стран независимо от ее взноса

в фонд не будет иметь

права

«вето» в нем.

 

 

С

организационной стороны

необходимо

установить

такой

порядок, при котором право

пользования

междуна­

родным резервным валютным фондом предоставить только государственным центральным валютно-финансовым ве­ домствам. Международная резервная валюта не должна продаваться и покупаться на частных денежных рынках. Валютный курс указанной денежной единицы, ее золотой паритет должны быть твердыми, как и новая, экономически обоснованная мировая цена золота, которые могут изме­ няться согласованно, с учетом тенденций товарных цен на мировых рынках и роста производительности труда в золо­

тодобывающей

промышленности. З а все

последствия,

свя­

занные

с девальвацией

или ревальвацией

национальных

о б ­

ратимых

валют,

участвующих в качестве международных

платежных средств, несут

ответственность

соответствующие

государства. При этом обратимой валютой следует

счи­

тать

такую, которая

беспрепятственно

обменивается

од ­

ними

государственными

валютно-финансовыми учрежде­

ниями на золото или другую требуемую валюту в пользу других государственных органов. Видимо, и все межгосу­ дарственные соглашения и договоры о предоставлении займов, средне- и долгосрочных кредитов независимо от того, в какой валюте они предоставляются, должны одно­ временно по соотношению золотых паритетов выражаться в международной золотой резервной валюте с тем, чтобы

страны при последующих

расчетах по займам и кредитам

не имели потерь

или выгод, к которым обычно приводят

девальвации или ревальвации национальных валют.

Установление

новой

международной валютной си­

стемы, построенной на указанных выше принципах, отве­ чало бы интересам капиталистических и развивающихся стран, а также социалистических стран в части их эконо­ мических отношений с этими странами.

Однако для перестройки мировой капиталистической валютной системы, которая отвечала бы интересам всех стран во всеобщем международном разделении труда, не­ обходимо прежде всего ликвидировать в международных валютно-финансовых отношениях господство и засилие империалистических государств во главе с С Ш А .


СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЙ ВАЛЮТНО-ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ

X X I V съезд К П С С уделил большое вни­ мание анализу накопленного опыта экономического сотруд­ ничества социалистических стран и его дальнейшему раз­ витию на основе более эффективного и согласованного ис­ пользования преимуществ социализма и достижений науч­ но-технической революции. В документах и материалах съезда дана высокая оценка достигнутым результатам со­ трудничества братских социалистических стран во всех областях строительства социализма и коммунизма. В них нашли отражение совместно выработанные руководите­ лями коммунистических и рабочих партий и глав прави­ тельств стран — членов С Э В основные принципы и на­ правления дальнейшего углубления и совершенствования экономического и научно-технического сотрудничества,

развития

социалистической экономической

интеграции с

более широким использованием товарно-денежных

отно­

шений,

содержащиеся

в решениях X X I I I

(апрель

1969 г.)

и X X I

V

(май 1970 г.)

сессий Совета Экономической

Взаи­

мопомощи.

Высоких и устойчивых темпов развития экономики и неуклонного повышения материального благосостояния на­ рода братские социалистические страны достигли благо­ даря правильному использованию механизма действия экономических законов социализма и преимуществ социа­ листического ведения хозяйства при сочетании националь­ ных и интернациональных интересов.

Политика социалистического интернационализма пра­ вящих коммунистических и рабочих партий братских стран, последовательное осуществление централизованного народнохозяйственного планирования внутри стран и рас­ пространение его на взаимные межгосударственные эконо­ мические, в том числе валютно-финансовые и кредитные, отношения позволили создать прочные основы тесного

экономического союза, всестороннего экономического и на­ учно-технического сотрудничества в интересах укрепления экономической мощи каждой страны и всего содружества в целом.

Большую роль в организации и укреплении такого со ­ дружества сыграл и играет созданный в 1949 г. социали­

стическими странами Совет

Экономической Взаимопомощи

( С Э В ) . Социалистические

страны, входящие в С Э В , на

первых этапах сотрудничества завершили создание устой­

чивого мирового

социалистического рынка. О н

успешно

развивается на

основе плановых

взаимосвязей

националь­

ных экономик и планомерно организованного

взаимного

товарооборота

по

стабильным

внешнеторговым

ценам.

Братские страны организовали

широкий взаимный обмен

научно-технической

и проектной

документацией,

передав

друг другу в течение двадцати лет десятки тысяч наиме­

нований.

Э т о способствовало ускоренному промышленному

развитию

всех

стран — членов С Э В , превращению ранее

отсталых

аграрных в

развитые

индустриально-аграрные

страны.

В

результате

открылись

широкие

возможности

расширения

и

углубления международного

социалистиче­

ского разделения труда, взаимовыгодного обмена его ре­ зультатами.

По мере накопления опыта экономического и научнотехнического сотрудничества братские страны начали осу­ ществлять более глубокие многосторонние связи в сфере материального производства. Основной экономической формой сотрудничества в этой области явилась координа­

ция

народнохозяйственных

планов стран

С Э В , проводи­

мая

уже в течение ряда

пятилетий. Это

позволило со ­

гласованно и планомерно на двусторонней и многосторон* ней основе осуществлять специализацию и кооперирование производства во взаимных интересах, более широко раз­ вернуть сотрудничество в области взаимной торговли, валютно-финансовых и кредитных отношений. В резуль­ тате быстрыми и устойчивыми темпами стала планомерно

развиваться

торговля

разнообразными

товарами — средст­

вами производства и предметами народного

потребления.

Достаточно

сказать, что если в довоенный период удель­

ный вес взаимной внешней торговли в

общем товарообо ­

роте стран,

ныне входящих в

С Э В , составлял

около

1 5 % ,

то в настоящее время он достиг почти двух

третей

при

абсолютном

росте в

десятки

раз.

 

 

 

136


Все сказанное свидетельствует о том, что успехи в раз ­ витии мировой системы социализма и межгосударственных

отношений нового типа во многом зависят

от всесторон­

него учета и правильного сочетания общих

закономерно­

стей и национальных особенностей социалистического

строительства.

«Теперь мы знаем

не только теоретически,

но убедились

и практически, что

путь к социализму, его

главные черты определяются общими закономерностями, которые присущи развитию всех социалистических стран. Знаем мы также и то, что действие общих закономерно­ стей проявляется в различных формах, отвечающих кон­ кретным историческим условиям, национальным особен­ ностям. Н е базируясь на общих закономерностях, не учи­ тывая конкретно-исторической специфики каждой страны, невозможно строить социализм. Без учета обоих этих факторов невозможно и правильно развивать отношения между социалистическими государствами»1 .

Социалистический способ производства, основной эко ­ номический закон социализма, закон планомерного р а з ­ вития производительных сил и производственных отноше­ ний, закон неуклонного роста производительности общест ­ венного труда и другие экономические законы социализма обусловливают объективную необходимость и возможность выравнивания уровней экономического развития стран и

постепенного сближения

их национальных

экономик. У с ­

пешному решению этой

проблемы способствует

междуна­

родное социалистическое

разделение труда

на

двусторон­

ней и многосторонней основе, расширение и совершенст­ вование всех форм планомерно организованного экономи­ ческого и научно-технического сотрудничества с широким

использованием

валютно-финансовых

и кредитных отно ­

шений.

 

 

 

 

Достигнутый

высокий уровень развития производи­

тельных

сил в

странах — членах С Э В ,

характер социали­

стических

производственных отношений,

актуальность

задач осуществления научно-технической революции, все­ мерного ускорения технического прогресса, повышения эф­ фективности общественного производства и подъема на­

родного благосостояния

делают

жизненно

необходимым

постоянное углубление

и совершенствование

экономиче­

ского и научно-технического сотрудничества

стран — чле-

Материалы X X I V съезда КПСС,

с. 6.

 

137


нов С Э В

и развитие

социалистической

экономической ин­

теграции,

укрепление

их экономических

и научно-техниче­

ских отношений с остальными социалистическими странами. Исходя из этих жизненных потребностей, братские •социалистические страны решили комплексно развивать экономическую интеграцию по коллективно разработанной

долговременной программе.

В Отчетном докладе

Ц К

К П С С

X X I V

съезду партии

отмечалось: «Экономическая

интеграция социалистических

стран — новый

и сложный

процесс.

О н

предполагает и

новый, более

широкий

подход ко многим

экономическим

вопросам, умение находить наиболее рациональные реше­

ния, отвечающие интересам не только

данной страны, но

и всех участников сотрудничества. Он

требует твердой

ориентации на новейшие достижения науки и техники, на наиболее рентабельные и технически передовые виды про­ изводства» '.

Единодушно принятая на

X X V сессии

С Э В

(июль

1971 г.) Комплексная программа развития

социалистиче­

ской экономической интеграции

и предусматривает

реше­

ние коллективными усилиями этих сложных и жизненно важных проблем строительства социализма и коммунизма.

Углубление и расширение социалистической экономи­ ческой интеграции на современном этапе осуществляется с учетом накопленного опыта, основывается на глубоком на­ учном анализе материальных предпосылок, позволяющих развивать интеграционные процессы на качественно но­ вой промышленно-экономической базе, ускорять техниче­ ский прогресс.

Комплексная программа развития социалистической экономической интеграции выражает генеральную линию экономического сотрудничества братских социалистических стран во всех сферах на длительный период. Эта про­ грамма охватывает сферу материального производства, его специализацию и кооперирование, науку и технику, внешнюю торговлю и транспорт, валютно-финансовые и кредитные отношения, проблемы управления и планиро­ вания, правовые, организационные и методологические во­ просы.

Углубление и совершенствование сотрудничества со ­ циалистических стран в области плановой деятельности,

1 Материалы X X I V съезда КПСС, с. 9.

138