Файл: Лосавио Г.С. Эксплуатация автомобилей при низких температурах.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.07.2024
Просмотров: 71
Скачиваний: 0
Г. С. ЛОСАВИО, канд. техн. наук
ЭКСПЛУАТАЦИЯ
АВТОМОБИЛЕЙ ПРИ НИЗКИХ ТЕМПЕРАТУРАХ
М О С К В А « Т Р А Н С П О Р Т » 1973
У Д К 629.113-974.004
Эксплуатация |
автомобилей при низких температурах. Л о с а- |
в и о Г. С. Изд |
- во «Транспорт», 1973; стр. 1—120. |
Вкниге рассмотрены пути и методы повышения работоспособ
ности серийных автомобилей при их эксплуатации в условиях низ ких температур и результаты испытании северных модификации ав томобилей.
|
Предложены |
обоснованные |
технико-эксплуатационные требова |
|||||
ния к конструкции северных модификаций |
автомобилей |
и качеству |
||||||
топлива и смазочных материалов для них. |
|
|
|
|||||
|
Рекомендованы |
пути |
и |
методы повышения |
эффективности |
|||
средств подготовки |
автомобилей к работе при низких |
температурах |
||||||
h |
разработаны |
обоснованные |
технико-эксплуатационные |
требования |
||||
к |
обустройству |
площадок |
для |
безгаражного |
хранения |
автомобилей. |
Кинга предназначена для инженерно-технических работников ав томобильного транспорта и автомобильной промышленности. Рис. 41, табл. 22, библ. 22.
• Л 3 1 8 3 - ° 2 0 |
20-73 |
049(01)-73 |
|
( £ ) Издательство «Транспорт», 1973
П Р Е Д И С Л О В И Е
XXIV съезд Коммунистической партии Советского Союза наме тил грандиозную программу развития всех отраслей народного хо зяйства, в том числе и автомобильного транспорта. Годовой вы пуск автомобилей к 1975 г. превысит 2 млн. шт., а грузооборот на автомобильном транспорте увеличится в 1,6 раза.
Особенно интенсивное развитие народного хозяйства и транс порта планируется в северных и северо-восточных областях стра ны. В Советском Союзе около 80% грузовых автомобилей и авто бусов эксплуатируются в зонах с довольно продолжительным хо лодным периодом. Хранение же (содержание) автомобилей в меж сменное время в основном безгаражное. Проблемы безгаражного хранения автомобилей в ближайшие годы станут еще более остры ми в связи с резким увеличением выпуска автомобилей.
Суровые климатические и сложные эксплуатационные, условия работы автомобилей при низких температурах-выдвигают весьма высокие требования к надежности и работоспособности-всех агре гатов автомобилей, к качеству горюче-смазочных и других эксплу атационных материалов. Высокие требования предъявляются и к оборудованию безгаражных стоянок, особенно к средствам облег чения пуска двигателей, а также подготовки двигателей и других агрегатов автомобилей к работе в условиях низких температур..
Не менее важное значение приобретают вопросы приспособле ния серийных автомобилей к эффективной-их эксплуатации в зим нее время. Разработка технико-эксплуатационных требований к се верным модификациям автомобилей, создаваемым на базе серий ных, изучение результатов .их испытаний при низких температурах, обоснование технико-эксплуатационных требовании к средствам обеспечения работоспособности автомобилей зимой при их безга ражном содержании и научный анализ результатов испытания этих средств, безусловно, помогут быстрейшему решению сложных проблем зимней эксплуатации подвижного состава автомобильно го транспорта.
Рекомендуемые на основе испытаний конструктивные и техно логические решения различных узлов автомобилей, повышение ка чества горюче-смазочных материалов, разработка режимов эксплу атации автомобилей и вспомогательных средств их подготовки к работе в зимнее время будут способствовать созданию новых кон струкций автомобилей с более высокими эксплуатационными, ка чествами и использованию их с большей эффективностью.
3
Все указанные выше вопросы с достаточными для широкого круга читателей подробностями освещены в предлагаемой книге. Она может представить интерес для инженерно-технических работ ников автомобильного транспорта, автомобильной промышленно сти и других смежных отраслей техники.
Книга является обобщением результатов многолетнего труда автора в НИИАТе по испытаниям автомобилей, автомобильных материалов и средств обеспечения работоспособности автомобилей в зимнее время. Работая над рукописью, автор обобщил также ис
следования других |
инженеров |
и коллективов (НАМИ, |
ЧПИ, авто |
заводов). Особую |
признательность автор выражает |
рецензентам |
|
книги проф. Г. В. |
Крамаренко |
и доц. В. А. Николаеву, полезные |
|
замечания которых |
позволили |
существенно улучшить |
рукопись. |
Г Л А В А I
КЛИМАТИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯНА ТЕРРИТОРИИ СССР
Советский Союз характеризуется исключительным разнообра зием климатических условий. Так, в крайних северных районах страны продолжительность зимнего периода со снежным покровом превышает 300 дней в году, температура воздуха опускается ниже —60°С. В южных районах зимний период не превышает 40 дней в году; средняя температура воздуха в январе, как правило, не опу скается ниже —5°С, а снежный покров нередко отсутствует.
Климатические условия существенно влияют на организацию эксплуатации автомобильного транспорта и вынуждают формули ровать определенные технико-эксплуатационные требования к кон струкции автомобилей, эксплуатируемых в условиях той или иной суровости климата. С этой точки зрения полезно воспользоваться разработанными в М Г У доц. В. O L Бурхановым методом и шкалой оценки суровости климата. Суровость климата (суровость момен та) определяется в баллах по эмпирической формуле
7 R б Р р /
где Д — эмпирический температурный коэффициент;
/— температура воздуха, °С;
а— энергетический ветровой коэффициент (эмпирический коэффициент, характеризующий влияние ветра) ;
V — скорость ветра, м/сек;
р— эмпирический коэффициент влияния влажности на эксплуатацию машин;
/— абсолютная влажность;
|
Y — коэффициент влияния радиации; |
|||
|
R— |
суммарная радиация; |
|
|
|
ô — коэффициент барометрического давления; |
|||
|
р—'барометрическое |
давление |
для высокогорных районов, |
|
А — |
кГ/см2) |
|
|
|
коэффициент перевода разноразмерных величин, вошед |
||||
|
|
ших в формулу, в безразмерные. |
||
Территорию СССР принято делить на три климатические зоны: |
||||
северную, зону умеренного |
климата |
и южную *. |
||
* |
Эксплуатационные условия ю ж н о й климатической зоны, как не относящие,- |
|||
ся к |
рассматриваемой теме, анализироваться в книге не будут . |
S
С Е В Е Р Н А Я К Л И М А Т И Ч Е С К А Я З О Н А
К северной зоне отнесены все районы, ограниченные с юга изо
термой января — 20°С, т. е. районы, в |
которых |
средняя |
темпера |
тура января не выше —20°С. С учетом |
суровости |
климата |
(харак |
теризуемой температурой воздуха, скоростью и направлением вет ра, влажностью и другими параметрами) в северной зоне выделя ют четыре подзоны для определения требований к применяемым в них автомобилям и средствам их хранения.
Первая подзона — арктическая с наивысшей |
суровостью кли |
|||
мата. Средняя годовая суровость здесь |
составляет от |
3,5 до 4,6 |
||
балла (по |
шкале суровости климата), |
а максимальная |
суровость |
|
в зимний |
период — от 5,3 до 7,8 балла. |
Эта зона |
занимает северо |
океанскую прибрежную тундру, охватывает Чукотский п-ов, побе режье Восточно-Сибирского моря и моря Лаптевых, п-ова Таймыр, Гыданскнй, Ямал, северную часть Югорского п-ова, о. Вайгач.
В арктической подзоне зима длится до 315 суток, а минималь ная температура опускается до —60°С. Сезонномерзлые грунты со храняются до 10,5 месяца. В первой подзоне отмечаются сравни тельно небольшие грузопотоки, поэтому на ближайшие годы здесь не планируется строительство автомобильных дорог постоянного типа. Автомобильный транспорт работает в основном по времен ным дорогам (зимникам).
К применяемым в арктической подзоне автомобилям' и сред ствам их хранения нужно предъявлять особенно высокие технико-
эксплуатационные |
требования |
в |
целях обеспечения бесперебойной |
||
работы |
подвижного состава |
в |
тяжелейших |
эксплуатационных |
|
условиях. |
В этой |
подзоне, точнее |
в северной ее |
части, бесперебой |
но работать могут только специальные автомобили северной моди фикации, в основном дизельные большегрузные, автобусы малой и средней вместимости, приспособленные для эксплуатации в усло виях особо низких температур. Причем это возможно лишь при использовании специальных эксплуатационных материалов в моро зостойком выполнении и при хранении автомобилен в отапливае мых гаражах.
Вторая подзона — субарктическая с. высокой суровостью кли мата. Здесь среднегодовая суровость находится в пределах 2,5—3,5 балла, а максимальная суровость в зимний период состав ляет от 3,5 до 5,6 балла. Минимальная температура воздуха опус кается до —70°С. Зима в субарктической подзоне длится до 280 су ток. Снежный покров и сезонномерзлые грунты сохраняются до де
вяти месяцев. Подзона |
занимает большую |
площадь, |
чем первая, |
||
и отличается, насыщенными грузопотоками |
с большой |
длиной |
рей |
||
са (до 2 тыс. км) как по дорогам с твердым |
покрытием, так |
и по |
|||
временным _ зимним дорогам. В эту подзону |
входят |
южная |
часть |
||
Мурманской обл., Ненецкий национальный |
округ (без его север |
||||
ной части — Югорского |
п-ова), южная часть |
Ямало-Ненецкого и |
|||
северная половина Ханты-Мансийского национальных |
округов, Тю- |
6
эдемская обл., северная часть Красноярского края (без Таймыра), центральная часть Якутской АССР, Магаданская обл.
В субарктической подзоне, как и в арктической, наиболее целе сообразно использовать специальные автомобили северных моди фикаций, в основном дизельные большегрузные и автобусы малой и средней вместимости, приспособленные для работы в условиях •особо низких температур. В этой зоне частично возможно и безга ражное хранение части «северных» автомобилей, находящихся •большую часть времени в длительных рейсах или имеющих непро должительную ночную стоянку. К этой группе относятся, напри мер, автобусы или грузовые автомобили, работающие в две смены. •Следует особо подчеркнуть, что в северной зоне наиболее пред почтительна двухсменная работа автомобилей. Основная часть автомобилей, особенно эксплуатируемых вне населенных пунктов, должна быть в «северном» исполнении. Автомобили в стандартном исполнении могут эффективно использоваться только в населенных пунктах с гаражным их содержанием.
Третья подзона — северная со средней годовой суровостью 2,2—2,5 балла. Максимальная суровость этой подзоны достигает 3,1—4,7 балла. Зима длится здесь до 240 суток, а температура снижается до —55°С.
Сезонномерзлые грунты в северной подзоне сохраняются до восьми месяцев. Грузопотоки в этой подзоне более интенсивные, чем в рассмотренных ранее. К автомобилям и средствам их хране ния предъявляются примерно такие же требования, как и для вто рой подзоны. Но при этом следует учитывать вероятность частых и внезапных метелей, сильных ветров и снежных заносов.
К третьей подзоне относятся северная часть Карельской АССР, западная половина Мурманской и средняя часть Архангельской областей, северная часть Коми АССР, южная часть Ханты-Ман сийского национального округа, Тюменская обл., северная поло вина Томской обл., часть Красноярского края, южные и восточные • районы Якутской АССР, юго-западная часть Магаданской обл.,. часть Хабаровского края, Корякский национальный округ, восточ
ная половина |
Камчатки. |
|
|
Мерзлотные условия грунтов позволяют |
вести в третьей |
подзо |
|
не дорожное |
строительство и организовать |
эксплуатацию |
дорог. |
Б этой зоне целесообразно использовать «северные» модификации дизельных автомобилей, если они эксплуатируются вне населенных пунктов, с безгаражным содержанием. Стандартные автомобили можно эксплуатировать с обоими видами хранения.
Четвертая подзона — умеренно суровая. Она расположена, вдоль южной окраины северной территории СССР. Средняя годо вая суровость здесь не ниже 1,6—2,2 балла (для сравнения ука жем, что показатель средней суровости для Москвы равен 1,9, а максимальный — 3,3 балла).
Снежный покров и сезонномерзлые грунты в четвертой подзоне сохраняются до шести месяцев, а минимальная температура снн-
т '