Файл: Крылов К.А. Повышение износостойкости деталей самолетов.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.07.2024
Просмотров: 180
Скачиваний: 1
пытаний (характер нагружения, смазка) не соответствовали ре ально существующим в шарнирах самолетных конструкций.
Данные испытания показали, что в исследованных пределах, с увеличением исходного зазора в шарнире наблюдается тенден ция к увеличению интенсивности его изнашивания (табл. 3).
Т а б л и ц а . 3'
Влияние величины начального зазора на интенсивность изнашивания шарнира
Величина зазора и шарнире (.и/с.и) при длительности работы Ч
0. |
0,5 |
1 |
2 |
4 |
6 |
8 |
10 |
12 |
14 |
25 |
39 |
45 |
._51 |
56 |
60 |
65 |
67 |
71 |
73 |
50 |
66 |
73 |
S0 |
86 |
92 |
97 |
100 |
107 |
ПО |
90 |
109 |
116 |
121 |
128 |
134 |
141 |
147 |
154 |
160 |
|
т |
О . |
|
Я п »- |
|
|
*=: |
Ч |
іб |
«о»., |
|
“ = те • |
||
|
л X а |
|
75 |
|
50 ■" |
115 |
|
65 |
168 |
|
7S |
П р и м е ч а н и е . Приведенные в таблице значения |
зазора в шарнире явля |
ются, средними по пяти-шести испытаниям для каждого |
начального зазора. |
Ид полученных результатов можно сделать следующие прак тические выводы:
1) для повышения износостойкости и долговечности шарниров при.ремонте самолетов следует собирать их на нижнем пределе допуска на зазор, заданного конструктором; .
2)прекратить там, где это возможно, пользование ремонтны ми, как правило, увеличенными зазорами;
3)имея в виду все возрастающие межремонтные ресурсы сан молетов, целесообразно при ремонте собирать шарниры (в кото рых зазоры заданы третьим классом точности изготовления дета лей) по второму классу точности.
Все эти опыты были проведены при однократном заполнении шарнира смазкой. В процессе опыта смазка загрязнялась продук тами изнашивания и тем больше, чем интенсивнее оно приходи ло. В то же время в реальных конструкциях смазка в шарнирах периодически обновляется.
Для еще большего приближения условий испытаний-к реаль ным была проведена серия опытов с периодически возобновляемой смазкой в шарнире. Испытания проводились при тех же условиях трения, что и в предыдущих случаях, но смазка продавливалась через шарнир диаметром 20 мм с помощью специальной масленки после каждых двух часов изнашивания.
Полученные в этих опытах результаты в принципе подтверди ли выявленные выше закономерности процесса изнашивания. Из менился лишь темп возрастания зазора в связи с тем, что в дай-’ ном'случае каждые 2 ч в зазор подавалась вместе со смазкой новая порция абразива, не затупленного и не разрушенного тре нием.
47
8. ПОВЫШЕНИЕ ДОЛГОВЕЧНОСТИ БРОНЗОВЫХ (ВТУЛОК ШАРНИРОВ ПУТЕМ ИХ ВОССТАНОВЛЕНИЯ ПРИ РЕМОНТЕ
При ремонте самолетов часто приходится браковать бронзовые втулки, работавшие в шарнирных узлах. Причиной этой браковки является увеличение их внутреннего диаметра свыше допустимых ремонтных значений из-за износа, а также наличие на поверхности трения глубоких рисок, вмятин, выработок и других дефектов, воз никших при эксплуатации.
Методов восстановления изношенных втулок, приемлемых для ремонтных заводов, пока не было. Известные способы электроли тического осаждения на бронзу сплава меди с оловом или фрик ционного бронзирования позволяют наносить лишь тонкие слои покрытия, что не решает задачи. Кроме того, желательно, чтобы восстановленный слой был близок по структуре к исходной брон зе и не содержал дефицитного олова.
Методом электрометаллизации молено наносить на металли зируемую поверхность или непосредственно слой бронзы, или по лучать соответствующего состава псевдосплав. Этим методом можно получить слой любой необходимой толщины, при этом про цесс восстановления может быть механизирован.
Металлизационные покрытия пористы, хорошо удердшвают смазку, обладают хорошими антифрикционными свойствами. Не достатком их являются высокие внутренние напряжения, нерав номерная сцепляемость с основным металлом из-за загрязнения металлизационного слоя окислами. При тяжелых режимах трения это молсет привести к отслаиванию покрытия. Кроме того, метал лизационные слои обычно имеют невысокую прочность на разрыв и отличаются хрупкостью.
Этим и объясняется то, что опособ электрометаллизации не на шел применения для восстановления размеров деталей при авиа ремонте.
Отсутствие способов восстановления бронзовых втулок вызы вает необходимость при ремонте самолетов изготавливать их в большом количестве из пруткового металла или соответствующих заготовок, расходуя для этой цели значительное количество бронзы.
Группой авторов [52] разработан гальванодиффузионный спо соб восстановления размеров бронзовых втулок, свободный от ука занных выше недостатков, и использующий хорошо освоенные в авиаремонте технологические приемы.
В основу способа положены два последовательно проводимых технологических процесса: гальваническое меднение и диффузион ное алитирование. Ограничиться только наращиванием на деталь слоя меди нельзя из-за ее низких антифрикционных свойств и не достаточно прочного сцепления, особенно при больших толщинах. Для улучшения антифрикционных свойств меди и повышения твердости производится диффузионное легирование ее алюминием, в результате чего медный слой превращается в алюминиевую
48'
бронзу. В процессе алитирования, выполняемого при значительной температуре, на границе слоя меди и основной бронзы протекают диффузионные явления, что обеспечивает прочное сцепление пок рытия.
Подлежащие восстановлению втулки зачищают абразивной шкуркой, отдельные глубокие риски и вмятины плавно выводят шабером. Затем втулки монтируют на подвеску для электролити ческого меднения, производят электрохимическое обезжиривание втулок, промывку их, протравливание в смеси кислот и еще раз промыва ют. После этого выполняют меднение в сернокислом эле ктролите стандартного состава. Длительность меднения выбирают в зависимости от необходимой толщины слоя с учетом последую щей механической обработки втулок.
В большинстве случаев, исходя из статистических данных по износу втулок шасси самолетов разных типов, нанести слой меди толщиной 0,4—0,5 мм оказывается достаточным.
Втулки с наращенным слоем меди устанавливают в контей нер из нержавеющей стали и засыпают алтирующей смесыо на основе алюминиевой пудры. Герметически закрытый контейнер помещают в печь и выдерживают его при заданной температуре в течение 2 ч. В этих условиях происходит диффузионное леги рование меди алюминием и образование слоя по структуре и ме ханическим свойствам близкого к исходной алюмііниевожелезогшкелеиой бронзе.
Алитирующую смесь готовят путем смешения в соответствую щей пропорции отожженной и свежей алюминиевой пудры ПАК-4 с добавлением небольшого количества хлористого аммония.
По окончании алитирования контейнер с втулками извлекают из печи II охлаждают на воздухе. Затем его разбирают. При необ ходимости может быть проведена дополнительная термическая об работка втулок для повышения твердости наращенного слоя. Тер мообработка заключается в закалке втулки при температуре 900°С в воде или масле и старении при температуре 300°С в те чение 1—2 ч.
Восстановленные втулки подвергают токарной обработке для получения необходимых размеров, сверлят в них маслопроводя щие отверстия, нарезают маслораспределительные канавки.
’Исследования восстановленных втулок показали, что наращен ный слой весьма прочно сцеплен с основным металлом. При микроструктурных исследованиях граница между нанесенным слоем и основным металлом была почти не видна, алюминий в медной основе был распределен равномерно. Твердость нанесенного слоя без дополнительной термической обработки составляла 200— 220 кГ/мм2, после термообработки 290—330. кГ/мм2.
Износостойкость наращенного слоя в различных условиях из нашивания при трений по закаленной стали и электролитическо му хрому, а также способность его удерживать смазку не уступа ли исходной бронзе БрАЖН 10-4-4.
4—700 |
49 |
На рис. 28 показаны кривые изнашивания образцов из бронзы и алитированной меди, работавших по стали ЗОХГСНА и элект ролитическому хрому, в условиях возвратно-вращательного и воз вратно-поступательного движения.
Рис. 2$. Кривые изнашивания образцов при возвратно-'вращателыюм (а) и воз вратно-поступательном (б) двнжешш:
/ — бронза по стали; 2 — бронза по хрому; 3 — медь алитированная по стали; 4 — медь али тированная по хрому (/ — образец из бронзы или алитированной меди; I I — образец из стали)
Испытания при возвратно-вращательном движении проводи лись на стенде, конструкция которого показана на рис. 25, с изме ненной системой подачи смазки. В данном случае смазку (ЦИАТИМ-201 с добавлением 2% по весу абразивного порошка КП-3) подавали в зону трения с помощью пресс-масленки (см. схему на рис. 28, а). Продавливание смазки производилось через каждые 2 ч испытания, что позволяло периодически вводить в за зор новую порцию абразива, т. е. приблизить условия трения к ра боте шарнира в реальной 'эксплуатации. Испытания проводились при статической нагрузке на шарнир Р = 50 кГ, динамической, соответствующей моменту инерции рамы, /=0,26 кГ-см-сек2 и числа качаний рамы — 360 в минуту. При этом диаметр шарнира был 20 мм, а ширина изнашиваемого пояса втулки 5 мм.
В данных условиях износостойкость алитированной меди ока залась практически равной износостойкости бронзы. Разброс ве личин износа алитированных образцов был очень небольшим (на рис. 28, а зона разброса заштрихована), что говорит о стабиль ности свойств наращенного слоя.
Испытания при возвратно-поступательном движении проводи лись на машине 77МТ-1 [13] с измененной конструкцией образ цов и системой подвода смазки (см. рис. 28, б). Эти изменения позволяли ускорять приработку образцов и подавать смазку не посредственно в зону трения. Испытания велись при удельном
50
давлении 31,2 кГ/см2, скорости трения 115 двойных ходов нижнего образца в минуту при длине хода 80 мм. Смазку — жидкость АМГ-10— подавали капельным способом через масленки по че тыре-пять капель в минуту в обе зоны трения. Величина износа образца определялась с помощью индикаторного приспособления без разборки узла трения.
При этих испытаниях износостойкость алитированной меди при трении по закаленной стали ЗОХГСНА и электролитическому хро му оказалась даже выше, чем у бронзы БрАЖН 10-4-4.
При испытании на машине МИ-1 алитированные образцы ,в па ре с роликами из стали ЗОХГСНА показали несколько более высо кий коэффициент трения, чем бронза БрАЖН10-4-4 (рис. 29). Од нако алитированная медь при работе со смазкой ЦИАТИМ-201 оказалась более устойчивой против заедания, чем бронза.
Рис. |
29. Зависимость коэффициента трения (/) от удельного давления (Р) при |
работе бронзы БрАЖНLO-4-Ф (кривые 1 и 4) н алитированной меди (кривые 2 |
|
и 3) |
по стали ЗОХГСНА; кривые 1 и 2 — испытания со смазкой ЦИАТИМ-201? |
|
кривые 3, 4 — со смазкой ЦИАТИМ-І20Э |
При работе с маслом АМГ-10 коэффициент трения бронзы и алитированной меди п-о стали ЗОХГСНА был практически одина ковым.
Эксплуатационная проверка в узлах шасси самолета показала, что восстановленные этим способом, втулки не уступают по изно состойкости новым бронзовым втулкам. Данным способом можно восстанавливать не только втулки шарнирных соединений, но и другие, работающие на изнашивание, детали из алюминиевых бронз БрАЖН 10-4-4 и БрАЖМц-10-3-1,5.
4* |
51 |