Файл: Крылов К.А. Повышение износостойкости деталей самолетов.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.07.2024
Просмотров: 184
Скачиваний: 1
Наряду с этим в практике эсплуатации техники приходится наблюдать случаи, когда даже при весьма незначительной рас четной номинальной погонной нагрузке происходит интенсивное изнашивание шлицев. При этом на других объектах того же типа техники, в той же шлицевой паре износа почти не обнаруживается, а при исследованиях изношенных деталей никаких отклонений в качестве материала, химикотермической' обработке шлицев не выявляется. Изнашивание в этих случаях также происходит при фреттинг-коррозии, но уже с доминирующими адгезионными и аб разивными процессами. На поверхностях изношенных шлицев на блюдаются язвенные углубления, налипание частиц металла смежной детали, риски абразивного происхождения, продукты окисления металла.
Процесс изнашивания и его интенсивность определяют в этих случаях схватывание металлов на локальных участках контакта, разрывы образующихся связей, а также абразивное действие на липших упрочненных частиц металла.
До настоящего времени причины иногда повышенного изнаши вания шлицев в шлицевых парах были недостаточно ясны. Вслед ствие этого меры борьбы с износом не имели должного обоснова ния и часто носили эмпирический характер. Устранять повышен ный износ шлицев пытались увеличением длины шлицевого сопряжения, введением более крупных шлицев, повышением твер дости поверхностного слоя их материала, улучшением смазки пары трения, а также применением различных гальванических покрытий и т. д. При этом назначение тех или иных мер не увя зывалось с характером процессов, происходящих на поверхностях трения. Вследствие этого принимаемые меры давали некоторый положительный эффект, несколько повышали износостойкость шлицев и увеличивали долговечность шлицевых пар, но не приво дили к кардинальному решению вопроса. В шлицевых парах с усиленными шлцами и улучшенной смазкой приходилось наблю дать столь же интенсивное изнашивание, что и в неусиленных. Иногда шлицы изнашивались полностью за короткий период ра боты, что приводило к разрыву кинематической цепи сопрягаемых деталей.
2. ХАРАКТЕР ИЗНАШИВАНИЯ И ВЕЛИЧИНА ИЗНОСА ШЛИЦЕВ
Изнашивание шлицев (интенсивность процесса, характер и то пография износа) наиболее удобно рассмотреть на примере шли цевых соединений вала-рессоры турбовинтового двигателя. Этот вал имеет достаточно крупные шлицы и значительную длину шли цевого сопряжения, а это позволяет оценить не только абсолют ную величину износа, но и распределение его по поверхности тре ния, выявить зоны повышенного износа, ведущий и сопутствую щие процессы разрушения поверхности. Вместе с этим достаточно большой ресурс работы двигателей данного типа до ремонта и между ремонтами, а также значительное число этих двигателей,
S3
эксплуатирующихся в различных климатических районах страны,, позволяют получить более точные данные по износу шлицев даже при малой интенсивности их изнашивания, использовать статисти ческие методы обработки результатов наблюдении. Кроме того, вал-рессора имеет три шлицевых сопряжения со смежными дета лями, что весьма удобно для накопления статистического материа ла и оценки влияния условий работы.
Вал-рессору (рис. 33) изготовляют из стали 40ХНМА и тер мически обрабатывают. Имеющиеся на концах ее шлицы азотиру ют на глубину 0,5-0,8 мм и, как правило, покрывают слоем элек тролитическом меди. Шлицы переднего конца вала 1 входят в за цепление со шлицами ведущего зубчатого колеса редуктора, а
Рис. 33. Общий вид вала-.рессоры
шлицы заднего конца 2 зацепляются со. шлицами ступицы диска первой ступени ротора компрессора. Кроме того, на шлицы зад него конца вала (зона А) устанавливают ведущее коническое зуб чатое колесо центрального привода агрегатов, расположенных на лобовом картере двигателя.
Ведущее зубчатое колесо редуктора и коническое колесо цент рального привода изготовляют из стали 12Х2Н4А, шлицы колеса редуктора цементируют (HRC58). Шлицы конического колеса име ют твердость материала HRC32—41.
Диск первой ступени компрессора изготовляют из стали Х17Н2 (HRC33—39).
В процессе работы двигателя происходит изнашивание шли цев всех трех шлицевых соединений. Иногда величина износа пос ле отработки двигателем межремонтного ресурса является значи
тельной. |
Измерения |
большого числа |
вала-рессор |
и |
сопряженных |
|
с ним деталей показали, что износ шлицев вала, |
зубчатых |
колес |
||||
и диска |
компрессора |
распределяется |
неравномерно |
по их |
длине |
и высоте1. Износ шлицев вала-рессоры, контактирующих со шли цами ведущей шестерни редуктора, имеет наибольшие значения у торцов шлицевого соединения. В средней части шлицев по их длине наблюдается минимальный износ. Больше изнашивается часть шлица, примыкающая к его вершине. В зоне ножки шлица износ минимальный.
Аналогичным образом распределяется износ по поверхности шлицев вала-рессоры в шлицевом соединении его с ротором ком прессора: максимальный износ — у концов соединения, минималь ный— в средней его части (рис. 34).
1 Подбор фактических данных по износу и статистические исследования вы полнены совместно с М. Е. Хаймзоном.
63
Несколько иная топография износа шлицев наблюдается в сое динении вала-рессоры с конической шестерней центрального при
вода. |
Максимум |
износа имеет место здесь у одного |
конца |
соеди |
|||||||||
|
|
|
|
|
нения (со стороны ротора компрессора), |
||||||||
|
|
|
|
|
минимум— у другого конца. Больше |
изна |
|||||||
|
|
|
|
|
шивается |
вершина |
шлицев, |
меньше — |
|||||
|
|
|
|
|
ножка. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Различный характер распределения из |
||||||||
|
|
|
|
|
носа по длине шлицев свидетельствует о |
||||||||
|
|
|
|
|
различных |
условиях |
контактирования под |
||||||
|
|
|
|
|
нагрузкой деталей, образующих шлицевое |
||||||||
|
|
|
|
|
соединение. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Существенная неравномерность величи |
||||||||
|
|
|
|
|
ны износа шлицев наблюдается и в преде |
||||||||
|
|
|
|
|
лах одной детали. Разброс в величине мак |
||||||||
|
|
|
|
|
симальных значений износа шлицев одной |
||||||||
|
|
|
|
|
детали составляет 300—400%. С увеличе |
||||||||
|
|
|
|
|
нием величины износа относительная не |
||||||||
|
|
|
|
|
равномерность |
его |
|
распределения |
между |
||||
„ |
|
|
„ |
|
шлицами уменьшается. Характер иэмене- |
||||||||
34. |
|
ния |
величины |
износа шлицев |
по |
окружио- |
|||||||
Рис. |
Распределение |
сти напоминает синусоидальныи. |
г |
||||||||||
износа |
(б) |
по длине (I) |
|
|
|||||||||
шлицев вала-рессоры: |
Наиболее интенсивный износ наблюда |
||||||||||||
■а— в |
|
соединении с |
ро |
ется у шлицев заднего конца вала-ірессоры |
|||||||||
тором |
|
компрессора; |
б — |
в зоне взаимодействия со шлицами веду |
|||||||||
а соединении с шестер- |
щей |
конической |
шестерни |
центрального |
|||||||||
.ней |
центрального |
при |
|||||||||||
|
|
вода |
|
привода. Величина |
износа за |
ресурс |
рабо- |
ты в наиболее іподверженной изнашиванию зоне шлицев достигала иногда одного и более миллиметров.
Данное шлицевое соединение имело длину 15 мм.' Погонная нагрузка, действующая на шлицы от передаваемого крутящего момента, при условии его равномерного распределения между шлицами и по их длине составляла порядка 5 /<Г/см. Позднее длина шлицевого соединения была увеличена до 25 мм. Однако
это решение |
лишь несколько повысило износостойкость шлицев, |
не устранив |
их износа. Удлиненные шлицы у отдельных экземп- |
Рнс. 35 Износ шлицев |
вала-рессоры: |
а — при длине шлицевого соединения .16 мм; |
б — при длине шлицевого соедине |
ния 25 мм |
|
64
ляров деталей изнашивались так же интенсивно, что и укорочен ные, и величина их износа при отработке межремонтного ресурса была иногда боле 1 мм (рис. 35).
Малоэффективным оказался и дополнительный подвод смазки в трущуюся пару.
Износ шлицев вала-рессоры, сопрягаемых со шлицами ступи цы первой ступени ротора компрессора, за 5 тыс. ч работы дости гал иногда 0,4 мм при среднем износе 0,22 мм. Зависимость уве- лпчения'-велнчины износа шлицев этого соединения от продолжи тельности работы вала-рессоры показана на рис. 36. Средняя кривая изнашивания обозначена сплошной линией, верхняя дове рительная граница поля рассеивания — пунктирной. Из рисунка видно, что эта зависимость носит экспоненциальный характер.
Рис. 36. Износ (6) шлицев вала-рессоры, соединяемых с ротором компрессора, в завнс-пдіостіг от’продолжительности работы (/)
Износ шлицев ротора компрессора за тот же период работы достигал 0,30—0,35 мм при средней величине его 0,12 мм.
Шлицы переднего конца вала-рессоры, сопрягаемые с ведущей шестерней редуктора, изнашивались за 4,5—5 тыс. ч работы в среднем до 0,18 мм. В отдельных наиболее неблагоприятных слу чаях износ йх достигал' 0,35 мм. Аналогичный по величине износ
5-700 |
65 |
был и у шлицев шестерни редуктора. Зависимость величины изно са шлицев этого соединения от наработки носила также экспонен циальный характер.
Статистическая обработка результатов измерении показала, что распределение износа шлицев деталей, как правило, подчи няется нормальному закону. Процесс изнашивания носит случай ный характер и, как это видно из рис. 36, обладает большим рас сеиванием. Последнее свидетельствует о существенно различных условиях изнашивания у разных экземпляров одноименных шли цевых соединений. Имея в виду, что спектр и величина передавае мого крутящего момента у разных экземпляров шлицевых соеди нений примерно одинаковы, качество изготовления шлицев во всех случаях соответствовало заданным техническим условиям, а тем пературный режим и условия смазки также одинаковы, объяс нить подобное рассеивание величины износа, видимо, возможно только различными условиями контактирования шлицев в соеди нении.
С увеличением времени работы шлицевого соединения непре рывно рос износ шлицев деталей (табл. 4). Скорость изнашивания вначале была высокая, затем постепенно уменьшалась, что гово рило о приработке пары, а после в течение длительного периода установившегося изнашивания эта скорость постепенно возраста ла. Приработка продолжалась весьма длительное время 0000 я и более), что связано со специфическими условиями процесса из нашивания в шлицевой паре. На этапе установившегося изнаши
вания участка |
с постоянной |
скоростью |
процесса не |
наблюдалось. |
|
|
|
|
|
|
Т а б л и ц а 4 |
Износ шлицев вала-рессоры и ведущей шестерни редуктора |
|||||
|
после различной продолжительности их работы |
|
|||
Длительность |
Средним износ |
шлицев |
Прирос»' в е л и ч и н ы износ.) ш л и ц е в |
||
|
|
|
|
|
|
работы шлицевой |
|
|
|
|
|
пары, ч |
вала-рессоры, |
ведущей шестерим |
вала-рессоры, |
ведущей шестерни |
|
|
ми и |
редуктора, мим |
мим |
редуктора, мим |
|
5 0 0 |
2 5 |
|
2 1 |
2 5 |
2 1 |
1 0 0 0 |
5 6 |
|
4 3 |
3 1 |
2 2 |
1 5 0 0 |
8 0 |
|
5 4 |
2 4 |
1 1 |
2 0 0 0 |
9 1 |
|
6 5 |
1 1 |
1 1 |
2 5 0 0 |
1 0 3 |
|
7 8 |
1 2 |
1 3 |
3 0 0 0 |
1 1 6 |
|
9 4 |
1 3 |
1 6 |
3 5 0 0 |
1 3 2 |
|
1 1 2 |
1 6 |
1 8 |
4 0 0 0 |
1 5 2 |
|
1 3 8 |
2 0 |
2 ( 1 |
4 5 0 0 |
1 7 7 |
|
1 6 8 |
2 5 |
3 0 |
Неуклонное возрастание скорости изнашивания шлицев после окончания приработки связано с изменением условий работы па ры и, в первую очередь, со снижением твердости упрочненного при изготовлении поверхностного слоя материала по мере удаления от поверхности шлица.
66
Интенсивное изнашивание шлицев вала-рессоры и сопрягаемых с ним деталей приводило к преждевременному забраковываншо их при ремонте. Полное изнашивание шлицев в сопряжении валарессоры с ведущей шестерней центрального привода являлось причиной прекращения передачи вращения к агрегатам, располо женным на лобовом картере двигателя.
Износ шлицев приводил к их обламыванию или даже разруше нию детали.
В этом случае в зоне перехода изношенной поверхности к не изношенной образовывался уступ, от которого при определенных условиях нагружения зарождались усталостные трещины. Такие трещины возникали иногда на шлицах переднего конца вала-рсс- соры. Зародившись в районе уступа, они приводили к усталост ному обламыванию части шлица. Затем от его острых кромок зарождались вторичные трещины усталости, развивались в ободе венца и в стержне вала-'рессоры.
Значительному изнашиванию подвергались при работе шлицы приводных рессор различных агрегатов систем самолетов и дви гателей. Причем эти рессоры были изготовлены из различных ста лей, шлицы их упрочнены способами химико-термической обработ ки— цианированием, азотированием.
Одновременно со шлицами рессор изнашивались и внутренние шлицы сопряженных деталей — шестерен, роторов. Иногда про цесс изнашивания протекал столь интенсивно, что шлицы полно стью изнашивались до истечения установленного агрегату ресурса и его приходилось заменять досрочно.
На рис. 37 показана трансмиссия турбогенераторной установ ки, состоящая из валов ротора турбины и вентилятора, соединяе мых с помощью шлицев. Опоры этих валов установлены в разных
Рис. 37. Схема трансмиссии турбогенераторной установки, собранном с перекосов осей роторов турбины н вентилятора:
/1 I! Б — посадочные |
поверхности в корпусе турбины, |
В — посадочные |
повердаір'- |
|
стн в корпусе редуктора |
|
|
корпусах: вал ротора турбины 1— на двух роликовых |
подшип |
||
никах 2 одного корпуса, а вал вентилятора |
3 —на одном |
шарико |
|
вом подшипнике |
4 другого корпуса. Свободный конец вала вен |
5* |
67 |