ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.07.2024
Просмотров: 148
Скачиваний: 0
проводящих термопластических полимеров и растворе ние или диспергирование органических п неорганиче ских фотопроводннков в термопластических материалах
В качестве фототермопластиков можно также использовать ма териалы, полученные па основе фотоэлектретов и сред с устойчивой проводимостью [Л. 32]. Фотоэлектретиое состояние, как известно, может быть достигнуто двумя путями. Изображение получают либо непосредственно выборочной поляризацией освещенных участков, либо равномерной поляризацией фотопроводннкового слоя с после дующей деполяризацией выборочных участков при их освещении.
|
|
|
в) |
|
Рис. 1-12. Схема фотопластиче- |
Рис. 1-13. |
Три вида наблюдае |
||
ской записи. |
мой формы рельефа при фото- |
|||
а — экспонирование изображения; |
пластической |
записи на |
слоях |
|
б — проявление записи. |
толщиной |
в |
четверть |
длины |
|
волны света |
считывающего |
||
|
источника. |
|
|
|
Например, в работе [Л. 41] запись информации на термопластиче ском слое предлагается осуществлять путем селективном нейтрали зации электрически поляризованного деформируемого слоя.
Интересной с физической точки зрения разновидностью фотопластической записи является запись на тонких пленках с толщиной, соизмеримой с четвертью длины волны света, относящегося к види мой области спектра [Л. 42].
Структура носителя и принцип образования скрытого изображе ния 1 на поверхности деформируемого слоя в данном случае анало
гичны показанным на рис. М 2. |
Отличие заключается лишь в том, |
что толщина слоя I выбирается |
не соизмеримой с периодом оптиче-. |
ского растра, а существенно меньше этого периода. Поэтому по |
верхностный рельеф образуется только на краю электрической до рожки, как показано на рис. 1-13. Природа сил, приводящих
1 Скрытым изображением принято называть соответствующие входному сигналу распределения плотности заряда, напряженности поля и др.
30
к образованию подобного рельефа, не вполне ясна. Механизм обра зования рельефа можно объяснить совместным действием нескольких физических факторов, один из которых может преобладать. Во-пер вых, рельеф на краю электрической дорожки ширины от может обра зоваться благодаря силам взаимного притяжения нанесенного и инду цированного зарядов. В этом случае рельеф слоя должен иметь вид, показанный на рис. 1-13,а, независимо от знака нанесенного заряда.
При экспериментальном исследовании этого вида записи обнару жена также форма рельефа (рис. 1-13,6), которая не может быть объяснена притяжением разнополярных зарядов. По-видимому, здесь действует механизм, основанный на резком изменении сил поверх ностного натяжения на краю электрической дорожки.
Кроме того, подъем поверхности термопластика может возник
нуть благодаря объемно-поверхностному |
распределению заряда |
|
(см. § 2-4). |
некоторых |
материалах |
Форму рельефа, которая получается на |
||
(рис. 1-13,в), можно объяснить совместным |
действием |
всех трех |
явлений. |
|
|
Считывание рельефной записи в этом случае основано на приме нении метода фазового контраста, т. е. на интерференции монохро матических пучков света, отражающихся от свободной и внутренней поверхностей слоя толщиной в четверть длины волны.
«Морозная» запись предложена Гундлахом и Клау сом {Л. 11] как разновидность фотопластнческой. Фотопластический слой заряжают равномерно от любого источника электрического заряда. Если затем слой осветить и нагреть до размягчения, то на его поверхно сти образуются микроскопические складки, похожие на морозные узоры на стекле. Изменение освещенности слоя приводит к изменению глубины этих «морозных» канавок, т. е. к записи изображения. «Морозная» запись ие требует растрирования, так как ее структуру можно считать естественным растром.
Механизм образования морозного рельефа исследо ван еще не до конца. По современным представлениям сущность его сводится к управлению силами поверх ностного натяжения, которые изменяются при нанесении электрического заряда. При нанесении на слой электри ческого заряда любой полярности на его поверхность поступает дополнительная энергия, которая уменьшает эффективное поверхностное натяжение. Если она ока зывается больше первоначальной энергии поверхности, то силы эффективного поверхностного натяжения стре мятся увеличить свободную поверхность слоя, что и приводит к образованию микроскопических складок. Их амплитуда зависит от плотности нанесенного заря да. Понятно, что состояние поверхности носителя играет важную роль при образовании на ней рельефа. Очень
31
часто неуправляемый «морозный» рельеф образуется и на несветочувствительных деформируемых слоях при записи электронным лучом, разрядом от коронатора или другими способами, искажая запись полезного сигнала.
«Морозная» запись имеет высокую разрешающую способность (не менее 200 линий!мм), хорошо передает полутома и не уступает растрпрованной рельефной записи в контрастности.
«Морозные» изображения при глубоком рельефе можно считывать с помощью обычной проекционной оптики без применения щелевых систем.
Фотозарядная запись подробно описана в [Л. 12].
Носитель этого вида записи состоит из двух слоев: фоточувствптельной термопластической пленки, содер жащей фотоэлектрическое вещество (например, йодо форм), и основы. Перед записью изображения пленку нагревают в темноте для нейтрализации случайных оста точных зарядов, после чего экспонируют. Если слой быстро (за 0,1 сек) нагреть до температуры размягче ния, то на экспонированных участках образуются канав ки. 'Запись стирают повторным нагреванием, после чего пленку можно использовать вновь.
Предполагают, что при этом способе записи имеет место эффект возникновения пар заряженных частиц: катионов и электронов или анионов и дырок — вслед ствие процессов фотоокисления или фотовосстанов ления.
При фотоокислешш катионы и электроны генериру ются в сравнительно узкой области пленки немного ниже свободной поверхности. Обладая большей подвиж ностью, нежели катионы, электроны диффундируют в глубь слоя значительно быстрее. Преимущественная диффузия электронов приводит к разделению зарядов внутри слоя. При нагревании слоя под действием элек тростатических сил свободная поверхность носителя деформируется. Естественно, что скорость размягчения слоя должна быть больше скорости тепловой рекомби нации зарядов.
Экспериментально установлено, что квантовый выход составляет 4,1-10-4. С помощью интерференционного микроскопа наблюдалось разрешение в 360 линий/мм.
Важным достоинством этого метода является отсут ствие необходимости применять зарядные устройства.
32
г) Фотомеханическая запись
Фотомеханические процессы основаны на использо вании ряда процессов и, в частности, фотополимериза ции мономеров и низкомолекулярных полимеров; изме нении состава и физического состояния высокомолеку лярных соединений, т. е. сшивании и деструкции линейных полимеров под действием лучистой энергии; изменении агрегатного состояния вещества при нагре вании. Некоторые из этих процессов уже используются в полиграфии |[Л. 43]. Вместе с тем существует ряд фото механических процессов, присущих только фазовой рельефографпи. Рассмотрим несколько фотомеханиче ских способов рельефной записи.
В основе фототермополимеризационного способа записи информации на термопластических полимерных материалах лежит сшивка облученных молекул поли мера |[Л. 14]. Для проявления записи используют свой ство сшитых молекул полимера уменьшаться в объеме при нагревании. Пленку деформируемого слоя наносят на стеклянную подложку из раствора полибутилметакрнлата или его сополимеров с метакриловой кислотой в толуоле; проявление осуществляют горячим воздухом. При экспозициях в пределах от 20 до 240 мин и интер валах интенсивности света от 2 • 10-2 до 1,5-10-4 вт/смг выполняется закон взаимозаместимости. Разрешающая способность этого способа записи составляет 300— 500 линий/мм. Метод допускает только однократное использование пленки.
Другой фотомеханический способ, названный авто рами [Л. 15] термофотопластическим, основан на исполь зовании явлении увеличения объема слоя под дейст вием света. Исследования были проведены на кани фоли. Считают, что размеры отдельных молекул под действием ультрафиолетового излучения могут уве личиваться при замене в молекуле двойных сопряжен ных связей одинарными. По другой гипотезе предпола гается, что причиной увеличения объема облученных участков пленок при нагреве являются пузыри, обра зующиеся из газообразных продуктов фотохимической реакции. Чувствительность слоя к свету на длине вол ны 365 нм составляет 5-10-5 дж/см2; на длинах 530 и 630 нм—5-10-2 док/см2. Легко получить разрешение око ло 300—400 линий/мм. Запись однократная.
3—509 |
33 |
К фотомеханической записи относится и полимеризационный способ, впервые описанный в [Л. 13]. Носитель записи состоит из трех слоев: основы, проводящего слоя и термопластика. Слой термопластика содержит компо ненты, способные полимеризоваться под воздействием ультрафиолетового света. Облученные места вследствие полимеризации становятся более жесткими по сравне нию с необлучеинымп. Если термопластик равномерно зарядить и затем нагреть, то поверхностный рельеф образуется только в необлученных местах.
Еще один вариант способа фотомеханическом записи с локаль ным подогревом носителя рассмотрен в [Л. 45]. Термопластический
слой, предварительно тисненный с помощью |
рифленого |
|
барабана, |
|||||||||
облучают |
через оригинал |
от источника лучистой энергии. |
Темпера |
|||||||||
тура термопластической |
пленки |
на |
светлых |
участках изображения |
||||||||
|
|
|
|
оказывается выше, чем на темных. |
||||||||
|
|
|
|
Вследствие нагревания тиснение частич |
||||||||
|
|
|
|
но стирается, |
причем степень |
стирания |
||||||
|
|
|
|
пропорциональна |
освещенности |
каждого |
||||||
|
|
|
|
участка. В результате этого образуется |
||||||||
|
|
|
|
рельеф, |
соответствующий |
оригиналу. |
||||||
|
|
|
|
Этот способ записи ие требует электро |
||||||||
|
|
|
|
статической зарядки |
термопластического |
|||||||
|
|
|
|
слоя. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Интересный метод записи СВЧ-снг- |
||||||||
|
|
|
|
палов на деформируемом носителе пу |
||||||||
|
|
|
|
тем его локального разогрева с по |
||||||||
ГГ__!___I |
|
мощью СВЧ-волп был предложен Андер |
||||||||||
|
соном [Л. 19]. Как показано на рис. 1-14, |
|||||||||||
|
носитель |
записи |
состоит из |
предвари |
||||||||
Рис. 1-14. Запись СВЧ- |
|
тельно тесненного (или равномерно за |
||||||||||
|
ряженного) |
деформируемого |
|
слоя /, |
||||||||
сигналов |
на термопла |
|
сппп-резоиансного материала 2, |
подлож |
||||||||
стическом носителе. |
|
ки 3 |
и нагревателя |
4. Магнитное поле |
||||||||
та |
|
|
|
переменного |
или |
|
постоянного |
магни |
||||
NS ориентирует магнитные |
диполи |
спин-резомансмого |
слоя |
|||||||||
2 и, |
таким |
образом, настраивает участки ленты в резонанс с внеш |
||||||||||
ним |
электромагнитным |
излучением |
5 |
в соответствии |
|
с |
интен |
сивностью магнитного поля. Энергия СВЧ-снгнала 5 па резонирую щих участках преобразуется в тепловую, что приводит к местному разогреву слоя 2 и лежащего на нем деформируемого слоя 1. Нару шение равномерности тиснения при оплавлении на нагретых участках представляет собой поверхностный рельеф. Нагреватель 4 исполь зуется для предварительного разогрева носителя с целью повышения чувствительности.
Рельефную запись можно получить также на гало идосеребряных фотослоях. Практика фотографии пока зывает, что любой негатив имеет рельеф из-за усадки экспонированных участков фотоэмульсии. Например, засветка фотопластинки типа «Кодак» 649F до плотно-
34
Сти почернения, равной 1, приводит к образованию рельефа глубиной 0,8 мкм. В определенных пределах его глубина на данном участке фотоэмульсии пропор циональна освещенности этого участка. После отбели вания, т. е. растворения и удаления металлического серебра, фотослой становится прозрачным, но на нем остается рельеф. Для создания достаточной глубины экспозицию увеличивают в несколько раз по сравнению с той, которую применяют при обычном фотографиро вании.
Рельеф, пригодный для работы на отражение света, получают напылением непрозрачного слоя металла на поверхность проявленной фотоэмульсии.
Как известно, фотослои* имеют очень высокую чув ствительность и разрешение, достигающее 5 000 линий/мм.
Интерес к рельефной записи на галоидосеребряных фотослоях возник сравнительно недавно (в .1963 г.) в связи с развитием работ по голографии. Голограммы, полученные на фотослоях таким способом, называют рельефно-фазовыми [Л. 81]. Этот термин можно приме нить и к голограммам, полученным по любому другому способу фазовой рельефографии.
С теорией голографии на фазовых рельефных носи
телях записи можно ознакомиться, например, в [Л. |
81], |
а с некоторыми экспериментальными данными в [Л. |
83]. |
1-3. Запись механических и магнитных сигналов
Внастоящее время известны три вида механических входных сигналов: газовая ст.руя, поверхностно-активное вещество и ультра звуковое давление.
Впервом случае мы имеем дело с пневмопластической записью.
Вустройстве, описанном в [Л. 21], поверхностный рельеф получают
струей нагретого воздуха, выпускаемого под давлением из сопла на поверхность термопластика. Управляя температурой и давлением струи, можно изменять размеры элементов поверхностного рельефа термопластика.
Метод записи с помощью поверхностно-активного вещества опи сан в [Л. 46]. На рис. 1-15 показан принцип действия устройства записи. На подложку /, покрытую проводящим слоем 2, нанесен термопластический слон 3. Через трафарет 4 с помощью распылите ля 5 на слой термопластика наносят поверхностно-активное веще ство, которое может повышать или понижать его поверхностное на тяжение. Далее трафарет удаляют и поверхность термопластика равномерно заряжают от ко.ронатора 6. После размягчения термо пластика нагреванием на его поверхности образуется рельефное изо бражение, соответствующее рисунку трафарета. Как правило, этот метод используют для получения «морозного» рельефа. В качестве поверхностно-активного вещества применяют, в частности, полиди-
3* |
35 |