Файл: Домбровская М.М. Жесткость штифтовых и шпоночных соединений вала и втулки.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.07.2024
Просмотров: 118
Скачиваний: 2
МИНИСТЕРСТВО ВЫСШЕГО И С Р Е Д Н Е Г О С П Е Ц И А Л Ь Н О Г О ОБРАЗОВАНИЯ РСФСР
М. М. ДОМБРОВСКАЯ
ЖЕСТКОСТЬ ШТИФТОВЫХ и ш п о н о ч н ы х
СОЕДИНЕНИЙ ВАЛА И ВТУЛКИ
Под ред. проф. Л. М. Гусева
ИЗДАТЕЛЬСТВО Л Е Н И Н Г Р А Д С К О Г О УНИВЕРСИТЕТА 1 9 7 3
|
Рекомендовано к |
изданию |
|
Ленинградским |
институтом текстильной и легкой |
промышленности |
|
|
имени С. М. |
Кирова |
|
УДК 621.886.1.6 : 621.81
Жесткость штифтовых и шпоночных соединений вала и втулки. Д о м - б р о в е к а я М. М. Л., Изд. ЛГУ, 1973, 1—112.
В книге изложены результаты исследования жесткости соединений вала и втулки посредством цилиндрического или конического штифтов, призмати ческой, цилиндрической или сегментной шпонок. Описаны методика и резуль таты эксперимента, дан вывод формул для расчета деформации соединений. Изложение методики расчета иллюстрируется числовыми примерами.
Книга предназначена для инженеров и конструкторов, проектирующих точные механизмы, применяемые в вычислительных,, измерительных, автома тических и других устройствах. Она может быть полезна для студентов приборостроительных специальностей при выполнении курсовых проектов по курсам «Расчет и конструирование точных механизмов», «Основы кон
струирования |
в |
электроприборостроении». Илл. — 43, табл. — 27, библ. — |
|
48 назв. |
|
|
|
3-13-6 |
© |
Издательство Ленинградского университета, |
|
229-72 |
|
1973 г. |
|
|
|
Г*с.публичная |
|
|
|
научно - техническая |
|
|
|
библиотек* |
С С С Р |
|
|
Э К З Е М П Л Я Р |
|
|
|
ЧИТАЛЬНОГО |
ЗАЛА |
Домбровская |
Майя |
|
Михайловна |
|
|
||
Жесткость штифтовых и шпоночных соединений вала и втулки |
|||||||
Редактор |
А. А. |
Гранаткина |
|
|
|
||
Техн. редактор В. С. Кузина |
|
|
|
||||
Корректоры Т. Г. Павлова, |
|
А. С. |
Качинская |
|
|||
М-05456. Сдано в набор 18/1 1973 г. Подписано |
к |
печати |
16/V |
1973 г. Формат бумаги |
|||
бОХЭО'/ie. Печ. л. 7. Уч.-изд. л. |
6,97. |
Бум. л. |
3,5. Бумага |
тип. № 3. |
Зак. № 30. |
||
Тираж |
2000 экз. Цена 70 коп. |
Университетская |
наб., 7/9. |
||||
Издательство ЛГУ им. А. А. Жданова, 199164. Ленинград, |
Ленинградская типография № 8 «Союзполиграфпрома» при Государственном комитете Совета Министров СССР по делам издательств, полиграфии и книжной торговли.
190000, Ленинград, Прачечный пер., д. 6.
ВВЕДЕНИЕ
Интерес работников предприятий, изготавливающих приборы, к результатам исследования и методам расчета жесткости штиф товых и шпоночных соединений побудил автора изложить в от дельной книге материал, накопившийся за несколько лет работы в этом направлении.
Основным требованием, предъявляемым к отсчетным и счет но-решающим механизмам, является точность воспроизведения заданного закона движения, рассчитываемая в основном по тех нологическим погрешностям механизмов. Исключение состав ляют приборы и механизмы высшей точности, при расчете кото рых наряду с технологическими погрешностями деталей учитыва ются их деформации.
Развитие техники за последние тридцать лет, повышение тре бований к точности механизмов, а также непрерывное усовершен
ствование технологических |
процессов привело |
к |
уменьшению |
|||
технологических |
погрешностей, |
которые |
стали |
соизмеримыми |
||
с деформациями |
деталей, |
возникающими |
в процессе эксплуа |
|||
тации. |
|
|
|
|
|
|
Практика точного приборо- |
и машиностроения |
показывает, |
что в ряде случаев деформации штифтовых и Шпоночных соеди
нений вращающихся деталей оказывают |
существенное влияние |
на точность механизмов, соизмеримое с |
влиянием технологиче |
ских первичных ошибок, поэтому их необходимо учитывать при расчете механизмов на точность. Кроме того, определение подат ливости этих соединений необходимо для расчета редукторов на крутильные колебания.
В последние годы с этой целью в приборостроении использо вались результаты исследования штифтовых соединений, опуб ликованные с 1960 по 1968 гг. Большая часть результатов иссле дования жесткости шпоночных соединений публикуется в данной работе впервые.
Соединения посредством штифта или шпонки являются весьма распространенными методами разъемного соединения де талей в приборостроении.
Штифтовое соединение отличается технологичностью и про стотой конструкции, легкостью нормализации. Оно применяется для соединения вращающихся деталей с валом (зубчатых колес, кулачков, рычагов и пр.), для фиксации взаимного расположе ния деталей при повторных сборках, для направления перемеще ний в небольших пределах.
Шпоночные соединения имеют то же назначение, но применя ются при больших нагрузках, а также в случаях, когда соедине ние должно одновременно обеспечить передачу момента враще ния и относительное осевое перемещение вала и втулки. Напри мер, в мелкомодульных редукторах зубчатые колеса штифтуются на валиках, а муфта, сидящая на выходном, наиболее нагружен ном, валике, соединяется с ним, как правило, сегментной шпонкой.
Штифтовое соединение, нагруженное вращающим моментом, состоит из вала, воспринимающего нагрузку Мвр, втулки, пере дающей нагрузку на следующее звено механизма, и штифта, со единяющего вал и втулку.
Если считать втулку |
неподвижной, то |
в качестве суммарной |
||||
деформации соединения |
можно принять угол поворота |
вала <рц |
||||
относительно втулки, образованный под действием |
приложенного |
|||||
момента AfBp. |
деформация имеет |
две основные составляющие: |
||||
Суммарная |
||||||
|
|
?S = ? + |
?K, |
|
|
(1) |
где ф — угол |
поворота |
вала относительно |
втулки |
в |
плоскости |
штифта, вызванный изгибом и сплющиванием штифта, а также объемными и контактными деформациями вала и втулки; <рк — закручивание вала на рабочем участке между штифтом и торце вой поверхностью втулки.
Определение угла <рк не представляет трудностей, если изве стны трение между валом и втулкой и характер его распределе ния вдоль оси сопряжения. Методика расчета угла <рк с учетом определенных гипотез относительно трения приведена во второй главе.
Основной интерес представляет определение деформации со единения в плоскости штифта. Решению этой частной задачи по священа третья глава.
Условия деформации и нагрузки сопрягаемых деталей в штиф товом соединении являются типичными. Во всех узлах точных приборов определяющим фактором жесткости являются контактные и объемные деформации, как в штифтовом соеди нении. Детали точных механизмов, соприкасающиеся с опор ными поверхностями (цапфа в подшипнике, фиксатор в гнезде, шпонка в пазу и т. п.), могут в общем случае рассматриваться как эластичные или жесткие балки на упругих основаниях с не линейной зависимостью жесткости от нагрузки. Математические методы, примененные для исследования деформации штифтового
соединения с теми или иными коррективами, использовались при изучении деформаций шпоночных соединений.
Деформация шпоночного соединения — поворот вала относи тельно втулки, вызванный деформацией трех деталей, — харак теризуется в основном тремя составляющими:
|
?Я = |
? + ? к + ?вт- |
(2) |
Здесь |
<рк — закручивание |
соединения; ср — основная |
состав |
ляющая, |
обусловленная смятием паза и деформациями |
шпонки, |
характер которых зависит от формы шпонки и паза; <рвт — соста вляющая от смятия контактной цилиндрической поверхности втулки. Появление слагаемого ф в т характерно только для соеди нений призматической или сегментной шпонками (см. § 21).
Изучению деформаций конкретного вида соединения деталей механизмов посвящено относительно небольшое количество ра бот, в которых справедливо указывается, что значительная доля суммарной деформации механизма определяется контактными деформациями в соединениях деталей [38].
В приборостроении соединения отличаются малыми разме рами и малыми рабочими нагрузками, что еще более увеличивает влияние шероховатости контактирующих поверхностей на дефор мацию соединения.
Ряд работ посвящен решению задач, близких к рассмотрен ным нами [38]— [42], [45], [46].
Исследование жесткости штифтовых соединений проводилось в Ленинградском институте точной механики и оптики под руко водством профессора С. Т. Цуккермана.
Исследование жесткости шпоночных соединений выполнялось в Ленинградском институте текстильной и легкой промышленно сти им. С. М. Кирова. В проведении эксперимента и вычислитель ной работе, связанной с исследованием штифтовых и шпоночных соединений, принимали участие студенты ЛИТЛП С. Е. Крамник, Т. П. Чернова, В. А. Гуров, Ю. П. Журавлев, В. 3. Салов и Г. П. Диваков, студент СЗПИ Э. П. Касаткин, преподаватель ка федры теории механизмов и деталей приборов ЛИТМО В. В. Си-
манков. Пользуясь |
случаем, автор приносит |
всем искреннюю |
||
благодарность. § 23 написан совместно |
с Ю. |
П. |
Журавлевым, |
|
В. 3. Саловым, |
Г. П. Диваковым, |
§ 24 |
и |
25 — совместно |
с В. В. Симанковым. |
|
|
|
Предложенные в книге схемы напряженного состояния и ме тоды расчета шпоночных соединений являются инженерным при ближением и-могут быть дополнены и уточнены в дальнейшем.
Автор приносит искреннюю благодарность рецензентам — до центу ЛЭТИ канд. техн. наук Ф. С. Дмитриеву, ведущему инже неру С. Я. Шульману, старшему научному сотруднику ЛПИ докт. техн-. наук В. М. Фридману, а также научному редак тору проф. Л. М. Гусеву за ценные указания, способствовавшие улучшению книги.
Глава I
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ДЕФОРМАЦИИ ШТИФТОВЫХ И ШПОНОЧНЫХ СОЕДИНЕНИЙ
§ 1. Методика исследования
Повышение требований к точности обработки деталей делает необходимым учет деформаций при расчете механизмов на точ ность. Однако конфигурация элементов соединений и сложность характера их напряженного состояния затрудняет строгий рас чет деформаций, приводит к необходимости сделать ряд допуще ний, упрощающих реальные условия работы деталей. В связи с этим наряду с теоретическими исследованиями было целесооб разно проверить экспериментально жесткость штифтовых и шпо ночных соединений.
В ходе эксперимента были исследованы соединения кониче скими и цилиндрическими штифтами, а также соединения при зматической, цилиндрической или сегментной шпонками. Кон
струкции опытных образцов соединений показаны |
на рис. 1, где |
|
dB — диаметр вала, D B T — диаметр втулки. |
|
|
Втулку закрепляли неподвижно, а нагрузку Мвр |
подавали на |
|
вал. Конусность штифтов определялась отношением |
1 : 50, А'2' |
= |
= А'В'= 0,7dB. Для всех соединений контрольное |
сечение |
/ — / |
находилось на расстоянии |
2 мм |
от торцевой поверхности |
В—В |
|||||
втулки. |
|
|
|
|
|
|
|
|
В качестве суммарной |
деформации |
соединения |
был принят |
|||||
разворот сечения вала 1—/ |
на |
угол |
ф2 относительно |
сечения |
||||
втулки |
2—2. |
|
|
|
|
|
|
|
Угол ф 2 является результатом суммарного действия |
несколь |
|||||||
ких деформаций: 1) закручивания вала на длине ГА'; |
2) |
кон |
||||||
тактных деформаций на |
поверхности |
штифт—вал |
и |
штифт— |
||||
втулка; |
3) изгиба штифта |
в плоскости |
сечения А—А; |
4) сдвига |
||||
в штифте и его сплющивания на границах вала и втулки; 5) |
за |
|||||||
кручивания втулки на длине |
2'А'. |
|
|
|
|
|
Последнюю деформацию можно было измерить отдельно: она оказалась пренебрежимо малой по сравнению с фї.
Раздельное выявление остальных деформаций затрудни тельно, поэтому основной задачей эксперимента являлось опре деление зависимости суммарной деформации q>2 штифтового соединения от следующих факторов: нагрузки и характера еепри-