Файл: Гришанин К.В. Устойчивость русел рек и каналов.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.07.2024

Просмотров: 121

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

сечения канала: ширина по дну bо и наполнение /г. С этой целью используется система уравнений:

ш=/г (Ьй-\-т!і),

(5.28)

■Л=Ъа+ 2 Ѵ Т + п ? к ,

(5.29)

где т — коэффициент откосов. Далее, для каждого варианта под­ считывается объем выемки грунта, и вариант с наименьшим объе­ мом, если нет каких-нибудь дополнительных условий, принимается за окончательный (условие командования канала над местностью должно удовлетворяться при всех вариантах).

О результатах, которые дает изложенный метод расчета, по сравнению с результатами по другим методам, можно составить представление с помощью следующего примера, взятого из книги А. А. Угинчуса [41]. Заданными являются расход Q = 150 м3/с, ко­ эффициент шероховатости п = 0,0225 с/м'/з, уклон / = 0,0001375. Для расчета по методу допустимых скоростей используются добавочные данные: концентрация взвешенных наносов Sg= 2 кгс/м3, гидрав­ лическая крупность наносов WQ= 0,0035 м/с и неразмывающая ско­ рость Uо=1 м/с. Последняя в расчете, выполненном Угинчусом,. принята независящей от гидравлического радиуса.

В табл. 13 приведены значения гидравлических элементов ка­ нала, рассчитанные по трем методам: по теории режима, допусти­ мых скоростей и подобия. При расчете по теории режима использо­

вались формулы Лейси (5.4) и (5.9).

Транспортирующая

способ­

ность потока определена Угинчусом

по формуле Замарнна

(5.17).

 

 

 

 

 

Т а б л и ц а 13

Гидравлические элементы

канала для

подачи расхода Q= 150 м3/с,

 

рассчитанные по трем

методам

 

 

Способ расчета

 

7 м

 

R м

Ü) Мг

U м/с

По теории режима

скоро­

59

 

3,98

236

0,64

По методу допустимых

58

 

2,60

150

1,00

стей

 

67

 

2,54

170

0,88

По методу подобия

 

 

Из данных табл. 13 видно, что формулы Лейси дают явно завы­ шенные значения гидравлического радиуса и площади живого се­ чения канала. Значения гидравлического радиуса по двум другим методам близки друг к другу, но значение смоченного периметра по методу подобия больше, чем по методу допустимых скоростей и по теория режима. Последнее соотношение сохраняется в большин­ стве случаев расчета: метод подобия дает сечения каналов, сильнее развитые в ширину, т. е. более схожие с сечениями естественных русел, чем другие методы расчета. Что такая тенденция правильна,.

135


свидетельствует опыт эксплуатации Каракумского канала. Запро­ ектированный по методу допустимых скоростей с шириной поверху около 80 м канал деформировался, его берега размывались и ши­ рима местами возросла до 200 м, т. е. в 2,5 раза по сравнению с про­ ектной [3, 37].

С расчетной точки зрения к достоинствам метода подобия отно­ сятся: 1) невозможность резко уклониться от размеров живых се­ чений, свойственных существующим устойчивым каналам; 2) отсут­ ствие в расчете величин незаиляющей и неразмывающей скоростей, которые в силу малой точности их определения бывают источником ошибок; 3) простота расчетов.

В современной практике проектирования незаиляющая скорость занимает столь видное место, что отказ от пользования ею сопря­ жен с психологическими трудностями. Чтобы их преодолеть, по­ лезно еще раз обратиться к рис. 4.18 и 5.3 и вспомнить также, что работа взвешивания в русловом потоке всегда составляет малую долю энергии турбулентности. Перестраивая поле скоростей и регу­ лируя шероховатость дна, поток способен к гибкой мобилизации своих энергетических ресурсов. Об этом свидетельствует неодно­ кратное воспроизведение в гидравлических лабораториях транс­ порта взвешенных наносов с концентрациями, превосходящими 10 кгс/м3 при вполне умеренных скоростях течения.

Почему поток и русло ведут себя как такая самоуправляющаяся система лишь в определенном диапазоне значений безразмерного гидравлического радиуса мы сегодня не знаем и вынуждены при­ нять это как опытный факт.

Из сказанного, конечно, не следует, что количество взвешенных наносов, поступающих в канал, не имеет значения. Если это коли­ чество велико, нельзя избежать заиления начального участка ка­ нала, где при колебаниях расхода воды движение является резко неустановившимся (не квазиравномерным). Если это количество велико, нельзя избежать заиления начальных участков боковых от­ водов. Если это количество велико, угроза отложения наносов воз­ никает во всех тех местах, где почему-либо нарушилась призмати­ ческая форма канала. Поэтому у каналов, питающихся водой из рек, несущих много взвешенных наносов, отстойные сооружения составляют обязательный компонент головного узла.

Фактическая устойчивость основного участка неукрепленного канала, кроме верного выбора его поперечных размеров, зависит от качества работ по первоначальному профилированию и от усло­ вий эксплуатации. При приемке канала необходимо устранять все обнаруженные отклонения от проектных размеров, а при ежегод­ ной очистке — заботиться о том, чтобы дноуглубительный снаряд не оставлял ям и шалыг, которые всегда становятся очагами разви­ тия русловых деформаций. Особое внимание должно уделяться бы­ строму исправлению повреждений береговых откосов. Если попе­ речное сечение канала удовлетворяет условию устойчивости (4.68), сохранение канала в проектном состоянии не может требовать больших затрат, поскольку при этом нет постоянно действующих

136


гидродинамических факторов развития деформаций. Деформации могут быть лишь местными и случайными и их своевременное обна­ ружение и устранение должно составлять единственную заботу экс­ плуатации.

Исключение из этого правила составляют каналы большого про­ тяжения. Уже в недалекой перспективе гидротехнического строи­ тельства можно предвидеть сооружение каналов с пропускной спо­ собностью и длиной, значительно большими, чем у Кара-кумского канала. Надобность в таких каналах будет возникать как при созда­ нии особо крупных оросительных систем, так и при намечаемых работах по межбассейновому перераспределению стока. При дли­ нах, измеряемых сотнями километров, поддерживать каналы в про­ ектном состоянии — нереальная и ненужная задача. С течением времени такие каналы неизбежно будут приобретать характер есте­ ственных русел. Важно, однако, чтобы новые формы, которые они получат, были достаточно правильными: изменчивость ширин была бы невелика, глубины на перекатах мало отличались от глубин плё­ совых лощин, текущие переформирования не выходили за рамки обратимых сезонных деформаций. Что создание таких русел воз­ можно, свидетельствует опыт работ на р. Нижнем Дону. Произво­ димое с 1955 г. Цимлянским водохранилищем многолетнее регули­ рование стока р. Дона вместе с хорошо организованными дноуглу­ бительными работами превратило р. Дон от Цимлянской ГЭС до устья в реку того образцового типа, о котором говорилось выше. Характерно, что в настоящее время значения безразмерной средней глубины М не только в плёсах, но и на перекатах р. Нижнего Дона слабо варьируют около среднего значения 0,9. Существенные сезон­ ные деформации дна наблюдаются только в годы больших сбросов через плотину ГЭС.

Расчет больших каналов по методу подобия может дать уверен­ ность в том, что их преобразование в реки произойдет при мини­ мальном возможном объеме деформаций.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Расширение н углубление знаний всегда приводит к постановке новых вопросов. Движение вперед, которое произошло за последнее время в изучении начальной и временной устойчивости русел, вы­ двигает перед динамикой русловых потоков три очередные задачи.

Первая задача — о связи расхода влекомых наносов с местными условиями течения при неравномерном движении, о линейном «за­ паздывании» расхода наносов. В работе Кеннеди она получила только формальное решение и ждет теперь основательного гидро­ динамического анализа. Значение этой задачи выходит за рамки вопроса о развитии гряд. С ней мы встречаемся во всех случаях сильного изменения скоростей и глубин вдоль потока, в частности на перекатах и при воздействии на поток искусственных соору­ жений.

Вторая задача — об изменениях параметров грядового рельефа дна в ходе колебания уровней — при неустановившемся движении потока. Эта задача тесно связана с проблемой русловых сопротив­ лений и с проблемой твердого стока. Возможно, что она составляет

суть того

механизма

саморегулирования

системы поток—русло,

о котором не раз упоминалось выше.

является новой, но при­

Третья,

наиболее

трудная задача не

шло, по-видимому, время, когда без ее решения нельзя серьезно продвинуться вперед. Эта задача о плановых деформациях русел или, более узко, о деформациях берегов. Ее трудность состоит в том, что она требует совместного применения методов динамики русло­ вых потоков и методов механики грунтов.

Ни одна из этих задач не может быть решена чисто теоретиче­ ским путем. Каждая из них обязывает к широкой программе экспе­ риментальных исследований.


SUMMARY

In the last decade some new ideas were successfully developed in the old domain of research, which covers problems of river and canal channels stability. The aim of the book is to discuss this deve­ lopment.

In the first chapter the modern state of stability problems is bri­ efly reviewed. Two major subjects of investigations are distinguished: the initial stability of a flat bed under the action of a steady uniform flow and the temporal stability of a self-formed channel under the action of an unsteady quasiuniform flow.

In the second chapter basic equations of one-and-two dimensional flows in open channels with a movable bed are formulated.

The third chapter is devoted to the problem of the initial stability. Solutions, obtained by means of the small perturbations method for hydromechanical models of ideal and viscous fluid flows are consi­ dered. The effectiveness of this method in the determination of insta­ bility region boundaries and in the prediction of the bottom waves length is settled. Emphasis is laid on the importance of the domi­ nant wave length concept. After a long time of perplexity and vague suppositions, this concept gave reasonable explanation of the rise of quasiperiodical bed forms under the action of chaotic turbulent velocity fluctuations. In the case of three—dimensional perturbations with small wavenumbers the progress is restrained by the lack of methods for banks deformations prediction.

The problem of temporal stability which is analysed in the fourth chapter deals with river reaches and canals of a restricted length within a restricted time. Straight river pools and canal sections are stable if floods are passing in the form of kinematic waves. The solution of Saint Venan equations for this case of motion, in connec­ tion with similarity considerations, results in a stability criterion, which validity is verified by hydrometrical and experimental data. Channels with fine and coarse bottom sediment are considered apart,

in

accordance with different role, which the

grain

roughness

plays

in

their resistance to flow. In the first case

(fine

sediment)

a flow

and a movable bed are interpreted as a united and, to some extent, self—regulating mechanical system.

In the fifth chapter the unlined canals design is discussed. Three existing methods of design: regime theory, critical tractive force and critical velocity methods are analysed. A new approach to the task of design, named as the similarity method is formulated.

Its reliability is examined by the data of Soviet Middle Asia, India and Pakistan canals.

139


 

 

УКАЗАТЕЛЬ

ЛИТЕРАТУРЫ

 

 

 

 

 

1. А б а л ь я н ц

С.

X. Движение взвесей в открытых

потоках. — «Труды

САНИИРИ», 1958, вып. 96, с. 3—156.

 

 

 

 

узлов

соору­

2. А л т у н и и С. Т. Некоторые итоги исследований водозаборных

жений на реках

Средней Азии. — «Труды

Ин-та

энергетики

АН УзССР»,

1948, вып. 2, с. 21—40.

развития

русла

Каракумского

канала

3. А н н а е в С.

А.

Исследование

им. В. И. Ленина. — В кн.: Мелиоративные исследования

в

Туркмени­

стане, Ашхабад, 1970, с. 94—99.

 

песчаных

волн

на дне

потока. —

4. В е л и к а и о в

М.

А. Об образовании

«Труды МГМИ»,

1938, вып. 2.

 

потоков. Т. 2.

М.,

ГИТТЛ, 1955.

5. В е л и к а н о в

М.

А. Динамика русловых

323с.

6.Г а л к о в В. А. Русловые деформации и режим перекатов на зарегулиро­

ванном участке р. Днепра

ниже Кременчугской ГЭС. — «Труды

ЛИВТ»,

1965, вып. 83, с. 19—26.

 

наносов

в равномерном

потоке.

Л.—М.,

7. Г о н ч а р о в

В.

Н.

Движение

ОНТИ, 1938. 312 с.

 

 

И. Л. Теория и опыт капитальных

выпра-

8. Г р и н ь к о

Р. И., Р о з о в с к и й

вительных

работ на Днепре. Киев, Изд. АН УССР, 1962. 128 с.

 

9. Г р и ш а н и н

К. В. Подобие

течений

в

естественных

руслах. — «Доклады

АН СССР»,

1968, т. 178, № 1, с. 65—67.

 

 

 

 

 

 

10. Г р и ш а н и н

К. В. Подобие речных русел. — «Труды ЛИВТ», 1968, вып. 116,

с. 181—188.

К.

В.

Динамика

русловых

потоков.

Л.,

Гидрометеоиздат,

11. Г р и ш а н и н

1969. 428

с.

К.

В.

Устойчивость речных

русел. — «Метеорология

и гид­

12. Г р и ш а н и и

рология»,

1971, № 10, с. 69—75.

 

 

 

 

 

 

 

 

13. Г р и ш а н и н

К. В. Теория руслового процесса. М., «Транспорт», 1972. 215 с.

14. Г р и ш а н и н

К. В.

Расчет

устойчивых каналов в несвязных грунтах.—

«Труды ЛИВТ», 1973, вып. 140, с. 143—153.

 

 

 

 

 

15. Г р и ш а н и н

К. В. Устойчивость речных русел и кинематические волны.—

«Труды ГГИ», 1972, вып. 190, с. 37—47.

и

паводков

в

реках. Л., Гидроме­

16. Г р у ш е в с к и й

М. С. Волны

попусков

теоиздат,

1969. 337 с.

проверки

 

формул транспортирующей

способ­

17. Е ф р е м о в

А. В. Результаты

 

ности потока. — «Труды САНИИРИ»,

 

1958, вып. 91,

с.

105—118.

гидро­

18. Ж е л е з н я к о в

Г. В. Гидравлическое

обоснование

методов речной

метрии. М.—Л., Изд. АН СССР. 1950. 164 с.

 

паводочных

волн.—

19. Ж е л е з н я к о в Г. В. Исследование скорости движения

Вкн.: Вопросы гидрологии. М., Изд. МГУ, 1957, с. 43—55.

20.Ж е л е з н я к о в Г. В. Относительный дефицит средней скорости неустано-

21.

вившегося

открытого потока.— «Труды МИИТ»,

1963, вып. 176,

с. 5—14.

З а м а р и н

Е. Â. Транспортирующая

способность

и допускаемые

скорости

22.

течения в каналах. 2-е изд. М.—Л., Госстройиздат, 1951. 83 с.

 

К а р т в е л и ш в и л и Н. А. Потоки

в недеформируемых руслах. Л., Гнд-

 

рометеоиздат, 1973. 279 с.

 

 

 

140