Файл: Гальперин А.Е. Производство присадок к моторным и трансмиссионным маслам.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.07.2024
Просмотров: 182
Скачиваний: 2
мическим (несмотря на значительные капитальные за траты на строительство) и особенно по качественным показателям гидроочистка масел прогрессивнее других способов очистки.
Минеральные масла, применяемые для смазки зубча тых передач машин и механизмов, называют трансмис сионными. По условиям применения в зависимости от напряженности работы зубчатых передач трансмисси онные масла в основном можно разделить на три груп пы. Во-первых, масла без присадок для цилиндриче ских и конических передач, работающих при умеренных удельных нагрузках (в связи с более жесткими режима ми работы современных машин область применения та ких масел в последнее время сокращается). Во-вторых, масла для высоконапряженных спирально-конических пе редач автомобилей. В-третьих, масла для гипоидных пе редач с высокими скоростями скольжения зубьев и большими удельными нагрузками на них.
Трансмиссионные масла производят из дистиллятно го и остаточного компонентов кислотно-контактной и фе нольной очисток, а также компаундированием. Дистил лятные компоненты смешивают как с остаточными ком понентами, так и экстрактами (отходами) от очистки масел остаточного происхождения фенолом и нитробен золом.
К трансмиссионным маслам второй и третьей групп добавляют присадки.
Условия работы смазочных масел в современных дви гателях и механизмах, работающих на форсированных режимах, настолько напряжении, что нефтяные масла— и дистиллятные, и остаточные, и компаундированные — в чистом виде (базовые масла), даже полученные из луч ших масляных нефтей самыми современными методами нефтепереработки и очистки, не обеспечивают их нор мальную эксплуатацию. Добавление к базовым маслам присадок является эффективнейшим способом получе ния моторных и трансмиссионных масел. В результате увеличиваются моторесурс и надежность работы двига теля, снижается износ механизмов. Присадки улучшают вязкостные, смазывающие, антиокислительные, противо коррозионные, противонагарные, моющие и другие свой ства масел, а также снижают их температуру застыва ния.
9
Научно-исследовательскими учреждениями Советско го Союза проведена большая работа в области синтеза и разработки технологии получения различных присадок к смазочным маслам. В результате организовано про мышленное производство и применение в маслах при садок АзНИИ-ЦИАТИМ-1, ЦИАТИМ-339, МНИ ИП-22 (бариевой и кальциевой), ВНИИ НП-360, ВНИИ НП-370, ДФ-11, ПМС-19, СБ-3, СК-3, депрессора АзНИИ, присадки ПМС-200А и др. В девятой пятилетке будут также широко внедряться присадки БФК, АСК и MACK, полиметакрилатные и др.
Г Л А В А 1
КЛАССИФИКАЦИЯ ПРИСАДОК, ИХ РОЛЬ В УЛУЧШЕНИИ КАЧЕСТВА МОТОРНЫХ И ТРАНСМИССИОННЫХ МАСЕЛ И УДОВЛЕТВОРЕНИИ СОВРЕМЕННЫХ ТРЕБОВАНИЙ К НИМ
Классификация присадок по их действию (функциям) на различные эксплуатационные свойства масел. Вязкостные присадки. Противо износные и противозадирные присадки. Депрес сорные присадки. Антиокислительные и противо коррозионные присадки. Противопенные и мою щие присадки. Многофункциональные присадки, их химическая классификация.
Присадки — это органические вещества, добавляемые в небольших количествах к топливам и маслам для улуч шения их эксплуатационных свойств. Добавлением раз личных присадок и их комбинаций к маслам можно улуч шить вязкостные свойства, маслянистость (смазывающую способность), термоокислительную стабильность масла; уменьшить коррозию и нагарообразование; понизить тем пературу застывания и вспенивание в системе смазки двигателя. Практически смешением любого базового масла с комбинациями различных присадок можно по лучить моторное масло необходимой группы для кон кретного режима эксплуатации данного двигателя.
Эффективность присадок зависит и от химического состава базового масла, от его восприимчивости к при садкам. По данным А. В. Дружининой, наиболее вос приимчивы к действию присадок парафино-нафтеновые углеводороды масел. Химический состав базового масла зависит от природы сырья — нефти, из которой получен масляный дистиллят, а также от способа и степени его
П
очистки. У масел, отличающихся качеством исходного сырья и технологией очистки, различна восприимчивость к присадкам. По назначению (функциям) присадки мож но разделить на несколько групп.
ВЯЗКОСТНЫЕ ПРИСАДКИ
Эти присадки предназначены для повышения вязко сти масел и улучшения их вязкостно-температурных свойств.
Вязкость, или внутреннее трение, — важнейшее свой ство смазочного масла. При жидкостном трении трущие ся поверхности полностью разделены слоем смазки, и от носительный сдвиг происходит между ее слоями. Чем тоньше разделительный слой смазки, тем больше опас ность его разрушения и возникновения сухого трения. При увеличении вязкости масла увеличивается сцепле ние его молекул между собой, что приводит к повыше нию прочности и толщины разделительного слоя смазки. Надежность жидкостной смазки возрастает с увеличени ем вязкости масла, скорости скольжения трущихся по верхностей и снижением нагрузки на трущиеся детали. Чем выше скорость скольжения трущихся поверхностей и меньше нагрузка на них, тем менее вязкое масло тре буется для обеспечения смазки, и, наоборот, для смазки медленно трущихся деталей с повышенной нагрузкой нужно употреблять высоковязкое масло.
Вязкость масла для смазки двигателя подбирается в зависимости от конкретных условий его работы. Мотор ное масло должно также возможно меньше изменять вязкость при изменении температуры (пологая темпе-“ ратурная кривая вязкости). Вязкостные качества масел улучшают, добавляя к ним вязкостные присадки. Дейст вие вязкостных присадок основано на способности по вышать вязкость масел (загущать их), а также умень шать изменение вязкости с температурой. Загущенное присадками высоковязкое моторное масло сохраняет присущее низковязким базовым маслам свойство незна чительно изменять вязкость при изменении температу ры — имеет высокий индекс вязкости (ИВ).
ПРОТИВОИЗНОСНЫЁ И ПРОТИВОЗАДИРНЫЕ ПРИСАДКИ
Присадки этого типа предназначены для улучшения смазывающей способности масел, для уменьшения изно са и предотвращения заедания и задира трущихся пар, выдерживающих большие механические нагрузки. При менение этих присадок в маслах снижает также по тери мощности двигателей от трения.
Переход от жидкостного трения к сухому происходит постепенно. Между ними различают еще два вида тре ния — полужидкостное и граничное. Если между трущи мися поверхностями в некоторых местах сохраняется видимый невооруженным глазом слой масла, то такую смазку называют полужидкостной. Граничной смазкой, или граничным слоем масла, называют невидимую нево оруженным глазом тончайшую . пленку масла, которая удерживается на поверхности деталей молекулярными силами металла, из которого эти детали изготовлены. Граничный слой смазки менее подвижен из-за воздейст вия на него молекулярных сил металла и не может так свободно перемещаться, как слой масла при жидкостной смазке. Если на трущихся поверхностях при возрастаю щих на них нагрузках удерживается граничный слой смазки, то сухое трение не возникает.
Маслянистость, или смазывающая способность, — свойство масляной пленки сохранять прочность в усло виях граничной смазки. Чем больше в масле поверхност но-активных (полярных) молекул, тем прочнее в усло виях граничного трения сцепление пленки масла с по верхностью металла, лучше его смазывающая способ ность, меньше износ трущихся поверхностей.
В результате очистки базовые масла зачастую полу чаются с худшими смазывающими свойствами, чем исходные компоненты. Это объясняется удалением в про цессах очистки ряда веществ, обладающих высокими по верхностно-активными свойствами (асфальтенов, серни стых соединений и др.).
По мнению К. С. Рамайя и др., маслянистость при добавлении присадок улучшается в результате не только увеличения в масле количества полярных молекул, обес печивающих прочность масляной пленки на поверхности металла, но и химического взаимодействия активных эле-
13
ментов присадок с поверхностью металла. В результате такого взаимодействия на поверхности трения помимо масляной пленки образуется слой вещества, предупреж дающего задир. Этот слой взаимодействует с нижеле жащими слоями металла, образуя низкоплавкие мазеобразования, которые, в свою очередь, в условиях граничного трения превращаются на выступах и шерохо ватостях трущихся поверхностей в жидкость. Эти жид костные образования истираются вместе с шероховато стями трущихся пар при их скольжении друг по другу.
Цикл химического воздействия активных элементов присадок на поверхность металла повторяется. Происхо дит сглаживание — полировка трущихся поверхностей; создаются нанлучшие условия для прочности граничного слоя масла и, следовательно, улучшается его масляни стость. Маслянистость имеет особенно большое значение для обеспечения надежности смазки высоконагружениых деталей и узлов, таких как зубчатые передачи автомо билей и тракторов (т. е. для трансмиссионных масел).
ДЕПРЕССОРНЫЕ ПРИСАДКИ
Назначение депрессорных присадок — сохранять по движность масел при пониженных температурах. При охлаждении масел наступает такой момент, когда они теряют свою подвижность. Соответствующая этому мо менту температура называется температурой застывания масла.
Нефтяные масла при охлаждении теряют подвиж ность по двум причинам: вследствие возрастания вязко сти ( вязкостное застывание); от повышения концентра ции образующейся в масле при понижении температуры дисперсной фазы* (взвеси парафинов и церезинов) и упрочнения связей между ее частицами. Образующиеся
* |
Дисперсной |
называется физико-химическая |
система, состоя |
щая |
из двух фаз. |
Первая из них (дисперсная |
ф аза)— твердое, |
жидкое или газообразное тело — распределяется в виде мельчайших
частиц— мицелл — во второй фазе |
(дисперсионной среде). Под |
дисперсностью понимается удельная |
(отнесенная к единице объема) |
поверхность частицы. Грубодисперсные системы состоят из частиц
размером ІО-4 см, тонкодисперсные — из частиц |
ІО-5 см; коллоид |
|
ные системы — в пределах 10~6— ІО-7 см. При |
достижении |
части |
цами размера 10~s см (размер атома, небольшой молекулы) |
полу |
|
чаются истинные гомогенные растворы. |
|
|
14
кристаллы парафинов и церезинов строятся в прочную кристаллическую решетку, которая препятствует подвиж ности масла (структурное застывание).
Действие депрессора на масло объясняется тем, что его частицы, не растворимые в масле, постоянно нахо дятся во взвешенном тонкодисперсном состоянии и ад сорбируются мелкими кристаллами парафинов. В резуль тате изменяется характер кристаллизации — прекраща ется рост кристаллов, образуется непрочная кристалли ческая решетка и поэтому масло сохраняет подвиж ность.
АНТИОКИСЛИТЕЛЬНЫЕ ПРИСАДКИ
Назначение этих присадок — замедлять процессы окисления масел, повышать его термоокислительную стабильность.
В камере сгорания двигателя под действием кисло рода воздуха и высоких температур углеводороды, смесь которых представляет собой смазочное масло, подверга ются окислению. Легче всего окисляются парафиновые углеводороды, затем нафтеновые, а наиболее стойки к действию кислорода воздуха ароматические углеводо роды. Алкилированные ароматические углеводороды с короткими боковыми цепями нормального строения, об ладающие также наиболее пологой кривой вязкости, представляют собой весьма ценную составную часть ма сел, так как они наиболее устойчивы к действию кисло рода воздуха в условиях повышенных температур.
Установлено, что углеводороды масел окисляются постадийно, проходя через различные промежуточные продукты, в зависимости от строения и условий окис ления. Первыми промежуточными продуктами окисления углеводородов являются перекиси. Это нестойкие соеди нения, они превращаются в другие кислородсодержащие соединения, в основном в органические кислоты и окси кислоты. Кроме кислот и оксикислот в других проме жуточных стадиях окисления могут образовываться так же альдегиды, кетоны и спирты. Продолжающееся дей ствие на эти продукты кислорода приводит к их уплот нению. В результате реакций уплотнения (конденсации и полимеризации) образуются смолы, асфальтены, эстолнды и т. п. По Н. И. Черножукову и С. Э. Крейну,
15
окисление углеводородов может проходить в двух на правлениях:
------ > Кислоты----- >
Углеводороды-----> Перекиси—
------ * Смолы---- > •» Окснкислоты----- > Эстолиды — * Асфальтогеновые кислоты
■»Асфальтены-----*■ Карбены-----і Карбсиды
Продукты окисления — высокомолекулярные кисло родсодержащие соединения (смолы, асфальтены, карбе ны и др.) различаются между собой по плотности, цвету и способности растворяться в различных растворителях.
Наиболее интенсивно окисление проходит в слое мас ляной пленки, приставшей к поверхности смазываемых деталей. Металлы, из которых сделаны смазываемые по верхности, а также окислы металлов и их соли, образо вавшиеся на этих поверхностях в результате химических реакций, происходящих в камере сгорания двигателя, играют роль катализатора, значительно ускоряя окисле ние масел. Продукты сгорания сернистых топлив также ускоряют реакции окисления. С ростом температуры в зоне смазки интенсивность окисления масла значительно возрастает. Способность масла противостоять окисле нию называется термоокислительной стабильностью.
Чтобы замедлить реакции окисления, к маслам до бавляют антиокислительные присадки. По К. И. Ивано ву с сотр., антиокислители по механизму действия мож но разделить на три группы: антиокислительные присад ки, тормозящие образование активных радикалов в начальной стадии цепного процесса окисления (ини циирование автокаталитического процесса); вещества, не только тормозящие образование активных радикалов и начальной стадии цепного процесса окисления, но и разлагающие уже образовавшиеся перекиси, переводя их в стабильное к окислению состояние и не давая тем самым распространяться цепной реакции; присадки, обладающие таким же действием, как и вторая группа, но при относительно недалеко зашедшей цепной реакции окисления. Третья группа занимает промежуточное по ложение между первой и второй.
Кроме веществ, непосредственно влияющих на обрыв цепной реакции и называемых истинными ингибиторами
16
окисления («чистыми» антиокислителями), к антиокислительным присадкам относят вещества, уменьшающие ак тивность каталитического действия металлов, их окисей и солей на процесс окисления, — пассиваторы металлов. Пассиваторы образуют на поверхности металлов стой кие адсорбционные или химически связанные пленки и таким образом не допускают каталитического воздейст вия металлов на процесс окисления. К антиокислителям
также относят |
дезактиваторы — вещества, переводящие |
ь неактивное |
состояние соли металлов, растворенные |
в масле, которые играют роль гомогенных катализаторов процесса окисления.
Истинные ингибиторы эффективно применяют в мас лах, относительно глубокоочищенных и работающих при температурах 100—120 °С (парфюмерных, медицинских, трансформаторных, турбинных и др.)\ В моторных мас лах, работающих при более высоких температурах, при меняют пассиваторы и дезактиваторы металлов.
ПРОТИВОКОРРОЗИОННЫЕ ПРИСАДКИ
Назначение этих присадок — снижать агрессивность масел, предохранять детали двигателя от коррозии. Кор розией называется разрушение металла под действием окружающей среды. В результате коррозии резко повы шается износ двигателей. Смесь углеводородов, состав ляющих основу базового масла, не обладает агрессивны ми свойствами по отношению к металлу. Коррозию уз лов двигателей вызывают продукты окисления — перекиси, органические кислоты и оксикислоты, альдеги ды и т. д., а также продукты сгорания сернистых топлив, которые постепенно накапливаются в масле, применяе мом для смазки двигателя.
По Денисону, механизм коррозии схематично можно представить следующим образом:
|
|
Me + R20 2 ----- > R20 + МеО |
|
МеО + 2RCOOH----- > Me(OOCR)2 + Н20 |
|
где |
Me — металл; |
R2O2— органическая перекись; R2O — органиче |
ская |
окись; МеО — окись металла; RCOOH — органическая кислота; |
|
MefOOCRb — соль |
металла и органической кислоты; R — углево |
|
дородный радикал. |
|
|
2—2426 |
17 |