Файл: Гальперин А.Е. Производство присадок к моторным и трансмиссионным маслам.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.07.2024

Просмотров: 182

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

мическим (несмотря на значительные капитальные за­ траты на строительство) и особенно по качественным показателям гидроочистка масел прогрессивнее других способов очистки.

Минеральные масла, применяемые для смазки зубча­ тых передач машин и механизмов, называют трансмис­ сионными. По условиям применения в зависимости от напряженности работы зубчатых передач трансмисси­ онные масла в основном можно разделить на три груп­ пы. Во-первых, масла без присадок для цилиндриче­ ских и конических передач, работающих при умеренных удельных нагрузках (в связи с более жесткими режима­ ми работы современных машин область применения та­ ких масел в последнее время сокращается). Во-вторых, масла для высоконапряженных спирально-конических пе­ редач автомобилей. В-третьих, масла для гипоидных пе­ редач с высокими скоростями скольжения зубьев и большими удельными нагрузками на них.

Трансмиссионные масла производят из дистиллятно­ го и остаточного компонентов кислотно-контактной и фе­ нольной очисток, а также компаундированием. Дистил­ лятные компоненты смешивают как с остаточными ком­ понентами, так и экстрактами (отходами) от очистки масел остаточного происхождения фенолом и нитробен­ золом.

К трансмиссионным маслам второй и третьей групп добавляют присадки.

Условия работы смазочных масел в современных дви­ гателях и механизмах, работающих на форсированных режимах, настолько напряжении, что нефтяные масла— и дистиллятные, и остаточные, и компаундированные — в чистом виде (базовые масла), даже полученные из луч­ ших масляных нефтей самыми современными методами нефтепереработки и очистки, не обеспечивают их нор­ мальную эксплуатацию. Добавление к базовым маслам присадок является эффективнейшим способом получе­ ния моторных и трансмиссионных масел. В результате увеличиваются моторесурс и надежность работы двига­ теля, снижается износ механизмов. Присадки улучшают вязкостные, смазывающие, антиокислительные, противо­ коррозионные, противонагарные, моющие и другие свой­ ства масел, а также снижают их температуру застыва­ ния.

9

Научно-исследовательскими учреждениями Советско­ го Союза проведена большая работа в области синтеза и разработки технологии получения различных присадок к смазочным маслам. В результате организовано про­ мышленное производство и применение в маслах при­ садок АзНИИ-ЦИАТИМ-1, ЦИАТИМ-339, МНИ ИП-22 (бариевой и кальциевой), ВНИИ НП-360, ВНИИ НП-370, ДФ-11, ПМС-19, СБ-3, СК-3, депрессора АзНИИ, присадки ПМС-200А и др. В девятой пятилетке будут также широко внедряться присадки БФК, АСК и MACK, полиметакрилатные и др.


Г Л А В А 1

КЛАССИФИКАЦИЯ ПРИСАДОК, ИХ РОЛЬ В УЛУЧШЕНИИ КАЧЕСТВА МОТОРНЫХ И ТРАНСМИССИОННЫХ МАСЕЛ И УДОВЛЕТВОРЕНИИ СОВРЕМЕННЫХ ТРЕБОВАНИЙ К НИМ

Классификация присадок по их действию (функциям) на различные эксплуатационные свойства масел. Вязкостные присадки. Противо­ износные и противозадирные присадки. Депрес­ сорные присадки. Антиокислительные и противо­ коррозионные присадки. Противопенные и мою­ щие присадки. Многофункциональные присадки, их химическая классификация.

Присадки — это органические вещества, добавляемые в небольших количествах к топливам и маслам для улуч­ шения их эксплуатационных свойств. Добавлением раз­ личных присадок и их комбинаций к маслам можно улуч­ шить вязкостные свойства, маслянистость (смазывающую способность), термоокислительную стабильность масла; уменьшить коррозию и нагарообразование; понизить тем­ пературу застывания и вспенивание в системе смазки двигателя. Практически смешением любого базового масла с комбинациями различных присадок можно по­ лучить моторное масло необходимой группы для кон­ кретного режима эксплуатации данного двигателя.

Эффективность присадок зависит и от химического состава базового масла, от его восприимчивости к при­ садкам. По данным А. В. Дружининой, наиболее вос­ приимчивы к действию присадок парафино-нафтеновые углеводороды масел. Химический состав базового масла зависит от природы сырья — нефти, из которой получен масляный дистиллят, а также от способа и степени его

П

очистки. У масел, отличающихся качеством исходного сырья и технологией очистки, различна восприимчивость к присадкам. По назначению (функциям) присадки мож­ но разделить на несколько групп.

ВЯЗКОСТНЫЕ ПРИСАДКИ

Эти присадки предназначены для повышения вязко­ сти масел и улучшения их вязкостно-температурных свойств.

Вязкость, или внутреннее трение, — важнейшее свой­ ство смазочного масла. При жидкостном трении трущие­ ся поверхности полностью разделены слоем смазки, и от­ носительный сдвиг происходит между ее слоями. Чем тоньше разделительный слой смазки, тем больше опас­ ность его разрушения и возникновения сухого трения. При увеличении вязкости масла увеличивается сцепле­ ние его молекул между собой, что приводит к повыше­ нию прочности и толщины разделительного слоя смазки. Надежность жидкостной смазки возрастает с увеличени­ ем вязкости масла, скорости скольжения трущихся по­ верхностей и снижением нагрузки на трущиеся детали. Чем выше скорость скольжения трущихся поверхностей и меньше нагрузка на них, тем менее вязкое масло тре­ буется для обеспечения смазки, и, наоборот, для смазки медленно трущихся деталей с повышенной нагрузкой нужно употреблять высоковязкое масло.

Вязкость масла для смазки двигателя подбирается в зависимости от конкретных условий его работы. Мотор­ ное масло должно также возможно меньше изменять вязкость при изменении температуры (пологая темпе-“ ратурная кривая вязкости). Вязкостные качества масел улучшают, добавляя к ним вязкостные присадки. Дейст­ вие вязкостных присадок основано на способности по­ вышать вязкость масел (загущать их), а также умень­ шать изменение вязкости с температурой. Загущенное присадками высоковязкое моторное масло сохраняет присущее низковязким базовым маслам свойство незна­ чительно изменять вязкость при изменении температу­ ры — имеет высокий индекс вязкости (ИВ).


ПРОТИВОИЗНОСНЫЁ И ПРОТИВОЗАДИРНЫЕ ПРИСАДКИ

Присадки этого типа предназначены для улучшения смазывающей способности масел, для уменьшения изно­ са и предотвращения заедания и задира трущихся пар, выдерживающих большие механические нагрузки. При­ менение этих присадок в маслах снижает также по­ тери мощности двигателей от трения.

Переход от жидкостного трения к сухому происходит постепенно. Между ними различают еще два вида тре­ ния — полужидкостное и граничное. Если между трущи­ мися поверхностями в некоторых местах сохраняется видимый невооруженным глазом слой масла, то такую смазку называют полужидкостной. Граничной смазкой, или граничным слоем масла, называют невидимую нево­ оруженным глазом тончайшую . пленку масла, которая удерживается на поверхности деталей молекулярными силами металла, из которого эти детали изготовлены. Граничный слой смазки менее подвижен из-за воздейст­ вия на него молекулярных сил металла и не может так свободно перемещаться, как слой масла при жидкостной смазке. Если на трущихся поверхностях при возрастаю­ щих на них нагрузках удерживается граничный слой смазки, то сухое трение не возникает.

Маслянистость, или смазывающая способность, — свойство масляной пленки сохранять прочность в усло­ виях граничной смазки. Чем больше в масле поверхност­ но-активных (полярных) молекул, тем прочнее в усло­ виях граничного трения сцепление пленки масла с по­ верхностью металла, лучше его смазывающая способ­ ность, меньше износ трущихся поверхностей.

В результате очистки базовые масла зачастую полу­ чаются с худшими смазывающими свойствами, чем исходные компоненты. Это объясняется удалением в про­ цессах очистки ряда веществ, обладающих высокими по­ верхностно-активными свойствами (асфальтенов, серни­ стых соединений и др.).

По мнению К. С. Рамайя и др., маслянистость при добавлении присадок улучшается в результате не только увеличения в масле количества полярных молекул, обес­ печивающих прочность масляной пленки на поверхности металла, но и химического взаимодействия активных эле-

13

ментов присадок с поверхностью металла. В результате такого взаимодействия на поверхности трения помимо масляной пленки образуется слой вещества, предупреж­ дающего задир. Этот слой взаимодействует с нижеле­ жащими слоями металла, образуя низкоплавкие мазеобразования, которые, в свою очередь, в условиях граничного трения превращаются на выступах и шерохо­ ватостях трущихся поверхностей в жидкость. Эти жид­ костные образования истираются вместе с шероховато­ стями трущихся пар при их скольжении друг по другу.

Цикл химического воздействия активных элементов присадок на поверхность металла повторяется. Происхо­ дит сглаживание — полировка трущихся поверхностей; создаются нанлучшие условия для прочности граничного слоя масла и, следовательно, улучшается его масляни­ стость. Маслянистость имеет особенно большое значение для обеспечения надежности смазки высоконагружениых деталей и узлов, таких как зубчатые передачи автомо­ билей и тракторов (т. е. для трансмиссионных масел).

ДЕПРЕССОРНЫЕ ПРИСАДКИ

Назначение депрессорных присадок — сохранять по­ движность масел при пониженных температурах. При охлаждении масел наступает такой момент, когда они теряют свою подвижность. Соответствующая этому мо­ менту температура называется температурой застывания масла.

Нефтяные масла при охлаждении теряют подвиж­ ность по двум причинам: вследствие возрастания вязко­ сти ( вязкостное застывание); от повышения концентра­ ции образующейся в масле при понижении температуры дисперсной фазы* (взвеси парафинов и церезинов) и упрочнения связей между ее частицами. Образующиеся

*

Дисперсной

называется физико-химическая

система, состоя­

щая

из двух фаз.

Первая из них (дисперсная

ф аза)— твердое,

жидкое или газообразное тело — распределяется в виде мельчайших

частиц— мицелл — во второй фазе

(дисперсионной среде). Под

дисперсностью понимается удельная

(отнесенная к единице объема)

поверхность частицы. Грубодисперсные системы состоят из частиц

размером ІО-4 см, тонкодисперсные — из частиц

ІО-5 см; коллоид­

ные системы — в пределах 10~6— ІО-7 см. При

достижении

части­

цами размера 10~s см (размер атома, небольшой молекулы)

полу­

чаются истинные гомогенные растворы.

 

 

14


кристаллы парафинов и церезинов строятся в прочную кристаллическую решетку, которая препятствует подвиж­ ности масла (структурное застывание).

Действие депрессора на масло объясняется тем, что его частицы, не растворимые в масле, постоянно нахо­ дятся во взвешенном тонкодисперсном состоянии и ад­ сорбируются мелкими кристаллами парафинов. В резуль­ тате изменяется характер кристаллизации — прекраща­ ется рост кристаллов, образуется непрочная кристалли­ ческая решетка и поэтому масло сохраняет подвиж­ ность.

АНТИОКИСЛИТЕЛЬНЫЕ ПРИСАДКИ

Назначение этих присадок — замедлять процессы окисления масел, повышать его термоокислительную стабильность.

В камере сгорания двигателя под действием кисло­ рода воздуха и высоких температур углеводороды, смесь которых представляет собой смазочное масло, подверга­ ются окислению. Легче всего окисляются парафиновые углеводороды, затем нафтеновые, а наиболее стойки к действию кислорода воздуха ароматические углеводо­ роды. Алкилированные ароматические углеводороды с короткими боковыми цепями нормального строения, об­ ладающие также наиболее пологой кривой вязкости, представляют собой весьма ценную составную часть ма­ сел, так как они наиболее устойчивы к действию кисло­ рода воздуха в условиях повышенных температур.

Установлено, что углеводороды масел окисляются постадийно, проходя через различные промежуточные продукты, в зависимости от строения и условий окис­ ления. Первыми промежуточными продуктами окисления углеводородов являются перекиси. Это нестойкие соеди­ нения, они превращаются в другие кислородсодержащие соединения, в основном в органические кислоты и окси­ кислоты. Кроме кислот и оксикислот в других проме­ жуточных стадиях окисления могут образовываться так­ же альдегиды, кетоны и спирты. Продолжающееся дей­ ствие на эти продукты кислорода приводит к их уплот­ нению. В результате реакций уплотнения (конденсации и полимеризации) образуются смолы, асфальтены, эстолнды и т. п. По Н. И. Черножукову и С. Э. Крейну,

15

окисление углеводородов может проходить в двух на­ правлениях:

------ > Кислоты----- >

Углеводороды-----> Перекиси—

------ * Смолы---- > •» Окснкислоты----- > Эстолиды — * Асфальтогеновые кислоты

■»Асфальтены-----*■ Карбены-----і Карбсиды

Продукты окисления — высокомолекулярные кисло­ родсодержащие соединения (смолы, асфальтены, карбе­ ны и др.) различаются между собой по плотности, цвету и способности растворяться в различных растворителях.

Наиболее интенсивно окисление проходит в слое мас­ ляной пленки, приставшей к поверхности смазываемых деталей. Металлы, из которых сделаны смазываемые по­ верхности, а также окислы металлов и их соли, образо­ вавшиеся на этих поверхностях в результате химических реакций, происходящих в камере сгорания двигателя, играют роль катализатора, значительно ускоряя окисле­ ние масел. Продукты сгорания сернистых топлив также ускоряют реакции окисления. С ростом температуры в зоне смазки интенсивность окисления масла значительно возрастает. Способность масла противостоять окисле­ нию называется термоокислительной стабильностью.

Чтобы замедлить реакции окисления, к маслам до­ бавляют антиокислительные присадки. По К. И. Ивано­ ву с сотр., антиокислители по механизму действия мож­ но разделить на три группы: антиокислительные присад­ ки, тормозящие образование активных радикалов в начальной стадии цепного процесса окисления (ини­ циирование автокаталитического процесса); вещества, не только тормозящие образование активных радикалов и начальной стадии цепного процесса окисления, но и разлагающие уже образовавшиеся перекиси, переводя их в стабильное к окислению состояние и не давая тем самым распространяться цепной реакции; присадки, обладающие таким же действием, как и вторая группа, но при относительно недалеко зашедшей цепной реакции окисления. Третья группа занимает промежуточное по­ ложение между первой и второй.

Кроме веществ, непосредственно влияющих на обрыв цепной реакции и называемых истинными ингибиторами

16


окисления («чистыми» антиокислителями), к антиокислительным присадкам относят вещества, уменьшающие ак­ тивность каталитического действия металлов, их окисей и солей на процесс окисления, — пассиваторы металлов. Пассиваторы образуют на поверхности металлов стой­ кие адсорбционные или химически связанные пленки и таким образом не допускают каталитического воздейст­ вия металлов на процесс окисления. К антиокислителям

также относят

дезактиваторы — вещества, переводящие

ь неактивное

состояние соли металлов, растворенные

в масле, которые играют роль гомогенных катализаторов процесса окисления.

Истинные ингибиторы эффективно применяют в мас­ лах, относительно глубокоочищенных и работающих при температурах 100—120 °С (парфюмерных, медицинских, трансформаторных, турбинных и др.)\ В моторных мас­ лах, работающих при более высоких температурах, при­ меняют пассиваторы и дезактиваторы металлов.

ПРОТИВОКОРРОЗИОННЫЕ ПРИСАДКИ

Назначение этих присадок — снижать агрессивность масел, предохранять детали двигателя от коррозии. Кор­ розией называется разрушение металла под действием окружающей среды. В результате коррозии резко повы­ шается износ двигателей. Смесь углеводородов, состав­ ляющих основу базового масла, не обладает агрессивны­ ми свойствами по отношению к металлу. Коррозию уз­ лов двигателей вызывают продукты окисления — перекиси, органические кислоты и оксикислоты, альдеги­ ды и т. д., а также продукты сгорания сернистых топлив, которые постепенно накапливаются в масле, применяе­ мом для смазки двигателя.

По Денисону, механизм коррозии схематично можно представить следующим образом:

 

 

Me + R20 2 ----- > R20 + МеО

 

МеО + 2RCOOH----- > Me(OOCR)2 + Н20

где

Me — металл;

R2O2— органическая перекись; R2O — органиче­

ская

окись; МеО — окись металла; RCOOH — органическая кислота;

MefOOCRb — соль

металла и органической кислоты; R — углево­

дородный радикал.

 

2—2426

17