Файл: Гальперин А.Е. Производство присадок к моторным и трансмиссионным маслам.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.07.2024
Просмотров: 159
Скачиваний: 1
Первые промежуточные продукты реакций окисления масла — перекиси — вступают в реакцию с металлом; в результате образуется окись металла. Далее образу ются органические кислоты, которые, реагируя с окисью металла, дают соли этих кислот.
Выше уже отмечалось влияние металла, его окислов и солей на скорость окисления масла. В результате ка талитического действия металлических поверхностей тру щихся пар содержание перекисей в масле растет, увели чивая скорость коррозии частей двигателя, контактирую щих с маслом. При наличии в масле перекисей или других нестойких кислородсодержащих соединений, спо собных отдавать свой кислород, коррозия металла мо жет происходить и без доступа кислорода воздуха. При сутствие органических кислот в масле существенно влия ет на коррозию металлических частей двигателя. Чем ниже молекулярный вес органических кислот, тем они агрессивнее к металлу. Особенно подвержены коррозии свинец и его сплавы, применяемые для заливки вклады шей подшипников скольжения.
Сернистые топлива, применяемые в двигателе, увели чивают его коррозию и износ. При сгорании сернистого топлива образуются сернистый и серный ангидриды (S02 и S03), которые, взаимодействуя с парами воды, конденсирующимися на охлаждаемых поверхностях дви гателя, дают слабые сернистую и серную кислоты, весь ма агрессивные к металлам. В картере двигателя при этом может увеличиться содержание водорастворимых кис ют.
Антиокислительные присадки, увеличивая термоокислительную стабильность масла и замедляя процессы об разования перекисей и кислот, в известной мере задер живают коррозию металла. Однако они не в состоянии предотвратить образование и накопление в масле про дуктов его окисления, обладающих коррозионно-агрес сивными свойствами. Возникает поэтому задача защиты металлических деталей двигателя от контакта с накоп ленными в масле коррозионноактивными веществами. За дача эта решается применением противокоррозионных присадок — пассиваторов.
Действие противокоррозионных присадок заключает ся в образовании на поверхности металла стойкой за щитной пленки, предохраняющей эту поверхность от не
18
посредственного контакта с агрессивными агентами, на ходящимися в масле. Образование защитной пленки происходит двумя путями: путем адсорбции на поверх ности металла защитного вещества — молекул присадки; путем образования на поверхности металла тонкого за щитного слоя из веществ, полученных в результате хи мического взаимодействия присадки с металлом. В неко торых случаях эти пленки повышают маслянистость мас ла (противокоррозионные присадки способны повышать прочность масляной пленки в условиях граничного тре ния) .
ПРОТИВОПЕННЫЕ ПРИСАДКИ
Назначение этих присадок состоит в разрушении воз душно-масляных эмульсий, образующихся в системе смазки двигателей. Смазочные масла обладают способ ностью растворять в себе небольшие количества воздуха. При работе двигателя масло разбрызгивается мельчай шими капельками и образуется туман, представляющий собой смесь капелек масла с воздухом, которая оседает на смазывающей поверхности. Масляный туман в зави симости от поверхностного натяжения масла образует стойкую воздушно-масляную эмульсию — пену.
Стойкая масляная пена образуется в авиационных двигателях (при поднятии самолета на большую высоту, где в разряженной атмосфере быстро испаряются рас творенные в масле воздух и легкие фракции топлива) и в автомобильных двигателях при очень больших ско ростях. Стекающая в картер двигателя пена смешивает ся со всей массой масла, циркулирующего в системе смазки двигателя; в результате количество пены в маслосистеме непрерывно увеличивается. Обильное вспени вание масла недопустимо, так как нарушается нормаль ный режим в системе смазки двигателя и в результате может произойти выброс масла.
Замечено, что повышенная склонность к пенообразованию присуща маслам, содержащим антиокислительные II моющие присадки. Для борьбы с пенообразованием в моторных маслах в условиях эксплуатации к ним добав ляют противопенные присадки. Действие противопенных присадок основано на снижении прочности поверхност ных масляных пленок вследствие адсорбции на них мо
лекул |
присадок. |
2* |
19 |
МОЮЩИЕ ПРИСАДКИ
Назначение моющих присадок — обеспечивать чисто ту деталей двигателя, т. е. препятствовать образованию на соприкасающихся с маслом поверхностях цилиндров и поршней двигателя прочных углеродистых отложений (лаков и осадков). Моющие присадки называют также детергентами.
Причиной нагарообразования в камере сгорания двигателя является нестабильность углеводородов топ лива и масла в зонах высоких температур к окислитель ному действию кислорода воздуха. По данным К. К. Па пок, нагар на днище поршня, клапанах и выхлопных коммуникациях образуется в основном вследствие не полного сгорания топлива, а нагар и лак на юбке порш ня и в зоне кольцевых канавок — вследствие окисления
итермического разложения смазочных масел. Асфальтены и оксикислоты, не растворяясь в масле,
прочно прилипают к металлу, образуя стойкие лаки, на гар и осадок, забивающие канавки поршневых колец. Наіар на головке поршня нарушает степень сжатия и ме шает нормальному охлаждению поршня. Отложения в зоне кольцевых канавок могут привести к полному пригоранию поршневых колец или к потере подвижности поршня, что вызовет потерю компрессии, обрыв криво шипно-шатунного механизма, задир зеркала цилиндров. Отложения на головке поршня ухудшают ее теплопро водность — рост температуры головки может вызвать прогар поршня. Образование нагаров и лаков в камере сгорания двигателя увеличивает его износ. Возникает необходимость в частой замене масла вследствие загряз нения осадками, что увеличивает его расход.
Сернистые топлива дают увеличенное количество на гара, который сравнительно более плотен и, следова тельно, более опасен. В табл. 1 показано изменение ко личества и плотности нагара в зависимости от содержа ния серы в топливе.
Действие моющих присадок основано на их способ ности:
сохранять в тонкодисперсном состоянии частицы са жистого нагара, образовавшегося от неполного сгорания топлива (и попадающего в масло извне), и частицы ла ков и нагара, образующихся в масле в результате тер-
20
Т а б л и ц а |
1. Влияние серы в топливе на свойства нагара |
|
|
и количество отложений на поршне |
|
(по данным Г. А. Морозова, Брезе и Вильсона) |
||
Содержав ие серы, % |
|
|
|
Плотность нагара, |
Масса отложений, |
в топливе |
г/с м3 |
г |
в нагаре |
|
0,08 |
1,0 |
0,08 |
8,5 |
0,20 |
|
---- |
|
0,40 |
— |
— |
9,0 |
0,90 |
— |
— |
10,0 |
1,50 |
9,0 |
0,50 |
— |
моокислительных процессов; препятствовать укрупнению этих частиц и выпаданию их в осадок на деталях дви гателя, постоянно поддерживая дисперсную фазу во взвешенном состоянии;
диспергировать уже образовавшиеся крупные части цы в тонкодисперсное состояние — солюбилизировать (переводить в коллоидный раствор под действием ми целл присадок, находящихся в масле) и пептизировать (расщеплять на первичные частицы агрегаты, возникшие в результате коагуляции — укрупнения коллоидных ча стиц) нерастворимые твердые и жидкие продукты окис ления масла как в момент их образования, так и в даль нейших стадиях процесса окислительной полимериза ции;
нейтрализовать агрессивные продукты окисления ма сел и продукты сгорания сернистых топлив (свободные сернистую и серную кислоты), задерживать накопление в масле нерастворимых мыл.
Нейтрализуя продукты окисления масел и продукты сгорания сернистых топлив, моющие присадки препят ствуют также коррозии частей двигателя. Большинство моющих присадок оказывает не только диспергирующее действие, но и улучшают эксплуатационные свойства ма сел (противоизносные, антиокислительные, противокор розионные). В этом случае они являются многофункцио нальными.
МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ПРИСАДКИ
Назначение многофункциональных присадок состоит в одновременном улучшении нескольких экеплуатацион-
21
ных свойств масла. Обычно многофункциональность при садок достигается введением в одно химическое соедине ние различных функциональных групп, которые и обу словливают универсальность присадки. В практике под многофункциональными присадками понимают также смеси двух и более присадок различных видов, дополня ющих друг друга по своему функциональному воздейст вию. Такие присадки называют комплексными.
По строению основного химического компонента многофункциональные присадки делятся на следующие основные типы.
Алкилфенольные присадки — одни из самых распро страненных в настоящее время. К ним относятся осерненные алкилфеноляты бария, АзНИИ-ЦИАТИМ-1 — мою щая, противокоррозионная с депрессорными свойствами присадка; ЦИАТИМ-339 — моющая и противокоррози онная присадка.
Другим типом алкилфенольных присадок являются присадки БФК и ВНИИ НП-370, представляющие собой соответственно бариевые и кальциевые соли продуктов
конденсации алкилфенолов с |
формальдегидом |
и обла |
дающие высокими моющими |
и противокоррозионными |
|
свойствами. Подготовлены к |
промышленному |
выпуску |
присадки АСК и MACK — кальциевые соли алкилсалициловых кислот, получаемые на основе алкилфенолов и обладающие высокими моющими п антнокнслительными свойствами.
Фосфорсодержащие присадки — бариевые, кальцие вые и цинковые соли эфиров дитиофосфорной кислоты. К их числу относятся: МНИ ИП-22 — кальциевая и ба риевая, обладающая хорошими моющими, противоиз носными и противокоррозионными свойствами; ДФ-11 — эффективная антиокислительная, противокоррозионная, противоизносная и в меньшей мере моющая присадка; ЭФО (обладает хорошими противоизносными, противо задирными и антиокислительными свойствами, добавля ется к трансмиссионным маслам) и др.
Сульфонатные присадки — бариевые п кальциевые маслорастворимые соли сульфокислот, полученных суль фированием нефтяных фракций, предварительно очищен ных селективными растворителями. К ним относятся присадки: СБ-3 (бариевая) и СК-3 (кальциевая) с хо рошими моющими и противоизносными свойствами;
22
ПМС — с высокими моющими и антиокислительными свойствами.
Смешанные (комплексные) присадки. Это присадка ВНИИ НП-360, состоящая из алкилфенолята бария (компонента ВНИИ НП-350, обладающего хорошими моющими свойствами) и цинковой соли диалкилфенилдитиофосфорной кислоты (компонента ВНИИ НП-354, имеющего хорошие антиокислительные, противоизносные
и противокоррозионные свойства). |
металлов. |
|
Беззольные присадки, не |
содержащие |
|
К ним относятся: продукты |
полимеризации |
сложных |
эфиров многоатомных спиртов и производных алкиламинов, которые обладают загущающими, противоизносны ми и моющими свойствами; имидопроизводные янтарной кислоты (сукцинимиды) с высокими моющими свойства ми, способные повышать индекс вязкости и нейтрали зовать кислые соединения, так как обладают щелочной реакцией.
Г Л А В А 2
СИНТЕЗ, ЭФФЕКТИВНОСТЬ И СВОЙСТВА ПРИСАДОК
Синтез присадок (депрессора АзНИП, АзНИИ-ЦИАТИМ-1, ЦИ АТ ИМ-339, БФК, ВНИИ НП-370, АС К u MACK, МНИ ИЛ-22, ВНИИ НП-360, ЭФО, ДФ-11, СВ-3, ПМС). Эффектив ность и свойства присадок: вязкость при 100 °С, зольность, щелочность, содержание фосфора, серы и хлора, коррозионная агрессивность (по Пинкевичу), термоокислительная стабильность (по ме тоду Папок), содержание механических примесей и воды, растворимость в масле.
Производство функциональных и особенно много функциональных присадок осуществляется путем много стадийного органического синтеза. Сырьем для произ водства присадок служат продукты переработки нефти и нефтехимического синтеза (олефиновые и парафиновые углеводороды, сульфокислоты, алкилфенолы, спирты) и различные неорганические реагенты. В настоящей гла ве рассмотрены основы синтеза и дана характеристика только тех присадок, которые наиболее широко приме няются в промышленности.
СИНТЕЗ ПРИСАДОК
Существуют два направления синтеза многофункцио нальных присадок: получение одного химического соеди нения, обладающего всеми требуемыми функциональ ными признаками (присадка МНИ ИП-22); синтезиро вание присадок с одним (максимум двумя) функцио нальным признаком и смешение этих присадок с целью получения желаемого комплекса функций, улуч-
24