Файл: Гальперин А.Е. Производство присадок к моторным и трансмиссионным маслам.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.07.2024
Просмотров: 165
Скачиваний: 1
В табл. 15 приведены функциональные признаки наиболее распространенных присадок.
Т а б л и ц а 15. Функциональные признаки наиболее распространенных присадок, выпускаемых в СССР
Присадка |
Функциональные признаки |
АзНИИ-ЦИАТИМ-1
ЦИАТИМ-339 БФК
ВНИИ НП-370 МНИ ИП-22к
ВНИИ НП-360 (комплексная)
ЭФО
ДФ-1
ДФ-11
СБ-3 ПМС АСК
Депрессорная, противокоррозионная, моющая
Противокоррозионная, моющая Моющая, противокоррозионная, анти
окислительная То же
Антиокислительная, противокоррозион ная, моющая, противоизносная
Моющая, антиокислительиая, противо коррозионная, противоизносная
Противоизносная, антиокислительная, слабо депрессорная
Противоизносная, антиокислительная, противокоррозионная, депрессорная, моющая
Противоизносная, антиокислительная, противокоррозионная, моющая
Моющая, противоизносная Моющая, противокоррозионная Моющая, антиокислительная
П р и м е ч а н и е . Совместимость присадки ЭФО в композициях—удовлетворитель ная; остальных присадок—хорошая.
Добавление к моторным маслам многофункциональ ной присадки; представляющей индивидуальное химиче ское соединение, не всегда дает оптимальный результат. Увеличение содержания присадок в базовых маслах пос ле некоторого предела также не дает хороших резуль татов. Исследовательские работы и испытания, а также накопленные эксплуатационные данные позволили сде лать практический вывод, что эффект улучшения экс плуатационных свойств масла оказывается большим при применении композиций из двух и более присадок различного действия. Соотношение компонентов в компо зициях, добавляемых к моторным маслам, подбирают экспериментально. Как композиции, так и индивидуаль ные соединения, добавляют к моторным маслам в коли честве 1—12%.
57
Эффективность присадки, целесообразность ее при менения оценивают на основании комплекса испытаний, включающего определение физико-химических свойств самой присадки и присадки в растворе масла, испытания на одноцилиндровых двигателях, на полноразмерных двигателях, на стенде и в эксплуатационных условиях. На основе результатов этих испытаний определенные сорта масел, содержащих требуемые количества тех или иных присадок или их композиций, рекомендуются для эксплуатации в двигателях.
В процессе изготовления присадки контролируются соблюдение технологии, качество сырья и реагентов, а также соответствие физико-химических характеристик присадки требованиям ГОСТ или ТУ. Для определения этих показателей присадки анализируют и испытывают стандартными лабораторными методами. Результаты анализов и испытаний нормируются в определенных пре делах. Нижний предел (по минимуму) установлен пото му, что при занижении его для тех или иных качествен ных показателей свойств присадки смешение ее с базо вым маслом не дает желаемого эффекта. Такое масло может быть непригодно для применения в двигателях внутреннего сгорания. Верхний предел (по максимуму) введен для ограничения тех свойств присадки, которые при превышении этого предела своим действием настоль ко ухудшают показатели свойств масел, что последние становятся непригодными к эксплуатации в двигателях внутреннего сгорания.
Физико-химические показатели качества присадок должны отвечать следующим требованиям.
Вязкость присадки должна быть достаточно высокой. В противном случае разбавление присадкой масла по нижает его вязкостно-температурные свойства, т. е. ухуд шает условия сохранения жидкостной смазки трущихся деталей двигателя при различных режимах его работы.
Зольность присадки (за исключением беззольных) также должна быть достаточно высокой, что обусловлено введением в структуру основного химического вещества присадки щелочных металлов (бария, кальция, цинка и др.), которые в виде солей обеопечивают моющие свойства присадок. Присутствие этих металлов в при садках прямо связано с такой константой, как щелоч ность.
58
Щелочность присадок обусловлена наличием как сво бодных, так и связанных щелочных компонентов, и долж на быть высокой. Щелочные компоненты присадок пре пятствуют укрупнению частиц нагара, поддерживая их в мелкодисперсном взвешенном состоянии, связывают кислоты и другие продукты кислотного характера, об разующиеся в цилиндре двигателя в результате термо окислительных процессов в маслах и процессов сгора ния топлива, тем самым увеличивая сопротивляемость моторных масел лако- и нагарообразованию. Следова тельно, зольность и щелочность присадок в какой-то мере характеризуют моющие, противокоррозионные и антиокислительные свойства присадок.
Щелочные компоненты, связывая продукты окисле ния и диспергируя частицы нагара, постепенно удаля ются вместе с нагаром при прохождении масла в дви гателе через систему его очистки на фильтрах или цент рифугах. Поэтому о срабатываемости присадки в масле судят по ее зольности и щелочности. По этим же показа телям определяют сроки смены масел в двигателе.
Содержание бария, кальция и цинка в присадке нор мируют по минимуму, потому что даже при высокой об щей зольности, но при недостаточном содержании в золе этих элементов, моющие и противокоррозионные свойства присадки недостаточны.
Содержание фосфора и серы в присадке нормируют по нижнему пределу. Фосфор- и серусодержащие орга нические соединения с прочными связями в молекуле образуют на поверхности металлов (особенно свинца и его сплавов) прочную пленку, препятствующую про никанию в них коррозионноактивных агентов. Эти же соединения являются хорошими антиокислителями. При уменьшении их содержания в присадке уменьшаются прочность и длительность сохранения на поверхности металла защитной пленки п, следовательно, ускоряется износ двигателя.
Содержание хлора в присадке нормируют по макси муму, потому что соединения хлора (если их молекулы не полностью насыщены хлором, т. е. содержат атомы водорода в алифатических цепях) очень агрессивны и разрушают защитную пленку. Коррозионный износ дви гателя происходит значительно быстрее. Высокохлори рованные соединения с боковыми цепями, полностью на-
59
сыщеннымн хлором, обладают хорошими смазывающими и противозадирными свойствами и применяются в транс миссионных маслах. В таких присадках хлор нормиру ют по минимуму.
Физико-химические характеристики присадок даютвозможность судить об их соответствии эталону, про ходившему испытание на двигателях, но не характери зуют эффективность влияния данной партии присадки на эксплуатационные свойства масел. Чтобы хотя при близительно оценить эти свойства, разработаны методы лабораторных испытаний влияния присадки на коррози онность, моющие свойства масел и их термоокислитель ную стабильность.
Коррозионность (по В. С. Пиикевичу, ГОСТ 5162—49) определяют по потере массы пластинки, отнесенной к 1 м2 ее поверхности. Коррозионность масел без приса док достигает 100 г/м2, а для масел с присадками не превышает 5—28 г/м2.
Моющие свойства (по ПЗВ, ГОСТ 5726—53) опреде ляют, подвергая масло кратковременному испытанию на специальной установке ПЗВ и затем оценивая чистоту боковой поверхности поршня по эталонной шкале. Со вершенно чистый поршень без отложений лака на боко вой поверхности получает наивысшую оценку — 0 бал лов. Поршень с боковой поверхностью, сплошь покрытой лаком черного цвета, получает самую низкую оценку — 6 баллов. Результаты оценки моющих свойств по методу ПЗВ часто хорошо сходятся с результатами моторных испытаний на полноразмерных двигателях. Моющие свойства масел без присадок оценивают до 6 баллов, в смеси с присадками — до 0,5—3 баллов.
Термоокислительная стабильность (по К. К. Папок,
ГОСТ 4953—49) масел без присадок находится в преде лах 15—25 мин. Для масел с присадками она повышает ся до 60—80 мин.
Однородность товарных присадок зависит от содер жания в них побочных продуктов и не вошедших в ре акцию исходных веществ. Их отсутствие достигается со блюдением технологии изготовления присадки, высоким качеством сырья и реагентов.
Механические примеси в присадках в значительной мере регламентируют однородность последних. Даже в пределах норм в большинстве присадок фактическое со
60
держание механических примесей достаточно велико. Повышенное содержание механических примесей увели чивает склонность присадок к образованию осадков. Допустимые в присадках механические примеси не должны обладать абразивными свойствами.
Содержание води в присадках должно быть неболь шим, а лучше сведено к нулю. Повышенное содержание воды увеличивает склонность присадок к гидролизу и интенсифицирует образование осадков, повышает кор розионность, ухудшает цвет и прозрачность присадок.
Цвет и прозрачность присадок в значительной мере влияют на цвет и прозрачность масел. Осадки, выпадаю щие на дне и стенках резервуаров, в которых хранятся присадки, отрицательно влияют и на такой показатель качества, как их полная растворимость в базовом масле.
Полная растворимость присадки в базовом масле ха рактеризует стабильность ее раствора в масле. Выпаде ние присадки в осадок из масла при хранении недопу стимо, потому что все полезные качества, которые при обретает смазочное масло при добавлении к нему присадки, с выпадением последней в осадок в значи тельной мере (а в некоторых случаях полностью) те ряются. Более того, качество смазочных масел может резко ухудшиться по сравнению с их исходными пока зателями.
Г Л А В А 3
ОСНОВНЫЕ ПРОЦЕССЫ ПРОИЗВОДСТВА ПРИСАДОК И ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ СХЕМЫ ИХ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ
|
П р и н ц и п и а л ь н ы е |
т ех н о л о ги ч еск и е |
с х е м ы |
п р о |
|||||||
ц е с с о в п о л у ч е н и я п р и с а д о к . |
В л и я н и е р а з л и ч н ы х |
||||||||||
ф ак т оров |
( д а в л е н и я , |
т ем перат уры , |
соот н ош ени я |
||||||||
р е а г и р у ю щ и х |
м а с с , к ачест ва |
с ы р ь я |
и |
р еа ген т о в, |
|||||||
кат ал и зат оров и |
д р .) |
н а |
п р о ц е с с синт еза. С п о с о |
||||||||
б ы |
очист ки п р и с а д о к |
от |
м е х а н и ч е с к и х |
п р и м есей . |
|||||||
О б е з в р е ж и в а н и е |
в р е д н ы х |
|
п о б о ч н ы х |
|
п р о д ук т о в |
||||||
в |
п р о ц е с с а х |
синт еза. |
С х е м ы |
п р о м ы ш л е н н ы х |
уст а |
||||||
н о в о к |
п о |
п р о и зв о д с т в у п р и с а д о к . Х аракт ери ст и ка |
|||||||||
с ы р ь я , |
р еа ген т о в |
и кат али зат оров. |
|
|
|
В настоящее время 'промышленное производство при садок осуществляется периодическими процессами за исключением получения алкилфенолов на твердых ката лизаторах (КУ-2 и алюмосиликатном). Другие непре рывные процессы широкого промышленного распростра нения не получили. Все эти процессы проводят в опре
деленной последовательности с соответствующими ре агентами и параметрами: давлением, температурой, со
отношением реагирующих масс и скоростью реакции. Изменение этой последовательности приводит в некото рых случаях к получению присадки иного состава '(мар ки)1. Полученные в результате химического синтеза про дукты очищают от примесей. Вредные побочные, про дукты обезвреживают и по возможности утилизируют.
Каждый процесс оформлен в специальный техноло гический узел (отделение). Принципиальные технологи ческие схемы описывают последовательность стадий син теза различных присадок. Установка промышленного
62
производства присадок представляет собой комплекс технологических отделений, реагентно-сырьевого и то варного хозяйств, в определенном порядке связанных друг с другом, а также с объектами, дающими пар, электроэнергию, воду, воздух и собирающими и очищаю щими сточные воды.
Основными процессами получения различных приса док являются: хлорирование парафина, алкилирование, осернение, сульфирование, фосфирование, конденсация, нейтрализация, отделение механических примесей.
ХЛОРИРОВАНИЕ ПАРАФИНА
Установлено, что ароматические углеводороды с длинными алкильными цепями нормального строения об ладают хорошими депрессорными свойствами. В отече ственной промышленности депрессоры получают глав ным образом алкилированием ароматических соединений (нафталина, фенола). Алкилирующим агентом в техно логических процессах получения депрессора АзНИИ и многофункциональной присадки с хорошими депрессор ными свойствами АзНИИ-ЦИАТИМ-1 служит хлориро ванный парафин с 24—35 атомами углерода в молекуле. Получение хлорированного парафина (ТУ МНП 466—53) заключается в жидкофазном хлорировании парафина (ГОСТ 784—53) свободным хлором (ГОСТ 6718—68) с получением . монохлорпроизводных. Реакция хлориро вания экзотермична и сопровождается выделением эквимольного количества хлористого водорода.
Принципиальная технологическая схема установки хлорирования парафина представлена на рис. 1. Сырье— парафин — находится в резервуаре 1. При помощи на ружных паровых змеевиков в нем поддерживается тем пература 70—80 °С, при которой частично отстаивается вода, дренируемая в канализацию II. Насосом 2 парафин закачивается в дозатор 3 — цилиндрический аппарат с коническим дном и наружным паровым обогревом. Пос ле 4—9 ч отстаивания и отделения воды и других при месей к раоплавленному парафину можно добавить до 25 вес.% хлорированного парафина X из дозатора 7. Затем из дозатора 3 насосом 4 порцию парафина или смеси закачивают в хлоратор 6 — вертикальный пусто телый цилиндрический аппарат с рубашкой для обогре
63
ва и охлаждения. Внутри реактор обложен свинцовым листом толщиной до- 8 мм для защиты от коррозии, име ет насадку из колец Рашига размером 25x25 мм для лучшего контактирования газа с жидкостью. Внизу внутри реактора расположен маточник-барботер для по дачи хлора.
Рис. |
1. |
Принципиальная |
схема |
установки |
хлорирования |
парафина: |
|||||||||
1 |
— резервуар |
для |
парафина; |
2, |
4 , 5 — насосы; |
3 — |
дозатор |
парафина; |
|||||||
6 |
— хлоратор; |
7 — дозатор |
хлорированного |
парафина; |
8 — емкость |
для |
|||||||||
хлора; |
9 |
— испаритель |
хлора; |
10 |
— отбойник; |
11 |
— регулятор |
давлении. |
|||||||
Линин: |
I |
— вода; I I |
— |
спуск в канализацию; I I I |
— |
водяной пар; I V — |
кон |
||||||||
денсат; V |
— воздух, инертный газ; |
V I — хлористый |
водород н газообразный |
||||||||||||
хлор; |
V I I |
— жидкий |
хлор; |
V I I I |
— парафин для хлорирования; |
I X — газо |
|||||||||
|
|
|
|
образный |
хлор; X |
— хлорированный |
парафин. |
|
|
Хлор подают в маточник по трубе сверху реактора во избежание застывания парафина в линии подачи хло ра при остановках реактора. Жидкий хлор из автоци стерны или из баллонов поступает в стационарную ем кость 8. Отсюда через регулятор давления 11 он посту пает в испаритель хлора 9, а затем в барботер хлора тора 6. Необходимую подачу хлора регулируют по рота метру.
64