Файл: Власов В.П. Технология производства кускового торфа [учеб. пособие].pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.07.2024
Просмотров: 80
Скачиваний: 0
Кроме того* с повышением содержания сухого вещества в Тор фяной залежи вследствие ее осушения связано увеличение произ водительности экскаватора. Чем лучше будет осушена торфяная залежь, тем больше будет производительность экскаватора в тон нах воздушно-сухого торфа, причем пропорционально увеличению содержания сухого вещества в торфяной залежи.
Однако при некоторых значениях влажности осушенной торфя ной залежи переработанная торфяная масса может оказаться недо статочно пластичной (в зависимости от ботанического состава и степени разложения торфа), тогда становится затруднительным ее формование.
Необходимая пластичность торфяной массы при низких значе ниях влажности может быть обеспечена лучшей переработкой торфа механическим диспергированием или добавлением некото рого количества воды для смачивания торфа. Опыт показывает, что верховую торфяную залежь переосушить трудно, она удержи вает больше воды, чем низинная залежь.
Расстояние между картовыми канавами на полях сушки кус кового торфа, полученного экскаваторным способом, принимается: на верховой залежи 20—30 м, на низинной — 50 м и на переход ной'— 40—50 м [5, 6]. Иногда на верховой залежи целесообразно прокладывать перпендикулярно карьеру дрены и углублять возле карьера концы картовых канав.
В табл. 2 приведены нормативные значения эксплуатационной влажности торфяной залежи, % [7].
|
|
|
Т а б л и ц а |
2 |
|
Залежь, перерабатываемая в прессе |
Ннзннная залежь |
||
Степень разложения |
|
|
||
|
верховая, смешанная |
перерабатываемая |
в |
|
торфа, % |
низинная |
молотковой дробил |
||
|
н переходная |
ке МДО |
|
|
15—20 |
8 8 ,0 |
89,0 |
87,0 |
|
21—30 |
87,5 |
88,5 |
8 6 ,0 |
|
31—40 |
87,0 |
8 8 ,0 |
84,5 |
|
41 и выше |
8 6 ,0 |
87,0 |
83,0 |
|
К о л и ч е с т в о |
воды, |
|
т р е б у ю щ е й с я |
д л я |
у в л а ж н е |
||
н ия |
п е р е о с уш е н н о й т о р ф я н о й |
з а л е ж и , |
определяется |
||||
по формуле (вода |
подливается с помощью передвижного насоса) |
||||||
|
|
<7, |
Ѵз. |
w3— w3 |
м° |
|
(1) |
|
|
Ув |
100 — мія |
|
|||
|
|
|
|
|
|
||
где |
уэ — плотность торфяной залежи до увлажнения, т/м3; |
||||||
|
Ув — плотность увлажненной торфяной залежи, т/м3; |
||||||
|
wB— эксплуатационная |
влажность |
залежи |
после увлажне |
|||
|
ния, %; |
|
|
|
|
|
|
w3 — влажность переосушенной залежи, %.
2* 19
Пример 1. Определить количество воды, которое требуется для увлажнения переосушеиноп торфяной залежи. Разрабатывается низинная торфяная залежь степенью разложения 30%, имеющая среднюю влажность 83%. Нормативная эксплуатационная влажность, необходимая для формования торфа при перера ботке его в прессе (см. табл. 2), ауп = 87,5%; у3 = 0,82 т/м3.
Пользуясь формулой (1), находим
<7, |
0,82 |
87,5 — 83 |
= 0,3 м3. |
|
1 |
100 — 87,5 |
|
§ 6. Экскавация и переработка торфа экскаваторами ТЭМП-2М
Для добычи кускового торфа наибольшее применение получил многоковшовый, поворотный торфяной экскаватор ТЭМП-2М (см. рис. 6). Экскаватор состоит из следующих основных узлов: рамы машины, гусеничного хода с приводом, верхней поворотной плат формы, экскавирующего устройства (ковшовой рамы), сепаратора (пнеотделителя), приемного и выдающего конвейеров механизма, перерабатывающего торф, и электрооборудования.
Рама машины представляет собой сварную металлическую кон струкцию, состоящую из гусеничных балок и платформы, на кото рой укреплены рельсовый круг и стрела для выноса кабелей стилочных машин. На рельсовый круг тремя парами балансирных катков опирается верхняя поворотная платформа, на которой установлены все рабочие механизмы экскаватора. Верхняя плат форма фиксируется на нижней с помощью центральной цапфы, служащей осью поворота. При возникновении усилий, опрокиды вающих верхнюю платформу, для разгрузки центральной цапфы под рельсовым кругом поставлены два обратных катка.
Ковшовая рама экскаватора ТЭМП-2М однорядная. Она со стоит из металлической конструкции, тяговых цепей с 16 ковшами, натяжного приспособления, ведущего вала с шестигранником и двуноги с блоками. Для отвода воды в стенках и днище ковша имеются отверстия. Привод ковшовой цепи осуществляется от индивидуального электродвигателя через цилиндрический трех ступенчатый редуктор. Для предохранения привода ковшовой цепи от аварии вследствие ненормального повышения тягового усилия цепи при встрече ковша с крупным пнем служит фрикцион редук тора. Фрикцион при этом должен пробуксовывать.
Чтобы избежать образования на поверхности торфяной залежи навала торфа, извлеченного из карьера, к ковшовой раме крепится приемный желоб со сменными секциями, устанавливаемыми в со ответствии с глубиной экскавации (рис. 12).
В процессе экскавации торфа ковшовая рама, поворачиваясь вместе с верхней поворотной платформой на угол до 65°, совер шает возвратные веерообразные проходы по откосу забоя (рис. 13). Двигаясь вдоль рамы и перемещаясь по откосу забоя, ковши режут торфяную залежь своими боковыми кромками. Независимо от ширины забоя ковшовая рама в крайнем, правом положении
20
составляет с продольной осью гусеничного хода угол 65° Необхо димая ширина забоя устанавливается изменением угла между крайним левым положением ковшовой рамы н продольной осью гусеничного хода. Крайние положения ковшовой рамы ограиичи-
Рнс. 12. Приемный желоб и сепаратор на экскаваторе ТЭМП-2М
ваются концевыми выключателями. Ширина забоя выбирается в зависимости от количества расстилаемого на карте торфа. По следнее, в свою очередь, связано с необходимой производитель
ностью |
стилочных |
машин, |
|
||||
которая |
должна |
обеспечи |
|
||||
вать |
производительность |
|
|||||
ковшового |
устройства, |
быть |
|
||||
равной или близкой к ней. |
|
||||||
При достижении крайне |
|
||||||
го правого |
положения |
про |
|
||||
изводится |
короткая |
пере |
|
||||
движка |
экскаватора. |
При |
|
||||
движении |
ковшовой |
рамы |
|
||||
по откосу забоя влево осу- |
|
||||||
существляется |
экскавация |
|
|||||
залежи. При крайнем левом |
|
||||||
положении |
рамы |
машинист |
|
||||
снова передвигает |
экскава |
|
|||||
тор. Таким |
образом, разра |
|
|||||
ботка карьера |
ведется |
при |
Рис. 13. Установка экскаватора ТЭМП-2М |
||||
периодических |
коротких |
пе |
в забое. План |
/ |
21 |
редвижках экскаватора. Расстояние передвижки зависит от глу бины экскавации; оно должно быть таким, чтобы наполнение ковшей торфом было нормальным.
Для поворота верхней платформы служит специальный меха низм, состоящий из редуктора, вертикального вала и цевочного зацепления (косинус передачи). Цевочной передачей называется механизм для передачи вращения между параллельными валами посредством колес с цевочным зацеплением. Назначение послед него— автоматически получить плавное изменение скорости пово рота ковшовой рамы при каждом веерном ее проходе по ширине забоя в соответствии с изменением толщины стружки торфа, сни маемой ковшами. Это сохраняет приблизительно постоянную вели чину наполнения ковшей и равномерную производительность ков шового устройства экскаватора [8].
Расстояние, на которое должен быть передвинут экскаватор, чтобы объем стружки, снимаемой ковшом, был равен полезной емкости ковша, зависит от глубины экскавации. Расстояния пере движки экскаватора, по данным В. И. Чистякова, приведены в табл. 3 [9].
|
|
Т а б л и ц а |
3 |
|
|
Величина передвижки (м) при |
|
Глубина |
Угол наклона |
скорости ковшовой цепи |
|
экскавация, |
ковшовой |
|
|
мрамы
|
первой |
(0,406 м/с) |
второй (0,487 |
м/с) |
1,5 |
24°08' |
0,98 |
1,18 |
|
2,0 |
27°50' |
0,77 |
0,93 |
|
2,5 |
ЗГ35' |
0,64 |
0,77 |
|
3,0 |
35°37' |
0,56 |
0,67 |
|
3,5 |
39°47' |
0,50 |
0,60 |
■ |
4,0 |
44°15' |
0,46 |
0,55 |
|
4,25 |
45°40' |
0,44 |
0,53 |
|
В зависимости от глубины экскавации экскаватор ТЭМП-2М ставят так, чтобы расстояния его от карьера были следующими:
Глубина экскавации, |
м ] .................................. |
1,5 |
2 |
2 , 5 3 |
3 , 5 4 |
Расстояние, м . . |
...................................... |
и меньше |
8,9 |
8,1 7,4 |
6,7 6 |
9,6 |
Трассу движения экскаватора провешивают по кромке левой гусеницы. У машиниста имеется продольный профиль карьера. По этому профилю, пользуясь глубиномером, машинист следит за глубиной экскавации, не допуская оставления торфа сверх уста новленной толщины защитного слоя и избегая зачерпывания ков шами минерального грунта. При повороте ковшей вокруг вала ковшовой цепи торф выгружается на сепаратор,