Файл: Власов В.П. Технология производства кускового торфа [учеб. пособие].pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.07.2024

Просмотров: 80

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Кроме того* с повышением содержания сухого вещества в Тор­ фяной залежи вследствие ее осушения связано увеличение произ­ водительности экскаватора. Чем лучше будет осушена торфяная залежь, тем больше будет производительность экскаватора в тон­ нах воздушно-сухого торфа, причем пропорционально увеличению содержания сухого вещества в торфяной залежи.

Однако при некоторых значениях влажности осушенной торфя­ ной залежи переработанная торфяная масса может оказаться недо­ статочно пластичной (в зависимости от ботанического состава и степени разложения торфа), тогда становится затруднительным ее формование.

Необходимая пластичность торфяной массы при низких значе­ ниях влажности может быть обеспечена лучшей переработкой торфа механическим диспергированием или добавлением некото­ рого количества воды для смачивания торфа. Опыт показывает, что верховую торфяную залежь переосушить трудно, она удержи­ вает больше воды, чем низинная залежь.

Расстояние между картовыми канавами на полях сушки кус­ кового торфа, полученного экскаваторным способом, принимается: на верховой залежи 20—30 м, на низинной — 50 м и на переход­ ной'— 40—50 м [5, 6]. Иногда на верховой залежи целесообразно прокладывать перпендикулярно карьеру дрены и углублять возле карьера концы картовых канав.

В табл. 2 приведены нормативные значения эксплуатационной влажности торфяной залежи, % [7].

 

 

 

Т а б л и ц а

2

 

Залежь, перерабатываемая в прессе

Ннзннная залежь

Степень разложения

 

 

 

верховая, смешанная

перерабатываемая

в

торфа, %

низинная

молотковой дробил­

 

н переходная

ке МДО

 

15—20

8 8 ,0

89,0

87,0

 

21—30

87,5

88,5

8 6 ,0

 

31—40

87,0

8 8 ,0

84,5

 

41 и выше

8 6 ,0

87,0

83,0

 

К о л и ч е с т в о

воды,

 

т р е б у ю щ е й с я

д л я

у в л а ж н е ­

н ия

п е р е о с уш е н н о й т о р ф я н о й

з а л е ж и ,

определяется

по формуле (вода

подливается с помощью передвижного насоса)

 

 

<7,

Ѵз.

w3— w3

м°

 

(1)

 

 

Ув

100 — мія

 

 

 

 

 

 

 

где

уэ — плотность торфяной залежи до увлажнения, т/м3;

 

Ув — плотность увлажненной торфяной залежи, т/м3;

 

wB— эксплуатационная

влажность

залежи

после увлажне­

 

ния, %;

 

 

 

 

 

 

w3 — влажность переосушенной залежи, %.

2* 19



Пример 1. Определить количество воды, которое требуется для увлажнения переосушеиноп торфяной залежи. Разрабатывается низинная торфяная залежь степенью разложения 30%, имеющая среднюю влажность 83%. Нормативная эксплуатационная влажность, необходимая для формования торфа при перера­ ботке его в прессе (см. табл. 2), ауп = 87,5%; у3 = 0,82 т/м3.

Пользуясь формулой (1), находим

<7,

0,82

87,5 — 83

= 0,3 м3.

 

1

100 — 87,5

 

§ 6. Экскавация и переработка торфа экскаваторами ТЭМП-2М

Для добычи кускового торфа наибольшее применение получил многоковшовый, поворотный торфяной экскаватор ТЭМП-2М (см. рис. 6). Экскаватор состоит из следующих основных узлов: рамы машины, гусеничного хода с приводом, верхней поворотной плат­ формы, экскавирующего устройства (ковшовой рамы), сепаратора (пнеотделителя), приемного и выдающего конвейеров механизма, перерабатывающего торф, и электрооборудования.

Рама машины представляет собой сварную металлическую кон­ струкцию, состоящую из гусеничных балок и платформы, на кото­ рой укреплены рельсовый круг и стрела для выноса кабелей стилочных машин. На рельсовый круг тремя парами балансирных катков опирается верхняя поворотная платформа, на которой установлены все рабочие механизмы экскаватора. Верхняя плат­ форма фиксируется на нижней с помощью центральной цапфы, служащей осью поворота. При возникновении усилий, опрокиды­ вающих верхнюю платформу, для разгрузки центральной цапфы под рельсовым кругом поставлены два обратных катка.

Ковшовая рама экскаватора ТЭМП-2М однорядная. Она со­ стоит из металлической конструкции, тяговых цепей с 16 ковшами, натяжного приспособления, ведущего вала с шестигранником и двуноги с блоками. Для отвода воды в стенках и днище ковша имеются отверстия. Привод ковшовой цепи осуществляется от индивидуального электродвигателя через цилиндрический трех­ ступенчатый редуктор. Для предохранения привода ковшовой цепи от аварии вследствие ненормального повышения тягового усилия цепи при встрече ковша с крупным пнем служит фрикцион редук­ тора. Фрикцион при этом должен пробуксовывать.

Чтобы избежать образования на поверхности торфяной залежи навала торфа, извлеченного из карьера, к ковшовой раме крепится приемный желоб со сменными секциями, устанавливаемыми в со­ ответствии с глубиной экскавации (рис. 12).

В процессе экскавации торфа ковшовая рама, поворачиваясь вместе с верхней поворотной платформой на угол до 65°, совер­ шает возвратные веерообразные проходы по откосу забоя (рис. 13). Двигаясь вдоль рамы и перемещаясь по откосу забоя, ковши режут торфяную залежь своими боковыми кромками. Независимо от ширины забоя ковшовая рама в крайнем, правом положении

20


составляет с продольной осью гусеничного хода угол 65° Необхо­ димая ширина забоя устанавливается изменением угла между крайним левым положением ковшовой рамы н продольной осью гусеничного хода. Крайние положения ковшовой рамы ограиичи-

Рнс. 12. Приемный желоб и сепаратор на экскаваторе ТЭМП-2М

ваются концевыми выключателями. Ширина забоя выбирается в зависимости от количества расстилаемого на карте торфа. По­ следнее, в свою очередь, связано с необходимой производитель­

ностью

стилочных

машин,

 

которая

должна

обеспечи­

 

вать

производительность

 

ковшового

устройства,

быть

 

равной или близкой к ней.

 

При достижении крайне­

 

го правого

положения

про­

 

изводится

короткая

пере­

 

движка

экскаватора.

При

 

движении

ковшовой

рамы

 

по откосу забоя влево осу-

 

существляется

экскавация

 

залежи. При крайнем левом

 

положении

рамы

машинист

 

снова передвигает

экскава­

 

тор. Таким

образом, разра­

 

ботка карьера

ведется

при

Рис. 13. Установка экскаватора ТЭМП-2М

периодических

коротких

пе­

в забое. План

/

21


редвижках экскаватора. Расстояние передвижки зависит от глу­ бины экскавации; оно должно быть таким, чтобы наполнение ковшей торфом было нормальным.

Для поворота верхней платформы служит специальный меха­ низм, состоящий из редуктора, вертикального вала и цевочного зацепления (косинус передачи). Цевочной передачей называется механизм для передачи вращения между параллельными валами посредством колес с цевочным зацеплением. Назначение послед­ него— автоматически получить плавное изменение скорости пово­ рота ковшовой рамы при каждом веерном ее проходе по ширине забоя в соответствии с изменением толщины стружки торфа, сни­ маемой ковшами. Это сохраняет приблизительно постоянную вели­ чину наполнения ковшей и равномерную производительность ков­ шового устройства экскаватора [8].

Расстояние, на которое должен быть передвинут экскаватор, чтобы объем стружки, снимаемой ковшом, был равен полезной емкости ковша, зависит от глубины экскавации. Расстояния пере­ движки экскаватора, по данным В. И. Чистякова, приведены в табл. 3 [9].

 

 

Т а б л и ц а

3

 

 

Величина передвижки (м) при

 

Глубина

Угол наклона

скорости ковшовой цепи

 

экскавация,

ковшовой

 

 

мрамы

 

первой

(0,406 м/с)

второй (0,487

м/с)

1,5

24°08'

0,98

1,18

 

2,0

27°50'

0,77

0,93

 

2,5

ЗГ35'

0,64

0,77

 

3,0

35°37'

0,56

0,67

 

3,5

39°47'

0,50

0,60

4,0

44°15'

0,46

0,55

4,25

45°40'

0,44

0,53

 

В зависимости от глубины экскавации экскаватор ТЭМП-2М ставят так, чтобы расстояния его от карьера были следующими:

Глубина экскавации,

м ] ..................................

1,5

2

2 , 5 3

3 , 5 4

Расстояние, м . .

......................................

и меньше

8,9

8,1 7,4

6,7 6

9,6

Трассу движения экскаватора провешивают по кромке левой гусеницы. У машиниста имеется продольный профиль карьера. По этому профилю, пользуясь глубиномером, машинист следит за глубиной экскавации, не допуская оставления торфа сверх уста­ новленной толщины защитного слоя и избегая зачерпывания ков­ шами минерального грунта. При повороте ковшей вокруг вала ковшовой цепи торф выгружается на сепаратор,