Файл: Экономика эксплуатационной работы в примерах и задачах учеб. пособие.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.07.2024
Просмотров: 108
Скачиваний: 0
ЭКОНОМИКА ЭКСПЛУАТАЦИОННОЙ РАБОТЫ
ВПРИМЕРАХ
ИЗАДАЧАХ
Утверждено |
|
|
Главным |
управлением |
|
учебными заведениями |
МПС |
|
в качестве |
учебного |
пособия |
для |
техникумов |
|
железнодорожного |
транспорта |
П о д о б щ е й р е д а к ц и е й
Н. Ф. ХОХЛОВ А
М о с к в а „ Т Р А Н С П О Р Т " 1973
У ДК 656.2.003(076)
Экономика эксплуатационной работы в примерах и
задачах. Под ред. Н. |
Ф. Х о х л о в а, |
«Транспорт», |
1973, 136 с. |
|
|
Книга содержит задачи с расчетами по организации |
||
труда, заработной платы, |
техническому |
нормированию, |
определению экономической эффективности новой тех ники и организационно-технических мероприятий.
Предназначена в качестве учебного пособия для техникумов железнодорожного транспорта. М о ж е т быть использована инженерно-техническими работниками для повышения уровня экономического образования.
Рис. 6, табл. 65.
К н и г у н а п и с а л и : Хохлов Н. Ф. — раздел 1, раз дел 4 (задачи № 134—146), приложения; Катаев В. П . — разделы 2 и 3; Петров Ю. Д . — р а з д е л 4 (задачи
№ 93—133 и № 147—152); Химушкина Е. А. — р а з д е л 5.
4* |
Г е с . |
пубпична я |
|
|
н а у ж о - - • ни |
- а я |
|
|
б и б л и о е н а С |
О? |
|
|
зу>31" |
- л ; - 1 |
|
|
Ч И Т А Л Ь Н О Г О З А Л А |
3182—190
Э049(01)—73 -190—73
Издательство «ТРАНСПОРТ» 1973 г.
ЗАДАЧИ И ПРИМЕРЫ РЕШЕНИЯ
I . ОРГАНИЗАЦИЯ ТРУДА И ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ
Производительность труда на сортировочных, участковых
ипромежуточных станциях
1.Дороге на предстоящий год план перевозок грузов уста новлен в размере 500 млн. т при средней их дальности 200 км и план перевозок пассажиров — 400 млн. человек при средней даль ности поездки 50 км. Численность работников, занятых на пере возках, составляет 120 тыс. человек. Определить производитель¬ ность труда работников, занятых на перевозках грузов и пасса жиров.
Решение. Приведенный |
|
объем |
работы |
дороги |
по |
плану |
будет равен |
|||
500 • 106 • 2 0 0 + 4 0 0 • 106 • 50 = 120 • 109 |
ткм. |
|
|
|
|
|
||||
Производительность труда |
при этих |
условиях |
составит |
|
|
|||||
_ |
У ! Р / п р и в |
|
1 2 0 - 1 0 » |
1 Л Л П |
1 Л . |
|
|
|
||
= |
Уэкспл |
= |
1 2 0 1 0 |
^ = |
' |
П р |
И В ' т |
к м ' ч е л ' |
|
|
где 2Р/прив — приведенные |
тонно-километры; |
|
|
|
|
|
||||
Уэкспл — контингент, занятый на |
перевозках. |
|
|
|
|
|||||
2. Отделению дороги |
|
план |
перевозок |
грузов |
на год |
установлен |
в размере 150 млн. т при средней их дальности 80 км и план пере возок пассажиров в размере 60 млн. человек при средней дально¬
сти поездки |
60\ км. Численность |
работников по п л а н у - 1 4 , 1 8 |
тыс. |
|||||||
человек. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Определить производительность |
труда. |
|
|
|
||||||
Решение. |
Объем |
работы |
в приведенных |
тонно-километрах |
будет |
равен |
||||
1 5 0 - 1 0 6 - 8 0 + 6 0 - 1 0 6 - 6 0 = = |
1 2 - 1 0 9 + |
3 , 6 - 1 0 9 |
= 15,6 - 10 9 . |
|
|
|
|
|||
Производительность |
труда одного работника составит |
Я = 1 5 , 6 - 1 0 9 : 1 4 , 1 8 - 1 0 3 = |
||||||||
= 1 1 0 0 - 1 0 3 ткм. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3. Грузооборот |
отделения в отчетном году составил 20 млрд. ткм, |
|||||||||
пассажирооборот — 4 |
млрд. |
пассажиро-км, |
эксплуатационный |
|||||||
контингент работников — 15 тыс. человек. |
|
|
|
|||||||
Как изменится производительность труда в приведенных тонно- |
||||||||||
километрах, |
если |
в |
планируемом |
году |
грузооборот |
увеличится |
||||
на 10%, пассажирооборот - н а |
3,8%, а контингент останется |
неиз |
||||||||
менным. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1 * |
3 |
Решение. Производительность труда в отчетном году будет равна
( 2 0 + 4)-109 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
/ 7 о т ч ; ; |
15-ИР |
|
: = |
1 6 0 ° - 1 0 3 |
приведенных ткм на одного работника |
эксплуа |
|||||||
|
|
|
|
|
тационного |
контингента. |
|
|
|
|
|||
Объем |
работы |
в планируемом |
году |
составит: |
|
|
|
|
|||||
грузооборот |
— |
20 + 20-0,10 = |
22-10s |
ткм; |
|
|
|
|
|
||||
пассажирооборот |
— 4 + 4 • 0,038=4,15• 109 |
пассажиро-км; |
|
|
|||||||||
приведенная |
продукция — 2 2 + 4 , 1 5 = 2 6 , 1 5 - Ю 9 |
приведенных ткм. |
|
|
|||||||||
Производительность |
труда |
в |
планируемом |
году |
Я п л = 2 6 , 1 5 - 1 0 9 : |
15 - Ю 3 = |
|||||||
= 1730-103 |
приведенных |
ткм на |
одного |
работника. |
|
|
|
|
|||||
Рост |
производительности |
труда |
составит: |
1730 - 10 3 : 1 6 0 0 - 1 0 3 - 1 0 0 = |
108,1, |
||||||||
или 8 , 1 % . |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
4. На отделении дороги в отчетном году перевозки грузов со |
|||||||||||||
ставили |
100 млн. т при средней |
их дальности |
100 км, а перевозки |
||||||||||
пассажиров 50 млн. человек при средней |
дальности поездки 70 км. |
||||||||||||
В планируемом |
|
году перевозки |
грузов увеличатся на 3%, пасса¬ |
||||||||||
ж и р о в - н а |
2% . |
Дальность |
не |
меняется. Эксплуатационной |
кон¬ |
||||||||
тингент, |
равный |
10 тыс. человек, также |
остается неизменным. |
|
|||||||||
Как изменится |
производительность |
труда |
в планируемом |
году |
|||||||||
по сравнению с отчетным годом? |
|
|
|
|
|
|
|||||||
5. Определить производительность |
труда |
работников, |
занятых |
в хозяйстве движения сортировочной станции, в приведенных ва гонах при следующих исходных данных:
годовой объем работы станции по плану составляет 3800 тыс. вагонов, в том числе транзитных с переработкой 3600 тыс., тран
зитных без |
переработки |
140 тыс. и местных |
60 тыс. Станция |
про |
|||||||||||
пускает за год |
160 тыс. поездов; |
|
|
|
|
|
|
|
|||||||
|
контингент работников станции по хозяйству движения соста |
||||||||||||||
вляет 530 человек. Из них 420 заняты только обработкой |
вагонов, |
||||||||||||||
22 — обработкой вагонов и пригородных поездов; |
|
|
|
|
|||||||||||
|
нормативы затрат труда, установленные в соответствии с тех |
||||||||||||||
нологическим |
процессом, равны: на обработку — транзитного ва |
||||||||||||||
гона с переработкой — 4 чел-мин, |
транзитного вагона |
без |
перера |
||||||||||||
ботки — 0,2 |
|
чел-мин, |
местного |
вагона — 2 0 |
чел-мин; |
на |
пропуск |
||||||||
одного поезда - |
6 чвл-лшн. |
|
|
|
|
|
|
r |
J |
||||||
|
Решение. |
Производительность |
труда |
работников |
станции, |
занятых |
в |
хозяй |
|||||||
стве |
движения, |
определяется |
по |
формуле |
|
|
|
|
|
|
|||||
|
|
|
|
|
|
|
_ |
2 |
" П Р И В |
|
|
|
|
|
|
где |
2 « П р и в — основная и |
дополнительная |
продукция |
станции |
по |
хозяйству |
дви |
||||||||
|
|
|
жения; |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
|
Чяв |
— контингент |
работников |
станции по хозяйству |
движения. |
|
|
||||||||
|
Затрата труда в чел-мин |
на |
обработку |
вагонов: |
|
|
|
|
|
||||||
транзитных |
с |
переработкой |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||
|
|
|
|
|
|
|
4-3 |
600 000 = |
14 400 000; |
|
|
|
|
|
транзитных без переработки
0,2-140 000 = 28 000;
местных
20 * 60 000 — 1 200 000}
всего |
14 400 000 ~f* 28 000 ~\~ 1 200 000 |
15 623 000. |
Численность работников, занятых только обработкой,вагонов, распределяется по видам работы пропорционально затратам труда:
для обработки транзитных вагонов с переработкой (14 400 ООО : 15 628000) -420 = 0,921 -420 = 386,99 человека;
для обработки транзитных вагонов |
без переработки |
||||
|
(28 000: 15 628 |
000) - 420=0,76 |
человека; |
||
для обработки |
местных |
вагонов |
|
(1 200 000 : 15 628 000)-420 = 32,25 человека. |
|
Всего — 386,99 + 0 , 7 6 + 3 2 , 2 5 = 420 |
человек. |
|
|||
Контингент |
работников, |
занятых |
на работах |
по обработке вагонов и про |
пуску поездов, также необходимо распределить по видам работы. Распределение этого контингента осуществляется пропорционально общей затрате труда на
каждый вид |
работы. |
|
|
|
|
Затраты |
труда на пропуск |
поездов |
будут |
равны |
|
|
6 • 160 000 = |
960 000 |
чел-мин. |
||
Суммарные затраты труда |
на обработку вагонов |
и пропуск поездов составят |
|||
|
15 628 000 + 960 000 = 16 588 000 |
чел-мин. |
Отсюда, 22 человека, занятые обработкой вагонов и пригородных поездов, распределятся по видам работы следующим образом:
для обработки транзитных вагонов с переработкой (14 400 0 0 0 : 16 588 0 0 0 ) - 2 2 = 19,10;
для обработки транзитных вагонов без переработки (28 000 : 16 588 000) - 22=0,04;
для |
обработки |
местных |
вагонов |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
(1 200 0 0 0 : |
16 588 000)-22 = |
1,59; |
|
|
|
для |
пропуска |
поездов |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
(960 000 : 16 588 000) - 2 2 = 1,27 |
человека. |
|
||||
|
Численность контингента, занятого обработкой вагонов |
и пропуском поездов, |
|||||||
по видам работы |
составит: |
|
|
|
|
|
|||
Для |
транзитных |
вагонов с переработкой |
386,99+19,10 = 406,09 |
человека |
|||||
Для |
транзитных |
вагонов без переработки |
0,76+0,04=0,80 |
» |
|||||
Для |
местных |
вагонов |
|
|
32,25+1,59=33,84 |
» |
|||
Для |
пропуска |
поездов |
|
|
|
|
1,27 |
» |
|
|
И т о г о |
|
|
|
|
|
442 |
человека |
|
|
Остальную |
часть |
контингента |
хозяйства |
движения, |
равную |
530 — 4 4 2 = |
= 88 человекам, необходимо также распределить по видам работы, пропорцио нально ранее распределенному:
Для транзитных |
вагонов с переработкой |
(406,09 : 442) - 88=80,86 |
человека; |
||
Для |
транзитных |
вагонов без переработки |
(0,80 : 442) -88=0,16 человека |
||
Для |
местных |
вагонов |
(33,84 : 442) -88=6,73 |
» |
|
Для |
пропуска |
поездов |
( 1 , 2 7 : 4 4 2 ) - 8 8 = 0 , 2 5 |
» |
И т о г о |
|
|
|
|
88 человек |
После распределения контингента можно определить затраты |
рабочей силы |
||||
на 1 вагон: |
|
|
|
|
|
транзитный |
с |
переработкой |
(406,09 + 80,86) : 3 600 000 = 0,000135 человека; |
||
транзитный |
без |
переработки |
(0,80 + 0,16) |
: 140 000 =0,00000686 |
человека; |
местный (33,84+6,73) : 60 000=0,000762 |
человека. |
|
5
|
Для получения приведенной продукции |
пользуются специально рассчитывае |
|||||||||||||||||||
мыми |
|
коэффициентами. |
При |
этом |
по |
|
трудоемкости |
один |
транзитный вагон |
||||||||||||
с |
переработкой |
принимается |
за |
единицу. При |
|
этих |
условиях |
коэффициенты |
|||||||||||||
приведения для остальных вагонов будут равны: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||||||
|
для |
транзитных без переработки |
/С, = 0,00000686 : 0,000135=0,051; |
|
|
||||||||||||||||
|
для местных К2 =0,000762 : 0,000135=5,64. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||||
|
Основная |
продукция |
станции |
в |
|
приведенных |
вагонах |
будет |
равна: |
||||||||||||
3 600 000 + 0,051 • 140 000+5,64 - 60 0 0 0 = 3 945 540. |
Дополнительная |
|
работа — про |
||||||||||||||||||
пуск |
поездов — также должна |
быть |
выражена |
в |
приведенных |
вагонах. |
Для |
||||||||||||||
этого |
используют формулу |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||
|
|
|
|
|
|
\п |
= |
— |
|
|
|
„ |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
" Р И В |
V c n c p |
т Р - с п е Р ' |
|
|
|
|
|
|
|||||||
где |
|
|
Упп — численность работников, занятых |
пропуском |
поездов; |
|
|
||||||||||||||
|
Чтр. |
спер — численность работников, |
занятых |
обработкой |
транзитных |
ваго |
|||||||||||||||
|
|
|
|
нов с переработкой. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||
|
|
|
д " п р и в — 1 п к п о t ^ n ^ f i |
3 6 0 0 |
0 0 |
0 |
= |
1 1 3 2 п Р и в е Д е н н ы х |
вагонов. |
|
|||||||||||
|
Производительность труда работников станции по хозяйству движения бу |
||||||||||||||||||||
дет равна |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
|
|
|
Я „ в = (3 945 5 4 0 + 1 1 332) : 530=7445 |
приведенных вагонов |
в |
год. |
|
||||||||||||||
|
6. Определить производительность |
труда |
работников, |
занятых |
|||||||||||||||||
в хозяйстве движения сортировочной станции, при |
|
следующих |
|||||||||||||||||||
исходных данных: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||
|
годовой объем работы станции — 300 |
тыс. вагонов, в том числе |
|||||||||||||||||||
транзитных |
с |
переработкой — 2750 |
тыс., |
транзитных |
без |
перера |
|||||||||||||||
ботки — 200 |
тыс. и местных — 50 тыс. За |
год |
станция |
|
пропускает |
||||||||||||||||
120 тыс. поездов. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||
|
Контингент работников станции в хозяйстве движения соста |
||||||||||||||||||||
вляет 460 человек, из них 350 занято только обработкой |
вагонов, |
||||||||||||||||||||
50 _ |
обработкой вагонов и пропуском |
поездов. |
|
|
|
|
|
||||||||||||||
|
В соответствии с технологическим процессом работы станции |
||||||||||||||||||||
установлены |
следующие |
нормативы |
трудоемкости |
в |
|
чел-мин |
на |
||||||||||||||
1 |
вагон: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
|
обработка |
вагонов: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||
|
транзитных |
с переработкой |
— 4 , 1 ; |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||
|
транзитных без переработки — 0,4; |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||||
|
местных —• 20,0; |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||
|
пропуск поездов — 5,0 чел-мин |
|
на |
1 поезд. |
|
|
|
|
|
|
|||||||||||
|
7. Определить производительность труда работников |
грузового |
|||||||||||||||||||
хозяйства станции, численность |
которых |
|
составляет |
120 |
человек, |
в том числе 20 человек работают на льдопункте; прибытие за год составляет 18 000, а отправление — 18 720 грузовых отправок. Должно быть рассортировано 67 200 отправок.
Решение. Производительность труда работников, занятых в грузовом хозяй стве станции / 7 г р , определяется в приведенных отправках по формуле
6