Файл: Экономика эксплуатационной работы в примерах и задачах учеб. пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.07.2024

Просмотров: 111

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Результаты расчета приведены в табл. 3. При этом в графе «ранее распре­ деленная численность» для операций с транзитными вагонами с переработкой

показана сумма данных по табл. 1 и 2

3 5 8 , 6 3 + 1 6 , 9 8 ;

для

операций с

транзит­

ными

вагонами

без переработки соответственно

 

1,37+0,07; для операций с мест¬

ными

вагонами

данные по табл. 1 и 2 плюс

весь

 

контингент" занятой в

грузовом

хозяйстве станции, т. е. 4 0 + 1 , 8 8 +

115.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В

дополнительной

работе — для

операции

 

по

пропуску

поездов

данные

табл.

2 — 1 , 0 7 человека

и для обслуживания

пассажиров — весь

контингент

пас­

сажирского

хозяйства с т а н ц и и — 5 0

человек.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

После

распределения всего

контингента

 

станции

по

видам

работы

(см.

табл.

1, 2,

3) определяется

трудоемкость обработки

транзитных

и

местных

ва­

гонов в человеке вагонах. Трудоемкость

рассчитывается

делением

численности

контингента

Ч,

отнесенного

на

определенный

вид продукции, на число

обраба­

тываемых вагонов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

И

 

 

Трудоемкость обработки

одного

вагона т т р л

составляет:

 

 

 

 

 

транзитного

с переработкой — - т

р - с

п е

р

^

J?l^nn

= 0 , 0 0 0 1 3 3

человеко-вагон;

 

 

 

 

 

 

% . с пер

 

3 280 000

 

 

 

 

 

 

 

 

транзитного без п е р е р а б о т к и —

^

6

п

е р

=

J

 

;

^

= =

0 , 0 0 0 0 9 6 0

человеко-вагон;

 

 

 

 

 

 

Птр

б пер

 

1 ' "

" О "

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

местного

 

У м е с т

=

 

182,61

 

П П П 1 П

человеко-вагон.

 

 

 

 

 

 

«мест

 

 

 

=

 

0,0019

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

96 000

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Производительность

труда

всех

 

работников

станции

в

целом

определяется

в отправленных

приведенных

вагонах.

Трудоемкость

обработки

вагонов

раз­

лична. Поэтому при приведении ее к единому

 

уровню

необходимо

установить,

какая

величина

трудоемкости

принимается

за

единицу

и

какие

коэффициенты

необходимо определить для расчета. Для станций за единицу принимается тру¬

доемкость обработки

 

транзитного

вагона

с переработкой Для приведения к

этому

уровню трудоемкости

транзитных

 

вагонов

без переработки

и местных вагонов

рассчитываются

коэффициенты

К,

и К* делением величины

трудоемкости

обра­

ботки транзитного вагона без переработки и местного вагона на величину

тру­

доемкости обработки транзитного вагона с переработкой.

 

 

 

Коэффициент приведения трудоемкости транзитных вагонов без переработки

составит

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Штш

то 6 пео

 

 

 

 

 

 

Kt

=

Я

/ Р

Р '

Р

=

0 , 0 0 0 0 0 9 6 0 : 0 , 0 0 0 1 3 3 =

0,072.

 

 

 

 

трд. тр. с пер

 

 

 

 

 

 

Коэффициент

приведения трудоемкости

местных вагонов

будет равен

 

 

K i

=

/ " т р д .

 

 

=

0,0019 : 0 , 0 0 0 1 3 3 =

14,3.

 

" ' т р д . тр. с пер

Далее определяется величина основной продукции станции в отправленных приведенных вагонах

Пдрив = Ятр. с nep + Ai«Tp. б. пер + /С2"местн',

«прив = 3 280 0 0

0 + 0 , 0 7

2 • 176 000 +

1 4 , 3 • 96 000 =

= 3 280 000 +

1 2 672

+ 1 372 800

= 4 665 472 .

Трудоемкость дополнительной продукции станции также приводится к тру­ доемкости обработки транзитного вагона с переработкой. Для приведения чис­ ленность контингента, занятого пропуском поездов, делится на численность

контингента, занятого

обработкой

транзитных

вагонов с переработкой (см.

табл. 3 ) . Полученная

величина характеризует

удельную

численность контин¬

гента, занятого пропуском поездов,

отнесенного

на один

транзитный вагон без

11


переработки. Умножение полученной

величины на

число

 

транзитных

вагонов-

с переработкой дает в результате приведенные

затраты

труда

на

пропуск.

поездов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Л " л р н в = -П—^

" т р с пер =

3

2 8 0

0 0 0

=

9

3 0 2 -

 

 

Далее выполняется приведение второго вида дополнительной продукции

станции — обслуживание

пассажиров,

отправляемых

с

поездами, имеющими

остановку на станции. Трудоемкость

этого

вида

продукции

к

трудоемкости

обработки транзитного вагона с переработкой приводится делением численности контингента, занятого обслуживанием пассажиров (см. табл. 3 ) , на численность

контингента

занятого

обработкой транзитных

вагонов

с

 

переработкой

(см.

табл 3 ) , и

последующим умножением

результата

на

число

транзитных вагонов,

с переработкой

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ч

 

58 ^0

 

 

 

 

 

 

 

Д " п р и в

= Ч

П а С С

" т р . с пер

= 437^6 3

2 8 0

0 0 0 =

4 3

6

573.

 

Суммирование

основной

и дополнительной

приведенной

продукции

д а е т

в результате величину продукции станции в отправленных приведенных вагонах, за год.

^ "прив

= % и в

+

"прив J -

"прив

=

4

 

6 6 5 4 7 2 ~ 9 302 + 436

573

= 5 111 347.

Средняя

производительность труда

 

работников станции

за

год

составит

/ 7 С Т =

2 С " " Р " В

 

5 1 1 1 347

=

n

r n

r

,

приведенных отправленных вагонов.

ц ~

= —Ш\

 

7 5

0

6

 

 

ст

 

*

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

12. Определить производительность труда в отправленных при­

веденных

вагонах

работников

 

станции, выполняющей

обработку

вагонов и пропуск поездов, если годовой объем ее работы соста­ вляет 750 тыс. транзитных вагонов, следующих с переработкой,. 1177 тыс. транзитных вагонов, следующих без переработки; 147 тыс. местных вагонов; грузовых и пассажирских поездов 92 408; при;

эксплуатационном

контингенте работников 488 человек, в том

числе в хозяйстве

движения 358, в

грузовом 80, в пассажир­

с к о м — 5 0 человек.

Из

общего

числа

работников, занятых

в х о ­

зяйстве движения,

252

человека

заняты только обработкой

ваго­

нов, 20 человек — обработкой вагонов

и пропуском поездов и 86 че­

ловек— на всех других видах работы.

 

 

В соответствии с технологическим процессом станции трудоем­ кость обработки вагонов в чел-ч установлена в следующем раз­

мере:

транзитного

с переработкой 0,13; транзитного

без перера­

ботки

0,001; местного 0,23.

 

Средневзвешенная трудоемкость пропуска поезда

составляет

0,051

чел-ч.

 

 

13.

Определить

производительность труда в отправленных при­

веденных поездах работников промежуточной станции, имеющей специальный штат работников, занятых только обработкой ваго­ нов и обслуживанием пассажиров, если по годовому плану отпра­

вление составляет 96 000 поездов

(грузовых, пассажирских

даль­

них, пригородных, одиночных

локомотивов), при численности

кон­

тингента работников станции

45

человек, из которых только на

12


работах по отправлению и пропуску поездов занято 20 человек, на обработке вагонов—15 человек и обслуживании пассажиров — 6 человек; остальные 4 человека заняты на всех видах работы.

Решение. Работников, занятых на всех видах работ

(4 человека),

необхо­

димо распределить по видам работы пропорционально

численности

контингента,

занятого на определенной работе (табл. 4 ) .

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Т а б л и ц а 4

Распределение

контингента

работников, занятых

на

в с е х видах

работы

 

 

 

Численность

работников,

 

 

 

 

 

 

занятых на определенных

Распределяе­

 

 

 

 

 

видах

работ

Общая числен­

Виды

работ

 

 

мая часть кон­

 

 

ность

работни­

 

 

тингента работ­

 

 

человек

% к итогу

ников, человек

ков,

человек

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Отправление

и

пропуск

20

48,8

 

1,96

21,96

 

 

 

 

Обработка вагонов . . . .

15

36,6

 

1 46

16 46

Обслуживание

пассажиров

6

14,6

 

0!б8

 

б;58

И т о г о

 

41

100,0

 

4,00

45,00

По данным о численности контингента и объеме работы определяется до ­ полнительное число приведенных отправленных поездов.

Затраты труда на единицу каждого вида работы неодинаковы. Поэтому сопоставлением затрат труда на обработку вагонов и отправление поездов (включая и пропуск), на обслуживание пассажиров и отправление поездов по­ лучают показатели, необходимые для расчета дополнительного числа отправлен­ ных приведенных поездов. При сопоставлении затраты труда выражаются численностью работников по видам работы:

 

дополнительное

число

отправленных

приведенных

поездов

за счет

затрат

груда на обработку

вагонов:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ДТ

 

 

^ВаГ

«Г

 

 

 

1 6,4-6 - -

QQQ

 

 

 

отпр —

Ч о т п р . п

отпр. п

-

21,96

а

_

 

 

где

A / V 0 T

n p —дополнительное число

отправленных приведенных

поездов

за счет

 

 

затрат труда на обработку вагонов;

 

 

 

 

 

"/ваг контингент работников, занятых на работах по обработке

вагонов;

Уотпр. п контингент

 

работников, занятых

на работах по

отправлению и

N

o t i i p

пропуску поездов;

и пропущенных

поездов;

 

 

п число отправленных

 

 

 

дополнительное

число

отправленных

приведенных

поездов

за счет

затрат

труда на обслуживание пассажиров

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Д Л С П Р =

- T ^ f - N

= 2ТЖ '9

6 0

0 0 = 2 8

Ш

 

 

где

Z V 0 T n p

—дополнительное число

приведенных

отправленных

поездов

за счет

 

 

затрат труда на обслуживание

пассажиров;

 

 

 

 

'/пасс — контингент

работников, занятых на

обслуживании

пассажиров.

13


Производительность труда работников станции определяется делением сум­ марного числа отправленных приведенных поездов на общий контингент работ­ ников станции, т. е.

П :

^отпр. ч + Шотау.

п + А Л Г о т п Р . п _ 96 ООО + 7 2 ООО + 28 800

Ч„

4 5

 

=4351 отправленный приведенный поезд.

14.Определить производительность труда работников проме­ жуточной станции, не имеющей специального контингента для обработки вагонов и обслуживания пассажиров, если по годовому плану через станцию должно проследовать 5000 пассажирских и 2800 грузовых поездов из них 2000 пассажирских и 400 грузовых

поездов имеют стоянку на станции

продолжительность

которой

для пассажирского п о е з д а - 3 мин

г р у з о в о г о - 1 0 мин. За год

станция должна обработать 4000

вагонов Отправление

пассажи­

ров составит в"дальнем сообщении

500 и в пригородном - 1 6 0 0 че­

л о в е к К о л и ч е с т в е " в ы д а н ^ П понятых багажных^отправок -

50-

контингенГрГботникЗ

 

 

 

 

Г д о ж у р н ы х п о с ^

 

 

 

 

Стрелки на станции оборудованы

ручным управлением.

Рас­

стояние, проходимое двумя стрелочниками при проверке свобод­

ное™

пути, составляет

200 м, а при приготовлении

маршрута для

пропуска поезда - 5 0 0 м.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Норматив трудоемкости: пропуска грузового поезда с провер­

кой

свободности

пути

 

(участвуют

два стрелочника

 

и

ДСП) —

12,63 чел-мин,

пассажирского

поезда 9,91 чел-мин;

 

обслужива­

ния

грузового

поезда

с

остановкой на станции - 18,63

чел-мин;

п а с с а ж и р с к о г о - 1 3

18

чел-мин

 

Расстояние

проходимое

стрелоч­

ником

п?и проверке

свободности

пути,

равно 0,01 /, при пригото­

влении маршрута — 0 02 £

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Норматив

обслуживания

одного

пассажира

 

пригородного

поезда

1,5

чел-мин,

 

дальнего

поезда 6

чел-мин,

 

оформление

одной отправки багажа 2 0 чел-мин

(приложение 2) .

 

 

 

 

 

Решение.

Средневзвешенная

трудоемкость

отправления

(пропуска) одного

поезда будет

равна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

штрд.

п =

О 2 ' 6 3

+

° ' 0 1 - 2 0

0 +

0 , 0 2 - 5 0 0 ) 2800

+

(9,91 + 0 , 0 1 - 2 0 0

+

 

 

 

+

0 , 0 2 - 5 0 0 ) 5000

+

(18,63 +

10 + 0 , 0 1 - 2 0 0

+

0 , 0 2 - 5 0 0 ) 400

+

 

 

 

 

 

 

,

(13,18 +

2 +

0,01 -200 +

0 , 0 2 - 5 0 0 )

2000 _

 

 

 

 

 

 

 

 

 

"! "

 

 

5000 +

2800 +

2000 +

400

 

 

 

 

 

2 4 , 6 3 - 2 8 0 0

4- 2 1 , 9 1 - 5 0 0 0

+

4 0 , 6 3 - 4 0 0 +

2 7 , 1 8 - 2 0 0 0

 

24 9 126

0 ,

, „

 

'

 

 

 

10 200

 

1

-

 

 

 

 

: 24,42

 

чел-мин.

~

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

10 200

 

 

 

 

 

 

Для определения общей величины отправленных приведенных поездов не­

обходимо к числу

отправления (пропуска)

поездов,

установленного

в условиях

задачи, прибавить дополнительное число отправленных приведенных поездов за

счет затрат труда

на обработку

вагонов и обслуживание пассажиров.

Обработка одного вагона

на промежуточной станции в средних условиях

требует 30 чел-мин

(приложение 2 ) .

14


Следовательно,

дополнительное число

отправленных

приведенных

поездов

за счет затрат труда на обработку

вагонов

A W

составит

 

 

 

 

 

 

 

ш

, =

Я * т Р д . в п

=

^ 0

4 0 0 0

=

5 1 5 2 i

 

 

 

 

 

 

 

 

трд. ОТПр. П

 

^т,1^

 

 

 

 

 

 

 

где Ягтрд. в,

Штрц. отпр. п трудоемкость

соответственно

обработки

вагона

и

 

 

 

 

отправления поезда, чел-мин.

 

 

 

 

 

Дополнительное число поездов за счет обслуживания пассажиров опреде­

лится отношением общей затраты труда в

чел-мин

на операции по обслужи ­

ванию пассажиров

и приему багажа к трудоемкости

отправления

поезда.

 

ДЛГ"

_

(ттря.

дадыАальн) +

(Я *трл. пршАриг)

+

( ^ т р д .

б а А а г )

 

 

где Лприг,

Лдальн — численность

пассажиров

соответственно

в

пригородном

и

 

 

 

дальнем сообщении;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Л баг количество

багажа

(отправок).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

. . .

1,5-1600 + 6,0-500 +

20-50

о с о

 

 

 

 

 

 

 

Л^о п

 

 

-jjp

 

 

• =

Zoo П 0 6 3 Д О В .

 

 

Производительность

труда

работников

станции

в

отправленных

приведен­

ных поездах

составит

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5000 + 2800 + 2000

f 400 +

5152 4- 258

 

15 610

m

. 0 0

 

 

 

/ /

= •

 

 

~

 

 

 

" ~

— =

ylo,zo.

 

 

Численность работников, месячный заработок и фонд заработной платы

 

15. Определить численность и годовой фонд заработной платы

работников

сортировочной станции

I класса — дежурных по стан­

ции

и составителей поездов, если

на

станции имеется два поста,

на

маневровой работе занято 10 маневровых локомотивов; нормы

обслуживания: дежурные по станции -

1 человек на 1 пост в смену;

составители

п о е з д о в - 1 человек

на

1 маневровый локомотив

в смену. Из общего числа составителей 12 человек тарифициру­ ются по V разряду квалификации остальные — I V Работа станции организована в 4 2 смены

Труд дежурных по станции оплачивается по повременно-пре­ миальной, труд составителей — по сдельно-премиальной системе. Работа составителей поездов относится к категории работ с тяже­ лыми и вредными условиями труда.

Планом по труду предусматривается для составителей пере­ выполнение установленных норм выработки на 8%, а также пре­ м и и — дежурным по станции в размере 10% месячного оклада, составителям - 10% сдельного заработка.

Решение. Ч и с л е н н о с т ь р а б о т н и к о в . Численность дежурных по станции при двух постах и 4,2 смены составит

2 - 4,2 - 1,07=9 человек,

где 1,07 коэффициент, учитывающий больных и отсутствующих вследствие исполнения государственных обязанностей (например, заседатели народного суда) и др.

15