Файл: Чернявский И.Я. Износоустойчивые металлошлаковые трубы.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.07.2024
Просмотров: 90
Скачиваний: 0
Эту скорость мы определяли расчетным и опытным путями. Расчет производили по формуле М. М. Чеппногп [149] (для трубы с внутренним и наружным диамет рами 173 и 210 мм, соответственно):
(11.3)
где g — ускорение земного притяжения; г0и R — радиусы внутреннего
il наружного слоев соответственно. |
|
Согласно расчету, по формуле (II. 3) |
ЛЧр|м= |
= 182 об/мин. Как будет показано ниже, значения, по лученные по формуле (II.2), дают удовлетворительную сходимость с опытными данными.
Переход от равномерно распределенного жидкого шлака по всей поверхности кокиля к «дождеванию» и наоборот визуально устанавливается довольно четко. Так, для магнитогорских шлаков при изготовлении тру бы со стенкой толщиной 15—20 мм критическая ско рость оказалась равной 160, а для балхашских шла ков— 180 об/мин. Таким образом, опытным и расчет ным путем мы определили наименьшую скорость, ниже которой получить трубу правильной геометрической формы не представляется возможным. Однако установ ление лишь минимальной скорости вращения недоста точно для получения высококачественных отливок. Практика показала, что излишне высокая скорость так же вредна. При чрезмерно высокой скорости заметно возрастает давление жидкого расплава, что приводит к образованию трещин. К тому же завышенная скорость вызывает вибрацию машины и, как следствие, быстрый
ееизнос.
Обозначим максимально допустимую скорость вра
щения кокиля через N ^KC, при расчете которой мы ис
ходили из следующих соображений. Известно, что про дольные напряжения для трубы могут быть найдены из выражения:
(11.4)
где Р — давление в н/лі2; DBH— внутренний диаметр отливки, образо вавшейся после затвердевания первого слоя шлаков, в м; б — толщина корки в м.
Изучение условий затвердевания в кокиле шлаково го расплава, например БГМК, показывает, что в пер
вые секунды после заливки образуется корка толщиной 2—4 мм (см. рис. 45, а). Критическое напряжение рас тяжения для балхашского шлака Стразр = 200 • ІО5 н/м2 (при комнатной температуре). Затвердевшая корка, имея высокую температуру, разрывается при более низких усилиях: 0Разр «=* 50 • ІО5 н/м2.
Из (II. 4) находим
= 1,04ІО5 н м 2.
Зная Ркр, нетрудно найти Л^ркс и з известного выра жения [142]
где ï |
— удельный вес шлака в н/м3; d0 ■— диаметр свободной поверхно |
сти в |
м; D в,, — то же, что и в формуле (ІІ.З). |
Отсюда N*sр(с = 1640 об/мин.
Для магнитогорских шлаков РІф= 1,43-105 н/м2 в аналогичных условиях изготовления труб центробежным способом. Хотя аММрк < (а ^ ркоколо 35 • ІО5 н/м2 при
температуре 900°С), но за счет более интенсивного за твердевания первых шлаков в единицу времени образу ется более толстая корка, чем у вторых. Поэтому ІѴ“РКС
для них оказалась равным 2290 об/мин.
В найденном интервале скоростей NMUU— АДакс для шлаков БГМК и ММК должна находиться оптимальная скорость кокиля, обеспечивающая требуемое качество изделия.
При определении оптимальной скорости вращения кокиля проверялась возможность использования форму лы К. У. Цветненко [150]. Согласно этой формуле, для шлаков БГМК, например, М0пт = 260 об/мин. Но опыт показал, что этого тоже недостаточно. Практически уста новленная скорость вращения для обоих шлаков оказа лась равной 500—600 об/мин, с чем удовлетворительно согласуются данные, полученные расчетным путем по формуле [141]:
|
|
hJ |
— _____ |
(П.6) |
|
|
|
ѵ ОПТ __________________» |
|||
|
|
1 |
У Тшл'О |
|
|
|
|
|
|
|
|
где г0 |
— радиус |
внутренней |
поверхности в м; |
'(шл — удельный |
вес |
шлака |
в н/м3; |
k — эмпирический коэффициент, |
зависящий от |
вида |
сплава.
Таким образом, в нашем случае можно рекомендо вать для нахождения N0Пт формулу
N ОПТ |
2000 —3000 |
(П.7) |
І'Дшл'Ъ
Соотношение толщин чугунного и шлакового слоев
Разумное соотношение толщин чугунного и шлаково го слоев имеет немаловажное значение как для качества отливки металлошлаковых труб, так и для экономики их производства. При обосновании этих величин мы исхо дили из следующих соображений.
1.Толщина металлического слоя должна обеспечить прочность получаемых изделий, достаточную для того, чтобы выдержать напряжения, возникающие в нем, как
впроцессе формирования отливки во вращающемся ко киле, так и при усадке. Казалось бы, этого легко дос тичь, увеличив толщину чугунного слоя. Однако слиш ком толстая обечайка значительно удорожает стоимость отливок и увеличивает их вес, осложняя монтаж трубо провода.
2.Толщина шлакового слоя должна прежде всего обеспечить высокую абразивную прочность труб. Одна ко следует иметь в виду, что слишком толстый шлаковый слой также значительно увеличивает вес труб и, есте ственно, снижает в конечном счете производительность агрегата.
Следовательно, наша задача состояла в том, чтобы установить оптимальное соотношение толщин чугунного и шлакового слоев, которое удовлетворяло бы перечис ленным требованиям. Кроме того, необходимо было учи тывать и способность этих материалов к заполняемости формы. Металлический слой толщиной менее 3 мм от лить не удается уже при длине трубы 1 м, так как чугун
быстро затвердевает. Практически 5-миллгшетровый чу гунный слой обеспечивает хорошую заполняемость и удовлетворительную, без спаев, наружную поверхность трубы.
Для обеспечения условий прочности при работе тру бопровода прежде всего надо рассмотреть два этапа: первый — формирование двухслойной трубы при центро бежном литье — и второй — совместное охлаждение двух слоев после затвердевания шлакового слоя. На первом
этапе чугунный слой воспринимает давление жидкого слоя шлака, которое можно легко подсчитать по форму ле (II.5), считая Л%пт = 600 об/мин для обоих шлаков (габариты те же). Из формулы (II.4) молено определить минимальную толщину чугунного слоя, которая в состоя нии выдержать давление шлакового слоя, считая D диа метром пограничного слоя меледу чугуном и шлаком. Как показали расчеты, толщина чугунного слоя намного меньше выбранной нами (5 мм) из соображений запол-
Талщина слоеВ, нм
Рис. 50. Температурное поле по сечению металлошлаковой трубы
няемости кокиля. При этом учитывали, что чугун при высоких температурах (800—900° С) теряет 85—90% своей прочности [125].
Второй этап характеризуется тем, что при охлажде нии обоих слоев внутренний шлаковый слой за счет раз ности в величине линейных усадок находится под сжи мающим давлением нарулшого чугунного слоя. При этом в чугунном слое возникают растягивающие, а в шлаковом — сжимающие напрялсения.
В естественных условиях охлаждения температурное поле в металлошлаковой трубе с наружным и внутрен ним диаметром соответственно 217 п 160 мм при толщи не шлакового слоя 20 мм распределяется по сечению согласно графику па рис. 50.
Используя методику расчета, принятую в теории термоупругостн [151], нами были расчитаны термические напряжения, возникающие в обоих слоях при охлажде нии изделия до комнатной температуры. На рис. 51
Рис. 51. Эпюра максимальных напряжений по сечению трубы при полном ее охлаждении
[152] показаны максимальные напряжения, которые являются суммарной величиной термических и усадоч ных напряжений, возникающих по сечению металлошла ковой трубы.
Однако, как об этом уже говорилось, соображения прочности не могут однозначно определять толщину шлакового слоя. Поэтому учитывая весь комплекс тре бований к шлаковой футеровке (жидкотекучесть, струк тура, определяющая износоустойчивость, прочность и экономичность) нами предложена оптимальная ее тол щина 15—20 мм.
Многолетняя практика эксплуатации металлошлако вых труб, изготовленных центробежным способом, пока
зала, что предложенная толщина шлаковой футеровки имеет структуру, обеспечивающую хорошую износо устойчивость. Предложенная оптимальная толщина чу гунного слоя (5—7 мм) также отвечает всем требова
ниям, которые |
к ней предъявляются, как в |
процессе |
||
формирования |
трубы, |
так |
и в условиях эксплуатации. |
|
Наблюдающаяся иногда |
трещиноватость |
наружного |
||
слоя вызывается не столько соотношением |
Ігшл : Лчуг, |
|||
как соотношением величин их линейных усадок. |
||||
Виды брака труб и меры борьбы с ним |
|
|||
Анализ показал, |
что в процессе изготовления труб |
возникают дефекты как наружного металлического слоя, так и внутренней шлаковой футеровки. Основными ви дами брака металлического слоя являются: поверхност ный отбел, холодные и горячие трещины, ситовидная пористость, неслитнны, недоливы.
Как правило, поверхностный отбел приводит к хо лодным и горячим трещинам в отливке. Он опасен еще и тем, что снижает прочностные свойства труб, что осо бенно проявляется в условиях монтажа трубопровода и его экспулатации даже при незначительных механиче ских воздействиях (удар молотком или ключом, натяг хомутов, падение трубы и т. д.). Отбел вызывается большой скоростью охлаждения поверхностных слоев трубы, примыкающих к рабочей поверхности кокиля, и неправильным подбором химического состава чугуна. Мы опробовали отливку труб в нагретый до разных тем ператур кокиль. В результате нашли, что оптимальная температура кокиля, положительно влияющая на пред отвращение отбела и в то же время не сказывающаяся отрицательно на производительности машины и на без опасности ее обслуживания, находится в интервале 300—400° С. Еще более существенно поверхностный от бел связан с химическим составом чугуна. Мы нашли, что наилучшие результаты при заливке чугуна в предвари тельно нагретый кокиль получаются при содержании 3,2—3,5% С и 2,4—2,8% Si при наличии не выше 0,5— 0,7% Мп.
Горячие трещины возникают чаще всего на гладком торце трубы, имеющем заусенцы. Последние образу ются в отливке в процессе затвердевания при наличии зазора между кокилем и крышкой. Чугун, попадающий
в зазор, отбеливается. Отбеленный тонкий облой скло нен к растрескиванию вследствие возникновения в ме стах отбела напряжений, превышающих прочность облоя. Трещина, беря свое начало в облое, переходит на торец трубы.
Трещины от облоя могут носить характер и так на зываемых холодных трещин в том случае, когда они возникают уже после выемки изделия пз кокиля, т. е. после того, как отливка сформирована. Чаще же всего холодные трещины возникают в результате торможения
усадки как в радиальном, |
так и в |
продольном направ |
||||
лении. Второй случай наблюдается |
при отливке |
двух |
||||
буртовых труб. Иногда трещины появляются и при |
от |
|||||
сутствии облоя на |
цилиндрической |
части |
трубы, |
когда |
||
металл заливают |
в холодную форму. |
Образующаяся |
||||
в момент залпвки |
твердая |
(цементитная) корочка |
не |
выдерживает давления со стороны незатвердевшнх внутренних слоев металла и разрывается.
Довольно распространенным дефектом |
труб |
оказа |
|
лись неслитины (спаи), возникающие |
в |
результате за |
|
ливки в кокиль холодного чугуна. |
|
|
|
Характерны и газовые раковины. Причина их обра |
|||
зования — большая газонасыщенность |
чугуна. |
Очень |
часты недоливы, вызываемые использованием холодно
го чугуна |
и попаданием |
шлака или сора в выходное |
отверстие |
раздаточной воронки. |
|
Чтобы |
предотвратить |
возникновение рассмотренных |
дефектов, каждый из которых может оказаться брако вочным признаком, необходимы известные профилакти ческие меры. Рассмотренные средства против возникно вения отбела предотвращают и образование холодных и горячих трещин. Конструкция запорного механизма ко киля и его исполнение в металле должны быть такими, чтобы можно было избежать образования неплотностей, нетехнологичных зазоров, перекосов и т. п. Перед каж дой отливкой форму надо подогревать. Этот фактор немаловажен и для предотвращения образования неслитин, но здесь наиболее эффективна достаточно высо кая жидкотекучесть чугуна, достигаемая как подбором
состава чугуна, |
так и его |
температурой при заливке. |
||
Исследования показали, что чугун марки СЧ15-32, |
||||
заливаемый |
при |
температуре 1360—1380° С, |
как прави |
|
ло, неслитин |
не дает. |
газовых раковин |
в чугунном |
|
Избежать |
образование |