Файл: Чернявский И.Я. Износоустойчивые металлошлаковые трубы.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.07.2024

Просмотров: 90

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Эту скорость мы определяли расчетным и опытным путями. Расчет производили по формуле М. М. Чеппногп [149] (для трубы с внутренним и наружным диамет­ рами 173 и 210 мм, соответственно):

(11.3)

где g — ускорение земного притяжения; г0и R — радиусы внутреннего

il наружного слоев соответственно.

 

Согласно расчету, по формуле (II. 3)

ЛЧр|м=

= 182 об/мин. Как будет показано ниже, значения, по­ лученные по формуле (II.2), дают удовлетворительную сходимость с опытными данными.

Переход от равномерно распределенного жидкого шлака по всей поверхности кокиля к «дождеванию» и наоборот визуально устанавливается довольно четко. Так, для магнитогорских шлаков при изготовлении тру­ бы со стенкой толщиной 15—20 мм критическая ско­ рость оказалась равной 160, а для балхашских шла­ ков— 180 об/мин. Таким образом, опытным и расчет­ ным путем мы определили наименьшую скорость, ниже которой получить трубу правильной геометрической формы не представляется возможным. Однако установ­ ление лишь минимальной скорости вращения недоста­ точно для получения высококачественных отливок. Практика показала, что излишне высокая скорость так­ же вредна. При чрезмерно высокой скорости заметно возрастает давление жидкого расплава, что приводит к образованию трещин. К тому же завышенная скорость вызывает вибрацию машины и, как следствие, быстрый

ееизнос.

Обозначим максимально допустимую скорость вра­

щения кокиля через N ^KC, при расчете которой мы ис­

ходили из следующих соображений. Известно, что про­ дольные напряжения для трубы могут быть найдены из выражения:

(11.4)

где Р — давление в н/лі2; DBH— внутренний диаметр отливки, образо­ вавшейся после затвердевания первого слоя шлаков, в м; б — толщина корки в м.

Изучение условий затвердевания в кокиле шлаково­ го расплава, например БГМК, показывает, что в пер­

вые секунды после заливки образуется корка толщиной 2—4 мм (см. рис. 45, а). Критическое напряжение рас­ тяжения для балхашского шлака Стразр = 200 • ІО5 н/м2 (при комнатной температуре). Затвердевшая корка, имея высокую температуру, разрывается при более низких усилиях: 0Разр «=* 50 • ІО5 н/м2.

Из (II. 4) находим

= 1,04ІО5 н м 2.

Зная Ркр, нетрудно найти Л^ркс и з известного выра­ жения [142]

где ï

— удельный вес шлака в н/м3; d0 диаметр свободной поверхно­

сти в

м; D в,, — то же, что и в формуле (ІІ.З).

Отсюда N*sр(с = 1640 об/мин.

Для магнитогорских шлаков РІф= 1,43-105 н/м2 в аналогичных условиях изготовления труб центробежным способом. Хотя аММрк < (а ^ ркоколо 35 • ІО5 н/м2 при

температуре 900°С), но за счет более интенсивного за­ твердевания первых шлаков в единицу времени образу­ ется более толстая корка, чем у вторых. Поэтому ІѴ“РКС

для них оказалась равным 2290 об/мин.

В найденном интервале скоростей NMUU— АДакс для шлаков БГМК и ММК должна находиться оптимальная скорость кокиля, обеспечивающая требуемое качество изделия.

При определении оптимальной скорости вращения кокиля проверялась возможность использования форму­ лы К. У. Цветненко [150]. Согласно этой формуле, для шлаков БГМК, например, М0пт = 260 об/мин. Но опыт показал, что этого тоже недостаточно. Практически уста­ новленная скорость вращения для обоих шлаков оказа­ лась равной 500—600 об/мин, с чем удовлетворительно согласуются данные, полученные расчетным путем по формуле [141]:

 

 

hJ

— _____

(П.6)

 

 

ѵ ОПТ __________________»

 

 

1

У Тшл'О

 

 

 

 

 

 

 

где г0

— радиус

внутренней

поверхности в м;

'(шл — удельный

вес

шлака

в н/м3;

k — эмпирический коэффициент,

зависящий от

вида

сплава.



Таким образом, в нашем случае можно рекомендо­ вать для нахождения N0Пт формулу

N ОПТ

2000 —3000

(П.7)

І'Дшл'Ъ

Соотношение толщин чугунного и шлакового слоев

Разумное соотношение толщин чугунного и шлаково­ го слоев имеет немаловажное значение как для качества отливки металлошлаковых труб, так и для экономики их производства. При обосновании этих величин мы исхо­ дили из следующих соображений.

1.Толщина металлического слоя должна обеспечить прочность получаемых изделий, достаточную для того, чтобы выдержать напряжения, возникающие в нем, как

впроцессе формирования отливки во вращающемся ко­ киле, так и при усадке. Казалось бы, этого легко дос­ тичь, увеличив толщину чугунного слоя. Однако слиш­ ком толстая обечайка значительно удорожает стоимость отливок и увеличивает их вес, осложняя монтаж трубо­ провода.

2.Толщина шлакового слоя должна прежде всего обеспечить высокую абразивную прочность труб. Одна­ ко следует иметь в виду, что слишком толстый шлаковый слой также значительно увеличивает вес труб и, есте­ ственно, снижает в конечном счете производительность агрегата.

Следовательно, наша задача состояла в том, чтобы установить оптимальное соотношение толщин чугунного и шлакового слоев, которое удовлетворяло бы перечис­ ленным требованиям. Кроме того, необходимо было учи­ тывать и способность этих материалов к заполняемости формы. Металлический слой толщиной менее 3 мм от­ лить не удается уже при длине трубы 1 м, так как чугун

быстро затвердевает. Практически 5-миллгшетровый чу­ гунный слой обеспечивает хорошую заполняемость и удовлетворительную, без спаев, наружную поверхность трубы.

Для обеспечения условий прочности при работе тру­ бопровода прежде всего надо рассмотреть два этапа: первый — формирование двухслойной трубы при центро­ бежном литье — и второй — совместное охлаждение двух слоев после затвердевания шлакового слоя. На первом

этапе чугунный слой воспринимает давление жидкого слоя шлака, которое можно легко подсчитать по форму­ ле (II.5), считая Л%пт = 600 об/мин для обоих шлаков (габариты те же). Из формулы (II.4) молено определить минимальную толщину чугунного слоя, которая в состоя­ нии выдержать давление шлакового слоя, считая D диа­ метром пограничного слоя меледу чугуном и шлаком. Как показали расчеты, толщина чугунного слоя намного меньше выбранной нами (5 мм) из соображений запол-

Талщина слоеВ, нм

Рис. 50. Температурное поле по сечению металлошлаковой трубы

няемости кокиля. При этом учитывали, что чугун при высоких температурах (800—900° С) теряет 85—90% своей прочности [125].

Второй этап характеризуется тем, что при охлажде­ нии обоих слоев внутренний шлаковый слой за счет раз­ ности в величине линейных усадок находится под сжи­ мающим давлением нарулшого чугунного слоя. При этом в чугунном слое возникают растягивающие, а в шлаковом — сжимающие напрялсения.


В естественных условиях охлаждения температурное поле в металлошлаковой трубе с наружным и внутрен­ ним диаметром соответственно 217 п 160 мм при толщи­ не шлакового слоя 20 мм распределяется по сечению согласно графику па рис. 50.

Используя методику расчета, принятую в теории термоупругостн [151], нами были расчитаны термические напряжения, возникающие в обоих слоях при охлажде­ нии изделия до комнатной температуры. На рис. 51

Рис. 51. Эпюра максимальных напряжений по сечению трубы при полном ее охлаждении

[152] показаны максимальные напряжения, которые являются суммарной величиной термических и усадоч­ ных напряжений, возникающих по сечению металлошла­ ковой трубы.

Однако, как об этом уже говорилось, соображения прочности не могут однозначно определять толщину шлакового слоя. Поэтому учитывая весь комплекс тре­ бований к шлаковой футеровке (жидкотекучесть, струк­ тура, определяющая износоустойчивость, прочность и экономичность) нами предложена оптимальная ее тол­ щина 15—20 мм.

Многолетняя практика эксплуатации металлошлако­ вых труб, изготовленных центробежным способом, пока­

зала, что предложенная толщина шлаковой футеровки имеет структуру, обеспечивающую хорошую износо­ устойчивость. Предложенная оптимальная толщина чу­ гунного слоя (5—7 мм) также отвечает всем требова­

ниям, которые

к ней предъявляются, как в

процессе

формирования

трубы,

так

и в условиях эксплуатации.

Наблюдающаяся иногда

трещиноватость

наружного

слоя вызывается не столько соотношением

Ігшл : Лчуг,

как соотношением величин их линейных усадок.

Виды брака труб и меры борьбы с ним

 

Анализ показал,

что в процессе изготовления труб

возникают дефекты как наружного металлического слоя, так и внутренней шлаковой футеровки. Основными ви­ дами брака металлического слоя являются: поверхност­ ный отбел, холодные и горячие трещины, ситовидная пористость, неслитнны, недоливы.

Как правило, поверхностный отбел приводит к хо­ лодным и горячим трещинам в отливке. Он опасен еще и тем, что снижает прочностные свойства труб, что осо­ бенно проявляется в условиях монтажа трубопровода и его экспулатации даже при незначительных механиче­ ских воздействиях (удар молотком или ключом, натяг хомутов, падение трубы и т. д.). Отбел вызывается большой скоростью охлаждения поверхностных слоев трубы, примыкающих к рабочей поверхности кокиля, и неправильным подбором химического состава чугуна. Мы опробовали отливку труб в нагретый до разных тем­ ператур кокиль. В результате нашли, что оптимальная температура кокиля, положительно влияющая на пред­ отвращение отбела и в то же время не сказывающаяся отрицательно на производительности машины и на без­ опасности ее обслуживания, находится в интервале 300—400° С. Еще более существенно поверхностный от­ бел связан с химическим составом чугуна. Мы нашли, что наилучшие результаты при заливке чугуна в предвари­ тельно нагретый кокиль получаются при содержании 3,2—3,5% С и 2,4—2,8% Si при наличии не выше 0,5— 0,7% Мп.

Горячие трещины возникают чаще всего на гладком торце трубы, имеющем заусенцы. Последние образу­ ются в отливке в процессе затвердевания при наличии зазора между кокилем и крышкой. Чугун, попадающий


в зазор, отбеливается. Отбеленный тонкий облой скло­ нен к растрескиванию вследствие возникновения в ме­ стах отбела напряжений, превышающих прочность облоя. Трещина, беря свое начало в облое, переходит на торец трубы.

Трещины от облоя могут носить характер и так на­ зываемых холодных трещин в том случае, когда они возникают уже после выемки изделия пз кокиля, т. е. после того, как отливка сформирована. Чаще же всего холодные трещины возникают в результате торможения

усадки как в радиальном,

так и в

продольном направ­

лении. Второй случай наблюдается

при отливке

двух­

буртовых труб. Иногда трещины появляются и при

от­

сутствии облоя на

цилиндрической

части

трубы,

когда

металл заливают

в холодную форму.

Образующаяся

в момент залпвки

твердая

(цементитная) корочка

не

выдерживает давления со стороны незатвердевшнх внутренних слоев металла и разрывается.

Довольно распространенным дефектом

труб

оказа­

лись неслитины (спаи), возникающие

в

результате за­

ливки в кокиль холодного чугуна.

 

 

 

Характерны и газовые раковины. Причина их обра­

зования — большая газонасыщенность

чугуна.

Очень

часты недоливы, вызываемые использованием холодно­

го чугуна

и попаданием

шлака или сора в выходное

отверстие

раздаточной воронки.

Чтобы

предотвратить

возникновение рассмотренных

дефектов, каждый из которых может оказаться брако­ вочным признаком, необходимы известные профилакти­ ческие меры. Рассмотренные средства против возникно­ вения отбела предотвращают и образование холодных и горячих трещин. Конструкция запорного механизма ко­ киля и его исполнение в металле должны быть такими, чтобы можно было избежать образования неплотностей, нетехнологичных зазоров, перекосов и т. п. Перед каж­ дой отливкой форму надо подогревать. Этот фактор немаловажен и для предотвращения образования неслитин, но здесь наиболее эффективна достаточно высо­ кая жидкотекучесть чугуна, достигаемая как подбором

состава чугуна,

так и его

температурой при заливке.

Исследования показали, что чугун марки СЧ15-32,

заливаемый

при

температуре 1360—1380° С,

как прави­

ло, неслитин

не дает.

газовых раковин

в чугунном

Избежать

образование