Файл: Чернявский И.Я. Износоустойчивые металлошлаковые трубы.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.07.2024
Просмотров: 100
Скачиваний: 0
слое удается дегазацией жидкого металла известными в литейном производстве способами. Наши исследования показали, что в случае выплавки чугуна в индукцион
ной печи некоторая выдержка его под слоем |
шлака |
в тигле при включенном контуре также дает |
положи |
тельный результат (вследствие хорошего перемешива ния металла под воздействием так называемого спинэффекта). Надо тщательно следить за шихтой, очищать ее, просушивать и т. п. Опыты показывают, что газовые раковины могут возникать и при заливке расплава в кокиль из плохо высушенного ковша или при пользова нии непросушенным лотком.
Все эти дефекты обнаруживаются на чугунном слое визуально. Окончательная браковка отливки или устра нение дефекта зависит как от условий будущей эксплу атации трубы, так и от имеющихся средств исправления пороков. Установлено, например, что при поверхност ном отбеле, если он не вызвал появления трещин (твер дость не выше 300—400НВ), труба может монтировать ся в трубопровод.
Доказано также, что продольные трещины в чугуне, не превышающие по длине 100—120 мм и не вызываю щие растрескивания шлакового слоя, могут быть зава рены, а шов зачищен. Каждую отливку после исправ ления дефектов пли с явно выраженным спаем надо проверить на гидродавление (помимо предусмотренной ТУ выборочной проверки на гидродавление отливок из каждой партии).
Основными видами дефектов шлаковой футеровки являются рыхлоты, усадочные и газовые раковины, де формации, остеклование торцов, трещины и разностеиность.
При заливке перегретого шлакового расплава в ко киль, в результате того что внутренние слои шлака ох лаждаются медленнее периферийных (особенно в плохо кристаллизующихся «длинных» шлаках), наблюдаются многочисленные образования рыхлот, местами перехо дящих в сосредоточенные усадочные раковины. Возник новению рыхлот способствует и то обстоятельство, что во время центрифутирирования более тяжелые частицы стремятся к периферии, но останавливаются на границе твердой корки, образуя менее плотный слой с крупными кристаллами, выросшими в благоприятных термических условиях центра трубы.
Газовые раковины появляются при значительной газонасыщенности расплава. Иногда газовая раковина является следствием захватывания воздуха шлаком во время центрифугирования.
При охлаждении свободная поверхность отливки не редко покрывается либо складками н пузырями (при «длинных» шлаках), либо спелями (при «коротких» шлаках). Появление пузырей и складок вызывается одновременным двусторонним охлаждением расплава. В то время, как внутренний и наружный слои начинают затвердевать, масса шлака между ними остается еще жндкоподвижной. При дальнейшем остывании объемная усадка этой массы приводит к образованию складок еще пластичного поверхностного слоя. Кроме того, по верхностный слой деформируется под давлением газов, содержащихся в расплаве. Газы вспучивают его в ви де отдельных вздутий, покрытых тонкой шлаковой пленкой.
Расчеты показывают, |
что шероховатость |
шлаковой |
|||||||
футеровки |
увеличивает |
потерю напора |
по |
сравнению |
|||||
с потерей |
в металлических |
трубах |
в 2,3 |
раза, |
а |
по |
|||
сравнению |
с потерей базальтовых уменьшает в |
1,3 |
ра |
||||||
за. Как |
известно, опыт |
применения |
в |
промышленных |
|||||
условиях |
базальтовых труб |
не вызвал затруднений. Это |
позволило нам утверждать возможность применения труб со шлаковой футеровкой для траспортирования абразивных сред. Необходимо учесть еще и то, что пос ле годичного испытания в промышленных условиях ше роховатости обычно отшлифовывались, и поверхность
металлошлаковых |
труб становилась гладкой. |
|
Разиостенность |
трубы, способствующая |
увеличению |
износа на стыках, |
вызывается различными |
причинами. |
Одна из них — неодинаковая скорость заливки шлаково го и чугунного расплавов, другая — неточная дозировка расплавов. Так, увеличение объема металла приводит к значительному утолщению гладкого торца трубы (сю да стекают с лотка последние порции металла); увели чение объема шлака — к утолщению трубы в буртовой ее части. Разностенности способствуют и колебания в продолжительности заливки металла в буртовую часть,
чем длительнее эта операция, тем толще |
стейка трубы |
|
у бурта. |
пороков шлаковой |
футеровки — |
Один из основных |
||
остеклованпе торцевых |
поверхностей трубы. Стекловнд- |
ный слой шлака образуется от резкого перепада темпе ратур при заливке перегретого расплава в кокиль и закрывании крышек изложницы. Этот слой очень хруп кий и после выемки трубы из формы скалывается. Если слой стекла толще 3 мм и его невозможно в дальней шем устранить, то труба непригодна для эксплуатации.
Характерным дефектом металлошлаковых труб при центробежном литье являются трещины. Они бывают тонкие, волосные, едва заметные невооруженным гла зом, обычно в продольном направлении и, значительно реже, более широкие п короткие — в поперечном на правлении. Их возникновение объясняется термически ми H фазовыми напряжениями, появляющимися в от ливке при охлаждении.
Исследованиями было установлено, что некоторые дефекты органически свойственны данному способу из готовления труб, и устранить их невозможно. Сюда от носятся шероховатость рабочей поверхности и трещино ватость футеровки. Необходимо подчеркнуть, что эти дефекты, как показали промышленные испытания, не снижают эксплуатационных качеств труб: трещины по степенно заиливаются мелкими частицами движущейся массы, а шероховатости сглаживаются. Однако если в футеровке имеются поперечные трещины шириной бо лее 1 мм, трубы не могут быть допущены к эксплуата ции.
Для предупреждения образования газовых раковин необходимо дегазировать шлаковый расплав. В лабора торных условиях это достигается постоянным переме шиванием расплава перед разливкой. В промышленных условиях для этих целей необходим гомогенизатор. Кроме того, не следует перегревать расплав и сливать его в непросушенный ковш. Заливка расплава в кокиль при оптимальной температуре в значительной мере уст раняет образование усадочных рыхлот.
Основным средством предотвращения остекловання торцов является соблюдение оптимальной температуры при заливке расплава (без перегрева) в предваритель но нагретый кокиль.
Для избежания разностеиности отливки необходимы равномерная скорость подачи расплавов в форму, точ ность дозировки и определенное время заливки метал ла в буртовую часть трубы. Допустимой можно считать разностенпость в 3—10 мм в зависимости от колеба
ний внутреннего диаметра шлаковой футеровки в ин тервале 170—800 мм.
Сравнительно небольшой опыт изготовления и экс плуатации металлошлаковых труб не позволяет еще дать четкую характеристику всех видов дефектов и пу тей их исправления. Все это может быть уточнено в процессе серийного производства металлошлаковых труб и длительного периода их экспулатацпн.
Б. СПОСОБ НАМОРАЖИВАНИЯ
Технологическая схема изготовления изделий
Футеровка намораживания шлакового слоя на внут ренней поверхности металлического кожуха является одним из способов повышения устойчивости трубопро вода против истирания при гидротранспортировке абра зивных сред [155]. В числе преимуществ этого спосо ба — относительная простота технологии и, что особенно важно, возможность получения футерованных элемен тов сложной конфигурации, которые не могут быть изготовлены другим путем, например центробежным литьем. Намораживание шлаком элементов трубопро водов большой длины и сложной конфигурации выгодно отличается от отдельного изготовления футерующих элементов и последующей укладки их в металлический кожух.
Намораживают шлаковый слой на металлический ко жух следующим образом (рис. 52). Шлаковый расплав заливают в относительно холодный металлический ко жух, в данном случае в элемент трубопровода, диаметр которого увеличен на толщину потребного футерующего слоя. В соприкасающихся с металлом слоях шлака про исходит резкое понижение температуры, что приводит к его затвердеванию. После слива жидкого остатка на внутренней поверхности кожуха остается намерзший шлаковый слой, повторяющий его конфигурацию. Тол щина намерзшего шлакового слоя зависит от условий заливки, природы шлака и времени выдержки расплава в металлическом кожухе.
• |
Внутренняя поверхность намерзшего слоя, |
однако, |
не |
идеально повторяет форму металлического |
кожуха, |
а сглаживает, скругляет резкие переходы, места соеди ненных под различными углами деталей кожуха. Тол-
щпма шлакового слоя в этих местах отлична от средней толщины отливки. Шлаковый слой намерзает также на закрытом торце элемента трубопровода «дне»; у откры того торца, используемого в качестве горловины для заливки, шлаковый слой тоньше, но имеет утолщения у стенок кожуха, которые препятствуют сливу жидкого остатка.
Влияние горловины и дна формы на получаемую от ливку можно исключить применением быстросъемных надставок (рис. 53). В этом случае неровности шлако вого слоя и намерзшие стен ки находятся в надставках, и после их отделения отлив ка имеет ровную шлаковую футеровку на рабочих по-
4 - ^
Рис. |
52. Схема |
намораживания |
Рис. |
53. Схема |
применения |
|
шлакового слоя |
на металличе |
|
съемных надставок; |
|||
|
ский кожух- |
/, 4 — верхняя |
il |
нижняя над |
||
/ — металлический |
кожух; 2 — шла |
ставки; 2 — образовавшаяся шла |
||||
ковый |
расплав; 3 — шлаковая корка |
ковая |
корка; |
3 — отсекающее |
||
|
|
|
|
кольцо |
верхностях. Отделение надставки от отливки достигает ся установкой в плоскости разъема металлических колецотсекателей.
Надставка, являющаяся временным дном формы, может быть закрытой или иметь съемную крышку для слива жидкого остатка. Диаметр надставки в плоскости сочленения должен быть равен диаметру металлическо го кожуха или больше его на 5—10 мм. Это уменьшает нарост шлакового слоя на отсекающем кольце. Высоту надставки мы выбирали в пределах 3—5 толщин шла кового слоя, что достаточно для исключения влияния дна на толщину намерзающей на стенках вблизи плос кости разъема шлаковой оболочки. Внутреннюю поверх ность надставки выполняли в виде усеченного конуса.
Опыт показал, что по образующей конуса достаточно иметь уклон 1 : 25 для удаления намерзшего в надстав ке слоя встряхиванием или переворачиванием дном вверх. Верхняя надставка (горловина) помимо функций, аналогичных донной надставке, выполняет роль питате ля, а затем прибыли отливки. Отсюда шлаковый рас плав поступает в отливку для компенсации увеличения ее объема за счет термического расширения металли ческого кожуха, а также усадки затвердевающего шла кового слоя. Практически высота горловины должна быть равна 5—7 толщинам намораживаемого слоя. Ос тальные требования к конструкции горловины такие же, как и к надставке для дна.
Известное значение для получения доброкачествен ной отливки имеет конструкция отсекающего кольца: кольцо должно обеспечивать отделение надставки от отливки при минимальном усилии, придавать ровную поверхность торцу отливки и не сказываться на толщи
не намораживаемого слоя. |
Величина |
намерзающего |
иа |
||
самом кольце |
шлакового |
слоя тем |
меньше, |
чем |
оно |
тоньше. Однако применение отсекающих колец |
толщи |
||||
ной до 1 мм нецелесообразно уже потому, что |
прогрев |
||||
до температуры |
расплава |
(или близкой к ней) |
вызыва |
ет его коробление и в результате срез шлакового слоя оказывается неровным. Применение устойчивых к ко роблению колец толщиной 3—5 мм способствует допол нительному намерзанию на нем шлакового слоя н иска жает внутренний диаметр отливки и торца.
Компромиссным является применение отсекающих колец переменного сечения. По внутреннему диаметру такое кольцо может иметь толщину около 1, по наруж ному— 3—5 мм. Оно устойчиво к термическому короб лению и меньше влияет на толщину намерзающего шлакового слоя. Это кольцо может быть выполнено за одно с буртом для крепления элемента в трубопровод и приварено непосредственно к металлическому кожу ху. Для уменьшения влияния отсекающего кольца на толщину намерзающего на нем шлакового слоя внут ренний диаметр его может быть на 5—10 мм больше внутреннего диаметра шлакового слоя.
Неразделенная отсекающим кольцом часть шлаково го слоя, как правило, растрескивается при охлаждении и почти не влияет иа величину усилия отрыва и каче ство торцевой поверхности.