Файл: Тригг Дж. Решающие эксперименты в современной физике.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.07.2024
Просмотров: 147
Скачиваний: 0
no |
ГЛАВА 8 |
Теперь рассмотрим атом, для которого L=hj2n. Тогда, согласно квантовой теории в варианте 1921 г., величина Lz, т. е. составляющая L вдоль В, может быть равной только ±/г/2я, а рг может иметь лишь значения ±рі. Следовательно, первоначальный пучок атомов, имевших одинаковую ско рость, должен под действием поля расщепиться на два, а неотклоненных атомов в пучке не останется.
Классический случай несколько более сложен. Запишем выражение (8.2) в виде
г = С ц „ |
|
или |
|
2 = Cp cos 0, |
(8.3) |
где Ѳ— угол между р и В. Согласно классической концеп ции, угол 0 может иметь все возможные значения, откуда следует, что возможен непрерывный ряд значений cos 0 в интервале от —1до +1. Первоначальный пучок не расщеп ляется, а размазывается, причем ширина области размазы вания должна быть равна расстоянию между двумя компо нентами пучка, предсказываемыми квантовой механикой.
Однако может оказаться, что классический результат будет отчасти напоминать квантовый. Это произойдет в том случае, если распределение интенсивности по сечению пу чка имеет максимумы на его краях и минимум в центре. Как можно показать, этого не произойдет, если до попада ния в магнитное поле моменты равномерно распределены по направлениям. Распределение интенсивности характе ризуется числом атомов, приходящимся на единичный ин тервал отклонений при данной величине отклонения. Та
ким образом, требуется найти число атомов, для |
которых |
0 лежит в пределах малого интервала dQ вблизи |
данного |
значения, определить величины отклонений, соответствую щих именно этому интервалу, и взять отношение первого числа ко второму. Если г и 0 связаны между собой соотно шением (8.3), где угол 0 выражен в радианах, то, согласно дифференциальному исчислению, интервал dz величины z,
соответствующий очень малому интервалу |
dQ величины 0, |
определяется формулой |
|
dz = Cp, sin 0 dQ\ |
(8.4) |
эта величина есть знаменатель нашего отношения. Чтобы найти числитель, используем тот факт, что при хаотической
ОРИЕНТАЦИЯ АТОМНЫХ М А ГН ИТ НЫ Х МОМЕНТОВ |
111 |
Фиг. 8.2. Угол Ѳ — дополнительный к широте на сфере радиусом р.
ориентации большого числа векторов р их концы равномерно распределены по поверхности сферы радиусом р. Концы век торов, образующих с выделенным направлением углы в ин тервале с/Ѳ вблизи Ѳ, лежат на этой сфере в пределах полосы шириной рс/Ѳ, положение средней линии которой соответ ствует углу Ѳс полярной осью, т. е. углу, дополнительному
к широте (фиг. 8.2). Число таких |
векторов, следовательно, |
пропорционально площади полосы. |
Если dQ малая вели |
чина, то эта площадь равна длине окружности 2ла, умножен ной на ширину полосы pd0. Радиус а равен произведению sin Ѳ на радиус сферы р, поэтому площадь полосы равна 2л.р2 sin QdQ. Таким образом, число атомов с магнитными мо ментами, образующими с В углы в интервалесіѲ вблизи 0,про порционально sin ѲсШ. Если поделить это число на величину dz, определяемую выражением (8.4), то угловая зависимость исключится. Следовательно, согласно классической теории, первоначальное пятно размывается в полосу однородной интенсивности.
В этих вычислениях, однако, предполагалось, что пучок состоит из атомов с одной и той же скоростью. В действи
112 ГЛАВА 8
тельности пучок получается испарением вещества и атомы в нем характеризуются некоторым распределением по ско ростям. Это несколько меняет дело. В квантовом случае каждое из двух пятен должно несколько размыться, но в центральной части все-таки останется минимум. [Формула (8.2) показывает, что если величина не может быть равна нулю и дВ/дгфО, то нулевое отклонение возможно лишь при бесконечной скорости1’.] С другой стороны, в класси ческом случае вместо одиночной равномерной полосы воз никнет наложение полос, длины которых должны были бы меняться от очень малых до очень больших значений; в результате интенсивность должна иметь максимум в центре картины. Различие между этими двумя случаями, как и утверждал Штерн, четкое.
Однако, хотя в принципе эксперимент кажется простым, на практике дело обстоит совершенно иначе. Для начала укажем, что опыт должен проводиться в вакууме, чтобы пу чок не разрушался из-за рассеяния на молекулах газа. Если учесть состояние вакуумной техники в то время, то станет ясно, что длина полюсов не могла превышать не скольких сантиметров. Можно получить поле В порядка 103 Э, а |ÖB/Ö2 | порядка 104Э/см. Величина р известным об разом выражается через фундаментальные константы. Вели чина Мѵ2 равна удвоенной кинетической энергии атома; последняя в свою очередь определяется температурой па ров, которая может быть порядка 1000 К. Подставляя эти числа в формулу, получаем, что ожидаемое отклонение дол жно быть порядка 0,01 мм. Опыт был возможен, но он, оче видно, должен был быть чрезвычайно тонким.
Когда в конце августа 1921 г. была опубликована статья Штерна, содержащая вышеприведенный анализ, он и его сотрудник Вальтер Герлах уже были заняты проведением1
11 Необходимо отметить здесь ту важную роль, которую сыграла теоретическая ошибка, заключающаяся в предположении, что величина рг не может равняться нулю. Если бы квантовой теорией допускалось значение рг= 0 , то из нее следовало бы, что в эксперименте должны наблюдаться три максимума, разделенные минимумами. Этот результат необходимо было бы отличить от единственного центрального макси мума, предсказываемого классической теорией. Оценивая трудность эксперимента и учитывая то обстоятельство, что чувствительность ме тода не была с определенностью известна, Штерн вполне мог прийти к заключению, что опыт невыполним.
ОРИЕНТАЦИЯ АТОМНЫХ МАГНИТНЫХ МОМЕНТОВ |
113 |
эксперимента в Германии во Франкфурте-на-Майне, а в середине ноября они получили предварительные резуль таты — слишком предварительные, однако, чтобы можно было решить главный вопрос. Штерн и Герлах продолжали вносить усовершенствования в установку (примечание к третьей статье поясняет, что «эти усовершенствования уда лось выполнить и испытать соединенными усилиями во время рождественских каникул») и опубликовали окончательные выводы 1 марта 1922 г.
По сравнению с современной сверхточной технологией и миниатюризацией экспериментальная установка Штерна и Герлаха не кажется исключительной, однако по тем време нам она была проявлением подлинной виртуозности. Рабо чим веществом служило серебро, которое испарялось в элект рически нагреваемой печке; пучок атомов выходил сквозь круглое отверстие площадью 1 мм2. На расстоянии 2,5 см от печки ѵ находилась диафрагма с приблизительно круглым отверстием площадью 3- ІО-3 мм3, т. е. радиусом около 0,03 мм. На расстоянии 3,3 см от этой диафрагмы распола галась вторая диафрагма с отверстием в виде щели длиной 0,8 мм и шириной от 0,03 до 0,04 мм, ориентированной перпен дикулярно направлению поля В. Такие ничтожные размеры были, очевидно, необходимы для создания пучка, сечение которого не превышало бы существенным образом величину отклонения. Щель помещалась непосредственно у одного из концов лезвиеобразного полюсного наконечника (фиг. 8.1), и система отверстий юстировалась таким образом, чтобы пучок шел параллельно острию лезвия. Магнитные полюса имели длину 3,5 см. Все устройство помещалось в кожух с достаточно толстыми стенками, для того чтобы давление, действующее снаружи на магнитные полюса, не могло привести к относительному смещению деталей при бора (давление возникало потому, что внутри камеры созда вался вакуум). «Время экспозиции» составляло 8 ч; но даже при этом осадок на стеклянной пластине, установленной у
Это расстояние составляло в предварительном опыте лишь 1 см, но было увеличено, чтобы избежать засорения апертурного отверстия из-за разбрызгивания расплавленного серебра из печки или из-за слиш ком быстрого образования налета в результате осаждения атомов из пучка.
114 |
ГЛ АВА 8 |
Фиг. 8.3. Расщепление пучка атомов серебра неоднородным полем. Каждое деление шкалы соответствует 1/20 мм. [Zs. f. Phys., 9, 350 (1922), Fig. 3; изображение перевернуто, как в оригинале.]
противоположного конца полюсов, был слишком тонок и его невозможно было увидеть. Для увеличения его четкости приходилось дополнительно осаждать серебро.
Результат лучшей экспозиции воспроизведен на фиг. 8.3. Герлах и Штерн пишут:
Две другие экспозиции дали результат, идентичным во всех сущест венных отношениях, но, однако, не с такой совершенной симметрией. Следует сказать, что осуществить точную юстировку таких маленьких диафрагм оптическими методами очень трудно, и поэтому достижение при экспозиции такого совершенно симметричного результата, как пока занный на фиг. 3 [воспроизведенном здесь как фиг. 8.3], конечно, отчасти является следствием случайной удачи; ошибка в установке диафрагмы на несколько сотых миллиметра уже достаточна, чтобы экспозиция оказалась неудачной.
Результаты, полученные во всех трех экспозициях, ха рактеризовались одной общей особенностью: пучок отчет ливо разделялся на две компоненты. Как указывают ав торы, «расщепление атомного пучка в магнитном поле
ОРИЕНТАЦИЯ АТОМНЫХ МАГНИТНЫХ МОМЕНТОВ |
115 |
приводит к возникновению двух раздельных пучков. Неотклоненных атомов зарегистрировано не было»1’.
Из приведенных выше соображений с очевидностью сле дует, что этот результат подтверждает квантовую, а не клас сическую гипотезу о поведении атомного пучка. Используя терминологию своего времени, Герлах и Штерн говорят: «Мы видим в этих экспериментальных результатах прямое экспе риментальное доказательство квантования направления в магнитном поле».
ЛИТЕРАТУРА
Все три статьи, обсуждавшиеся в этой главе, написаны по-немецки: Stern О., Zeitschrift für Physik, 7, 249—253 (1921).
Stern О., Gerlach W ., Zeitschrift für Physik, 8, 110— 111 (1922), 9, 349—355 (1922).
Перевод последней статьи на английский язык дан в книге The World of the Atom, Vol. 2, p. 936—9391
11 Как показало последующее развитие теории (см. примечание на стр. 107), этот результат был случайным. Если бы Штерн и Герлах ис пользовали вместо серебра, например, серу, то пучок расщепился бы на пять компонент вместо двух, причем одна из пяти компонент не испы тала бы отклонения. Интересно представить себе, как интерпретиро вался бы такой результат.
9
КОРПУСКУЛЯРНЫЕ СВОЙСТВА СВЕТА
В191-2 г. было установлено, что рентгеновские лучи пред ставляют собой электромагнитные волны — это пока
зали дифракционные опыты, предложенные Лауэ и выпол ненные Фридрихом и Книппингом. Свойства электромаг нитных волн хорошо объяснялись на основе теории Мак свелла. В частности, было несложно рассмотреть меха низм рассеяния волн; расчет количественных характеристик рассеяния также не вызывал затруднений. Согласно этим представлениям, переменное электрическое поле волны должно вызывать вынужденные колебания электронов рас сеивателя; поскольку электроны испытывают ускорение, они испускают излучение. Рассеянное излучение должно иметь такую же частоту, как и падающее, потому что такова же частота колебаний излучающих электронов. Оно должно обладать всеми свойствами излучения колеблющегося элект рического диполя. Так, распределение интенсивности дол жно быть симметрично относительно линии, вдоль которой движутся электроны, а в любой плоскости, проходящей че рез эту линию, меняться пропорционально квадрату си нуса угла между направлением движения электронов и нап равлением распространения рассеянного излучения. Излу чение обладает поляризационными свойствами, которые здесь не будут затрагиваться. Кроме того, доля падающей энергии, передающейся рассеянному излучению, не должна зависеть от частоты.
В течение десятилетия, последовавшего за 1912 г., на пути теории стали возникать все нарастающие трудности. Первое противоречие состояло в том, что для рентгеновских лучей с очень короткой длиной волны или для у-лучей интен сивность излучения, рассеянного вперед (т. е. в направле нии падающего излучения) была больше интенсивности из лучения, рассеянного назад. Для количественного объяс