Файл: Соколов В.И. Электроснабжение промышленных предприятий и строительств [учеб. пособие].pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.07.2024

Просмотров: 103

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

На крупных металлургических предприятиях с концентри­ рованными нагрузками, с мощными электроприводами, печали, электролизом более выгодной оказывается схема предотавленная одна ГПП и мощная кабельная сеть для передачи электро­ энергии в РП'цехов^При этом трудности размещения линий •отпадают. При наличии места на территории завода для.шинных линий, на первой ступени распределения применяют гибкие и жесткие токопроводы 6-10 кв (см. .§ 8-4).

Представленная на рис. 46,6 схема является р а д и -

«альной

двухступенчатой схемой

о промежуточными распределительными пунктами РП-1, 2, 3.

На рис. 6-1

б показана только первая ступень распределения

- отГПП к РП. При этом вся коммутационная аппаратура уста­

навливается в РУ-6-10 кв ГПП и на РП. На цеховых ТП преду­ сматриваются лишь плавкие предохранители с разъединителями . или с выключателями нагрузки, илиже глухое подключение ка­ беля к трансформатору.

Цепь РП-ТП является второй ступенью схемы распределе­ ния 6-10 кв. От каждого РП питается не менее 4-5 ТП и элек­ тродвигателей 6-20 кв. Схемы распределения электроэнергии на напряжении 6-20 кврассматривались'в § 1-5.

В обеих охемах (рис. 46) применяется г л у б о * кое секционирование, начиная с раздель­ ных питающих линий 35-220 кв, шин ГПП, Рп'и кончая шинами 380-660 в ТП. На секционных аппаратах предусматривается АВР.

Подключение ТЭЦ завода к его распределительной сети производится в соответствии о рис.47. Схема рис. 47,а применяется в том случае, если распределе­ ние электроэнергии ТЭЦ производится на генераторном напря­ жении и это напряжение равно напряжению на шинах РП-1, 2,3. При неравенстве этих напряжений требуются трансформаторы на ТЭЦ. Данная схема хорошо сочетается со схемой основной сети, представленной на рис. 46, б.

На рис. 47, б показана схема выдачи мощности ТЭЦ че­ рез линии питающей магистральной сети. Эта схема ТЭЦ хоро­ шо сочетается со схемой сквозных двойных магистралей (рис,

46,а). " 7 1 7


В большинстве случаев, применяются магистральные и радиальные схемы электроснабжения не в чистом виде, а ко лексно. Например, часть ТП и двигателей 6-10 кв подключае ся по магистральной схеме, а другая часть по радиально Или первая ступень распределения по радиальному принцип а вторая - смешанно.

Принципиальная схема подключения блок-станции завода к внутренней сети 6-10 кв

Цеховые распределительные, сети низкого напряжения имеют номинальное напряжение 380 или 660 в. Выбор того или другого из этих напряжений зависит от мощности .эл двигателей, их распределения по цеху.

Проведенные проектными организациями исследования показали, во-первых что напряжение 380 в в сочетании с пряжением 6 кв обеспечивает весь диапазон номинальных м ностей электроприемников, а напряжение 660 в лучше в соч тании с напряжением 10 \кв, причем двигатели 6 кв имеют ине показатели, чом двигатели 10 кв; во-вторых, что на з водах более рационально применение напряжения 380/220 в общей для "силы и света" схем,ы трехфазной четырвхпроводно звёзды, а не 660 в. Поэтому на большинстве.заводов систем распределения энергии в цехах осуществляется на напряжен ях 6 кв и 380 в/

Схемы цеховых электросетей - магистральные, радиаль-

.122

ные и смешанные - рассматривались i § 1-5. На промышленных предприятиях применяются смешанные схемы 380 в. Широко рас­ пространены схемы "трансформатор-магистраль" - рис. 10.

§ 7-3. Устройство цеховых электросетей до 1000 в.

Конструктивное исполнение сети низкого напряжения в цеху осуществляется в следующих вариантах:

1. Закрытые шинопроводы и шинные сборки;

2.Голые шинные магистрали;

3.Кабельные линии; •

4.Открытая прокладка изолированных проводов; '

5.Троллейные сети передвижных установок.

Магистрали 380 в прокладывают в листах, показанных в разрезе по зданию цеха на рис. 48:

, I - магистраль вдоль пролета цеха по его фермам под крыше на высоте 6-12 м, но не ниже 3,5 м от пола, открытая прокладка голых или изолированных проводов и алюминием вых шин;

2 - магистраль поперек цеха - подвесная, выполняемая так же как и I;

о 3 - магистраль поперек цеха на штыревых изоляторах, прокла дываемая по фермам, гак же как I; -

4 - магистраль вдоль пролета по подкрановым балкам, в том числе троллейные сети;

5 - магистраль вдоль пролета по колоннам, или шинные сбор­ ки, прокладываемые на высоте 2,2-2,5 м от пола; они прокладываются не только поколоннам, нои на стойках, установленных посередине цеха вдоль линии станков (см. 8 на рис. 48);

6 - шинная магистраль в коробках или комплектный шин'опроввод, прокладываемый иа высоте 3,5-4 м, ноне ниже 2,2м, с закреплением шин через каждые 1,5-3,0 м.;

7 - шинная магистраль в канале, или кабельная линия.

Все указанные выше типы, конструктивные исполнения к компановки проводки магистралей 380 в находят применение в

123

I


цехах промышленных производств. Но не все равноценны. К бельные каналы (7) нежелательны из-за их постоянного за знения, заполнения жидкостями, из-за степснения технологи­ ческой планировки цеха. Скрытая проводка в стенках и по полом невыгодна по экономическим соображениям. Но скрыта проводка в стальных трубах в прокатных цехах применяетс широко, т.к. другие виды проводки не обеспечивают в усл ях прокатных цехов требуемой надежности электропитания.

Длина труб на I стан достигает 200 км. Это дорого и з ляет искать лучшие решения.

71

_

РИС. 48 Расположение магиотрвльных линий и

шинопроводов в цехах

Одним из лучших и наиболее универсальных конструк ных решений по прокладке магистральных линий электричес оеги в цехах различного профиля является комплектный ш пронод. Конструкция шинопроводов 380 в рассматривалась в §3-4', Комплектные шинопроводы состоят из секций длиной а угловые секции - со сторонами по I м. Через каждые 0 1,0 м от шинопровода сделаны ответвления для подключения распределительных щитов и крупных электроприемников.

124

Ответвления от шинопровода к электроприемникам осу-г ществляются через предохранители, блоки рубильник-предох­ ранитель, автоматы, а проводка - проводом изолированным АПВ или АПРТО в трубах, шланговым проводом КОПТ по трооу.

Шинопровод целесообразно укреплять не высоко - на высоте 2,2 мот пола в целях экономии проводов на многочисленных ответвлениях. Шинопроводы и их ответвления укрепляются на стенках, колоннах,-на стойках и на троссовых подвеснах (ти­ па 2 на рис^ 48).

В тех случаях, когда шинопроводы, расположенные над полом цеха, стесняют подачу деталей краном или разливку ме­ талла, их размещают под полом, с ответвительными вводами в

цех вдоль линии станков.

Голые шинные магистрали имеют распространение в цехах о интенсивным движением кранов. Эти магистрали располагают­ ся выше крана (см. I, нарис. 48). Их неДо.отатки: повышен­

ная опасность, большая длина спусков и необходимость отклю-, чения всей магистрали для присоединения новых ответвлений. Изолированные провода служат, в основном для подвода тока от магистралей к групповым щиткам ик отдельным приемникам.

Выше рассматривались магистральные цеховые сети с мно­ гочисленными ответвлениями. В радиальных схемах линии, от­ ходящие от ТП, выполняются бронированным кабелем, проклады­ ваемым вдоль подкрановых путей в лотках (тип 4, рис. 48), по колоннам (тип 5), по стенкам (тип 6), в кабельных кана­ лах (тип 7) . Кабели подключаются к распределительным пунк­ там цехи илик распределительным шинопроводам.

Распределительные сети освещения цехов выполняются поперек цеха проводами АПР т роликах или голым проводом. А на изоляторах. Участки подъемов-спусков выполняются изо­ лированным проводок о полихлорвинилойой или металлической оболочкой» Пояснение маркировки изолированных проводов: АПР - провод алюминиевый., ПР > медный; буква Р - резиновая

изоляция, В - .полихлорвиниловдя

изоляция, П - полиэтилено­

вая изоляция; Г - провод гибкчй

жилами из тонких медных

проволок-

 

125


Питание передвижных электроприемников выполняется о

троллейной сети или по шланговому гибкому кобелю. На ри показана схема троллей разливочных кранов мартеновского ха (приеаник I категории):

 

 

К шинам ТП (I) через ав­

3

г

томаты (2) и рубильники

(3) подключаются секции

троллей (4); автомат

(6)

с ЛВР и рубильники (5)

1X1I

 

обеспечивают резервное

 

питание. Участок (7)

-

 

ремонтный загон со

сво­

 

им рубильником (8). Для

 

прочности троллей дела­

 

ют из стального прутка

 

 

или уголка, с подпиткой

Рис. 49

 

по алюминиевой ленте 3-х

 

20 мч , прикрепленной

 

 

 

 

 

 

к уголку во множестве '

 

 

точек и шунтирующей его.

§ 7-4. Особенности Еыбора и компановки электрического оборудования заводских подстанций

Особенно^тьип подстанций крупных заводов является большая установленная мощность, большие токи короткого з мыкания я наличие электродвигателей большой мощности на напряжении 6-10 кв. В связи с этим схемы 6-10 кв предпри тий и выбор аппаратов включения отключения необходим вы нять- с таким расчетом, чтобы избежать применения индивид альных реакторов на отходящих от подстанции линиях 6-10 и не применять дорогостоящие и громоздкие масляные выклю тели типа МГГ и МГ.

В схемах двойных сквозных магистралей 35-220 кв с глубокими вводами снижение мощностей достигается благода разукрупнению подстанций.А уменьшение числа и мощности в

126


ключателей 6-10 кв получается при подключении непосредст­ венно к трансформатору без выключателей токопроводов че­ рез груновые реакторы и разъединители.

1

|

На рис. 50 пока-

заны 4 секции шин или

35-220кЁ\*-

 

токопровода, подключен­

 

ные к одному трансфор­

 

матору. На двухтранс-

 

форматорных подстанциях

^ ) \It.

создается та не схема,

но и с одним групповым

реактором на трансформа

тор. В других.случаях,

например, при подключе­

 

нии больших, магистраль­

 

ных шинопроводов 6-10

 

кв, между разъедините-

Рио. 50

лями и реакторами уста­

 

навливаются выключате­

ли ВМГ или ВМП. Схеманадежна и ограничивает токи к.8.

В схеме радиального питания РП от мощной ГПП (рис. 46, б) применяются реакторы на вводах 6-10 кв трансформато­ ров, т.е. между трансформаторкми и выключателями ввода.

Благодаря реактированию снижается ток К.З. во всей распре­ делительной оети 6-10 кв. Соответственно удешевляется вся коммутационная аппаратура.

Электроснабжение современных промышленных предприя­ тий базируется на применении комплектных распредустройств' 6-10 кв и комплектных подстанций 6-10/0,38 кв, питающих комплектные токопроводы. Это позволяет: сократить сроки м. монтажа, применять индустриальные методы монтажа и сокра­

тить расходы на строительную часть*

V

Трансформаторы с количеством масла до. 600

кг допуска

ется размещать в камерах распредустройств, в т.к. в КРУ и КСО: с выходом наружу. Для более крупных трансформаторов в камере трансформатора предусматривается маолосборное уст-1 ройство - бетонированный масло риемник под трансформатором

" 1 2 ?