Файл: Соколов В.И. Электроснабжение промышленных предприятий и строительств [учеб. пособие].pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.07.2024

Просмотров: 115

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

к резервуару аварийного слива масла.

Трансформаторы до 1600 ква имеют естественную вент ляцию,! а более мощные снабжаются вентиляторами. Вентиля ция трансформаторов выполняется отдельно от общей систе и рассчитывается на то, чтобы разность температуры возд на входе и на выходе из камеры не превышала 15°С.

На предприятиях широко практикуется установка тра форматоров снаружи, около стены цеха (рис. 51). Распреду ройства вторичного напряжения встраиваются в обслужива ими корпуса или пристраиваются кним. Соединение РУ с тр нсформаторами выполняется шинами.

Рис. 51 Открытая установка цеховых трансформаторов

• 1-трансформатор 1000 ква; 2-маслосборники дренажная кана­ ва; 3-ввод первичного напряжения; 4-шинный ввод вторично

напряжения в цех; 5-стена корпуса цеха

Такая же компановка применяется и для подстанций 3 220 кв, имеющих ввод первичного напряжения по воздушной кабельной линии. Короткозамыкатели с отделителями и проч аппаратура ячеек 35-220 кв устанавливается на открытом в духе (слева от трансформатора I на рис. 51 с соответству щим переносом ограждения 6 ) .

128

На стесненных площадках предприятий; особенно при загрязнении атмосферы, РУ 35-110 кв раэмещяются тоже в помещениях, т.к. строится ЭРУ 35-110 кв, При наличии меог в машинном зале или в цехе, трансформаторные подстанции 6-10/0^38 кв цехов в виде комплектных установок типа КТП устанавливаются в помещении цеха - около стен или посред не цеха, на линии станков.

':• 129


ГЛАВА 8

ЭКСПЛУАТАЦИЯ ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ УСТАНОВОК

§ 8-1» Общие вопросы эксплуатации электрооборудования

Эксплуатация электрических установок - это процесс их использования для производства, передачи и распределения электроэнергии и обеспечение надежного, беспереоойного, эко­ номичного электроснабжения потребителей. Эксплуатация всего электрического оборудования, включая силовое'оборудование, измерительные приборы, электроавтоматику. и защиту, возлага­ ется на электрический цех или на участок электроснабжения при отделе главного энергетика или главного механика.

Персонал влектро'цеха осуществляет комплекс мероприя­ тий по проверке состояния всего электрического оборудовани находящегося в ведении цеха, путем профилактических испыта­ ний и планово-предупредительного ремонта . При такой системе проверки и ремонта обо­ рудования устанавливается нормативная периодичность вывода оборудования из работы в удобное время по заранее'намечен му плану или графику. Хотя при этом приходится производить

•рёц6кт¥не'ра'бот1Г^'аще, чем при других формах оргЖизацйи .

(когда ремонт осуществляется лишь при угрозе серьезного п реждения), но требуется меньший резерв в оборудовании на

случай аварии, так как онйжаето1зчйсл6""8вврЙных выходЫйз

строя оборудования электросетей, машин и аппаратов.

Не все неисправности электрооборудования могут быть выявлены путем осмотра при текущем ремонте, особенно неис­ правности изоляции. Поэтому перед началом и в конце ремон

i l l

проводятся профилактические и с п ы т а ­ н и я , которые и являются источником наио'олее достовер*-

ных сведений о состоянии изоляции токоведущих частей элек­ трооборудования.

Кроме системы планово-предупредительных ремонтов и испытаний электрооборудования, важнейшей составной частью эксплуатации электрических установок является работа, про­ водимая дежурным персоналом уотановки. Дежурный персонал электроцеха производит переключения в схеме электрических соединений, ликвидирует нарушения нор­ мальной работы оборудования и непрерывно наблюдает за сос тоянием и режимом генераторов, трансформаторов, линий и оборудования распределительных устройств.

Для любой электрической машины или аппарата важней­ шим показателем состояния является нагрев. Поэтому дежурный персонал следит с помощью измерительных приборов за нагруз кой каждого элемента установки, от которой зависит нагрев, и непосредственно за температурой оборудования.

Источником нагрева электрооборудования являются поте­ ри электрической мощности в токоведущих частях и в магнитопроводах машин и аппаратов.

где Р3

- потери мощности в обмотках машин, в токоведущих

 

частях электроаппаратов, пропорциональные квад­

 

рату тока нагрузки;

/5

- потери в стали магнитопровода, пропорциональные

 

квадрату

напряжения;

Ру,ех~ потери на трение в подшипниках и вентиляционные

 

потери в

машине;

Paef.~ добавочные

потери, обусловленные в основном про­

 

хождением потоков рассеяния через стальные дета­

 

ли корпуса.

Нагрев машины в процессе её работы является основным

фактором старения

изоляции и ухудшения соединений между то

коведущими частями

и между катушками обмоток. Поэтому нагре­

вание обмоток, а также изолированных.листов стали машин ог-


раничиваетоя: допускаемая температура двигателей и трансфер маторов Vn .в 95°0. Но аемпература обмоток машины при од­ ной и той же нагрузке может быть различной, в зависимости от температуры окружающего воздуха. Поэтому нормируется вто

рой показатель нагрева:

Тд

- превышение температуры об­

моток над температурой

l?t

окружающей среды:

 

В СССР за номинальное значение температуры окружающ

го воздуха принята • 1^дц

= 35°С. Следовательно,

машины

' рассчитываются на работу с

Тп а 60°С при п)он,

я 3'5°С

и= 95°С. Если же машина или аппарат включается в ра

боту в условиях, где

v*B >

35°С, то номинальный ток их

необходимо

снизить до

величины.,;

'

/

г>,

где 1 м о м -

номинальный ток машины при Т^он « 35°С.

Повышение температуры изоляции овыше допустимого зн чения приводит к резкому сокращению срока службы электро рудования из-за быстрого старения изоляции. Известно, что повышение температуры изоляции на 8°С. выше номинальной - сокращает срок её службы вдвое. Поэтому ва температурой м шин и аппаратов необходимо очень внимательно следить. Конт роль 'осуществляют с помощью термометров, термопар и термо­ сопротивлений.

Столь же разрушительное действие

на состояние изоля­

ции оказывает увлажнение и загрязнение

её. Например, повыше*

ние влажности изоляции трансформатора

с 0,05 до 1,1% сокра­

щает срок её службы'в б "раэ. Влага и грязью проникая по щинам и слоям изоляции, создают пути электрического пробоя вследствие которого получается короткое замыкание и повр дение оборудования.

Если имеет место^йовыюенная вибрация машин иэ-эа деф товв её сборке или при изготовлении на заводе, то машина также может быстро выйти из строя. Вибрация приводит к ническом повреждениям машин.

И Г


Танин образом, в процессе эксплуатации электрических машин и аппаратов необходимо следить за ихчистотой, за температурой, за вибрацией, периодически проверять состоя­ ние изоляции и соединения токоведущих частей.Для того, чтобы обнаружить появляющиеся в процессе эксплуатации обо­ рудования дефекты и недопустить их развития до аварийного повреждения машины или аппарата, периодически производят профилактические испытания.

''4

§8-2. Профилактические испытания электрооборудования 1

Всоответствии с "Правилами технической эксплуатации

электрических станций и сетей" [л,12] и с нормами испыта­ ния электрооборудования, электрические трансформаторы и двигатели подвергаются следующим профилактическим испытани- . ям во время ремонтов:

1. Измерение сопротивления изоляции.

2. Измерение сопротивления обмоток при постоянном

токе.

3» Испытание изоляции повышенным напряжением, •4. Обследование электрических машин припуске, на хо­

лостом ходу и под нагрузкой.

Измерение сопротивления и з о ­ ляции производится специальным прибороммегоммет­

ром. Мегомметр

можно представить как прибор о ис­

точником постоянного

тока, к зажимам которого подключается

измеряемое сопротивление изоляции. Измеряя соотношение на- • пряжения источника и тока в его цепи (с помощью прибора, встроенного в мегомметр), можно получить величину сопротив­ ления изоляции. Таким образом, мегомметр измеряет сопротив­ ление изоляции по принципу закона Ома: Ruf.~ ^/t •

В качестве Источника постоянного тока в мегомметре используется маломощный генератор постоянного тока с номи­ нальным напряжением 500, 1000 или 2500 в, встроенный в кчрпус мегомметра. Этот генератор приводится в движение от ру-

75-987 1 5 3

ки и называется индуктором. При вращении индуктора со с ростью 2 об/сек на его зажимах получается постоянное н

жение 500, 1000 или 2500 в

в зависимости от типа мегом

метра.

 

 

 

 

Согласно ГОСТ, сопротивление изоляции считается дос

таточным, если измеренная величина

Rиу

не меньше

рассчитанной

по следующей формуле:

 

 

R

1/„ОЛ, С4)

 

 

где UHg„ и Рнвм-

foo

 

 

номинальные напряжения и мощность машины;

- расчетное сопротивление

изоляции, ниже которого

не должно снижаться действительное (т.е. измер

ное) его значение.

 

 

На практике оценка состояния

изоляции производится

тем сравнения измеренной величины Ruy

с результатами пре­

дыдущих измерений. В случае

резкого уменьшения сопротивле­

ния изоляции

(в 3-5 раз - см. .Л.5 ) должна быть выявлена

устранена причина отклонения.

 

 

Величина сопротивления изоляции сильно зависит от пературы. Поэтому во избежание ошибочных выводов о состо нии изоляции обязательно следует приводить все измеренные

значения

Й иу

к одной температуре по формуле

 

 

 

г>-г*

 

 

 

 

с

--ЧйГ

 

(50)

где fitf

- сопротивление, приведенное

к одноП заданной

 

 

температуре

 

 

 

-

сопротивление, измеренное

при

;

и ^ »

~

Действительная

и заданнап температуры.

Если причиной резкого снижения R

является силь­

ное увлажнение, то производится сушка

изолпци

Существует несколько способов сушки изоляции генераторов, трансформаторов, двигателей. Выбор наиболее простого, деше­ вого и эффективного способов производится с учетом местн условий и действующих инструкций по методам сушки изоля Сушка двигателей производится или путем обдува изоляции


догретым воздухом, или непосредственным подогревом изоля­ ции. Например, с помощью мощных электроламп, помещаемых внутрь статора (эа счет теплового излучения ламп). Сушка считается достаточной, если в течение нескольких часов под­ ряд измерение сопротивления изоляции мегомметром дает одну и ту же величину.

Иопытание изоляции п о в ы ш е н ­ ным напряжением переменного тока является наиболее эффективным способом проверки состояния изоляции,

таккак при таком испытании доотигаетоя наиболее полное ~щИС блияение к рабочим условиям.Кроме того,выявляется имеет ли изоляция^ запас прочности, для чего испытательное напря­ жение повышают свыше номинального значения: для генерато­ ров и электродвигателей с номинальным напряжением свыше

IOOO в испытательное напряжение должно быть выше номиналь­ ного в 1,7 раза, для трансформаторов - в 2+2,5 раза, для аппаратов распределительных устройств 6-10 кв - в 5 раз.

Для испытания изоляции испытуемая обмотка подключа­

ется к специальному

трансформатору, а обмотки других фае

данной машины и её

корпус ваэемляются. Плавно поднимают

требуемое напряжение, прикладываемое к испытуемой обмотке, и выдерживают испытание в течение I минуты. Изоляция счи­

тается выдержавший испытание, если во время проведения опы­ та не было слышно разрядов и не колебались стрелки прибо­ ров испытательной установка.

Измерение сопротивления о б ­

моток

постоянному току (называемого

омическим -

R ) производится или измерительными моота-г

ми, или по

схеме вольтметра - амперметра. Если в обмотке

нарушена пайка между секциями или оборвана цепь одной из параллельных ветвей обмотки, то при измерении сопротивле­

ния R

будет заметно его увеличение. По нормам; сопро­

тивление

R не должно превышать результаты измерения

сопротивлений других таких же обмоток и результаты предыду­ щих испытаний более чем на. 2?6.

(.Ввиду таких высоких требований по точности (2J6), ивт "S5-

I