Файл: Соколов В.И. Электроснабжение промышленных предприятий и строительств [учеб. пособие].pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.07.2024
Просмотров: 116
Скачиваний: 0
при необходимости ремонта выключателя. При этом электричес кое соединение выключателя с цепью будет нарушено благодаря разъединяющим втычным контактам 3, выполняющим роль • разъединителей. Шкаф ячейки разделен на 4 отсека: отсек сборных шин 4, шкаф релейной защиты и измерений 5., трано^ форматор тока 6 вместе с кабельной муфтой 7 и отсек.выклю чателя 2.
Рис. 22 Комплектная., ячейка распределительного
устройства 6-10 кв типа КРУ
. На рис. 23 б,в показана ячейка типа КСО для такой же схемы, (рис. 23, а), что и предыдущий риск.:22 . Камера'имеет открытое иополна'нив и одностороннее обслуживание,так как"" приставляется к стене помещения.Номинальный ток ячейки - до 1500 а, размеры даны на рисунке. В камере устанавливают вы соковольтный выключатель или выключатель нагрузки с комп лектом вспомогательной аппаратуры. Камера разделена на $ри
6-987 |
41 |
отсека. В верхнем отсеке размещены сборные шины I и разъе нитель 2, в среднем - выключатель 3j в нижнем - линейный разъединитель 5, трансформатор тока 4 и кабель 6. Отсеки разделены стальными листами. Переход через разделительные перегородки выполняются о помощью проходных изоляторов и трансформаторов тока. , •
Рис. 23 Сборная ячейка распределительного
устройства 6-10 кв типа КСО
Отличие ячеек КРУ от КСО состоит в том, что первы имеют выкатной выключатель, а второе - стационарно установ ленный. Ячейки КРУ более удобны, но сложнее по конструкц и изаставляются только на заводах электропромышленности, рчейки КСО могут-быть изготовлены и на месте установки те'роких монтавной.организации.
' Комплектные распредустройства типа КРУ выпуокаготся двух пополнениях: для внутренней и для наружной установки
42
I
Ячейки комплектного РУ наружной уотановки типа КРУЯ или находят широкое применение при сооружении сетей временного электроснабжения строительств, а также и в других открытых установках, в том числе на шахтах* в карьерах'.и т.д.
Закрытые подстанции' применяются в электрических сетях, сооружаемых на большой срок службы,
постоянно. Для временных электросетей, сооружаемых на срав нительно короткий период строительствами на время вырабо ки участков и горизонтов в шахтах,рационально использование
- комплектных передвижных трансформаторных подстанций наруж ной установки типа КТП. Транспортировка подстанции произво дится автотранспортом. Срок ввода КТП на новом месте оче мал, поэтому по мере продвижения места работ и механизмов передвигают и КТО, так чтобы расстояние от её до электро требителей было наименьшим.
Для электроснабжения небольших отдаленных потребите лей, поселков, в сельской местности, небольших строительных участков применяются столбовые подстанции мощностью 100-160 ква. Трансформатор устанавливается на площадке, укрепленной на опоре. Оборудование 6-10 кв на открытом воздухе, а щит 380 вящике, укрепленном на той же опоре. Все оборудование подстанции должно бить наружной установки. Стоимость стол бовой подстанции меньше, чем других типов подстанций.
Наряду о подстанциями 6-10/0,4 кв в распределительных сетях применяются и подстанции 35/0,4 кв, когда осуществля ется глубокий ввод (ГВП) напряжения 35 кв непосредственно . к потребителю. Конструктивное исполнение подстанций 35 кв то же, что для напряжений 6 и 10 кв. Но траноформаторы обы но располагают на открытом воздухе., .Находят применение^ ш •КТП.с трансформаторами 35/0,4 кв. Стационарные КТП и КРУ,, находят широкое применение в цехах заводов.
§ 2-5.. Установка конденсаторов на подстанциях 6-10 кв
В соответствии с "Правилами устройства электроустано вок" [ л .5 J , коэффициент мощности электропотребителей должен быть повышен до 0,92-0,95. Для компенсации реактив-
43
ной мощности индуктивного характера с целью повышения C до указанной величины предусматривается установна1конденса торов на подстанциях, в распределительных и трансформатор ных пунктах и непосредственно около электроприемников.
Реактивная мощность потребляется теми электрическими аппаратами и машинами, которые-обладают большой индуктивно стью и работают на переменном токе при непрерывном измен нии магнитного потока. Чем больше амплитуда магнитной инду ции &т И объем V стали магнитной цепи, тем больше ток намагничивания аппарата, машины и тем больше потребляемая электроприемниками реактивная мощность Q '.
где Ц - постоянная величина;
f --частота переменного тока, гц.
Наибольшее количество реактивной мощности потребляю трансформаторы и асинхронные двигатели.Из потока реактив ной мощности, поступающего на шины приемной подстанции ( около 20% потребляют трансформаторы распределительной сети и приблизительно 60$ - асинхронные двигатели.
Количество реактивной мощности, необходимое электропотрёбителю, характеризуется коэффициентом мощности
ссФуШ"^---Ж$> |
' <12> |
где Р Qи S - активная, реактивная и полная мощности |
|
трехфазной цепи, по которой потребитель |
|
получает электроэнергию от |
энергосистемы |
Низкий коэффициент мощности у электропотребителей вы нуждает перегружать генераторы реактивной мощностью - с целью её выработки, увеличивать сечение проводов линий э трической сети - с целью передачи не только активной, н реактивной мощности. Кроме того, чем больше передаваемая электростанций реактивная мощность, тем больше потери- мощности -в линиях электросети 1
р2
44
I
где. ЛР - потери активной мощности в трехфазной линии;
Я- активное сопротивление линий электропередачи!
Ри Q - активная и реактивная нагрузка линий;
(/ |
- номинальное напряжение линии; |
fjlR |
- активные потери от реактивной нагрузки линии. |
Отсюда понятно, что повышение коэффициента мощности |
|
электропотребителей является важнейшей задачей повышения |
|
экономической эффективности системы электроснабжения. |
Д л'я'1' повышения коэффициента мощности (а значит и для уменьшения передаваемой от электростанций реактивной мощности и для снижения тока в линиях) экономически целесообразно вырабатывать часть
реактивной мощности на месте её потребления. С этой целью устанавливают синхронные двигатели вместо асинхронных, где это возможно, и предусматривают включение конденсаторов.
Синхронные двигатели могут работать с перевозбуждением. В этом режиме двигатель передает реактивную мощность в сеть. Поэтому применение крупных синхронных двигателей для.мощных электроприводов (не требующих регулирования скорости) сущест венно повышает коэффициент мощноетиэлектропотребителей.
Загружать" синхронные двигатели реактивной"мощности .цёлёсб-
образно до номинального значения |
' |
®нс.д. " %с.$ $ |
' н ' |
Конденсаторы, предназначенные для улучшения cos^f электройотребителей, выпускаются на напряжение 220, 380 я 1000 в, а также на 3,15 - 6,3 - 10,5 кв. Тип конденсаторов -КЙ, изоляция - проЬитанная бумага. Обкладки конденсатора' вместе с изоляцией помещаются в маслонаполненный я гермети чески закрытый корпус из стального листа. Мощность одного конденсатора составляет 10 или 25 квар. Поэтому для получе ния трехфазной батареи требуемой мощности конденсаторы сое диняются в параллельные группы по схеме трехфазной Звезды или треугольника.Указанип по расчету их мощности даны в гл.
Конструктивное исполнение конденсаторной 'батареи показано на
45
рис. 24. Конденсаторы располагаются в отдельных зданиях и в производственных помещениях, за ограждениями илив шкафах иа листовой стали. Для регулирования мощности батареи"пре
дусматривается аппаратура для включения и отключения части её элементов; При по-, вышении напряжения отключа ется вся батарея или часть её.
|
|
|
|
Для того, чтобы стиму |
|
|
|
|
лировать интерес злектропот- |
||
|
|
|
ребителей к проведению меро |
||
|
|
|
приятий по повышению коэффи |
||
|
|
|
циента мощности, в Советском |
||
|
|
|
Союзе введена шкала скидок |
||
|
|
|
надбавок к тарифной стоимос |
||
|
|
|
ти электроэнергии. Если |
||
|
|
|
cos |
Ъ 0,$5 j |
то стои |
|
|
|
мость I квт.ч электроэнер |
||
|
|
|
гии для данного потребителя |
||
|
|
|
снижается на 6%, Если же по |
||
|
|
|
ребитель не выполняет меро*' |
||
|
Рис. 24 |
|
приятии по повышению коэффи |
||
|
|
|
циента мощности, то тарифная |
||
Установка конденсаторов в по |
|
|
|||
|
мещении |
|
стоимость отпускаемой ему |
||
|
|
|
электроэнергии |
повышается: |
|
при |
C0sfsO,*S |
- |
надбавка составляет 3,5%; |
||
|
COSf- 0,15 |
- |
надбавка составляет 14,5%; |
||
|
COS<f* 0,65 |
- |
надбавка ооставляет 4С#. |
||
|
Эти расчеты производятся по средневзвешенному коэффи |
циенту мощности, величина которого определяется по показа ям счетчиков активной и реактивной энергии из соотношения
где |
Wp - расход реактивной энергии за расчетный пе |
|
од (например, за месяц), квар.ч; |
46 |
I |
1
W d - расход активной энергии 8а тот же период,
квт.ч. |
|
По величине 4р *f |
легко определить coftf по |
тригонометрическим таблицам. |
|
Стоимость |
электроэнергия, ис |
числяемая в руб/квт.ч, слагаемся ив двух частей: I) плата, пропорциональная максимальной мощноети(кйт) потребителя в часы наибольшей нагрузки энергосистемы; 2) плата за каждый полученный Потребителем киловатт-час активной электроэнер гии, отсчитываемый счетчиками. Расчеты производятся ежеме сячно. Например, за I ква установленной мощности с потреби теля взимается 8 руб„ а за каждый квт.ч, учтенный очетчивом -0,006 ,руб. Такая оистема тарифа на электроэнергию делает выгодными для потребителя повышение расхода электроэнергии в ночные часы ^снижение Мощности в чао пик системы и улуч ние коэффициента мощности до 0,95.
Таким образом, плата за отпущенную электроэнергию определяется по формуле:
где С - плата за заявленную потребителем мощность, руб/квт в месяц;!
^юкс ~ заявленная потребителем мощность, квт;
d- плата за каждый квт.ч, отпущенной энергии, руб/квтч;
•Wa - месячный расход электроэнергии, квт»ч;
ot - размер надбавки (+) или ойидки (-.)' эа коэффи циент мощности.
ГЛАВА 3
ЛИНИИ ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ СЕТЕЙ Z ЭЛЕКТРОПРОВОДКИ
Электрическая сеть служит для пе редачи электроэнергии от места её производства к месту требления и распределения. Высоковольтная распределитель ная сеть электропотребителей создается на трехфазном нап
жении 6-35 кв, а низковольтная электросеть - |
на напряжени |
|
380 или 660 в. |
|
|
Линии электрической сети прокладываются на |
открыт |
|
воздухе, вземле, по стенам .зданий; Воздушные |
линии, |
прокла |
дываемые на открытом воздухе, состоят из неизолированных проводов, подвешенных с помощью изоляторов на опорах. К
ные линии, прокладываемые в траншеях или каналах, |
выполня |
||||||||||
ся из |
силовых кабелей. Электрические сети напряжением н |
||||||||||
1000 в, прокладываемые внутри сооружений |
и зданий или по |
||||||||||
наружным стенам, называются электропроводками |
и выполняют |
||||||||||
изолированными проводами. |
|
|
|
|
|
|
|||||
Все виды проводов и кабелей |
|||||||||||
выпускаются отечественной промышленностью по |
единой |
||||||||||
шкале |
с е ч е н и й : 0,5; 0,75; I; 1,5; 2,5; 4; 6;Ю; |
||||||||||
16: 25; |
35; |
50; |
70; |
95; |
120; |
150; |
185; |
240; |
300;400; |
500 |
мм2. Кабели выпускаются с сечением жил от 2,5 до 240 им неизолированные алюминиевые провода - от 16 до 500 (разр шается заказывать до 600, 700) им2.
В сетях 380 и 220 в наиболее распространены четырех- проЕсдные трехфазные линии. Благодаря этому к одной сети 380/220 в можно подключить и трехфазные двигатели 38D в осветительную нагрузку 220 в. В сетях 6-35 кв применяются трехпроводные трехфазные линии-, а также в сети 660 Т.
48
§ 3-1. Устройство воздушных линий электропередачи
Воздушная линия э л е к т р ' о п е р е дачи состоит из опор, изоляторов и неизолированных (т.е. голых) проводов. Схема устройства линий показана на рис. 25, а, где изображен один пролет линии на опорах пор тального типа с подвесными изоляторами. Пр' летом £ линии называется расстояние между двумя соседними опорами.
Основными конструктивными характеристиками воздушной
линии являются! длина пролета <? |
, высота опоры Н и |
|||
расстояние между проводами соседних фаз а |
. Высота опоры |
|||
складывается из трех величин: Л, |
/ |
и А |
. Длина под |
|
весных изоляторов Л |
зависит от номинального напряжения |
|||
линии; стрела провеса / |
провода зависит от веса проводе |
и от длины пролета; габарит приближения провода к земле h - т.е. наименьшее расстояние от провода до земли - в целя обеспечения безопасности проезда под линией должен быть н меньше 6-8 м в населенной местности и 5-7 и - в ненаселен ной местности. Расстояние между проводами соседних фаз ли нии а зависит от номинального напряжения линии и, в. со ответствии с "Правилами устройства электроустановок" [ 1 Л . 5 ] составляет следующие величины;(см.табл. 4-).
стальные
' npoitwatu •
Рис. 25 Схема устройства линии электропередачи на опорах портально
го типа (а) и поперечное сечение сталеалюмициевого провод
7-987