ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.07.2024
Просмотров: 118
Скачиваний: 0
Перерасчеты за год по взносам прибыли Стройбанком н-е производятся. Излишне внесенная или недовнесенная предприятием в Стройбанк прибыль учитывается при опре делении фактического наличия собственных оборотных средств при рассмотрении сводного отчета министерства или в случае необходимости при годовых перерасчетах по отчислениям от прибыли в бюджет.
Собственные и приравненные к ним оборотные средства промышленных предприятий и объединений образуются за счет следующих источников:
прибыли данного предприятия; прибыли других предприятий министерства;
товарно-материальных ценностей, безвозмездно полу ченных от других предприятий и организаций по распоря жению вышестоящей организации;
излишка оборотных средств других предприятий мини стерства;
устойчивых пассивов; ассигнований из бюджета.
Источники финансирования оборотных средств опреде ляются при утверждении финансового плана. Прирост обо ротных средств, предусматриваемый по финансовому плану, покрывается прежде всего за счет увеличения устой чивых пассивов, излишка оборотных средств на начало планируемого года, прибыли и других внутренних ресур сов, а если их недостаточно, — за счет перераспределения оборотных средств и прибыли других предприятий мини стерства или ассигнований из бюджета.
Предприятия и объединения, в финансовом плане кото рых предусмотрено изъятие прибыли в порядке перерас пределения, ежемесячно в сроки, установленные выше стоящей организацией, перечисляют на счет министерства (управления) плановые суммы. При недовнесении пред приятиями и объединениями сумм плановых взносов банк (по поручению министерства) взыскивает их с расчетных счетов предприятий и объединений в бесспорном порядке. При этом необходимо иметь в виду, что прибыль перерас пределяется с учетом выполнения предприятиями и объ единениями планов прибыли. Плановая сумма взноса при были на счет по перераспределению сокращается соответ ственно проценту недовыполнения плана прибыли. При пе ревыполнении предприятием плана по прибыли плановая сумма взноса прибыли на счет перераспределения не уве личивается.
87
' По мере фактического поступления средств на счет по перераспределению министерство осуществляет финанси рование предприятий и объединений на прирост оборот ных средств в пределах сумм, предусмотренных в их фи нансовых планах, с учетом финансового положения дан ного предприятия и объединения. При рассмотрении финансового положения предприятия прежде всего опреде ляется фактическое наличие собственных и приравненных к ним оборотных средств, наличие излишка или недостатка собственных оборотных средств, причины их образования, правильность использования предприятием (объедине нием) оборотных средств.
Некоторые промышленные предприятия не покрывают своими доходами плановых затрат на производство, т. е. являются убыточными. Плановые убытки таких предприя тий обычно покрываются путем перераспределения при были других предприятий данного министерства. Внутрипромышленная дотация предоставляется на покрытие раз ницы между полной плановой себестоимостью реализуемой товарной продукции и отпускной ценой за вычетом налога с оборота и торговой скидки. Размер дотации увеличи вается на сумму прибыли, получаемой от реализации про дукции ширпотреба из отходов. Внутрипромышленная до тация предусматривается также на покрытие плановых убытков от реализации топлива населению, услуг непро мышленного характера, от эксплуатации жилищно-комму нального хозяйства, от операций по таре, не включаемой в объем реализации товарной продукции, на покрытие рас ходов по хозяйственному содержанию зданий, сооружений, садов, парков и пионерских лагерей, переданных в бес платное пользование профсоюзным организациям. Дотация на покрытие плановых убытков основной деятельности вы дается в соответствии с объемом фактически отгруженной товарной продукции. На покрытие всех остальных убыт ков и расходов дотация предоставляется по мере действи
тельной потребности, но не выше предусмотренных планом сумм.
В случаях перевыполнения квартальных планов реали зации товарной продукции министерства и их управления могут финансировать планово-убыточные предприятия в
счет средств, предусмотренных за |
последующие |
квар |
талы. |
|
|
Прибыль от реализации рентабельной продукции пла |
||
ново-убыточного предприятия, кроме |
прибыли от |
ширпо |
88
треба из отходов, обращается на покрытие плановых убыт |
|||
ков данного предприятия. |
|
|
|
При определении размера внутрипромышлениой и го |
|||
сударственной дотации необходимо изучить работу каж |
|||
дого предприятия и наметить конкретные мероприятия по |
|||
сокращению плановой убыточности за счет внутренних ре |
|||
зервов промышленности. |
|
|
|
Промышленные |
предприятия и хозяйственные |
органи |
|
зации отчисления в резерв для оказания финансовой по |
|||
мощи предусматривают в балансах доходов и расходов в |
|||
размерах, устанавливаемых министерствами. По промыш |
|||
ленным предприятиям, переведенным на новую |
систему |
||
планирования и экономического стимулирования, дей |
|||
ствуют следующие предельные нормы отчислений от при |
|||
были: |
|
|
|
|
|
|
(в %) |
, По предприятиям |
тяжелой промышленности (кроме |
|
|
машиностроения) ................. |
|
1,9 |
|
По предприятиям |
машиностроения ................................ |
1,7 |
|
По предприятиям пищевой, мясной и молочной про |
|
||
мышленности и рыбного хозяйства............................. |
2 |
||
По предприятиям |
легкой |
промышленности................. |
3 |
По предприятиям |
других |
министерств и ведомств . . |
1,5 |
По предприятиям транспорта и с в я зи ............................. |
1 |
Отчисления производятся от балансовой прибыли пред приятий за вычетом из нее части прибыли, имеющей це левое назначение и оставляемой в распоряжении пред приятий, а также прибыли подсобного сельского хозяй ства. Сумма отчислений в резерв определяется в целом по министерству исходя из указанных выше предельных норм. Из исчисленной суммы вычитается остаток резерва на на чало планируемого года. В пределах суммы превышения полагающихся отчислений над остатком министерства уста навливают дифференцированные отчисления по отдельным предприятиям и хозяйственным организациям. Если сумма остатка резерва на начало планируемого года превышает размеры отчислений в резерв, рассчитанные по установ ленным нормам от прибыли предприятий, то эти отчисле ния в планируемом году по балансам доходов и расходов предприятий не предусматриваются и не производятся. Отчисления в резерв предприятия и хозяйственные органи зации производят ежемесячно исходя из установленной в плане нормы и фактической прибыли с начала года.
При нарушении предприятием установленных сроков взносов отчислений от прибыли в резерв оказания финан
89
совой помощи министерство может взыскать их с расчет ного счета предприятия на основе приказа (распоряжения) министра или его заместителя. При отсутствии средств на счете предприятия указанный приказ помещается учрежде нием банка в картотеку № 2 и оплачивается в установлен ной очередности платежей.
Средства резерва для оказания финансовой помощи предприятиям министерства используют:
на выдачу возвратных ссуд предприятиям, испытываю щим временные финансовые затруднения, с их погашением в течение до одного года;
на возмещение потерь, образующихся у предприятий в результате изменений в установленном порядке планов этих предприятий.
Выдача возвратных ссуд производится при условии, если предприятие, получающее эту ссуду, разработало кон кретные мероприятия, обеспечивающие устранение недо статков в работе, вызвавших финансовые затруднения.
Потери, образующиеся у предприятий в результате вно симых на протяжении года изменений в утвержденные планы, возмещаются за счет средств резерва на основании поправок министерства в соответствии с предоставленными ему правами, а также корректив, вызванных обоснован ными требованиями торгующих, сбытовых и других орга низаций.
Если в результате внесенных поправок плановые пла тежи в бюджет уменьшаются, то разница вносится мини стерством централизованно за счет резерва оказания фи нансовой помощи. Выдача средств из резерва оказания фи нансовой помощи производится в каждом отдельном слу чае на основе приказа (распоряжения) министра или его заместителя. В приказе указываются направление средств, а при выдаче ссуд также срок их возврата и мероприятия, проводимые предприятием для улучшения своего финансо вого положения и обеспечения своевременного возврата получаемых средств.
4. Фонды экономического стимулирования
Основными положениями об образовании фондов эко номического стимулирования на 1971—1975 гг. внесены су щественные изменения в порядок создания и использова
90
ния поощрительных фондов в промышленности. В текущей пятилетке одним из основных объектов стимулирования является выполнение предприятиями, объединениями и министерствами пятилетнего плана с распределением зада ния по годам. Промышленным министерствам определены ^плановые суммы фондов поощрения на 1971—1975 гг. с распределением по годам. В пределах утвержденных сумм в целом для министерства последние устанавливают пла новые суммы этих фондов по объединениям, управлениям, трестам и комбинатам.
Вторым условием образования поощрительных фондов стало выполнение качественных показателей работы пред приятий: заданий по росту производительности труда, по вышение удельного веса продукции' высшей категории ка чества в общем объеме производства. За каждый пункт повышения (снижения) производительности труда в годо вых уточненных планах по сравнению с заданиями пяти летки фонды материального поощрения увеличиваются (сокращаются), как правило, на 0,3% фонда заработной платы, сложившегося по отчету за 1970 г.
Третьим условием стимулирования является принятие предприятиями напряженных годовых планов. По ранее действовавшему положению отчисления в фонды поощре ния зависели в основном от темпов роста производствен ных и финансовых показателей по сравнению с прошлым годом. Поэтому предприятия опасались принимать повы шенные планы на данный год, так как это могло снизить темпы следующего года, а следовательно, и сократить раз мер фондов поощрения. В текущей пятилетке, когда раз мер фондов предприятия зависит от выполнения пятилет него плана, а темпы роста производства и производитель ности труда учитываются нарастающим итогом с начала пятилетки, предприятия без всяких опасений могут при нимать на данный год напряженный план.
Существенной особенностью формирования поощри тельных фондов предприятий и объединений в текущей пя тилетке является образование их за счет и в пределах
средств, |
исчисляемых по |
показателям работы министер |
|||
ства |
в |
целом на основе |
утвержденных |
ему |
нормативов. |
При |
этом министерства |
могут создавать |
у |
себя резервы |
по фондам экономического стимулирования. Вместе с цен трализованными фондами объединений эти резервы, как правило, не должны превышать 10% суммы каждого фонда по министерству в целом. Резервы по фондам исполь
91
зуются для обеспечения стабильности нормативов образо вания фондов экономического стимулирования предприя тий с учетом конкретных условий производства, а также для увеличения фондов поощрения предприятий, на кото рых повышается удельный вес новых видов изделий в об щем объеме реализации продукции.
В связи с образованием в объединениях централизо ванных фондов существенно изменился порядок формиро вания фондов экономического стимулирования у предприя тий, входящих в объединение. Размер фондов предприятий теперь зависит не только от их собственных показателей, но и от участия в улучшении показателей объединения в целом.
Увеличение (уменьшение) отчислений в фонды мате риального поощрения, утвержденных объединениям и предприятиям в пятилетием плане с распределением по годам в зависимости от отклонений уточненных планов от заданий пятилетнего плана, производится по стабильным нормативам отчислений от прибыли:
за каждый пункт увеличения (уменьшения) темпов роста товарной продукции по сравнению с заданием пяти летки;
за каждый пункт повышения (снижения) рентабель ности по сравнению с заданием пятилетки;
за каждый пункт увеличения (уменьшения) темпов роста производительности труда по сравнению с заданием пятилетки;
за каждый процент превышения (снижения) удельного веса продукции • высшей категории качества в общем объеме производства против показателей, предусмотрен ных пятилетним планом.
В объединениях и предприятиях легкой и пищевой про мышленности фонд материального поощрения увеличи вается (уменьшается) в аналогичном порядке в зависи мости от изменения удельного веса новых и улучшенных товаров народного потребления в общем объеме производ
ства.
В ином порядке производятся отчисления в фонд со циально-культурных мероприятий и жилищного строитель ства. Нормативы отчислений в этот фонд определяются делением сумм фонда социально-культурных мероприятий и жилищного строительства по отчету за 1970 г. на сумму фонда .материального поощрения за этот же период. Ука занный норматив устанавливается в процентах к фонду
92
материального поощрения. Плановая и фактическая сумма фонда социально-культурных мероприятий и жилищного строительства объединений и предприятий рассчитывается умножением указанного норматива на плановую и факти ческую сумму фонда материального поощрения соответ ствующего года.
Важная роль в экономическом стимулировании техни ческого прогресса принадлежит фонду развития производ ства. Этот фонд создается за счет отчислений от прибыли, части амортизационных отчислений, предназначенных на реновацию, и выручки от реализации выбывших основных фондов. В текущей пятилетке размер прибыли, направ ляемой в этот фонд, определяется по утвержденным для
объединений и предприятий |
стабильным нормативам, в |
процентах от балансовой прибыли. |
|
Разъяснением Госплана |
СССР, Госкомтруда, ВЦСПС |
и ЦСУ СССР от 16 января |
1974 г. «О порядке разработки |
и учете выполнения встречных планов предприятий (про |
изводственных объединений) на 1974 год» установлен осо бый порядок отчислений в фонды экономического стимули рования за выполнение встречных планов. Предприятия (объединения), принявшие встречные планы на 1974 г. на уровне или выше заданий пятилетки на этот год, при вы полнении этих планов производят ежеквартальные доотчисления в фонды материального поощрения (в пределах показателей встречных планов) по установленным на 1971— 1975 гг. нормативам без их снижения. При этом доотчисления в фонд материального поощрения производятся в за висимости от выполнения встречного плана по каждому фондообразующему показателю раздельно. По предприя тиям, у которых по причинам, не зависящим от них, утвер жденные и встречные планы на 1974 г. ниже заданий пяти летки на этот год, отчисления в фонд материального поощ рения за выполнение встречного плана, превышающего утвержденный план, могут по решению министерства (со гласованному с ЦК профсоюза) производиться по полным нормативам (в пределах показателей встречного плана). Предприятия, у которых показатели утвержденного плана на 1974 г. равны или превышают задания пятилетки на этот год, производят доотчисления в фонд материального поощрения за перевыполнение утвержденного плана по установленным нормативам без их снижения даже при некотором недовыполнении встречных планов.
Советы Министров союзных и автономных республик,
93