Файл: Моляков Д.С. Планирование и использование прибыли.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.07.2024

Просмотров: 118

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Перерасчеты за год по взносам прибыли Стройбанком н-е производятся. Излишне внесенная или недовнесенная предприятием в Стройбанк прибыль учитывается при опре­ делении фактического наличия собственных оборотных средств при рассмотрении сводного отчета министерства или в случае необходимости при годовых перерасчетах по отчислениям от прибыли в бюджет.

Собственные и приравненные к ним оборотные средства промышленных предприятий и объединений образуются за счет следующих источников:

прибыли данного предприятия; прибыли других предприятий министерства;

товарно-материальных ценностей, безвозмездно полу­ ченных от других предприятий и организаций по распоря­ жению вышестоящей организации;

излишка оборотных средств других предприятий мини­ стерства;

устойчивых пассивов; ассигнований из бюджета.

Источники финансирования оборотных средств опреде­ ляются при утверждении финансового плана. Прирост обо­ ротных средств, предусматриваемый по финансовому плану, покрывается прежде всего за счет увеличения устой­ чивых пассивов, излишка оборотных средств на начало планируемого года, прибыли и других внутренних ресур­ сов, а если их недостаточно, — за счет перераспределения оборотных средств и прибыли других предприятий мини­ стерства или ассигнований из бюджета.

Предприятия и объединения, в финансовом плане кото­ рых предусмотрено изъятие прибыли в порядке перерас­ пределения, ежемесячно в сроки, установленные выше­ стоящей организацией, перечисляют на счет министерства (управления) плановые суммы. При недовнесении пред­ приятиями и объединениями сумм плановых взносов банк (по поручению министерства) взыскивает их с расчетных счетов предприятий и объединений в бесспорном порядке. При этом необходимо иметь в виду, что прибыль перерас­ пределяется с учетом выполнения предприятиями и объ­ единениями планов прибыли. Плановая сумма взноса при­ были на счет по перераспределению сокращается соответ­ ственно проценту недовыполнения плана прибыли. При пе­ ревыполнении предприятием плана по прибыли плановая сумма взноса прибыли на счет перераспределения не уве­ личивается.

87

' По мере фактического поступления средств на счет по перераспределению министерство осуществляет финанси­ рование предприятий и объединений на прирост оборот­ ных средств в пределах сумм, предусмотренных в их фи­ нансовых планах, с учетом финансового положения дан­ ного предприятия и объединения. При рассмотрении финансового положения предприятия прежде всего опреде­ ляется фактическое наличие собственных и приравненных к ним оборотных средств, наличие излишка или недостатка собственных оборотных средств, причины их образования, правильность использования предприятием (объедине­ нием) оборотных средств.

Некоторые промышленные предприятия не покрывают своими доходами плановых затрат на производство, т. е. являются убыточными. Плановые убытки таких предприя­ тий обычно покрываются путем перераспределения при­ были других предприятий данного министерства. Внутрипромышленная дотация предоставляется на покрытие раз­ ницы между полной плановой себестоимостью реализуемой товарной продукции и отпускной ценой за вычетом налога с оборота и торговой скидки. Размер дотации увеличи­ вается на сумму прибыли, получаемой от реализации про­ дукции ширпотреба из отходов. Внутрипромышленная до­ тация предусматривается также на покрытие плановых убытков от реализации топлива населению, услуг непро­ мышленного характера, от эксплуатации жилищно-комму­ нального хозяйства, от операций по таре, не включаемой в объем реализации товарной продукции, на покрытие рас­ ходов по хозяйственному содержанию зданий, сооружений, садов, парков и пионерских лагерей, переданных в бес­ платное пользование профсоюзным организациям. Дотация на покрытие плановых убытков основной деятельности вы­ дается в соответствии с объемом фактически отгруженной товарной продукции. На покрытие всех остальных убыт­ ков и расходов дотация предоставляется по мере действи­

тельной потребности, но не выше предусмотренных планом сумм.

В случаях перевыполнения квартальных планов реали­ зации товарной продукции министерства и их управления могут финансировать планово-убыточные предприятия в

счет средств, предусмотренных за

последующие

квар­

талы.

 

 

Прибыль от реализации рентабельной продукции пла­

ново-убыточного предприятия, кроме

прибыли от

ширпо­

88



треба из отходов, обращается на покрытие плановых убыт­

ков данного предприятия.

 

 

При определении размера внутрипромышлениой и го­

сударственной дотации необходимо изучить работу каж­

дого предприятия и наметить конкретные мероприятия по

сокращению плановой убыточности за счет внутренних ре­

зервов промышленности.

 

 

Промышленные

предприятия и хозяйственные

органи­

зации отчисления в резерв для оказания финансовой по­

мощи предусматривают в балансах доходов и расходов в

размерах, устанавливаемых министерствами. По промыш­

ленным предприятиям, переведенным на новую

систему

планирования и экономического стимулирования, дей­

ствуют следующие предельные нормы отчислений от при­

были:

 

 

 

 

 

 

(в %)

, По предприятиям

тяжелой промышленности (кроме

 

машиностроения) .................

 

1,9

По предприятиям

машиностроения ................................

1,7

По предприятиям пищевой, мясной и молочной про­

 

мышленности и рыбного хозяйства.............................

2

По предприятиям

легкой

промышленности.................

3

По предприятиям

других

министерств и ведомств . .

1,5

По предприятиям транспорта и с в я зи .............................

1

Отчисления производятся от балансовой прибыли пред­ приятий за вычетом из нее части прибыли, имеющей це­ левое назначение и оставляемой в распоряжении пред­ приятий, а также прибыли подсобного сельского хозяй­ ства. Сумма отчислений в резерв определяется в целом по министерству исходя из указанных выше предельных норм. Из исчисленной суммы вычитается остаток резерва на на­ чало планируемого года. В пределах суммы превышения полагающихся отчислений над остатком министерства уста­ навливают дифференцированные отчисления по отдельным предприятиям и хозяйственным организациям. Если сумма остатка резерва на начало планируемого года превышает размеры отчислений в резерв, рассчитанные по установ­ ленным нормам от прибыли предприятий, то эти отчисле­ ния в планируемом году по балансам доходов и расходов предприятий не предусматриваются и не производятся. Отчисления в резерв предприятия и хозяйственные органи­ зации производят ежемесячно исходя из установленной в плане нормы и фактической прибыли с начала года.

При нарушении предприятием установленных сроков взносов отчислений от прибыли в резерв оказания финан­

89


совой помощи министерство может взыскать их с расчет­ ного счета предприятия на основе приказа (распоряжения) министра или его заместителя. При отсутствии средств на счете предприятия указанный приказ помещается учрежде­ нием банка в картотеку № 2 и оплачивается в установлен­ ной очередности платежей.

Средства резерва для оказания финансовой помощи предприятиям министерства используют:

на выдачу возвратных ссуд предприятиям, испытываю­ щим временные финансовые затруднения, с их погашением в течение до одного года;

на возмещение потерь, образующихся у предприятий в результате изменений в установленном порядке планов этих предприятий.

Выдача возвратных ссуд производится при условии, если предприятие, получающее эту ссуду, разработало кон­ кретные мероприятия, обеспечивающие устранение недо­ статков в работе, вызвавших финансовые затруднения.

Потери, образующиеся у предприятий в результате вно­ симых на протяжении года изменений в утвержденные планы, возмещаются за счет средств резерва на основании поправок министерства в соответствии с предоставленными ему правами, а также корректив, вызванных обоснован­ ными требованиями торгующих, сбытовых и других орга­ низаций.

Если в результате внесенных поправок плановые пла­ тежи в бюджет уменьшаются, то разница вносится мини­ стерством централизованно за счет резерва оказания фи­ нансовой помощи. Выдача средств из резерва оказания фи­ нансовой помощи производится в каждом отдельном слу­ чае на основе приказа (распоряжения) министра или его заместителя. В приказе указываются направление средств, а при выдаче ссуд также срок их возврата и мероприятия, проводимые предприятием для улучшения своего финансо­ вого положения и обеспечения своевременного возврата получаемых средств.

4. Фонды экономического стимулирования

Основными положениями об образовании фондов эко­ номического стимулирования на 1971—1975 гг. внесены су­ щественные изменения в порядок создания и использова­

90

ния поощрительных фондов в промышленности. В текущей пятилетке одним из основных объектов стимулирования является выполнение предприятиями, объединениями и министерствами пятилетнего плана с распределением зада­ ния по годам. Промышленным министерствам определены ^плановые суммы фондов поощрения на 1971—1975 гг. с распределением по годам. В пределах утвержденных сумм в целом для министерства последние устанавливают пла­ новые суммы этих фондов по объединениям, управлениям, трестам и комбинатам.

Вторым условием образования поощрительных фондов стало выполнение качественных показателей работы пред­ приятий: заданий по росту производительности труда, по­ вышение удельного веса продукции' высшей категории ка­ чества в общем объеме производства. За каждый пункт повышения (снижения) производительности труда в годо­ вых уточненных планах по сравнению с заданиями пяти­ летки фонды материального поощрения увеличиваются (сокращаются), как правило, на 0,3% фонда заработной платы, сложившегося по отчету за 1970 г.

Третьим условием стимулирования является принятие предприятиями напряженных годовых планов. По ранее действовавшему положению отчисления в фонды поощре­ ния зависели в основном от темпов роста производствен­ ных и финансовых показателей по сравнению с прошлым годом. Поэтому предприятия опасались принимать повы­ шенные планы на данный год, так как это могло снизить темпы следующего года, а следовательно, и сократить раз­ мер фондов поощрения. В текущей пятилетке, когда раз­ мер фондов предприятия зависит от выполнения пятилет­ него плана, а темпы роста производства и производитель­ ности труда учитываются нарастающим итогом с начала пятилетки, предприятия без всяких опасений могут при­ нимать на данный год напряженный план.

Существенной особенностью формирования поощри­ тельных фондов предприятий и объединений в текущей пя­ тилетке является образование их за счет и в пределах

средств,

исчисляемых по

показателям работы министер­

ства

в

целом на основе

утвержденных

ему

нормативов.

При

этом министерства

могут создавать

у

себя резервы

по фондам экономического стимулирования. Вместе с цен­ трализованными фондами объединений эти резервы, как правило, не должны превышать 10% суммы каждого фонда по министерству в целом. Резервы по фондам исполь­

91


зуются для обеспечения стабильности нормативов образо­ вания фондов экономического стимулирования предприя­ тий с учетом конкретных условий производства, а также для увеличения фондов поощрения предприятий, на кото­ рых повышается удельный вес новых видов изделий в об­ щем объеме реализации продукции.

В связи с образованием в объединениях централизо­ ванных фондов существенно изменился порядок формиро­ вания фондов экономического стимулирования у предприя­ тий, входящих в объединение. Размер фондов предприятий теперь зависит не только от их собственных показателей, но и от участия в улучшении показателей объединения в целом.

Увеличение (уменьшение) отчислений в фонды мате­ риального поощрения, утвержденных объединениям и предприятиям в пятилетием плане с распределением по годам в зависимости от отклонений уточненных планов от заданий пятилетнего плана, производится по стабильным нормативам отчислений от прибыли:

за каждый пункт увеличения (уменьшения) темпов роста товарной продукции по сравнению с заданием пяти­ летки;

за каждый пункт повышения (снижения) рентабель­ ности по сравнению с заданием пятилетки;

за каждый пункт увеличения (уменьшения) темпов роста производительности труда по сравнению с заданием пятилетки;

за каждый процент превышения (снижения) удельного веса продукции • высшей категории качества в общем объеме производства против показателей, предусмотрен­ ных пятилетним планом.

В объединениях и предприятиях легкой и пищевой про­ мышленности фонд материального поощрения увеличи­ вается (уменьшается) в аналогичном порядке в зависи­ мости от изменения удельного веса новых и улучшенных товаров народного потребления в общем объеме производ­

ства.

В ином порядке производятся отчисления в фонд со­ циально-культурных мероприятий и жилищного строитель­ ства. Нормативы отчислений в этот фонд определяются делением сумм фонда социально-культурных мероприятий и жилищного строительства по отчету за 1970 г. на сумму фонда .материального поощрения за этот же период. Ука­ занный норматив устанавливается в процентах к фонду

92

материального поощрения. Плановая и фактическая сумма фонда социально-культурных мероприятий и жилищного строительства объединений и предприятий рассчитывается умножением указанного норматива на плановую и факти­ ческую сумму фонда материального поощрения соответ­ ствующего года.

Важная роль в экономическом стимулировании техни­ ческого прогресса принадлежит фонду развития производ­ ства. Этот фонд создается за счет отчислений от прибыли, части амортизационных отчислений, предназначенных на реновацию, и выручки от реализации выбывших основных фондов. В текущей пятилетке размер прибыли, направ­ ляемой в этот фонд, определяется по утвержденным для

объединений и предприятий

стабильным нормативам, в

процентах от балансовой прибыли.

Разъяснением Госплана

СССР, Госкомтруда, ВЦСПС

и ЦСУ СССР от 16 января

1974 г. «О порядке разработки

и учете выполнения встречных планов предприятий (про­

изводственных объединений) на 1974 год» установлен осо­ бый порядок отчислений в фонды экономического стимули­ рования за выполнение встречных планов. Предприятия (объединения), принявшие встречные планы на 1974 г. на уровне или выше заданий пятилетки на этот год, при вы­ полнении этих планов производят ежеквартальные доотчисления в фонды материального поощрения (в пределах показателей встречных планов) по установленным на 1971— 1975 гг. нормативам без их снижения. При этом доотчисления в фонд материального поощрения производятся в за­ висимости от выполнения встречного плана по каждому фондообразующему показателю раздельно. По предприя­ тиям, у которых по причинам, не зависящим от них, утвер­ жденные и встречные планы на 1974 г. ниже заданий пяти­ летки на этот год, отчисления в фонд материального поощ­ рения за выполнение встречного плана, превышающего утвержденный план, могут по решению министерства (со­ гласованному с ЦК профсоюза) производиться по полным нормативам (в пределах показателей встречного плана). Предприятия, у которых показатели утвержденного плана на 1974 г. равны или превышают задания пятилетки на этот год, производят доотчисления в фонд материального поощрения за перевыполнение утвержденного плана по установленным нормативам без их снижения даже при некотором недовыполнении встречных планов.

Советы Министров союзных и автономных республик,

93