ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.07.2024
Просмотров: 111
Скачиваний: 0
ляемой в фонд развития местной промышленности, умень шается на сумму прибыли, отчисляемую в фонд развития производства.
Предприятия местной промышленности, применяющие преимущественно труд инвалидов (более 50% работаю щих), могут использовать до 1% плановой прибыли на создание условий труда, соответствующих индивидуаль ным особенностям работающих, и до 1% — на подготовку кадров массовых профессий из числа инвалидов. Затраты на эти цели предусматриваются в финансовом плане пред приятия.
Предприятия бытового обслуживания, переведенные на новые условия планирования, у которых объем услуг для населения составляет 85% и более общего объема реали зации, всю плановую прибыль используют в основном на те же цели, что и промышленные предприятия, но со сле дующими особенностями:
сцелью поощрения работников, принимающих участие
ворганизации и внедрении новых видов и форм обслужи вания населения, часть прибыли направляется в централи зованный фонд министерства (управления) бытового об служивания для премирования предприятий и организаций службы быта;
предприятия бытового обслуживания освобождены от взноса в бюджет свободного остатка прибыли. Эта при быль используется ими на капитальные вложения сверх государственного плана капитальных работ и на другие мероприятия, предусмотренные в финансовом плане в со ответствии с действующим законодательством;
начисленная плата за производственные фонды в бюд жет не вносится, а направляется на расширение действую щих и строительство новых предприятий бытового обслу живания и приобретение для них оборудования сверх утвержденных планов капитальных работ, а также на по полнение оборотных средств.
Вслучаях, когда объем услуг для населения составляет менее 85% общей реализации, плановая прибыль делится
на две части — полученную от оказания услуг населению и от реализации промышленной продукции и выполнения работ и услуг для предприятий и организаций. Первая часть используется в порядке, установленном для пред приятий с объемом услуг для населения свыше 85%, вто рая часть распределяется в порядке, предусмотренном для йромышленных предприятий местного подчинения, поэтому
73
свободный остаток этой прибыли подлежит взносу в бюд жет.
К прибыли целевого назначения, исключаемой из ба лансовой прибыли промышленного предприятия перед ее распределением, относится прибыль:
подсобного сельского хозяйства, находящегося на ба лансе промышленного предприятия;
от реализации товаров ширпотреба из отходов, направ ляемая на образование фонда ширпотреба;
от реализации новых видов товаров бытовой химии, оставляемая в распоряжении предприятия в течение пер вого года серийного производства этих товаров;
от реализации товаров народного потребления и изде лий производственного назначения, изготовленных из не стандартного кожевенного, шубно-мехового и пушно-мехо вого сырья, оставляемая в распоряжении предприятий;
от нормализации молока; от реализации новых видов. товаров культурно-быто
вого назначения и хозяйственного обихода в пределах до 15% рентабельности, оставляемая в распоряжении предприятия в течение первого года серийного производ ства этих товаров;
от откорма, нагула и доращивания скота.
Прибыль подсобных сельских хозяйств, находящихся на балансе промышленных предприятий, в размере 75% на правляется в бюджет, а 25% остается в распоряжении предприятия на расширение подсобного сельского хозяй ства.
Прибыль подсобных сельских хозяйств, принадлежащих промышленным предприятиям, переведенным на новую систему планирования, на находящихся на самостоятель ном балансе, используется на:
образование фонда материального поощрения — 15%; создание фонда социально-культурных мероприятий и
жилищного строительства — 10%; образование страхового фонда — 20%;
в фонд укрепления и расширения хозяйства— 10%; премирование руководящих работников и специалистов; выплату премий по социалистическому соревнованию; финансирование централизованных капитальных вложе
ний, на формирование основного стада скота, прирост нор матива собственных оборотных средств и погашение долго срочных ссуд банка и другие плановые нужды хозяйства.
Прибыль от реализации товаров ширпотреба из отхо
79
дов в пределах рентабельности в размере 25% к себестои мости этих изделий направляется на образование специаль ного фонда. Остальная часть используется в порядке, установленном для прибыли основного производства.
Фонд ширпотреба создается при соблюдении предприя
тием следующих условий:
продукция, вырабатываемая из отходов, соответствует условиям и качеству, предусмотренным договорами с тор говыми организациями или другими предприятиями;
объем полноценного, бракованного и некондиционного сырья и материалов, использованных для производства, не превышает 25% стоимости всего сырья и материалов, не обходимых для изготовления данного товара, не считая вспомогательных материалов (краска, лак, фурнитура, от делочные материалы и т. п.). К полноценному, бракован ному и некондиционному сырью и материалам не отно сятся заготовки и полуфабрикаты, изготовленные постав щиком из отходов производства.
Отчисления в фонд ширпотреба прибыли от реализа ции товаров широкого потребления из отходов, а также заготовок и полуфабрикатов, направляемых в дальнейшем на изготовление изделий широкого потребления, произво дятся по окончании каждого квартала на основе баланса и отчета предприятия. При несоблюдении предприятием в истекшем квартале указанных условий прибыль от реали зации товаров широкого потребления из отходов в фонд ширпотреба не отчисляется и распределяется в общеуста новленном порядке.
Сумма отчислений в фонд 'ширпотреба по каждому предприятию утверждается руководителем вышестоящей организации. Средства фонда используются на расшире ние производства товаров народного потребления из отхо дов и на премирование работников этого производства. На расширение цехов и участков, производящих эти товары, на улучшение качества, отделки, внешнего оформления, на подготовку новых образцов и изготовление оснастки для выпуска товаров народного потребления, а также на строи тельство и ремонт жилых домов используется 60%, а на премирование инженерно-технических работников, рабочих и служащих предприятия, отличившихся в организации производства, выполнении и перевыполнении планов вы пуска товаров широкого потребления из отходов, а также
на их |
культурно-бытовые нужды — 35% фонда ширпо |
треба. |
Эта часть фонда расходуется по смете, утвержден |
80
ной директором предприятия по согласованию с фабричнозаводским комитетом профсоюза. Оставшиеся 5% средств фонда предприятия перечисляют в централизованный фонд министерства.
Часть прибыли от нормализации молока используется на улучшение питания в детских учреждениях и школьных буфетах и на расширение молочной промышленности.
2.Первоочередные платежи из прибыли
Кпервоочередным платежам из прибыли промышлен ного предприятия относятся: плата в бюджет за производ ственные фонды; фиксированные и рентные платежи; уплата процентов за кредит банка.
Плата за производственные фонды призвана стимули ровать лучшее использование закрепленных за предприя тиями производственных основных фондов и оборотных средств и повышать материальную заинтересованность коллектива в экономии новых капитальных вложений. Как форма распределения прибыли между предприятиями и государством, плата за фонды в перспективе должна стать важнейшим источником формирования доходов государ ственного бюджета. Устанавливается она на несколько лет в виде твердого, дифференцированного по отраслям и группам предприятий норматива в процентах к их стои мости.
В балансе доходов и расходов предприятия плата за фонды исчисляется исходя из среднегодового наличия про изводственных основных фондов по первоначальной стои мости и среднегодовых нормативов собственных оборот ных средств. При этом среднегодовая стоимость основных производственных фондов рассчитывается с учетом их на личия на начало планируемого года и предусмотренного планом среднегодового ввода и выбытия основных произ водственных фондов.
Среднегодовая стоимость оборотных средств по плану определяется делением на 12 половины суммы этих средств, планируемых на начало и конец года, а также суммы нормируемых оборотных средств, запланированных на каждое 1-е число остальных месяцев года.
Отдельные виды основных производственных фондов освобождены от платы. Так, в течение двух лет не взи мается плата за производственные основные фонды, соз
81
данные за счет фонда развития производства, кредитов банка, до полного погашения ссуды. Освобождаются от платы производственные основные фонды, законсервиро ванные по решениям Совета Министров СССР или Сове тов Министров союзных республик. Новые предприятия и цехи, вводимые в действие, освобождаются от платы за производственные основные фонды и оборотные средства на плановый срок освоения их производственных мощно стей. Не взимается плата с сооружений, предназначенных для очистки воды и воздуха от вредных отходов производ
ства, и др.
Предприятия ежемесячно вносят в бюджет плату за фонды исходя из стоимости производственных основных фондов и оборотных средств на начало данного месяца. Размер месячного платежа определяется как V12 годового процента, установленного для данного предприятия. Плата вносится в два срока: 16 и 28-го числа равными долями независимо от размера фактически полученной прибыли. В отдельных случаях для предприятий с небольшой сум мой месячного платежа может быть установлен один срок уплаты — 25-е число каждого месяца.
Фиксированные и рентные платежи в бюджет вносят предприятия, у которых вследствие особо благоприятных природных и транспортных условий образуется дифферен циальный чистый доход, а также предприятия, имеющие рентабельность выше, чем в среднем по отрасли, в резуль тате технико-экономических условий производства, не за висящих от их деятельности.
Повышенный уровень рентабельности отдельных про мышленных предприятий, вызванный факторами, не зави сящими от их деятельности, ставит эти предприятия в неравные экономические условия при образовании поощри тельных фондов. Это ведет к нарушению принципов мате риальной заинтересованности и тормозит внедрение пол ного хозяйственного расчета на предприятиях. Поэтому возникла необходимость регулировать расчетную рента бельность отдельных промышленных предприятий с по мощью фиксированных и рентных платежей. Устанавли
ваются они, как правило, на несколько лет. |
промышлен |
|||
По |
предприятиям |
добывающих отраслей |
||
ности |
эти платежи |
устанавливаются |
в твердой сумме: |
|
в рублях и копейках с 1 т нефти, руды, |
с 1000 |
м3 газа или |
с другой единицы измерения продукции. В обрабатываю щих и перерабатывающих отраслях промышленности фик
82
сированные платежи устанавливаются в процентах к стои мости реализованной продукции в оптовых ценах пред приятия или в твердых суммах, как правило, в целом для каждого предприятия.
Размер фиксированных платежей определяется мини стерствами СССР и союзными республиками и утвер ждается по предприятиям добывающих отраслей промыш ленности соответствующим комитетом цен, а по предприя тиям перерабатывающих отраслей — Министерством финан сов СССР или министерствами финансов союзных респуб лик.
В балансе доходов и расходов предприятия сумма фик сированных платежей определяется исходя из планового объема продукции (в натуральном выражении или в опто вых ценах), реализуемой на сторону либо передаваемой
внутри данного предприятия для |
переработки, |
и утвер |
|
жденного размера этих платежей |
на |
единицу |
продукции |
или установленной для предприятия |
ставки в |
процентах |
к оптовым ценам.
Фиксированные платежи вносятся в бюджет в следую щие сроки:
при среднемесячной сумме платежей 250 тыс. руб. и выше — ежедневно — на третий день после реализации про дукции или отпуска ее для переработки внутри данного предприятия;
при среднемесячной сумме взноса от 5 до 250 руб.— ежедекадно— 13-го, 23 и 3-го числа;
при среднемесячной сумме платежа ниже 5 тыс. руб. — один раз в месяц — не позднее 23-го числа следующего месяца.
3. Использование прибыли на расширение
промышленного производства и другие плановые затраты
Прибыль от основной деятельности предприятия играет важную роль в финансировании плановых затрат на вос производство основных фондов и формирование собствен ных оборотных средств промышленности.
Воспроизводство основных фондов промышленности осуществляется посредством капитальных вложений двух видов: централизованных плановых капитальных вложе ний на строительство новых и реконструкцию (расшире
83
ние) действующих предприятий; нецентрализованных ка питальных вложений на внедрение новой техники, механи зацию, автоматизацию и модернизацию оборудования, улучшение технологии производства, а также на расшире ние и организацию производства товаров народного по требления.
Основной формой государственного планирования капи тального строительства является пятилетний план. В пяти летних планах, утверждаемых министерствами и ведом ствами СССР и союзными республиками, устанавливаются для каждой стройки задания по вводу в действие мощно стей и основных фондов, а также объемы капитальных вложений и строительно-монтажных работ на весь срок строительства с распределением по годам в соответствии
снормами продолжительности строительства, в том числе
ипо стройкам, срокц завершения которых выходят за пре
делы пятилетки.
Задания пятилетнего плана по капитальному строитель ству конкретизируются и уточняются в годовых планах с учетом развития экономики и изменений в ресурсах. Ис
ходя |
из объема капитальных вложений, |
установленного |
||
по годовому плану, в |
финансовом |
плане |
определяются |
|
объем |
финансирования |
капитальных |
вложений и источ |
ники. В расчетах объема наряду с лимитом капитальных затрат учитывается потребность заказчиков в оборотных средствах. К источникам финансирования централизован ных капитальных вложений относятся: бюджетные ассиг нования, амортизационные отчисления, экономия от сни жения стоимости строительства и прибыль от капитальных работ, осуществляемых хозяйственным способом, мобили зация внутренних ресурсов в строительстве, прибыль от основной деятельности и пр'.
Реконструкция, а также строительство новых предприя тий, затраты по которым окупаются в пятилетний срок, финансируются за счет собственных источников и креди тов банка.
Строительство новых предприятий со сроком окупае мости свыше пяти лет, а также расширение планово-убы точных и малорентабельных предприятий осуществляются на собственные средства промышленности и государствен ного бюджета. Такой порядок финансирования капиталь ных вложений создает дополнительные возможности для проявления инициативы предприятий в техническом совер шенствовании производства и повышает их ответствен
84
ность за своевременную мобилизацию собственных ресур сов, правильное и эффективное их использование.
Для усиления материальной заинтересованности про мышленных министерств в выполнении плана прибыли целесообразно вопрос об использовании собственных средств предприятий на финансирование централизован ных капитальных вложений решать в целом по министер ству. Если собственные источники в целом по министер ству не покрывают затрат на капитальные вложения, то недостающая сумма выделяется из бюджета или покры вается кредитом банка.
Бюджетные ассигнования и кредит должны предостав ляться и при наличии сезонных разрывов между затра тами на капитальные вложения и собственными источни ками финансирования. Для этого министерства к балансу доходов и расходов прилагают соответствующие расчеты с указанием в них объема капитальных вложений и соб ственных источников финансирования на реконструкцию; строительство новых предприятий, затраты по которым окупаются в пятилетний срок; строительство новых пред приятий с окупаемостью свыше пяти лет и на расширение и реконструкцию планово-убыточных и малорентабельных предприятий.
На централизованные капитальные вложения плановая прибыль направляется в размере затрат, не покрываемых другими средствами предприятия, специально предназна ченными для финансирования капитальных вложений. К таким источникам относятся: амортизационные отчисле ния в части, предназначенной на централизованные капи тальные вложения; прибыль и экономия от снижения стои мости строительно-монтажных работ, выполняемых хозяй ственным способом; мобилизация внутренних ресурсов в строительстве и др.
Для определения суммы прибыли, направляемой в плане на финансирование централизованных капитальных вложений, нужно сделать следующий расчет:
(в тыс. руб.) 1. Капитальные вложения на планируемый год . . . . 400
2.Собственные средства предприятия, предназначен ные для финансирования капитальных вложений: амортизационные отчисления в планируемом году в части, используемой на централизованные ка
питальные вложения ................................................. |
160 |
85
прибыль |
и |
экономия |
от снижения стоимости |
|
|
строительно-монтажных работ, выполняемых в |
10 |
||||
планируемом |
году хозяйственным |
способом . . . |
|||
мобилизация |
внутренних ресурсов |
в строительстве |
20 |
||
|
И т о г о средств ......................................... |
190 |
|||
3. Потребность в финансировании капитальных вло |
210 |
||||
жений за |
счет прибыли |
(строки 1—2) . .................. |
В тех случаях, когда остаток распределяемой плановой прибыли меньше суммы, необходимой для покрытия цен трализованных капитальных вложений, привлекаются средства, выделяемые министерством или управлением в порядке перераспределения амортизации и прибыли дру гих предприятий.
Одним из крупных источников финансирования центра лизованных капитальных вложений является прибыль от основной деятельности. В 1974 г. в источниках финансиро вания централизованных капитальных вложений по народ ному хозяйству нашей страны прибыль составит около 17%. Предприятия и объединения, а при централизован ных взносах министерства и управления вносят в Строй банк прибыль, предназначенную на финансирование капи тальных вложений, в пределах фактических накоплений, но не выше сумм, предусмотренных в годовых планах финан сирования. Плановые взносы перечисляются в Стройбанк 10-го, 20 и 29-го числа каждого месяца.
На основании бухгалтерских данных о фактически по лученной прибыли за отчетный месяц или квартал опре деляется недовнесенная или излишне внесенная сумма. Взносы, причитающиеся из фактической прибыли, начис ляются пропорционально общей сумме плановой прибыли и сумме плановой прибыли на финансирование капиталь ных вложений. Для контроля за своевременным и полным взносом прибыли в Стройбанк предприятия и хозяйствен ные организации, осуществляющие капитальные вложе ния, ежемесячно в сроки, установленные для представле ния бухгалтерской отчетности, высылают банку бухгал терские справки о размере полученной прибыли и ее распределении.
Прибыль, предназначенная на финансирование центра лизованных капитальных вложений, исчисленная согласно отчетному балансу и не внесенная своевременно предприя тием, объединением или министерством в Стройбанк, взы скивается в бесспорном порядке и зачисляется на их счета в Стройбанк.
86