ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.07.2024
Просмотров: 108
Скачиваний: 0
исполкомы краевых, областных и городских (городов рес публиканского подчинения) Советов депутатов трудящихся имеют право создавать фонды развития местной промыш ленности. Источниками их образования являются: отчис ления от прибыли предприятий министерств местной промышленности союзных и автономных республик и испол комов местных Советов депутатов трудящихся; амортиза ционные отчисления, предназначенные для полного восста новления основных фондов, в размере 40%; выручка от реализации выбывшего и излишнего имущества.
Средства фонда развития местной промышленности ис пользуются: на расширение, реконструкцию и строитель ство предприятий местной промышленности сверх плана капитальных работ, на погашение кредитов банков, полу ченных на строительство, расширение и реконструкцию предприятий, на жилищное и культурно-бытовое строи тельство в размере до 15% сумм, отчисляемых в этот фонд из прибыли предприятий.
Советы Министров союзных республик вправе перерас пределять средства этого фонда между автономными рес публиками, краями и областями. Советы Министров союз ных республик, не имеющих областного деления, Советы Министров автономных республик и обл (край) исполкомы в свою очередь могут перераспределять средства фонда развития местной промышленности между районами, го родами и предприятиями.
Фонд материального поощрения используется: на пре мирование рабочих, руководящих, инженерно-технических работников и служащих по установленным премиальным системам для единовременного поощрения отличившихся рабочих, руководящих, инженерно-технических работников и служащих за выполнение особо важных производствен ных заданий; для выплаты вознаграждения перечисленным категориям работников по результатам работы предприя тия за год; для оказания единовременной помощи работ никам предприятий.
Средства фонда социально-культурных мероприятий и жилищного строительства направляются на строительство и капитальный ремонт жилых домов, культурно-бытовых учреждений, для улучшения культурно-бытового обслужи вания рабочих, инженерно-технических работников и слу жащих предприятия. Кроме того, средства этого фонда могут быть использованы предприятием для долевого уча стия в совместном строительстве жилых домов и учрежде-
94
ний культурно-бытового назначения. Директора предприя тий по согласованию с профсоюзными организациями имеют право перераспределять средства между фондом ма териального поощрения и фондом социально-культурных мероприятий и жилищного строительства в пределах до 20% суммы каждого фонда.
Средства фонда развития производства направляются предприятием для финансирования капитальных вложений на внедрение новой техники, механизацию и автоматиза цию, модернизацию оборудования, обновление основных фондов, совершенствование организации производства и труда, на организацию и расширение производства това ров народного потребления, улучшение их качества. Этот фонд используется также на финансирование других меро приятий по развитию производства, освоению новых ви дов изделий, обеспечению роста производительности труда, снижению себестоимости продукции и повышению рента бельности производства. Из этого фонда погашаются бан ковские ссуды, полученные предприятием на внедрение новой техники, организацию, расширение производства и улучшение качества товаров народного потребления.
Фонд освоения новой техники образуется в промышлен ных министерствах за счет отчислений от себестоимости продукции, вырабатываемой предприятиями химической, нефтеперерабатывающей, металлургической, целлюлознобумажной и гидролизной промышленности, а также пред приятиями машиностроения и металлообработки. Этот порядок возмещения затрат не распространяется на произ водство судов, локомотивов, магистральных грузовых ваго нов, самолетов и авиационных двигателей, опытных экзем пляров (серий, партий) новых видов техники и продукции, изготовляемых по разовым (единичным) заказам.
Отчисления в фонд освоения новой техники включаются в плановую и фактическую себестоимость продукции по статье «Расходы на подготовку и освоение производства».
Предприятия перечисляют средства в фонд освоения новой техники в сроки, установленные министерством, но не реже чем один раз в квартал. При отсутствии средств на расчетных счетах предприятий их поручения на пере числение средств помещаются Госбанком в картотеку № 2 и оплачиваются в порядке очередности. Средства зачис ляются на особый счет министерства по освоению новой техники. С этого счета министерство возмещает предприя тиям указанных выше отраслей промышленности плановые
i5
затраты на конструкторские, опытные и другие работы по подготовке производства новых видов продукции, осуще ствленные до начала ее серийного выпуска (включая из готовление первоначального комплекта специальных ин струментов и приспособлений, а также первого опытного образца или первой опытной серии, партии изделий). С мо мента перехода на серийный выпуск новых видов изделий возмещение указанных расходов из фонда освоения новой техники прекращается.
Финансирование затрат по освоению производства но вых видов продукции за счет фонда освоения.новой тех ники осуществляется раздельно по каждому виду в пре делах утвержденной сметы. Сметы разрабатываются пред приятиями одновременно с планом по производству, труду и себестоимости на предстоящий год и представляются на утверждение министерству. Составляются они по каждому изделию в отдельности на весь период освоения с распре делением по годам, а на предстоящий год — в кварталь ном разрезе.
Предприятию, приступающему к освоению новых видов продукции, министерством выдается аванс из фонда освое ния новой техники. В последующем средства перечис ляются в соответствии с заявкой предприятия, подписан ной директором и главным бухгалтером, в которой указы ваются суммы, утвержденные по годовой смете, получен ные и израсходованные за квартал и с начала года.
Суммы, перерасходованные предприятием против утвержденной сметы, не возмещаются из фонда освоения новой техники, а относятся на себестоимость этого изде лия по статье «Расходы на подготовку и освоение произ водства». Средства, не использованные для освоения дан ного изделия, возвращаются предприятием министерству или направляются с его разрешения на освоение производ ства других изделий.
5. Свободный остаток прибыли
Промышленные предприятия, тресты, комбинаты и объ единения, переведенные на новый порядок планирования и экономического стимулирования, у которых после внесе ния в бюджет платы за производственные фонды, фикси рованных и рентных платежей, уплаты процентов за кре дит, создания фондов экономического стимулирования и
95
покрытия плановых затрат остается часть свободной при были, вносят ее в бюджет.
Размер свободного остатка плановой прибыли, подле жащего перечислению в бюджет, определяется вышестоя щей организацией и включается в число основных показа телей, утверждаемых ею для своих подведомственных предприятий.
На два года освобождаются от взноса в бюджет сво бодного остатка прибыли вновь организованные предприя тия республиканского (АССР), краевого, областного, окружного, районного и городского подчинения, работаю
щие на местном |
сырье и отходах, а также применяющие |
в производстве |
фондируемое сырье и материалы, стои |
мость которых не превышает 25% стоимости всего сырья, фактически израсходованного на производство данного товара.
Промышленные предприятия и объединения вносят в бюджет свободный остаток прибыли 10-го, 20 и 28-го числа каждого месяца в размере ‘/э суммы плановых платежей, установленных на соответствующий квартал, с последую щим перерасчетом исходя из фактически полученной при были.
Предприятия и организации с сезонным производством (предприятия мясной, птицеперерабатывающей, молочной, маслодельной, сыродельной, сахарной, спиртовой, консерв ной промышленности, а также предприятия и организации по заготовке и переработке льна, хлопка и вторичного сырья) взносы в бюджет свободного остатка прибыли про изводят с учетом помесячного образования прибыли в сроки, устанавливаемые министерствами финансов АССР, краевыми, областными, окружными, городскими и район ными финансовыми отделами по согласованию с предприя тиями и организациями.
Предприятия и организации отвечают за правильное исчисление и своевременную уплату причитающихся бюд жету сумм по свободному остатку прибыли. За несвоевре менную уплату с них взыскивается пеня в размере 0,05% за каждый день просрочки, начиная со дня, следующего за сроком уплаты, по день уплаты включительно. Финан совый орган может взыскивать в бесспорном порядке суммы свободного остатка, не внесенные плательщиком в установленные сроки.
Расчеты с бюджетом по взносам свободного остатка прибыли производятся непосредственно каждым предприя-
97
тием в децентрализованном порядке. В отдельных случаях эти расчеты осуществляются управлениями, объедине ниями и другими организациями в централизованном по рядке. При централизованных расчетах с бюджетом управ ления, объединения и другие организации взносы в бюд жет свободного остатка прибыли производят непосред ственно со своего расчетного счета или дают поручение на уплату причитающихся сумм подведомственным предприя тиям и хозяйственным организациям. i
Централизованный порядок расчетов по предприятиям и хозяйственным организациям союзного подчинения уста навливается Министерством финансов СССР по согласо ванию с соответствующими министерствами и ведомствами
СССР, по предприятиям республиканского и местного под чинения— соответствующими министерствами финансов республик и местными финансовыми органами по согла сованию с республиканскими промышленными министер ствами и ведомствами местного подчинения.
Промышленные объединения расчеты с государственным бюджетом по свободному остатку прибыли могут произво дить по согласованию с Министерством финансов СССР
централизованно по результатам производственно-хозяй ственной деятельности объединения в целом. Исчисление суммы свободного остатка прибыли, подлежащего взносу в бюджет, производится в течение года нарастающим ито гом за период с начала года. Суммы свободного остатка прибыли, дополнительно причитающиеся бюджету после текущего перерасчета фактической прибыли, вносятся в бюджет в 5-дневный срок со дня, установленного для пред ставления месячных и квартальных бухгалтерских отчетов и балансов, а по годовым перерасчетам — не позднее 1 апреля следующего за отчетным года.
При расчете сумм свободного остатка прибыли, факти чески подлежащих взносу в бюджет за отчетный период, из балансовой прибыли предприятия (объединения) пред варительно исключаются:
прибыль целевого назначения; прибыль, полученная от работы в дни коммунистиче
ских субботников; дополнительная выручка, образовавшаяся в результате
завышения установленных цен и нарушения действующего порядка ценообразования (эта выручка полностью вно сится в доход бюджета в отдельном порядке);
дополнительная прибыль, полученная за счет выпуска
98
продукции с отступлением от стандартов, технических ус ловий и рецептур, которая в особом порядке полностью вносится в доход бюджета и не включается в отчетные данные о выполнении плана реализации продукции.
Кроме того, по предприятиям и организациям, внося щим в бюджет 95% разницы между штрафами получен ными и уплаченными, балансовая прибыль уменьшается на сумму превышения штрафов полученных над уплачен ными.
По предприятиям, имеющим в своем составе убыточ ные подсобные сельские хозяйства, балансовая прибыль увеличивается на сумму сверхплановых убытков, допущен ных в отчетном периоде этими хозяйствами.
Оставшаяся сумма фактической прибыли сопостав ляется с утвержденной в плане и разбивается на две части: фактическую прибыль в пределах установленного плана и сверхплановую прибыль.
От фактической прибыли, полученной в пределах плана, свободный остаток, подлежащий взносу в бюджет, опре деляется следующим образом: вначале исключаются суммы, фактически причитающиеся бюджету по плате за производственные фонды, фиксированным и рентным пла тежам и банку по уплате процентов за кредит. Затем часть этой прибыли направляется на создание фондов эко номического стимулирования в суммах фактически начис ленных, но не выше плановых, на возмещение временно использованных в истекшем году на плановые мероприя тия средств резерва за выслугу лет и фондов экономиче ского стимулирования, а также на образование резерва министерства для оказания финансовой помощи.
Оставшаяся часть прибыли направляется на финанси рование всех остальных затрат, покрываемых из плановой прибыли в размерах фактической потребности, но не выше сумм, вытекающих из утвержденного баланса доходов и расходов предприятия.
Если после этого часть прибыли остается свободной, то она подлежит изъятию в бюджет. При этом следует иметь в виду, что согласно инструкции Министерства финансов
СССР от 30 июня 1972 г. № 125 п. 28 экономия по плате за производственные фонды, фиксированным, рентным пла тежам и процентам за банковский кредит не увеличивает сверхплановую прибыль предприятий, организаций и не может направляться в фонды экономического стимулиро вания и на другие затраты,- -производимые за счет сверх
99
плановой прибыли. Для |
определения |
свободного |
остатка |
сверхплановой прибыли, |
подлежащего |
взносу в |
бюджет, |
из общей ее суммы исключаются: |
|
|
сверхплановые взносы в бюджет платы за производ ственные фонды, фиксированных и рентных платежей, а также сверхплановую уплату процентов за кредит банка; суммы погашения ссуд банка, полученных предприя тиями на временное восполнение недостатка собственных оборотных средств под обязательства о проведении кон кретных мер, обеспечивающих восполнение недостатка
собственных оборотных средств; дополнительные отчисления в фонды экономического
стимулирования в полагающихся размерах, но не выше оставшейся части сверхплановой прибыли после направле ния ее на сверхплановые взносы первоочередных платежей в бюджет, погашение ссуд банка, полученных на восполне ние недостатка оборотных средств и уплату процентов за кредит;
выплаты премий по социалистическому соревнованию; убытки от эксплуатации ЖКХ и разница в ценах на топливо, отпущенное для отопления и горячего водоснаб жения жилых домов в размерах, превышающих суммы,
предусмотренные в финансовом плане предприятия; погашение ссуд банка, выданных на протяжении года
на увеличение выпуска товаров народного потребления и на осуществление мероприятий по выпуску новых видов продукции повышенного качества, надежности и долговеч ности изделий;
погашение ссуд банка, полученных предприятием на внедрение новой техники и другие мероприятия по техни ческому совершенствованию производства;
дополнительные отчисления в резерв министерства для оказания финансовой помощи предприятиям и хозяйствен ным организациям в проценте, определяемом по финансо вому плану предприятия;
затраты на цели по решениям Совета Министров СССР. Разница между общей суммой сверхплановой прибыли и указанными затратами, покрываемыми за счет этой при
были, направляется в бюджет в виде взноса свободного остатка сверхплановой прибыли. Погашение ссуд банка, выданных в связи с увеличением выпуска товаров народ ного потребления и на мероприятия по выпуску новой про дукции, повышением качества изделий принимается в рас чет при условии их окупаемости в течение одного года за
100
счет прибыли, получаемой от реализации указанных изде лий.
Погашение кредитов банка, полученных на внедрение новой техники и техническое совершенствование производ ства, засчитывается при распределении сверхплановой прибыли лишь в том случае, если у предприятия недо стает средств по фонду развития производства.
Если сумма сверхплановой прибыли недостаточна для покрытия всех указанных выше затрат, то она исполь зуется в первую очередь на покрытие первоочередных пла тежей, погашение ссуд банка, полученных на восполнение недостатка собственных оборотных средств, а также на до полнительные отчисления в фонды экономического стиму лирования. В том случае, если предприятие, имея недоста ток собственных оборотных средств, не получало кредита банка на временное восполнение его, то часть сверх плановой прибыли, остающаяся после покрытия первооче редных платежей, также направляется на покрытие имею щегося недостатка собственных оборотных средств пред приятия.
Кредит банка, полученный предприятием на временное восполнение недостатка собственных оборотных средств, образовавшегося внутри года, погашается за счет его соб ственных средств и в расчетах по свободному остатку при были, подлежащему взносу в бюджет, не учитывается.
Выплата премий по социалистическому соревнованию принимается во внимание при определении свободного остатка сверхплановой прибыли в размерах, отраженных в бухгалтерских отчетах и балансах, а при расчетах за от четный год, кроме того, учитываются премии, присужден ные по итогам работы за IV квартал отчетного года. В слу чае недостаточности сверхплановой прибыли премии по итогам Всесоюзного и республиканского социалистического соревнования принимаются во внимание при распределе нии прибыли, полученной в пределах плана.
При расчете сумм свободного остатка прибыли, подле жащих взносу в бюджет, по предприятиям, у которых фак тическая прибыль меньше плановой, из фактически полу ченной прибыли исключают прибыль целевого назначения, взносы в бюджет платы за производственные фонды, фик сированных и рентных платежей, а также на уплату про центов за кредит банка.
Оставшаяся часть прибыли используется: на образова ние фондов экономического стимулирования; на возмеще
101
ние временно использованных в прошлом году на плано вые мероприятия средств резерва за выслугу лет и фон дов экономического стимулирования, включая средства фонда материального поощрения в части, предназначенной для выплаты единовременного вознаграждения по итогам работы за год; на образование резерва министерства для оказания финансовой помощи предприятиям и организа циям.
После покрытия этих отчислений остаток прибыли рас пределяется между предприятием и бюджетом в пропор циях, вытекающих из финансового плана предприятия. В этом случае норма изъятия в бюджет свободного остатка прибыли равна отношению суммы свободного остатка прибыли, предусмотренного в плане, к сумме плановой прибыли, за исключением из нее: плановых первоочеред ных платежей, плановых отчислений в фонды экономиче ского стимулирования, сумм возмещения временно исполь зованных в предыдущем году на плановые мероприятия средств резерва за выслугу лет и фондов экономического стимулирования, отчислений в резерв министерства для ока зания финансовой помощи предприятиям и организациям.
Если у предприятия часть плановых затрат на соб ственные нужды (прирост норматива оборотных средств, финансирование централизованных капитальных вложений и др.) покрывается средствами, получаемыми от выше стоящей организации в порядке перераспределения, то при расчетах с бюджетом по свободному остатку прибыли учи тываются лишь суммы, покрываемые за счет собственной прибыли данного предприятия.
По предприятиям, у которых фактически причитаю щиеся бюджету суммы платы за производственные фонды и уплаченные банку проценты за кредит ниже плана, на сумму экономии по этим платежам увеличивается свобод
ный остаток прибыли, изымаемый в бюджет. |
остатка |
|
Если плановый платеж в |
бюджет свободного |
|
в утвержденном финансовом |
плане покрывается |
не соб |
ственной прибылью, а за счет средств перераспределения, взносы этого платежа производятся в плановых суммах независимо от выполнения данным предприятием плана прибыли. В перерасчетах с бюджетом этот платеж пока зывается отдельной строкой, как платеж, производимый за счет средств по перераспределению.
По предприятиям, у которых в плане прибыль не пре дусматривалась или планировались убытки, а фактически
102