Файл: Куинджи А.А. Автоматическое уравновешивание роторов быстроходных машин.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 13.07.2024
Просмотров: 158
Скачиваний: 0
прогиба, что позволяет устранять неуравновешенность в системе как на докритпческих, так п на закрптпческнх скоростях. На рис. 56 схематически показаны вертикальный разрез центробежного экстрактора с АУУ Сирля н горизонтальное сечение этого уст ройства в плоскости А —А. В корпусе экстрактора 2 расположе ны отсеки 6 для помещения уравновешивающей жидкости. Экст рактор с неуравновешенным грузом с помощью вала 15 соединен
Рис. 56. Схема центробежного экстрактора с жидкостным А У У Сирля:
/—резервуар; 2—корпус экстрактора; 3—распределительный диск; 4, 5—ѵюпатки; 6— отсек; 7—горизонтальная перегородка: S—дно отсека; 9—тілоская пружина; /(/—коль цевой канал: //—питающая обойма; /2—гибкий шланг; 13—корпус; 14—упругая под-
-веска: /5—вал; 16—двигатель
сдвигателем 16, смонтированным в корпусе машины 13 на упру гой подвеске 14 так, что вся вращающаяся система может совер шать колебания около точки О. Собственная частота колебаний системы делается низкой, чтобы рабочій"! режим машины нахо
дился в закрптнческой области.
К распределительному диску 3 на дне корпуса экстрактора с помощью плоских пружин 9 прижата неподвижная питающая обойма 11, выполненная из такого материала, чтобы трение меж ду ней и распределительным диском было небольшим. Пружины прикреплены к корпусу машины и являются жесткими в горизон тальной плоскости.
В обойме имеется кольцевой канал 10, в который по гибко му шлангу 12 из резервуара 1 подается уравновешивающая жид кость, отжатая через отверстия в корпусе экстрактора.
69
В дне распределительного диска имеются впускные отверстия (см. рис. 56) по одному на каждый балансировочный отсек. Рас стояние внешней кромки отверстий от центра диска приблизи тельно равно радиусу канала обоймы.
Если отклонение экстрактора от осп вращения равно нулю, то все впускные отверстия-закрыты. При отклонении экстрактора от осп вращения распределительный диск смещается относитель но питающей обоймы и открывает па этой стороне одно пли не сколько отверстий, через которые уравновешивающая жидкость поступает из питающей обоймы в распределительный диск. Через каналы, образованные лопатками 4 п 5, жидкость под действи ем центробежных сил выгоняется в балансировочные отсеки через выпускающие отверстия, сдвинутые относительно соответствую щих впускных отверстий в сторону, обратную направлению вра щения.
Каналы, образованные направляющими лопатками, разделе ны горизонтальной перегородкой 7 на две части.
Внутренний диаметр разделительной пластины выбирается та ким, чтобы уравновешивающая жидкость направлялась по верх нему каналу только после достижения заранее определенной ско рости.
Это АУУ может быть поставлено только на вертикальный ро тор в машинах, в которых в результате работы имеется избыток жидкости, используемой в качестве уравновешивающей. При применении специальной жидкости для уравновешивания требу ется ее периодическое пополнение извне, так как она после ис пользования обратно в резервуар не возвращается.
Необходимость обеспечения перекрытия впускных отверстий при уравновешенном роторе и трении между распределительным диском и питающей обоймой не позволяют получать полное уравновешивание и приводят к остаточной неуравновешенности.
МЕХАНИЧЕСКИЕ АУУ
1. Кольцевое АУУ. Для уравновешивания вала Ледярд по зал достаточность двух колец, свободно повешенных вблизи не уравновешенности.
Схематически кольцевое АУУ показано на рис. 57. На при водном валу в кожухе, заполненном маслом, свободно подвеше ны два тяжелых кольца. Масло служит для демпфирования ко лебаний колец и разгона их до скорости, равной скорости ротора. Кожух выполнен так, что на скоростях ниже критической центры колец попадают на ось вращения и кольца не добавляют неурав новешенности в систему. Кольца начинают работать только выше критической скорости.
На рис. 57 показано относительное расположение колец при вращении системы с закритнческой скоростью: здесь с — центр
70
тяжести системы; О — центр вала АУУ; О, — ось подшипников; е __ эксцентриситет; с, и Сг — центры тяжести колец.
При такой скорости центробежные силы Р\ и Ро, приложен ные к центрам тяжести колец, стремятся повернуть их к верх
нее, _ |
«легкой» части фигуры. При этом центр тяжести системы |
||||||
с будет приближаться к |
О, |
т. |
е. будет уменьшаться эксцентриси |
||||
тет центра тяжести по отношению к точке прикрепления, |
умень |
||||||
шается |
неуравновешенность |
и прогиб системы, точки |
с, |
О, О |
t |
||
|
|
сближаются и сольются, что приведет к прекращению колебаний. Трение между кольцами и валом снижает эффективность АУУ и не позволяет полностью урав новесить систему. Кольцевое АУУ не устраняет неуравновешенность на скоростях ниже критической.
Для устранения неуравновешен ности значительной величины конструкция А УУ получается гро
моздкой.
Так как кольца не расположе ны в одной плоскости, это приво дит к появлению дополнительного момента на валу, вызывающего реакции в опорах.
2. Маятниковое АУУ. Устрой ство представляет собой (рис.58) закрепленные на приводном валу
два диска с осями, вокруг которых могут свободно поворачи ваться маятники. Расстояние от осей маятников до центров дис ков /• принимается большим, чем наибольший эксцентриситет центра вала е, в месте установки АУУ.
Маятниковое А УУ увеличивает неуравновешенность системы ниже критической скорости и ухудшает условия перехода через критическую скорость. На скоростях выше критической умень шает вибрации, но недостаточно эффективно.
Маятниковое АУУ может быть установлено на роторах как с вертикальной, так и с горизонтальной осью вращения. Все ма ятники расположены в одной плоскости, но расположить их в плоскости неуравновешенности конструктивно трудно, это приво дит к появлению добавочных реакций в опорах.
3. Шаровое АУУ. Предложено Сирлем в 1930 г. Динамиче ская балансировочная машина с компенсирующим элементом состоит из помещенных в цилиндрическую обойму двух стальныхшаров, которые при вращении со скоростью большей, чем кри
тическая, автоматически занимают положение, |
обеспечивающее |
уравновешивание ротора. Схема действующих |
сил и принцип |
действия шарового А УУ представлена на рис. |
59, где точка Ot |
обозначает ось подшипников, вокруг которой происходит враще ние; О — центр обоймы; с — центр тяжести ротора.
71
Ниже критической скорости шары будут сближаться под дей ствием тангенциальных составляющих т центробежных сил, пе ремещаясь на тяжелую сторону п увеличивая неуравновешен
ность.
А -А Выше критической скорости шары так же будут сближаться под. действием сил т, но движение их теперь направлено на
А - А
Рис. 58. Схема |
маятннко- |
Рис. 59. Схема деист- |
Рис. |
60. |
Шаровое |
|
АУУ |
||||||||||
|
|
вого А У У : |
|
вия |
сил в |
|
шаровом |
|
|
|
Снрля |
|
|
||||
/—маятники; е—эксцентри- |
|
|
А У У |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||
сптет центра тяжести экст |
«легкую» |
сторону, |
что ведет |
|
к уменьше |
||||||||||||
рактора с грузом при скоро |
|
||||||||||||||||
сти |
г |
|
критической; |
|
|||||||||||||
|
больше |
нию неуравновешенности. |
|
|
|
|
|
||||||||||
ßi — эксцентриситет |
центра |
|
|
|
|
|
|||||||||||
вала |
в |
месте |
установки |
|
При |
полном |
уравновешивании |
точки |
|||||||||
АУУмаятника; —^расстояниедо центра |
отдискаоси; |
с, |
|||||||||||||||
G —расстояние от оси |
маят |
О, |
О] |
совпадают, |
силы |
х |
обратятся в |
||||||||||
R |
|
неуравновешенности; |
нуль и движение шаров прекратится. Ш а |
||||||||||||||
\—вес |
|||||||||||||||||
ника до его центра тяжести; |
ровое АУУ может |
работать |
только на |
||||||||||||||
Go—вес экстрактора с |
грузом |
||||||||||||||||
|
|
|
|
|
скоростях выше критической. На низких |
||||||||||||
неуравновешенность. |
скоростях |
оно |
создает дополнительную |
||||||||||||||
Для устранения этого недостатка Сирль |
|||||||||||||||||
предложил другую конструкцию шарового А У У (рис. |
|
60). В зтой |
|||||||||||||||
конструкции применено не два, |
а шесть шаров диаметром |
сі, |
что |
||||||||||||||
|
повышает емкость и чувствительность устройства. Шары разме щены в конической обойме. Диаметр нижней части такой, что шары, лежащие в ней на малых скоростях вращения, тесно при
72
жаты друг к другу II равномерно распределены по всей окруж ности, т. е. не дают дополнительной неуравновешенности. При скорости, превышающей критическую, определяемой углом на клона конической части обоймы ß, шары выйдут из нижнего гнез да и, поднявшись по конической поверхности, попадут в верхнюю цилиндрическую часть обоймы, имеющую больший диаметр. Пе ремещаясь по окружности, шары автоматически займут положе ние, устраняющее неуравновешенность системы.
Для устранения |
вибрации шаров и разгона их до |
нужной |
скорости обойма заполнена маслом. |
Дунка |
|
Рассмотрение свойств всех известных А УУ (Леблана, |
||
на, Снрля, Ледярда |
и т. п. [19]) позволяет сделать следующие |
|
выводы. |
|
|
1.Все рассмотренные АУУ работают за счет стремления урав новешивающих грузов или жидкости, участвующих в колеба тельном движении ротора, занять «наинизшее» положение. Уст ройства не обеспечивают уравновешивание ротора на скоростях ниже критических.
Исключением являются только жидкостные А УУ Снрля и Дункан.
2.Эффективное уравновешивание роторов машин на любых скоростях вращения может быть обеспечено только АУУ с при нудительным перемещением уравновешивающих масс при при менении автоматического управления этими перемещениями. Си стема управления должна учитывать изменение сдвига фазы между неуравновешенностью и прогибом до и после критической скорости.
ВСЕРЕЖИМНЫЕ АВТОМАТИЧЕСКИЕ УРАВНОВЕШИВАЮЩИЕ УСТРОЙСТВА
При создании автоматических уравновешивающих устройств, эффективно работающих на всех скоростях и автоматически сле дящих за изменениями неуравновешенности, могут быть приме нены два принципиально различных метода построения системы управления исполнительным уравновешивающим механизмом.
В первой из этих систем управления используется метод слу чайного поиска положений элементов исполнительного механиз ма, при которых наступает уравновешивание ротора. Во второй системе используется метод направленного перемещения эле ментов исполнительного механизма с учетом динамических свойств уравновешиваемой системы.
Балансировка ротрра на ходу методом случайного поиска
Метод разработан и экспериментально проверен Л. А. Растригиным [38].
4 |
3818 |
73 |